Польстер И., М. - Интегрированная гештал... Ирвин Польстер, Мириам Польстер
Скачать 1.66 Mb.
|
3. ПО ТУ СТОРОНУ СОПРОТИВЛЕНИЯ "Ты – особая смесь неистовых сил...Говорю не в осуждение. Так много стоит за этим. Разжигаем страсти. Кричим об этом. Все мы разные. Миллиард маленьких ча- стиц, не замечаемых объектами своего влияния...Негативное и позитивное борется друг с другом, и мы можем только смотреть на них, удивляться или вопить... Иногда мы можем видеть противоборство ангела со стервятником". Сол Беллоу Концепция сопротивления имеет большое значение для терапевта, который хочет преодолеть свойственные данной культуре рамки "долженствования" (shoulds). У чело- века есть определенные цели: посетить друга, выполнить работу по дому, сочинять му- зыку и т.п. Любое внутриличностное нарушение, которое мешает достижению цели, называется сопротивлением. Оно как непреодолимый барьер, препятствующий есте- ственному для человека поведению. Чтобы достичь "правильной" цели, барьер нужно убрать. Таким образом, сила, порождающая сопротивление, рассматривается как "сабо- тажник" или "вражеский агент " среди многих сил, которые действуют внутри лично- сти. Сопротивление заслуживает серьезного рассмотрения. Часто оно представляет собой не только барьер, который надо убрать, но и созидательную сила, помогающую преодолевать жизненные трудности. Ребенок учится подавлять свои слезы, когда они вызывают неодобрительную реакцию родителей. Пока его жизнь ограничена узким ми- ром семьи, ребенок беспрекословно принимает ее правила и старается во всем им соот- ветствовать. Подрастая, он становится менее зависимым от "домашнего кодекса", у него появляется новое чувство свободы и силы. Если же человек сохраняет детское пред- ставление о том, что плакать стыдно, он останется "привязанным" к прошлому. Часто, вместо того, чтобы пытаться устранить сопротивление, лучше сконцентрироваться на нем. Мы исходим из предположения, что в лучшем случае личность "прорастает" сквозь сопротивление, а в худшем – сопротивление становится частью его идентично- сти. Приписывать сопротивлению все проблемы поведения человека – заблуждение. Устранять же сопротивление, чтобы вернуться в прежнее состояние – напрасные мечты. Человек, который испытывает сопротивление, – уже совсем другая личность, и у него нет пути назад. Каждый шаг развития сопротивления создает новую часть личности. Человек не становится "старой личностью плюс сопротивление", которое можно устра- нить, как только он наберется достаточно мужества. Возвращаясь к примеру о человеке, который сопротивлялся слезам, потому что родители сердились на него за это, оставляли одного, а то и давали волю рукам, скажем, что он сделал гораздо больше, чем просто сдерживал слезы. Если он понял, что в жизни нередко приходится сдерживать себя, то может стать сильным и крепким, чутким к по- требностям других и, наконец, научится выражать свои чувства. Но возможен и другой путь – этот человек может стать черствым или, наоборот, нытиком и приобрести мно- жество других неприятных черт характера. В любом случае терапевту остается только принимать человека таким, каков он есть, выделяя то, что есть, таким образом, чтобы оно становилось источником энергии, а не "мертвым грузом" личности. К примеру, Джон, один из участников нашей группы, заявил, что не может разговаривать с Мэри, еще одной участницей группы, потому что "между ними стена". Это была его форма сопротивления разговору с Мэри. Джону нужно не убирать эту стену, а почувствовать ее – стать стеной, поговорить со стеной или описать эту стену – то есть сделать что-нибудь такое, что разрушит стереотипы и откроет для него живую реальность. Вот вымышленный диалог, который демонстриру- ет, как в идеале это может протекать. Джону предложили побыть стеной и обратились от ее имени. Стена: Я здесь для того, чтобы защитить тебя от этой хищной женщины, кото- рая съест тебя живьем, если только ты откроешься ей. Джон: Не слишком ли ты преувеличиваешь? Она выглядит вполне безопасной и сама испугана