Главная страница

Польстер И., М. - Интегрированная гештал... Ирвин Польстер, Мириам Польстер


Скачать 1.66 Mb.
НазваниеИрвин Польстер, Мириам Польстер
Дата14.04.2022
Размер1.66 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПольстер И., М. - Интегрированная гештал...pdf
ТипДокументы
#473547
страница6 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
4. СОПРОТИВЛЕНИЕ
Каждый человек управляет своей энергией так, чтобы иметьхороший контакт с окружающей средой, или сопротивляется такомуконтакту. Если он чувствует, что его усилия принесут успех, что онполон сил, а окружающая среда является длянего сре- дой питательной, – он будет смотреть жизни в лицо срадостью, доверием и даже отва- гой. Но если усилия неприносят желаемого результата, у него возникают тяжелыераз- рушительные переживания: гнев, смятение, неприкаянность,бессилие, разочарование и т.д. Тогда он вынужден направить свою энергию на поиск разныхспособов, снижаю- щих возможности его контакта со средой.
Специфические способы прерывания взаимодействия со средой определяют стиль жизнь человека, когда он установит свои приоритеты.Существует пять основных способов сопротивления: 1)интроекция; 2) проекция; 3) ретрофлексия; 4) дифлексия;5) конфлюэнция (слияние).
При интроекции человек пассивно принимает то, чтопредлагает среда. Он при- лагает мало усилий, чтобы определить своипотребности и желания. Это выражается в том, что он некритичен кпроисходящему или живет в благоприятной для себя среде.
Когда окружающая среда к нему враждебна, он направляет всю свою энергию на то,
чтобы сохранить удовлетворение сложившимися обстоятельствами.
В случае проекции человек не признает какие-то своикачества, приписывая их среде. Если среда достаточноразнообразна, в некоторых случаях он, конечно, будет прав. Но чаще всего он будет совершать серьезные ошибки ичувствовать себя неспо- собным что-то изменить.
При ретрофлексии человек отказываться от любых попытоквлиять на окружа- ющую среду, в которой чувствует себяотдельным самодостаточным образованием. Он переносит свою энергиювовнутрь, сурово ограничивая связь между ним и средой.
В случае дифлексии человек включается в общение со средой какпопало. Чаще всего он при этом совершает ошибки, а ели и попадает в цель, то случайно. То есть, либо он не вкладывает достаточно энергии, чтобы получитьсущественную отдачу, либо вкладывает ее наугад, и она"мутнеет" и исчезает. Он доходит до отчаяния, не получая отдачи, изаканчивает "банкротством".
При конфлюэнции человек плывет по течению. Этотребует небольших затрат энергии при личном выборе, ему нужно лишьнемного помогать течению, которое под- хватывает его и несет. Этот поток можетбыть не тем направлением, по которому он хо- тел бы идти, но егослучайные товарищи считают выбранное направление верным, и он тожепринимает его за правильное. Кроме того, ему это недорого стоит,как же он мо- жет жаловаться?
А сейчас давайте подробнее рассмотрим все эти пять способов.
Интроекция
Интроекция – это очень распространенный способ взаимодействия междуинди- видуумом и окружающей средой. В первые месяцы ребенок безоговорочно принимает все, что получает извне, не сразу ощущая возможные губительныепоследствия. Пока не появились зубы, а с ними и навыки пережевывать пищу, он доверчиво глотает то, что ему дают. Точно так же он "глотает" и впечатления о мире.

В начале жизни ребенок должен принимать вещи такими, какиеони есть, или отказываться от них, когда, если может. Егопотребность доверять среде обитания осо- бенно велика. Если средадействительно достойна доверия, поступающая информация будет"питательной и усвояемой", будь то пища или общение. Но вот пищузапихивают в ребенка против его воли, доктор уверяет, что укол – это не больно, а взрослые твердят, какать – это грязное и неприличное занятие. Появляютсямножество "ты должен" и лишь маленькая часть из них совпадает стем, чего ребенок действительно хочет. В ко- нечном итоге детская доверчивость оказывается подорванной внешними авторитетами,
оценки которых разрушают его собственную ясную идентичность.Взрослые "пираты" захватывают его "территорию". Сначала капитуляциякажется унизительной, а затем забывается. Правила "завоевателей"поддерживают в ребенке чувство несостоятельно- сти, как только он попытается отклониться от предписанных норм. Эти правила, полу- ченные извторых рук, все время идут вразрез с актуальными потребностями ребенка и не признают за ним праванести ответственность и выбирать.
