Главная страница
Навигация по странице:

  • Границы "Я

  • Польстер И., М. - Интегрированная гештал... Ирвин Польстер, Мириам Польстер


    Скачать 1.66 Mb.
    НазваниеИрвин Польстер, Мириам Польстер
    Дата14.04.2022
    Размер1.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПольстер И., М. - Интегрированная гештал...pdf
    ТипДокументы
    #473547
    страница8 из 24
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24
    5. ГРАНИЦА КОНТАКТА
    Только те живущие, которые принимают мое существование и видят меня во
    всем сгустке бытия, приносят мне сияние бессмертия. Только когда двое скажут друг
    другу от всего сердца: "Это есть Ты", – они обретут Настоящее время бытия.
    Мартин Бубер
    1
    Во чреве матери мы положенный срок пребываем в оберегающей среде. Но на- ступает момент, и хочешь – не хочешь, приходится покидать ее и учиться ходить по земле, которая мало заботится о нашем существовании.
    Когда разрезают пуповину, каждый из нас становится отдельным существом, ко- торое ищет объединения с другим. Никогда больше нам не вернуться к такому райскому симбиозу, но, как это ни парадоксально, чувство единения теперь зависит от остроты чувства разделения.
    Именно этот парадокс мы все время стремимся разрешить. Контакт – это функ- ция, которая удовлетворяет потребность в объединении и разделении. Контакт дает каждому человеку шанс познакомиться с окружающим его миром. Человек снова и сно- ва вступает в контакт, и за каждой встречей появляется следующая. Я касаюсь тебя, я говорю с тобой, я улыбаюсь тебе, я вижу тебя, я прошу тебя, я принимаю тебя, я знаю тебя, я хочу тебя – все это дает резонанс нашему существованию. Я одинок. Чтобы вы- жить, я должен встретить тебя.
    Всю жизнь мы колеблемся между свободой или разделением, с одной стороны, и вторжением или объединением – с другой. Каждый из нас должен иметь психологиче- ское пространство, в котором он сам себе хозяин, – пространство, доступное для при- глашенных гостей, но недосягаемое для непрошеных. И все же, упрямо отстаивая свои права на территорию, мы рискуем потерять волнующую возможность контакта с "дру- гим" и упустить свой шанс. Сужение контакта обрекает человека на одиночество и при- водит к неприятному чувству, которое, как язва, разрастается посреди мертвых накоп- лений привычек, предостережений и обычаев.
    Контакт
    Контакт означает не только единение или растворение. Он может произойти только между отдельными существами, всегда требует независимости и всегда рискует попасть в ловушку объединения. В момент объединения чувство полноты собственной личности переходит в новое качество. "Я" уже больше не только я, а "я" и "ты"– это "мы". И хотя эти "я" и "ты" становятся "мы" только на словах, тем не менее, мы рискуем раствориться в этих местоимениях и потерять "я" и "ты". Пока у меня нет опыта полно- го контакта, когда "я" встречаю "тебя" – с глазами, руками, головой, – ты можешь стать неотразимой и совершенно подавить меня, когда я полностью тебя почувствую. Всту- пая в контакт с тобой, я ставлю на карту мое независимое существование, но только че- рез контакт мы узнаем настоящую цену независимости.
    У меня есть пациентка, мать которой сошла с ума после того, как она соблазнила мужчину и бросила его. Моя пациентка, милая женщина, относится к себе слишком се- рьезно и так же слишком серьезно относится ко мне. Она боится, что если станет заиг-
    Мартин Бубер (1878-1965) – философ и иудейский религиозный схоласт.
    1
    рывать со мной, то соблазнит меня и сойдет с ума. Я не думаю, что она сошла бы с ума, если бы переспала со мной. Но мне это ни к чему. Я так и сказал ей, и она мне повери- ла. Игриво улыбнувшись, она погладила мою лысую голову. Потом она уселась так близко ко мне, что наши ноги соприкасались. Ее глаза сверкали, и я видел, что от кон- такта со мной она чувствовала радостное возбуждение. Именно так. Мы были близки, как любовники, но наши жизни не были созданы для того, чтобы спать друг с другом.