больше остальных. Стена: Конечно, она испугана. Это из-за меня. Я суровая стена и могу напугать кого угодно. Этого я и добиваюсь. Я могу напугать даже тебя. Ты тоже напуган, хоть я и на твоей стороне. Джон: Я действительно напуган, хотя чувствую, что ты внутри меня, как будто я стал тобой. Я чувствую, что у меня в груди словно металлическая броня, я действи- тельно схожу с ума от этого. Стена: Сходишь с ума – от чего? Я твоя сила, а ты даже не знаешь об этом. По- чувствуй, какой ты сильный внутри. Джон: Конечно, я ощущаю свою силу, но в тоже время и неподвижность, моя грудь словно становится металлической. Я хотел бы разбить тебя, сокрушить и прийти к Мэри. Терапевт: Разбей свой железный панцирь. Джон:(Бьет себя в грудь и кричит) Прочь с моего пути! Прочь с моего пути! (Молчание) Моя грудь сильная, хотя она уже больше не железная. (Снова молча- ние.У Джона начинают дрожать губы и подбородок. Он борется с волнением, затем справляется с собой, поднимает глаза и обращается к Мэри.) Я больше не чувствую стену между нами и действительно хочу с тобой разговаривать. Этот пример иллюстрирует как силу "стены", так и ее разрушительное качество. Когда Джон смог признать, что "стена" – это он ,– она стала частью его осознанных це- лей, которые делают его сильным и больше обогащают, нежели отнимают. Личные осо- бенности, которые Джон осознал в себе , расширили его чувство собственной идентич- ности и оживили в нем силы, дремавшие до сих пор. Его поведение обретает живитель- ную силу, сдвигаясь с "мертвой точки". Во многих терапевтических случаях чаще присутствуют еще более сложные факторы. Существуют разнообразные виды сопротивления. Случай со "стеной" – кон- кретный и ясный пример сопротивления, но оно может иметь множество форм: вер- бальную, метафорическую, поведенческую; которые проявляются одновременно или последовательно. Работа с сопротивлением требует мастерства, при котором избира- тельность терапевта становится трансцендентной силой, которая не ограничивается концентрацией внимания на сопротивлении. На одно из наших групповых занятии пришел мужчина по имени Хол, который выглядел, как современный Фальстаф: громадного роста, с большим животом, красным лицом и дружелюбными манерами. Этот великан возвышался над группой и все время молчал. Когда он все-таки решался заговорить, то бросал робкие взгляды, горбился и обращался только к кому-нибудь одному. Он словно постоянно готовился отражать чью- то атаку. Когда его спросили, почему он молчит, Хол объяснил, что всегда испытывает трудности в общении с деловыми женщинами, особенно если они обладают властью. А еще не любит поворачиваться спиной к человеку, которому не доверяет. Свое сопротив- ление Хол выражал молчанием, недоверием и сгорбленными плечами. Я поднялась, встала за его спиной и спросила, что он чувствует, когда женщина стоит у него за спи- ной. Хол сидел на полу. Когда он повернулся ко мне, то от неловкости опустил руки и прижался к полу. Так его сопротивление преобразовалось в зажатость. Я снова зашла к нему за спину, забралась на него верхом и спросила, что он собирается со мной делать. Он мог отреагировать как угодно, даже просто стряхнуть меня, словно пепел от сигаре- ты. Если бы я почувствовала, что его сопротивление действительно примет такую фор- му, то не стала бы изображать наездника. Но он заявил: "Ну ладно, я могу покатать тебя по комнате". Хол выбрал свое собственное "лекарство". Катание меня по комнате верну- ло ему контроль над собственными чувствами. И хотя внешне женщина сидела на нем верхом, Хол почувствовал, что одержал верх над самим собой. Он использовал свою физическую силу, чтобы перевести угрозу в игру, и почувствовал радость и гармонию с собой, со мной и с группой, которая тоже радовалась за Хола. Взрывы смеха и веселье подбадривали его. Для меня это была веселая "прогулка на слоне". Ведущим в этой си- туации был Хол, он выбирал направление, скорость и веселое настроение. Когда мы вернулись на свои места и я слезла с его спины, он смеялся и разгова- ривал