Человек, который "проглотил" все ценности своих родителей,школы, среды, ждет, что в жизни и дальше будет так, как было. Когда мир вокруг него начинает изме- няться, он легко пугается и принимается защищаться. Свою энергию он использует так, чтобыподдерживать интроецированные ценности. В то же время онвсеми возможными способами пытается интегрировать свое поведениеи полученное от других представ- ление о том, что правильно, а чтонет. Даже когда интроекция успешна, то есть между ней и реальнойжизнью царит согласие, он все-таки платит высокую цену, потомучто утрачивает чувство свободы выбора.
Основная сложность освобождения от интроекции заключаетсяв том, что у каждого из нас есть своя долгая история интроецирования,так как это общепринятый способ обучения и воспитания. Ребенокучится, впитывая в себя окружающий мир. Ре- бенок ходит как отец,даже не стараясь специально ему подражать. Языки и диалекты, чувство юмора– все это приходит как будто само. Ребенок просто воспринимаетмно- гие аспекты жизни по принципу "все как оно есть" ,и процесс обучениядля него такой же естественный, как движение крови по жилам илидыхание. Восприятие вещей "как оно есть" обладает свежестью,которая с трудом восстанавливается позже при осознан- номобучении.
К сожалению, обучение с помощью интроекции требуетнесуществующей в ре- альности среды, которая полностьюсоответствовала бы потребностям человека. А раз такое полноесоответствие недостижимо, человек должен нетолько выбирать, чего же он хочет и с чем готовидентифицироваться, но и сопротивляться давлению и внешнему влиянию, чего порой не хочется. В этот момент и начинаетсяборьба.
Борьба резко усиливается в два года, а потом в юности.Подросток так сильно возмущается вторжением извне, чтоготов пожертвовать чем угодно, лишь бы настоять насвоем. Он совершенно интуитивно осознает, что в данныймомент не чужая муд- рость, а собственный выбор дает емупреимущество. На первом плане "я сам", а мое "благополучие" на втором, – считает он. В два года он просто говорит "нет", а в юности готов скорее уйти из школы, чем подчиниться чужим требованиям.
В раннем детстве ребенок еще не знает применения своему выбору и принимает все на веру. Например, в два года он не задумываясь подражает отцовской походке.
Лишь с годами он может задать себе вопрос, нравится ли ему ходить так, как отец, со- знательно изменить свою манеру двигаться. Но даже когда появляются другие навыки, некоторым людям бывает трудно освободиться от интроецированных привычек.Разли- чение между пагубным и благотворным влиянием становитсянадежным критерием и
приобретает форму выбора на основе личных ценностей и стиля жизни. Более того, возрастаетспособность по-новому структурировать происходящее Человек развивает способности не просто принимать или отвергать что-то, а организовывать собственный опыт таким образом, чтобы создавать то, что приемлемо лично для него.
Это более созидательное различение, в отличие от опыта раннегодетства, свя- занного с появлением навыкажевания. Процесс жевания – это прототип активности по приспосабливанию мира . Неизбежный конфликтмежду принятием жизни, как она
1
есть, и изменением ее продолжается всю жизнь человека.
Первая задача по устранению интроекции состоит в том, чтобы создать у чело- века чувство, что выбор возможен, и усилитьразличение между "я" и "ты". Есть много способов достичь этого. Самыйпростой – составлять предложения о себе и терапевте, начиная сначала с "Я", а потом с "Ты". Или сочинять предложения,которые начинаются с "Я думаю, что...", а затем обратить вниманиена то, какие из этих заявлений содержат убеждения, основанныена собственном опыте, а какие из них переняты у других лю- дей.Конечно, любой опыт, усиливающий чувство собственного "Я",– это важный шаг на пути освобождения от интроекции.
Приведем пример. Глория, привлекательная 25-летняя женщина жила с люби- мымчеловеком, который говорил, что тоже любит ее. Однако Глорию мучили сомне- ния, захочет ли Дэн, ее избранник, когда-нибудь жениться на ней, и так ли хорошо он к ней относится, как утверждает. Глория непременнохотела выйти замуж. Над нею до- влели родительские представления о том, чтоженщина не должна жить с мужчиной до свадьбы, а если мужчина иидет на это до женитьбы, значит. он вовсе не собирается же- ниться,-
"Зачем ему жениться, – сказали бы ее родители, – когда он получил, чтохотел".