    Мы оба радовались, когда она рассказывала о своих детях или друзьях. В общем, мы узнали друг друга очень близко и очень просто. Пациентка ушла без претензий или чувства утраты. Она боялась попасть в плен и потерять себя в таком соединении, как это случилось с ее матерью. Дело здесь не в сексе. Она знает, что может спать со своим мужем, но при этом без опасений кокетничать со мной и многими другими, потому что жизнь все время требует контакта в разных формах. И даже в сексе она не потеряет себя, если научится отличать контакт с людьми от соединения или растворения.
    Вот как Перлз , Хефферлайн и Гудман описали контакт:
    1
    "Организм в основном живет в своей окружающей среде, сохраняя свои особен- ности и – что еще важней. – приспосабливая в ним окружающую среду. На границе контакта опасность отвергается, помехи преодолеваются, а отбирается и усваивается всегда что-то новое. С усвоением нового организм изменяется и развивается. Например, пища, как говорил Аристотель – то "не такое", которое может стать " таким". И в про- цессе усвоения нового организм готов изменяться. Контакт – это прежде всего осозна- вание и поведение, направленное в сторону приемлемого нового и отвержения непри- емлемого нового. То, что универсально, всегда одинаково или безразлично и не являет- ся объектом контакта".
    Общение – это живительная кровь развития, средство для изменения себя и сво- его мировосприятия. Изменение становится неизбежным результатом контакта, потому что принятие усваиваемого и отвержение неусваиваемого неминуемо приводит к изме- нениям.
    Если моя пациентка уверена в том, что она не похожа на свою мать, значит, она не вступает в контакт ни с реальным сходством со своей матерью, ни, что еще важнее, с различиями между ней и ее матерью. Если она готова к контакту с новым восприятием себя, значит, она ближе к изменениям. Контакт не может не вызвать изменений. Нет нужды стараться что-то менять, перемены происходят сами собой.
    Действительно, контакта можно опасаться, если с ним связаны изменения, к ко- торым пока нет доверия. Мысли о будущем, тревога о последствиях наших поступков могут страшить нас и, словно взгляд Горгоны, парализовывать и превращать в камень.
    Никто не любит трудности, каждый знает, что последствия так же требуют контакта, как и наши актуальные переживания. Возьмем, к примеру, мою пациентку. Если она пе- респит с кем-нибудь, то, может, и вправду сойдет с ума, как ее мать. Кто с уверенностью возьмется это отрицать? Но каждый, так или иначе, верит в свой шанс. Конечно, не очень твердо, покуда у нас нет такой веры в себя, какую люди религиозные обращают к
    Богу. Обмен веры в Бога на веру в себя похож на рыночную торговлю – нет гарантий, и где же Бог был раньше?
    Контакт – это явление, которое мы осознаем не больше, чем земное притяжение, когда ходим или стоим. Когда мы чем-то занимаемся, то осознаваем, что говорим, ви-
    Perls, F.S., Hefferline, Ralph and Goodman, Paul, Gestalt Therapy. New York: Julian Press Inc., 1951 1
    дим и слышим. Но едва ли в этот момент мы будем задумываться о том, что упражня- емся в общении. Его обеспечивают наши сенсорные и моторные функции, но при этом важно помнить, что так же, как целое больше, чем просто сумма частей, контакт боль- ше, чем сумма всевозможных входящих в него функций. Наличие зрения и слуха еще не гарантируют хорошего контакта, важнее, как видеть или слышать. Более того, контакт определяет взаимодействие как с одушевленными, так и с неодушевленными предме- тами. Видеть дерево и рассвет, слышать шум водопада или горное эхо – это тоже кон- такт. Контакт может быть и с воспоминаниями или образами будущего, которые чув- ствуешь сильно и ярко.
    Что отличает контакт от единения или совмещения? Контакт происходит на гра- нице, где сохраняется разделение, а возникшее объединение не нарушает цельность личности. Перлз подчеркивает двойственность природы контакта:
    1
    "Везде и всегда, когда существуют границы, они воспринимаются одновременно и как контакт, и как изоляция".