совершенно свободно, он больше не боялся меня. В дальнейшем я часто слышала его голос, потому что он стал центральной фигурой в группе. Усилив и мобилизовав сопротивление, Холл удачно использовал его силу для нашего взаимодействия. Пугаю- щее его подчинение женщине он сумел преобразовать в собственное доминирование. А вместо вызывающей ступор борьбы он создал веселый союз. И прежнее бездействие, дополненное недоверием и проекциями. он заменил на реальную активность, которая принесла неожиданный результат. Хол преобразовал потенциально разрушительную, агрессивную энергию в соци- ально приемлемое поведение. С точки зрения теории сублимации, этот человек заме- стил игрой контроль или агрессию. Однако, если сопротивление рассматривать как со- зидательную силу, то мы утверждаем, что в этом случае не было замещения. Хол мог двигаться в разных направлениях и сделал выбор. Результатом была кульминация раз- личных сил, каждая из которых имеет право на существование, включая агрессию, ве- селье, подозрительность, доверие, аффективность, гнев и т.д. Сублимация предполагает различие между тем, что правильно, и тем, что происходит в действительности, – раз- личие, от которого мы хотели бы отказаться. Если раньше такое сочетание подозри- тельности и враждебности могло разрушить игру и доверие, то в данном случае оно пе- рестало определять актуальное поведение, которое "включило" игру и доверие. Взгляд на первоначальную мотивацию как на более важную, чем актуальный опыт, обесцени- вает и упрощает реальное поведение. Концентрируясь на эмпирическом опыте, мы исследуем каждое переживание человека как таковое, а не сводим все к определенным характеристикам. Мы рассмат- риваем внутренний мир человека как композицию, в которой все составные части жиз- неспособны. Из этого следует, природа человека неразрывно связана с целостностью всего его опыта. Так называемое сопротивление является частью человека в такой же степени, как и вызывающий его импульс. Таким образом, мы можем двигаться от одно- го переживания человека к другому, не давая определение его индивидуальности. Его судьба идет по своему собственному пути. Композиция внутреннего опыта Рассмотрение человека как композиции личностных свойств предполагает, что человек испытывает трудности скорее из-за внутреннего разделения, чем из-за проти- вопоставления себя окружающему миру. Внутренняя "война", будь то застарелый кон- фликт или тупик, – это борьба за существование, которую ведет каждое отдельное ка- чество человека – со своей энергией, своей поддержкой и своими врагами. Каждый но- вое соединение различных внутренних качеств создает новый альянс, который в дан- ный момент отражает силы каждого компонента. Например, нежелание Хола работать было сочетанием его недоверия к женщи- нам вообще, его восприятием женщины – ведущей группы, его скрытой физической силы и избегания игры. Позволив проявиться своей силе, по-новому восприняв женщи- ну-ведущую и использовав свою склонность к игре, он произвел особые изменения, ко- торые его поведению придали новое направление. Когда старые составляющие "компо- зиции" развиваются и возникают новые – например, мое катание на спине Хола – сама "композиция" изменяется, как картина или результат химической реакции. Этот процесс изменения старых, отживших направлений и развитие новых составляет сущность пси- хотерапии. Когда между соответствующими силами возникает новый контакт, откры- ваются новые качества "отчужденных" частей человека. Метод работы со снами Фрица Перлза иллюстрирует это представление о чело 1 - веке, как композиции внутренних сил. Без интерпретации и особого внимания к сопро- тивлению, Перлз следует за развитием различных свойств и проявлений человека, предъявившего свой сон, так, чтобы каждая часть личности получила свое место в об- щей картине. Его пациент Дик так описал свой сон: (Торопливо) "Я вижу повторяющийся ночной кошмар. Я сплю и во сне слышу чьи-то душераздирающие вопли. Я просыпаюсь и вижу, что копы избивают какого-то ребенка. Я хочу