Глории необходимо было освободиться от ихантисексуальных представлений о супру- жестве и принять своисобственные. Если она примет свою сексуальность, то сможет лучшеоценить свою привлекательность в глазах Дэна и понять,что сама может выби- рать мужчину. И тогда, даже если Дэн не женится на ней, онапоймет, что потеряла только его, а не свой шанс выйти замуж.Другими словами, она перестанет быть только выбираемой илиотвергаемой, а будет выбирать сама. Такая роль была незнакома Гло- рии, но у нее были шансы с успехом справиться с нею – она обладала привлекательной внешностью, умом и энергичностью. Однажды осознав свою природу,Глория могла бы освободиться от своей интроекции родительскихценностей, которые отвергали сексу- альность и отводили женщинепассивную роль. Во время терапии она постепенно вы- биралась из этих узкихрамок, сначала проявив теплое отношение ко мне иобнаружив, что симпатия – естественное чувство. ЗатемГлория училась ценить свою внешнюю привлекательность,меняя туалеты и походку, и открыто глядеть на людей,с которыми разговаривала. Она почувствовала собственнуюиндивидуальность и добилась того, что Дэн женился на ней.
При интроекции к минимуму сводится различие между тем, чточеловек "загла- тывает" целиком, и тем, чего он на самом деле хочет,если он вообще позволяет себе замечать подобное различие.Нейтрализуя собственные чувства, человек избегает агрессии, необходимой для изменения того, что существует. Он ведет себя так, будто все существующее незыблемо, и он должен принимать все как есть и ничего неменять.
Из новых впечатлений человеквыделяет только то, что соответствует прошлому опыту, усиливаяего незыблемость, и очень заботится о том, чтобы заранее знать,что произой-
Perls, F.S., 1Ego, Hunger and Aggression.London: Georg Allen &Unwin Ltd.,1947.
1
дет. Вся его жизнь – это вариации науже знакомую тему. Он не допускает к себе ничего нового и при этом утрачивает ощущение остроты жизни, которое возникаеттолько из непосредственного опыта.
Олпорт придавал большое значение тому, каклюди реагируют на различия и
1
новизну. Он описал два способавосприятия: нивелировку и заострение. Когда люди, склонные кзаострению, вспоминают о чем-то, они преувеличивают различиямежду своими ожиданиями и тем, что чувствуют в настоящий момент.Различия между знако- мым и незнакомым колючие, как дикобраз. Люди,склонные нивелировать различия, обычно устраняют их. Выдающиесяили уникальные аспекты опыта остаются незаме- ченными.Новые знания не приносят им ощущение новизны в основном потому, что непривычные детали опускаются или забываются. Они не стараются ихудержать.
Работа с интроекцией состоит в том, чтобы научиться не "проглатывать", а "же- вать" – в прямом ипереносном смысле, – и избавиться от нетерпения, лени ижадности.
Неприятие неизбежных различий на самом делеявляется непереносимостью агрессии, которая нужна для обновления организма. Нетерпение заставляет человека немедленно все "сглатывать", лень – не позволяет делать работу, требующую слишком больших усилий;жадность старается получить как можно больше и как можно быстрее.Все эти тенденции ведут к интроекции.
Например, слова, которые вы читаете, могут показатьсяубедительным, а могут вызвать раздражение, желание поспорить,поразмышлять. Труднопредвидеть, сколько времени вам потребуется для отказа илипринятия. В основном книги читают в рамках либо интроективного,либо критического представления. Они или быстро становятся знакомыми, или отвергаются. Книг слишком много, поэтому выбирать нужноосторож- но и внимательно.
Интроектор хочет, чтобы ему все разжевывали и клали в рот.Он ждет сверхпро- стых и легких задач. Подлинно глубокие идеи иизящные терапевтические находки, ко- торые отличали Перлза и некоторых другихисследователей, придумавших "горячий стул", "слугу-хозяина","тупик", "замороченную голову" и т. п., – чаще всего"сглатыва- ются", а не "перевариваются" теми, кому имитация заменяетразвитие собственного стиля жизни. Драма усиливает процесскоммуникации, проясняя и ускоряя его. Однако человеку необходимоясно видеть разницу между драмой, которая вдохновляет и вносит ясность, и дешевыми речевыми трюками, которые дают возможность просто чувство-
вать, а не понимать, как протекает егособственное развитие.