    Граница, на которой может состояться общение, является точкой, через которую проходит пульсирующая энергия контакта. Гудман, Перлз и Хефферман пишут так :
    2
    "Граница контакта не принадлежит организму целиком, а является неотъемле- мым "органом" конкретного взаимодействия со средой".
    Контакт становится пунктом, в котором "Я" вступает в отношения с тем, что не является "Мной", и через контакт обе стороны становятся яснее. Как продолжает Перлз,
    "границы, место контакта составляют Эго. Только там и тогда, когда "Я" встречает "чу- жого", Эго вступает в силу, начинает свое существование, определяет границы между личным и неличным "полем".
    Контакт содержит не только ощущение самого себя, но и чувство посягательства на границу собственного "Я", чтобы ни маячило на границе контакта и даже переходило через нее. Умение вычленять самого себя из единого мира преображает этот парадокс в волнующий опыт выбора. Здесь нет "таможенных законов", и собственное решение становится необходимостью. Должен ли я влиять на друга или пусть он летит на свобо- ду?
    Если следовать таким рассуждениям, мы становимся осторожными при посяга- тельстве на чужое психологическое пространство и даем себе и другим возможность вариться в собственном соку. Однако такая борьба за право человека творить свою соб- ственную жизнь приносит противоречивые результаты. Многие молодые люди не уве- рены в своих способностях создавать собственный мир, они полагают, что любая их ак- тивность будет подавлена. Если личная свобода человека зависит исключительно от
    дозволения другого человека, он перестает ощущать собственную силу, которая должна защищать его психологическое пространство от вторжения извне. Представление о мире, где свобода даруется или гарантируется, а не достигается – достойные сожале- ния утопические мечтания, не допускающие контакта. Мастерство общения приходит с реальным контактом и обогащает его живым содержанием. Контакт действительно со-
    Perls, F.S., Hunger and agression. London: Georg Allen & Unwin Ltd., 1947.
    1
    Perls, F.S., Hefferline, Ralph and Goodman, Paul, Gestalt Therapy. New York: Julian Press Inc., 1951 2
    держит в себе риск потери идентичности или "отдельности". Но в этом и заключается острота и одновременно искусство контакта.
    Такое понимание контакта влияет на ход психотерапии. Когда мы стремимся на- правлять людей на восстановление функций контакта, мы как бы усиливаем их пережи- вания во время терапии. Мы можем даже способствовать возникновению острых пере- живаний, если это соответствует развитию личности. В приведенном выше примере важно то, что потребности женщины к различению между "ею самой" и "ее матерью" приводят к такому опыту контакта, который не подавил ее.
    Помещая контакт в центр терапии, мы избавляемся от традиционной психоана- литической идеи переноса, согласно которой многие терапевтические отношения рас- сматриваются как искажения, пришедшие из прошлого, а текущие переживания не имеют особого значения. Если пациенту не интересен терапевт или он видит в нем из- верга, у нас есть целый спектр возможностей изучать такое отношение к себе. Мы мо- жем исследовать, что породило такое впечатление и как обращаются с неинтересным человеком или извергом.
    Мы можем попытаться найти причину отсутствия интереса к терапевту. Дей- ствительно ли пациента не интересует терапевт или он проецирует на терапевта соб- ственное безразличие к тому, что делает сейчас? Порой его представление может быть искаженным, но даже тогда нет уверенности в том, что это связано с переносом из про- шлого. Иногда пациент действительно видит то, что происходит. Может быть, терапевт на самом деле скучный или в нем действительно есть что-то от изверга? В любом слу- чае пациент определяет ситуацию с помощью собственного поведения, а не смотрит на нее глазами терапевта, принимая его интерпретации прошлого и настоящего.
    Понаблюдаем за переживаниями симпатичной двадцатилетней женщины. Она рассказывала в группе о том, что четыре года назад принимала наркотики, занималась проституцией, родила ребенка и отдала его на усыновление. Сейчас у нее новый период в жизни – она учится в университете и помогает молодым людям избавиться от нарко- тической зависимости. В самый горький момент своего рассказа она повернулась к од- ному мужчине из группы и попросила обнять ее. После некоторого замешательства он кивнул и обнял ее. И тут она заплакала. А потом с тревогой оглянулась, беспокоясь о том, как другие женщины в группе реагируют на ее поступок и внимание к ней. Я пред- ложил ей поделиться с остальными женщинами, что нужно сделать, чтобы тебя обняли.