подняться, чтобы помочь ему, но кто-то стоит у изголовья и в изножье кровати. Они кидают на меня подушку и давят, давят так, что я не могу пошевелить го- ловой. Я не могу выбраться. Я просыпаюсь с отчаянным криком, весь в испарине". После нескольких вступительных слов Перлз попросил Дика "стать" полицей- ским и избивать ребенка. Дик изобразил полицейского, сдирающего с ребенка кожу. Эта роль ему не нравилась. Тогда Перлз попросил его поговорить с полицейским. Дик объ- яснил разницу между социальным положением ребенка и полицейского, который отве- чает за моральные устои общества. Потом Дик заявил, что если ребенок намерен вре- дить людям, он будет с ним бороться. Перлз предложил Дику сыграть роль ребенка. "Ребенок" объяснил, что ему важно быть членом гангстерской шайки и снайперским стрелком. Он хочет быть значимым. Постепенно Дик начинает сочувствовать полицей- скому и его желанию защищать интересы общества, а ребенок становится тем, кто нуж- дается в заботе и хочет найти свое место в этом мире. Когда ребенок говорит, что ему нужно уехать в другое место и просит о помощи, Дик чувствует беспомощность. Поли- цейский удерживает ребенка, и ребенок в ярости набрасывается на него. Дик поддержи- вает ребенка и начинает чувствовать собственную жестокость, а не проецирует ее на полицейского и ребенка. Затем Перлз предлагает Дику сделать следующий шаг и направить собственные чувства на самого себя. Дик целиком подчиняется своему желанию уничтожить свое прошлое и заняться осмысленной деятельностью. Работа со сном заканчивается при- Perls,F.S., 1Gestalt Therapy Verbatim. Moab, Utah: Real People Press, 1969. 1 знанием, которое отражает интеграцию образа себя: полицейского и ребенка, его бес- помощности, чувства собственной значимости, его потребности быть "метким стрел- ком" и нравиться другим, его рациональности: Перлз : Итак, закрой глаза и вступи в контакт со своей жестокостью. Как ты ощущаешь жестокость? Дик: (затаив дыхание): Я хо-о-чу раз-разрушать. Я хо-о-чу разломать прошлое. Я хочу избавиться от всего этого, чтобы не делать ничего такого. Я хочу быть свободным. Я бы хотел растерзать все это. Перлз : Так поговори с прошлым. Скажи: "Прошлое, я хочу избавиться от тебя". Дик: Прошлое, отвяжись от меня. Многие дети проходят через это. На свете полно всякого вздора. Многие из тех, кто хотел переделать школу, попали в тюрьму. Это не значит, что они не могут сделать что-то до конца. Я получил свою степень доктора философии. Я прошел через тебя. Я просто больше не хочу этого. Ты больше не будешь мучить меня. Я больше не должен возвращаться назад и видеть эту чертовщину. Я больше не должен бояться этого. Я могу жить там, где живу сейчас. Я отправляюсь в академический мир – реальный мир! Перлз: А что скажет прошлое? Дик: Да-а, но ты знаешь, что мы – твои друзья и нам-то известно, что тебе нуж- но. Наша жизнь богаче. В ней больше ярких чувств, смысла, больше дел и впечатлений. Она не стерильная. Ты знаешь, что сделал. И ты не можешь так просто уйти, ты не оставишь это. Перлз : Другими словами, жизнь доктора философии была стерильной? А Вы... Дик: Доктор философии... О! Доктор философии, черт возьми, что это означает? Перлз : Объясни ему. Дик: Посмотри: когда у тебя есть степень доктора философии, что же ты получа- ешь? Ты оказываешься в позиции, когда ты можешь чуть-чуть больше, чем просто ана- лизировать определенный круг проблем. Когда люди сталкиваются с ними, они, черт возьми, на самом деле и не собираются ничего делать с этим. И ни за каким чертом это никому не надо, и без разницы, что ты делаешь. Перлз: Ну вот, мы подошли к экзистенциальной проблеме. Сейчас ты получил зацепку, чтобы узнать, в чем твой тупик. Дик: Я не просто хочу делать что-то более живое. Я бы хотел заниматься чем-то более осмысленным, более реальным. Я хочу потрогать, почувствовать это. Я хочу ви- деть, как это растет и развивается. Даже если это долгий путь, я все равно хочу чув- ствовать, что приношу пользу. У меня нет идеи перевернуть мир... Это чувство беспо- мощности... Вся эта работа. Перлз : Это очень важное замечание, потому что все убийства, основаны на бес- помощности... Значит, быть доктором философии... Дик: В мире живет три миллиарда человек, и, возможно, только десять тысяч из них принимают решения. Моя задача – помочь тем, кто принимает решения, стать муд- рее. Я не собираюсь потрясти мир, но я, черт возьми, хочу сделать много больше, чем остальные два миллиарда и девятьсот с чем-то. И это будет очень важный вклад. Перлз: Ты замечаешь, что становишься более рациональным – противоположно- сти сходятся? Как ты сейчас себя чувствуешь? Дик: Я чувствую, что хочу быть рациональным. Перлз: Да-да. Я думаю, что ты сейчас проделал очень хорошую работу. В ходе работы со сновидением не было никаких попыток узнать, что стоит за этим сном. Более того, с помощью повторений сказанное во сне было расширено таким образом, что каждое высказывание вело к следующему до тех пор, пока не прокрути- лась вся цепочка. Каждой часть смогла говорить со своих собственных позиций, всегда эмоциональных, но никогда не предопределенных во взаимодействии с другими часты- ми. Задаваться вопросом, какое "я" настоящее, все равно что решать, что является более истинным зрительным образом – маленький красный кружок на картине Мондриана или голубой прямоугольник. Суженное представление о себе смягчается тем, что воз- никает из композиции сил. В данном случае это потребность получить степень доктора философии и использовать ее возможности осмысленно. Когда части "я" соприкасаются друг с другом, срабатывает основополагающий рефлекс, который их интегрирует. Человек проявляет целую композицию разных личностных качеств. Это было очевидно в работе со сном и особенно ясно проявляется в гештальт-терапевтической работе с полярностями. Новый взгляд гештальт-подхода заключается в том, что каждый индивидуум сам по себе – это бесконечное сочетание полярностей. Какое бы свойство ни обнаружил в себе человек, к нему всегда прилагается антипод, или полярное каче- ство. Оно "дремлет" в фоне, определяя интенсивность настоящих переживаний, но мо- жет образовать фигуру, если соберет достаточно сил. Если эту силу поддержать, стано- вится возможной интеграция лолярностей, застывших в позиции взаимного отторже- ния. Самая знаменитая перлзовская связка полярностей – "победитель- побежденный" . 1 Полярности не имеют пределов: образ жизни моего брата и мой; моя доброта и моя жестокость; моя чувствительность и мой цинизм; моя разговорчивость и моя немо- та; и т.д. Полярности у каждого человека свои. Чтобы разобраться в них, нужно помочь каждой части проявить во всей полноте свои потребности и желаниям и одновременно установить контакт с противоположной частью и впервые ощутить свою ценность в новом союзе сил. Это уменьшает вероят- ность того, что одна часть "увязнет в трясине" собственного бессилия. Какая часть при этом окажется "собакой сверху", а какая "собакой внизу". менее важно, чем то, что в этом союзе найдут применение силы и особенности каждой из частей. Одна женщина принимала участие в группе и долго предпочитала молчать, что было нормальным для нее до тех пор, пока она не почувствовала ярость, а затем беспо- мощность в борьбе с яростью. Далее мы приводим записанный диалог между ее беспо- мощностью и яростью. Этот диалог демонстрирует несовместимость двух частей, а затем смягчение барьеров за счет создания новой связи. Она действительно стала более активной не только в работе группы, но и в своей профессиональной жизни. Беспомощность: Я действительно совершенно беспомощна. Я не могу ничего изменить в своей жизни. Я всегда помалкиваю, давая другим возможность принимать решения. Ярость: Я по горло сыта твоими отговорками! Вот так всегда! Тебе не нравится то, что происходит, но ты ничего не хочешь сделать, чтобы это изменить. Перлз ввел в лексикон гештальт-терапии пару "собака сверху" (topdog – победитель) и "собака 1 снизу" (underdog – побежденный), в которой разыгрывается борьба между хозяином и слугой. Хозяин командует, направляет и бранит слугу, а слуга противопоставляет этому пассивность, тупость или без- успешные попытки выполнить требования хозяина. См.:Perls, F.S., Four Lectures in Fagan, J. and Shepard I., Eds., Gestalt Therapy Now. Palo Alto, California: Science & Behavior Books, 1970. Беспомощность: Единственная причина – это ты! Стоит мне дать тебе свободу, и ты возьмешь верх. А мне ничего не останется. Ты придешь в ярость и разнесешь все вокруг! Даже сейчас я начинаю плакать, когда я думаю об этом. Ты всегда заставляешь меня плакать. Когда я плачу, то побеждаю тебя, потому что ты ничего не можешь сде- лать, но и я тоже становлюсь бессильной. И так всегда...Я просто ничтожество – только слабость и слезы... Ярость: Если бы только ты могла мне доверять, я показала бы тебе, что гнев может быть полезным, а не только разрушительным. Беспомощность: Нет! - Ярость: Ну, тогда давай, истощай себя дальше. Беспомощность: Я больше не хочу. Это неразрешимая дилемма... Это ты вино- вата...Если бы тебя не было, я бы могла что-то сделать. Если бы ты не подавляла меня, если бы ты не отвергала меня, если бы не старалась, как долбанный ангел, чтобы все было по-твоему, я бы не попала в этот тупик. Я все понимаю, но ничего изменить не могу. Ярость: Ты только делаешь вид, будто можешь что-нибудь сделать. На самом деле, единственное, что ты должна – это дать мне волю. Расслабься и позволь происхо- дить тому, что происходит. Может быть, если бы ты не была все время настороже...От- крой наконец рот и дай возможность мыслям стать словами. Беспомощность: Я знаю о чем ты говоришь. Я сама этого хочу. Но я думаю о страшной ярости и снова начинаю плакать... Я вижу своего отца на верхней ступени лестницы с большим ножом в руке. Он грозится убить мою тетку... Я вижу его выпу- ченные бледно-голубые глаза. Я вижу, как он уставился на нее и кричит... кричит... кричит... Я не могу выдержать этого! Ярость: Остановись! Ведь это всего-навсего отец. А он – это еще не весь мир. Беспомощность. Его гнев разрушил всю его жизнь. Он жалкий и одинокой че- ловек. Ярость: Твоя ярость разрушает твою жизнь, потому что ты отвергаешь ее. Что лучше? Беспомощность: Нет. Я все это понимаю, но слезы всегда мешают мне... Ярость: К черту слезы! Ты можешь пройти мимо них... или с ними... или вопре- ки им...Не нужно оправдываться. Беспомощность: Как я могу использовать тебя? Нет, будь со мной... Может быть, в этом беда ...Я говорю о тебе, как о каком-то оружии... Так не должно быть... Я не хочу драться с тобой... или использовать тебя...Просто будь частью меня. Последнее предложение этого диалога отражает естественное стремление к син- тезу, непроизвольное движение к интеграции. Любой сложный организм распределяет свои силы таким образом, чтобы функционировать экономно, чтобы создать самые удобные, самые элегантные и самые эффективные из возможных комбинаций внутрен- ний свойств. Нежность, принужденность, стеснительность, отвага, жестокость, добро- желательность – такая композиция личных свойств может мирно существовать, если человек вновь откроет их возможности и реорганизует в композицию. Чтобы достичь согласия, которого, как принято считать, просто не может быть и которого не было в прошлом опыте, требуется известное мастерство, не говоря уже о выдержке и творче- стве. Они необходимы для поддержки интеграции личностных качеств, ранее болезнен- но соперничавших друг с другом. Много лет назад Райх описал рефлекторную интеграцию на физическом уровне и назвал это явление "рефлекс оргазма". После полного оргазма движения человека 1 становятся хорошо синхронизированными. Мы считаем, что описанную Райхом гармо- нию, можно наблюдать в любой важной сфере деятельности, которая захватывает орга- низм целиком. В некоторых реакциях организма участвует вся мускулатура: при чиха- нии, кашле, смехе, плаче, рвоте и дефекации. Когда ребенка учат ходить на горшок, он со временем начинает понимать, что, напрягая сфинктр, может контролировать процесс дефекации и учится постоянно сжимать сфинктр, чтобы не оплошать. Так же. как в сделке Фауста с дьяволом, ребенок отгоняет от себя "страшное несчастье" наделать в штанишки, но добивается этого дорогой ценой – ценой сбоев в работе собственного организма, которые он не мог предвидеть. Больше нет проблем с кишечником, но зато теперь он ограничен в движениях таза, а его дыхание затруднено. Чтобы убедиться, по- пробуйте сейчас сильно напрячь анус и посмотрите, как это скажется на вашем дыха- нии. А теперь попытайтесь сказать что-нибудь, продолжая напрягать сфинктр. Впечат- ляющий эффект, неправда ли? Нужно лишь небольшое усилие, чтобы понять: то, что происходит в одной части человека, воздействует на весь организм в целом. Сотрудничество частей иногда нару- шает слаженную работу его организма, а иногда, наоборот – способствует ей. Напри- мер, у одного скрипача во время концерта всегда деревянное выражение лица. Но не- смотря на это, он играет выразительно и даже страстно, как будто все свои чувства вложил в музыку, сконцентрировал в пальцах и скрипке, отделив от остального тела. Другой человек как ни в чем не бывало готовится к экзамену, когда под окном стучат отбойным молотком. Он почти не слышит шума, занижая одну функцию и сосредото- чиваясь на другой. Такая концентрация необходима. Она приносит неприятности только в случае, если блокировка становится хронической и блокированная функция не сраба- тывает в тот момент, когда она нужна. Скрипач с деревянным лицом потерпит фиаско, если не сможет нормально выражать свои чувства, когда в руках у него не будет скрип- ки. Ограничивающую связь между функциями демонстрирует случай с одной паци- енткой, которая обнаружила, что мочится в штаны, когда быстро бегает. Поэтому она не станет ускорять шаги, даже если не успевает автобус или опаздывает на урок. Ее глав- ное торможение локализуется в мускулатуре, которая контролирует мочеиспускание. Во время бега она не может контролировать мускулатуру, поэтому бег представляет для нее опасность. Другие люди могут блокировать сильный смех, так как боятся, что он может перейти в плач – как некоторые женщины и мужчины рыдают на пике сексуальных пе- реживаний. Если человека пугает не сама активность, а реакция, которая с ней связана, человек страдает вдвойне. Невозможно решить главную проблему, не уделяя внимание связанной с этим функции. Человек сам по себе является "группой" , между членами которой возникают все новые отношения и связи. Курт Гольдштейн так описывает такой процесс интеграции: 2 "Все человеческие способности участвуют в любой форме его активности. Спо- собность, которая необходима для данной цели, находится на переднем плане, а все остальные – на заднем. Все эти способности организованы таким образом, чтобы они Reich, W., The Function of the Orgasm. New York: The Noon-day Press, 1942. 1 Goldstein, K., "Effect of Brain Danage on the Personality", in Zax, M. and Stricker, G., The Study of Abnormal 2 Behavior.New York: Macmillan, 1964 помогали самореализации всего организма в этой ситуации. Для каждой цели суще- ствует особое соотношение фигуры и фона". Конечно, в процессе интеграции возникают противоречия, некоторые противо- борствующие элементы над другими, некоторые стираются, а иные находятся в посто- янном соперничестве за то, чтобы выделиться из фона. Первоначально признавалось, что борьба противоречивых импульсов может быть непримиримой, каждый из них по- тенциально может вредить другому – как желание отделиться может мешать желанию быть любимым матерью. Ни одна из человеческих потребностей не способна легко и охотно подчиняться своей противоположности внутри индивидуума, как ни одна страна или человек не мо- жет приветствовать своего антипода. Когда антиподы сталкиваются, статус-кво утрачи- вается, потому что каждый антагонист изменяется в результате взаимного воздействия. Чтобы избежать риска нежелательных изменений, они отступают, но при этом теряют возможность нового динамического синтеза. Например, человек с сильными, но проти- воречивыми качествами – жестокостью и добротой – может бросаться из крайности в крайность, пока не объединит эти качества и не преобразится, получив любовь близких. Он становится нежным, что едва ли свойственно жестоким людям, но может быть и не в меру язвительным, что не характерно для по-настоящему добрых людей. Развитие в том или другом направлении связано с возобновлением контакта между различными аспектами индивидуальности. Возможность их синтеза часто исключается в силу оши- бочных представлений о несовместимости. Восстановить контакт между различными сторонами человеческой личности не всегда легко. Подобно тому, как стратегия конфронтации в политике потенциально взрывоопасна и может повлечь за собой хаос и отчуждение, процесс конфронтации конфликтующих сторон внутри одного человека также может быть опасен. Это особен- но сильно проявляется в том случае, когда одно качество прочно укоренилось только потому, что подавило другое качество, которое ищет выражения. Иногда сила, которая требуется для того, чтобы возобновить опасный контакт, может привести к помеша- тельству или крайним проявлениям, с помощью которых человек пытается этот контакт установить. Одному человеку нужно разрядить свою ярость в крике, чтобы противо- действовать беспомощной покорности. Другой предается порокам, чтобы избавиться от непомерно сковывающих рамок морали. Третий предпочитает застыть в кататониче- ском состоянии , как будто проглотил свое непомерное тщеславие, унаследованное от 1 отца. Все они играют в опасные игры, в которых ярко проявляются дремлющие в них силы. Пока эта новая возбуждающая энергия не достигнет соединения с превосходя- щей силой, поведение человека не будет целостным. При таком непростом соотношении двух противоречивых качеств одна часть че- ловеческой натуры часто бывает лишена активности и выразительности. При движении противоположных частей к интеграции снова появляется возбуждение, но все еще сильная энергия доминирующей части подавляется не сразу . Человек, который вовле- чен в этот процесс, может испытывать острое чувство сверхвозбуждения и страх "взо- рваться". Не имея опыта переживания эксплазивных (взрывных) реакций, он не знает, что ощущение взрыва может выражаться в слезах, крике, запальчивой речи, резких движениях, вспышке раздражения, оргазме и т.п. Прежде он считал, что сильные чув- Кататонический ступор – явление, встречающееся при некоторых психических расстройствах. В ката 1 - тоническом состоянии больные могут сохранять причудливые, часто неудобные позы, продолжительное время оставаясь неподвижными на одном месте. ства угрожают его личным границам, именно поэтому они не получали подходящего выхода. Если в терапевтической ситуации человек позволит "взрыву" произойти, то сможет как бы родиться заново. Если же он не в состоянии ассимилировать свои силь- ные чувства, что необходимо для интеграции, то по меньшей мере на некоторое время отсрочит свое развитие в этом направлении. Чтобы отличить бегство от ассимиляции, от терапевта и от пациента требуется большое мастерство и тонкая чувствительность. Невозможно точно измерить границы способности выразить и ассимилировать взрывоопасные чувства человека. Только должное уважение к саморегуляции человека защищает терапевта от навязывания пациенту способов поведения. Но даже в этом случае не всегда удается сделать большой шаг вперед. В моей терапевтической практике два самых важных момента произошли тогда, когда я в аф- фекте, готовый рискнуть всем, заявил: "Пошло все к черту!"Под воздействием непре- одолимых чувств человек может отказаться от последующего выбора, решив: "пусть будет как будет". Однажды на терапевтической сессии я решил принять все, чтобы бы ни произо- шло, и с удивлением заметил, что с трудом сдерживаю рыдания, впервые за всю свою взрослую жизнь. В другой раз я обнаружил конвульсивные спазмы и сильную дрожь. Каждый раз, проходя через новые переживания, я становился чувствительнее и получал новые направления личного развития. Это происходило не с помощью контроля, а под влиянием силы настоящего момента, который делает мир человека целостным. |