Когда в процессе терапии интроективный пациент мобилизуетсвоюагрессию, он начинает остро чувствовать накопленную горечь. Иэто понятно, ведь он "проглотил" слишком много из того, что былодля него неудобоваримо. Для многих это позиция жертвы. Следует различать горечь и агрессию. В то время как горечьтолько констати- рует факт, агрессия побуждает к изменению.
Поначалу изменения производятся наугад, так как человекне привык знать о своих желаниях, он знает только то, чего не хочет и от чего хочет избавиться. Но даже ненаправленные и неоформленные изменения – изменения радиизменений – пробуж- даютэнергию – значит, организм возрождается к жизни. Когдажизнеспособность вос- станавливается, можно не волноваться онаправленности, для этого потребуется только время. Такая философия отчастирискованна, потому что ненаправленная энергия,вы- пущенная на свободу, как монстр профессора Франкенштейна, можетоказаться опас-
Allport, G.W., and Postman, L.J., "The BasicPsychology of Rumor" in Maccoby, E.E., Newcomb, T.M. and
1
Hartley,E.L., Eds., Reading in Social Psychology. New York: Holt,Rinehart & Winston, 1958.
ной. Однако в работе с интроекцией высвободить энергию необходимо. Вот почему эф- фективнаяпсихотерапия содержит элементы риска, как и любой бунт. Чтобы преодо- леть интроекцию, бунт необходим. Он напоминает рвоту, впрямом или переносном смысле, потому что человек освобождается отнеприемлемого и чужеродного. Такой шаг нужно сделать обязательно, дажеесли в течение многих лет казалось, что это не- отъемлемая частьличности. Открытие того, что "данность" совсем не является"неиз- бежностью" – это опыт, который может стать поворотным моментом длясамоопределе- ния человека. Он перестает воспринимать своесуществование как нечто заданное и не- изменное, а начинает создавать его сам.
Проекция
Человек прибегает к проекции, когда не может принять своичувства и поступки, потому что "не должен" чувствовать илипоступать так. Это "не должен" является, ко- нечно, интроекцией, которая вызывает у человека глубинное неприятие этих чувств и поступков.. Чтобы решить эту дилемму он не признает своисобственные "проступки", а приписывает их другим. В результатевозникают классические "ножницы" между его настоящими чертамихарактера и тем, что человек знает о них. С другой стороны,чело- век повсюду начинает находить эти черты в других людях.Например, подозрение, что кто-то другой желает ему зла илипытается заманить в ловушку, основано на неприятии того, что он сам так относится к другим людям. Там, где интроективныйчеловек отка- зывается от идентификации, проективный будетотстраняться постепенно.
Восстановление идентификации проективного человека израссеянных частей – краеугольный камень процесса психотерапии.Когда, например, пациент жалуется на то, что его отец не хочет сним разговаривать, не стоит "покупаться" на такое заявление.
Терапевт может попросить опечаленного сына повернуть свою жалобуна 180 градусов и вместо этого сказать, что он сам не желаетразговаривать со своим отцом. Тогда сын сможет понять, что, возможно, он первый начал отстраняться от отца, избегая разгово- ровс ним.
Психотерапевтическая техника работы с проекцией основана на предположении отом, что мы сами создаем свою жизнь и, восстанавливая своюпричастность к ней, обретаем силу для изменений нашего мира.Более того, даже когда нет необходимости или возможностиизменить что-либо вовне, если чувство собственной идентичности так хорошо выражено, как в знаменитом восклицании: "Я таков,каков я есть!" – это само по себе имеет лечебный эффект.
Когда проективный человек сможет представить себе, что ему свойственны не- кие качества, которые он прежде не осознавал, а лишь замечал в других, это поддержи- вает и расширяет егоподавленное чувство идентичности. Возьмем, к примеру, челове- ка,не признающего собственной жестокости. Если онпочувствует себя жестоким, это либо придаст ему новую силу и,возможно, сделает более мягким либо даст необходи- мый толчок к тем изменениям, которые можнопроизвести только с помощью жестокого поведения.