    Она держалась очень свободно, казалась необыкновенно мягкой и женственной, но продолжала с беспокойством оглядываться на других женщин, которых очень тронули ее слезы. А потом она попросила одну из самых симпатичных женщин обнять ее. Та подошла к девушке и взяла ее за руки. Этот момент был кульминацией – наша пациент- ка снова залилась слезами – еще сильнее, чем прежде. Когда слезы утихли, напряжение покинуло ее. То же самое испытала и вся группа.
    В этой ситуации мы увидели, как разрешение приходит не через интерпретацию, а через опыт. Вместо того, чтобы анализировать чувства, связанные с пребыванием в центре группы, с отношением других женщин к ее сексуальности, к ее тяжелому про- шлому, пациентка нашла решение в естественном контакте с людьми. Она рассказала
    им свою историю. Она попросила, чтобы ее обняли. Она ослабила свое сопротивление общению, позволив себе объятия и слезы, и сама позаботилась о себе. Интерпретацию тревоги о реакции женщин в группе заменил ее контакт с ними, который дал естествен- ный выход этой тревоге и способствовал объединению.
    Возникает вопрос: поможет ли такой непроговоренный опыт в разрешении про- блем в будущем? Ответ зависит от дальнейшего опыта переживаний и развития само-
    выражения человека. Однажды Пиаже заметил, что когда мы учим ребенка "правиль- ным" ответам, мы не даем ему возможности обучаться самому и изобретать собствен- ные "правильные" ответы. Поведение несет семена внутреннего знания, которое прово- дит собственные границы. Всякий раз, когда девушка из описанного примера что-то просит или переживает новый опыт, ее собственный мир расширяется в направлении, которое мы не можем определить или объяснить. Добившись понимания этого опыта, можно аккуратно "увязать" все потерянные концы, но это не приведет к новому опыту.
    У терапевта может появиться искушение объяснить поведение девушки тоской по материнству или гомосексуальными наклонностями. Предположение, что человек может попасть в ловушку чувства безнадежности от своей жизненной ситуации (или, наоборот, надежды), – это скольжение по поверхности. Лучше доверять реальным ощущениям человека, оставляя свои соображения в стороне и используя каждый мо- мент для продвижения вперед.
    Контакт с самим собой – это его особое проявление. Он не противоречит нашему заявлению, что контакт является связующим звеном между "нами" и "не нами". Такой внутренний контакт может происходить из-за человеческой способности разделять себя на наблюдателя и наблюдаемого. Это расщепление может участвовать в процессе роста, способствуя самонаблюдению. С другой стороны, расщепление может быть деструк- тивным, направляющим вовнутрь, когда необходимо сфокусироваться на чем-то внеш- нем. К примеру, ипохондрик рассматривает свое тело как объект, а не как самого себя.
    Особые процессы, позволяющие человеку найти контакт с самим собой, могут не толь- ко ориентировать его на саморазвитие, но и способствовать развитию контакта с други- ми людьми. Поляный так описывает способ, который использовал один человек, чтобы
    1
    узнать другого с помощью процесса "вживания":
    "Когда мы достигаем момента узнавания другого, мы полностью сосредоточены на том, что узнаем...Мы приходим к заключению, что перед нами человеческое суще- ство, отвечающее за себя, и применяем к нему свои мерки. Наши знания о нем опреде- ленно теряют характер наблюдения и превращаются во взаимодействие".
    Из этого следует, что мысли и чувства другого мы можем понять настолько, на- сколько мы сами пребываем в контакте с собственными мыслями и чувствами и можем представить реакцию другого человека в такой ситуации. Когда отец учит своего сына кататься на велосипеде или завязывать галстук, он обращается к собственным движени- ям, чтобы воспроизвести свои ощущения и передать их сыну. У хорошего учителя это процесс постоянного обмена между ним и учеником. В терапии тоже бывают моменты, когда появляется похожий ритм.
    Границы "Я"
    Мы отметили, что контакт – это подвижные отношения, которые происходят на границе двух привлекательных, но явно различных областей интереса. Можно разли- чать один и другой организм, или организм и неодушевленный предмет в его среде, или организм и его собственное новое качество. Какие бы ни были различия между ними,
    Polanyi, M., The Study of Man. Chicago: The University of Chicago Press, 1959.
    1
    каждый обладает границами, иначе они не смогут восприниматься как фигуры и войти в контакт. Фон Берталанфи сказал:
    1
    "Любая система, которую можно изучать саму по себе, должна иметь границы – либо пространственные, либо динамические".
    Границы человеческого существа – границы "Я" – определяются всем его жиз- ненным опытом и возможностями принять новые или усиленные переживания.
    Граница человеческого "Я" – это граница того, что он допускает при контакте.
    Она состоит из целого спектра границ контакта и определяет действия, идеи, людей, ценности, установки, образы, воспоминания – все, что он свободно выбирает, чтобы быть полностью вовлеченным в окружающую действительность и одновременно от- кликаться на свои внутренние реакции.
    Граница "Я" включает и риск, на который человек готов пойти ради личного со- вершенствования. Правда, при этом есть опасность столкнуться с новыми личными требованиями, которых он, возможно, не ожидал. Есть люди с особенно выраженным чувством риска, они постоянно находятся на острие развития. Большинству же людей необходимо предвидеть результаты своих действий, что пресекает яркие проявления поведения, а ведь это содержит в себе громадные возможности. Если им доведется по- пасть на незнакомую территорию, они могут испытать острое ощущение подъема, но легко утрачивают свою способность рассуждать и чувствуют себя одинокими и беспо- мощными. Если страх непреодолим, они выбирают меньший риск – а кто не рискует, тот не выигрывает.
    Внутри границ "Я" контакт может даваться легко и доставлять приятное чувство удовлетворения. Так, опытный механик, прислушиваясь к звуку мотора, может опреде- лить, где неисправность. На границах "Я" контакт становится более рискованным, а ве- роятность получить удовольствие меньше. Упомянутый механик, который находит по- ломку по железному лязгу мотора, максимально использует свои знания и испытывает волнение и азарт. За пределами границы "Я" контакт почти невозможен.
    Если человек окажется в очень жарком помещении, он может потерять сознание или вообще умереть, так как нарушены допустимые границы его жизнедеятельности.
    То же происходит и в психологической среде. Человек прервет контакт, если столкнется с грубыми оскорблениями или злонамеренными поступками, которые находятся за пре- делами его границ допустимого. Реакции в таких случаях могут быть самыми разнооб- разными – от болезненных переживаний и потери сознания при трагическом известии до менее заметных проявлений – таких, как вытеснение из памяти неприятных событий или хронического сопротивления.
    Выбор формы контакта определяется индивидуальными границами "Я" и обра- зом жизни человека. Это выбор друзей, работы, места проживания, любимого человека, фантазий и многое другое, связанное с психологическим настроем. Способность сохра- нять ощущение собственных границ позволяет человеку допускать или блокировать по- ведение на границах контакта. Для его жизни это важнее, чем получение удовольствия, планы на будущее, практические проблемы или что-либо другое.
    Однако граница "Я" фиксирована не так строго. Даже у самых негибких людей есть много различных вариантов нарушения своих границ "Я". Некоторые люди сильно меняют свои границы "Я" в течение жизни. Мы рассматриваем таких людей как наибо-
    Von Bertalanffy, L., General System Theory. New York: G.Braziller, 1968.
    1
    лее развитых. Это может быть результатом случайных событий, над которыми они не властны, но которые требуют от них энергичной и хорошей реакции, а может быть следствием их собственных усилий.
    Наше общество ориентировано на развитие. Мы восхищаемся теми, кто спосо- бен экспансивно передвигаться в пространстве от одной границы "Я" к другой. У Гора- цио Альгера есть рассказ о бедном мальчике, который в детстве был ограничен миром своего дома и соседей, а когда вырос, стал путешествовать по всему миру и оказывать влияние на сильных мира сего. Это книжный герой. В жизни же мы чаще сталкиваемся с тем, что один и то же человек способен развиваться в одной области и сопротивляться развитию в других. Это явление порождает феномен исполнителя, который никогда до конца не верит в собственную силу и в душе считает себя выскочкой. Он идет напро- лом, но всегда чувствует себя не в своей тарелке и органичен условиями жизни и рабо- ты. Из-за нехватки контактов он соприкасается с ограниченным кругом впечатлений. То же можно сказать и об отце, который до сих пор считает себя маленьким мальчиком, или о матери, которая относится к себе, как к невинной девушке.
    Когда границы "Я" устанавливаются прочно, человек опасается посягательства на них, потому что для него это может быть сопряжено с перегрузками и волнением, которое он не сумеет контролировать. С одной стороны, его страх взаимодействия с границей "Я" – это страх ощутить пустоту, ничтожность или слабость перед давлением извне. В другой стороны, человек боится разрыва привычной границы "Я". Он может чувствовать, что этот разрыв ставит под угрозу его существование. Опасность такого расщепления вызывает у него мгновенную реакцию. Она может проявляться в виде сильного волнения или, наоборот, подавленного волнения, которое воспринимается как тревога.
    Парадокс возникает из-за того, что угроза для границы "Я" порождает мгновен- ную реакцию, которая должна защищать границу, но сама может находиться по другую ее сторону. Например, человек, которого уволили с работы или который упустил ожида- емое повышение по службе, чувствует, что его граница "Я" сжимается. Он отрезан от необходимых возможностей и чувствует ущемление своего пространства и своей дея- тельности. Если он воспринимает это как опасный разрыв своей границы "Я" , то будет защищаться всеми возможными средствами, нападая на того, чье невысокое мнение о нем вызвало эти события. Но если сильный и агрессивный контрудар находится вне его границ, человек застревает на своей мгновенной реакции, не будучи в состоянии асси- милировать эту реакцию в контакт, который, возможно, вызвал бы целенаправленное поведение. Тревога, возникающая в результате подавленного возбуждения, восприни- мается как разрушительная и может привести к неспособности сконцентрироваться, неэффективности и неопределенности. Она может привести даже к психозу или само- убийству.
    С другой стороны, иногда жизнь меняется, как театральные декорации, вовлекая человека в вихрь событий, вызывающих радостное возбуждение от изменяющихся гра- ниц. Жизнь казалась ясной мальчику-инвалиду, который проводил все время в инвалид- ном кресле, пока он не встал на костыли, а потом на протезы. Представьте себе, как он был опьянен новой возможностью двигаться! Раньше он мог только передвигаться по комнате, стоять и, когда были свободные руки, трогать что-нибудь. И как же он был по- ражен своей новой свободой!
    Гештальт-эксперимент (см. главу 9) используется для того, чтобы расширить возможности человека, демонстрируя ему, как он может раздвинуть свои обычные гра- ницы, где встречаются опасность и возбуждение. Создается ситуация "неопасного рис-
    ка", способного стать опорой для нового опыта. Поведение, которое раньше было чуж- дым и избегаемым, получает более приемлемые способы выражения и приводит к но- вым возможностям.
    Один из участников нашей воскресной группы безутешно расплакался, а потом рассказал, что ощутил при этом, как буквально "расширился" физически и чувствовал свою кожу фута на два дальше своего тела. Это наглядный пример чувства "расшире- ния", к которому может привести новое поведение. Сняв барьер и позволив себе пла- кать, мужчина пошел на большой риск – остаться с "не своими" переживаниями, не ин- тегрированными и изолированными, так и не ощутив, что он может допустить в свою жизнь новую силу переживаний.
    К слову сказать, этот маленький пример красноречиво свидетельствует, что вре- менные и тематические рамки воскресных занятий слишком тесны для существенных изменений.
    Собственных границ "Я" уже не достаточно, чтобы вступить в контакт с новым окружением или собственным неизвестным качеством. Если сюда добавляется еще и влияние другого человека, который начинает высказывать собственное суждение о чу- жих потребностях, все это может внушать серьезные опасения. Попробуйте попросить двух людей, балансирующих на канате, неторопливо пообщаться друг с другом... Уди- вительно, что порой мы как-то умудряемся проделывать это в жизни!
    Я хочу поздороваться с Питером. Питер уходит. Судя по его реакции, он может воспринимать мое приветствие как вторжение. Если мое желание нарушить его грани- цы "Я" достаточно сильно, я рискую ему надоесть. А может быть, ему это понравится.
    Или он почувствует себя неуютно и попытается уйти. Значит, я должен "поймать" его в нужный момент и в нужном настроении. Есть определенное соотношение между от- крытостью Питера и количеством попыток, которые я готов сделать, чтобы преодолеть трудности в установлении контакта.
    Но если Питер будет упорствовать в своем равнодушии, я могу продолжать "об- щаться" с уходящим Питером – наблюдать, как он уходит, как наклонены его плечи, ка- ково выражение лица. Эта информация дополнит мое "общение" с Питером, даже если оно и отличается от моих ожиданий. Может статься, что на этом мои отношения с ним закончатся, пока я не придумаю что-нибудь новое. Например, если я закричу в ответ на его отпор, наш контакт будет продолжен, и Питер тоже это почувствует.
    Границы "Я" у разных людей постоянно изменяются, и это делает взаимодей- ствия непредсказуемыми. Каждый человек должен стать "экспертом" по получению же- лаемого, если его желания и потребности сталкиваются с такими же желаниями у дру- гих. У некоторых людей есть способности к налаживанию контакта. У других этих спо- собностей может не быть или они зависят от актуального состояния. Тогда контакт бло- кируется и результат невелик.
    Люди творческие особенно чувствительны к выбору места, времени и партнеров для плодотворного контакта. Они стараются найти подходящую среду, способную вы- звать контакт, который может стать источником их творческой энергии. Атмосфера не всегда может быть приятной, но она дает художнику пищу для вдохновения.
    Если человек чувствует потребность в контакте, он пойдет туда, где сможет его получить – среди людей, которых он знал в детстве, в кругу семьи, которая действи- тельно его знает и говорит на его языке...Это может быть все что угодно – вплоть до слушания музыки в одиночестве или игры с мальчишками в футбол.

    Для некоторых людей обстоятельства жизни не оказывают существенного влия- ния на качество контакта. Однако у большинства всегда есть "приливы и отливы" при поддержании хорошего контакта.
    Для хорошего контакта особое значение имеет способность человека творить собственную жизнь, и прежде всего умение подбирать соответствующую среду – место, людей, события и т.д. Восстания в тюрьмах, студенческие волнения, призывы к рефор- мам в психиатрических лечебницах и т.д. заставляют нас признать важную роль среды в поведении человека, который заключен в социальные рамки и не имеет выбора. Мы только начинаем понимать "взаимоотношений с физической средой (в особенности со- зданной человеком) для человеческих переживаний и поведения". Нужно немало по
    1
    - трудиться, чтобы прочувствовать контакт с куском черствого хлеба в многолюдной за- водской столовке, который так не похож на ароматный хрустящий домашний хлеб на кухне друзей.
    С неприятным или скучным человеком никогда не будет также интересно, как с жизнерадостным открытым. Есть люди, которые своим открытым поведением стимули- руют к общению и подталкивают других узнавать о них что-то новое – и в результате обогащаются обе стороны. Другие люди сохраняют отстраненность, выставляют "сто- рожевые посты" у границ своего "Я" и тем самым не допускают собственного развития.
    Необходимо поддерживать в себе способность воспринимать и даже создавать такую среду, где можно поддерживать собственное развитие вне своих границ "Я", или изме- нять среду, которая кажется неприемлемой.
    Восприятие границ "Я" можно описать со следующих основных позиций: телес- ные границы; границ ценностей; границы доверия; границы проявлений; границы от- крытости (exposure).
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24


    написать администратору сайта