Дэвид, студент-дипломник, чрезвычайно страдал от жестокогообращения одно- го из своих преподавателей и в то же время былподавлен конфронтацией с ним. В про- цессеработы, исследуя, как бы он повел себя, если бы был жестоким,Дэвид обнару- жил, что первым начал конфликт, когда пытался взятьверх над преподавателем. Ему было необходимо владетьситуацией и сохранять собственную независимость. До этого
момента он чувствовал себя неучастником борьбы за выживание, а лишь беспомощной жертвой. Послетого, как в своих фантазиях он позволил себе кричать, произносить резкие тирады идаже убивать своего "врага", давление его проекции ослабло. Он пере- сталчувствовать себя жертвой произвола, когда осознал, что он и стрелоки мишень одновременно.Проективное возмущение сменилось активной борьбой струдностями.
Проективное возмущение – серьезный деструктивныйфактор, когда оно питает злобу.
Оно становится мощной силой,которая делает человека неспособным к принятию ре- шений.
В описанном примере Дэвид не стал отвергать своего"внутреннего монстра", поэтому с готовностью принял участие вэксперименте. Но не всегда бывает так просто.
Когда проекцияформирует паранойяльную самозащиту, появляются серьезные трудно- сти.Любые предложения по-новому использовать свои личные качествавызывают сильнейшее сопротивление, которое может связывать рукитерапевту. В такой ситуации терапевт должен особенно постараться вызвать у пациента доверие к себе, проявляя доброжелательность и поощряя даже самые незначительные успехи, потому что здесь существует очень тонкая грань междувосстановлением осознания пациента и появле- нием враждебности.Такому пациентуважно быть уверенным в том, что терапевт его поймет, невзирая нена что.Овладение проективным "материалом" происходит только при искренней поддержке терапевта,в противном случае оно не происходит совсем.
Одна из моих клиенток испытывала мучительный страх перед своимначальни- ком. Она считала, что шеф хочет от нее избавиться, потомучто она слишком умна, а он терпеть не может чувствительных дам,которые ответственно относятся к своей работе и только мешают емубездельничать и командовать. Я предположил, что плохие отно-
шения с начальником связаны с тем, что он сама хочетдобиваться своего без борьбы и усилий. Я несколько раз пытался предложить ейпопробовать новую роль, но моей па- циентке каждый раз казалось, что я принимаю сторону начальника, хотя на самом деле я не одобрялего поведение почти также, как и она. Она почувствовала мою поддержку, только когда я попросил ее рассказать мне освоей жизни. Пациентка была так погло- щенасобственным рассказом, что немного ослабило ее паранойю.
Проекция не всегда противоречит контакту. Проецирование – это нормальная человеческая реакция. Способностьинтуитивно чувствовать другого подкрепляет чело- веческоевзаимопонимание. Как же еще люди могут узнать, о чем говорятдругие?
Жизнь "заставляет людей знать друг о друге".
Поэтому терапевт "с высот" своей собственной паранойи,психопатии, депрес- сии, кататонии или гебефрении может лучше понятьдругого человека, который зани
1
- мается самоуничижением подвоздействием "передозировки этих ядов". Наши соб- ственные проекциидействительно подсказывают нам больше, чем эти традиционные представления об этих психологических "бедах". Наши проекции обычно менеекатего- ричны, мы просто знаем, что такое стеснительность илисексуальность, веселость или заторможенность или другие проявления, которые можно заметить в другом человеке.
Терапевт должен чутко реагировать начеловеческую индивидуальность, уметь под- няться над собственными пристрастиями и освободить пространство дляпроявлений
любой другой личности.
Каждый человек является центром притяжения в своейвселенной. Да, мир су- ществует независимо от нас, но этот факт нелишает нас способности чувствовать, ин- терпретировать иманипулировать миром. Именно эти способности и определяютнаш
Гебефрения характеризуетсядурашливостью и манерностью поведения.
1
собственный опыт. Вселенная существует независимо от нас, во что бы мы ни верили – в науку или в Бога. Это представление породило в нас ощущение ничтожности, часто лишая нас веры в собственные силы и способности взять на себя ответственность за то, что мы творим.Возможно, быть, поэтому мы и не хотим верить, что сами являемся причиной собственныхбед, и объясняем все влиянием мистических потусторонних сил.
Хорошая или плохая, но– это наша собственная вселенная. И каждый человек– ось, вокруг которой крутится ее колесо. По словам Элиота, он стоит "в мертвой точке вертящегося мира".
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта