Главная страница
Навигация по странице:

  • Игровые методики.

  • Исследовательский метод.

  • Метод проектов.

  • Работа в парах

  • Аквариум

  • Дерево решений

  • Использование интерактивных презентаций как средства обучения


    Скачать 1.5 Mb.
    НазваниеИспользование интерактивных презентаций как средства обучения
    Дата06.02.2019
    Размер1.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла360763.doc
    ТипДиплом
    #66710
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1.2. Виды интерактивных методов обучения



    Л.Н. Вавилова И Т.С. Панина классифицируют интерактивные методы обучения следующим образом:

    • Дискуссионные: групповая дискуссия; диалог; разбор ситуаций из практики.

    • Игровые: творческие и дидактические игры.

    • Тренинговые: сензитивные и коммуникативные тренинги тренинги (направлены на формирование образной и логической сфер сознания) [23].

    Дадим характеристику основных видов интерактивных методов.

    Метод «мозгового штурма». Этот метод основан на процессе совместного разрешения проблемных задач, поставленных в ходе организованной дискуссии. При этом все предложения и идеи, которые высказываются участниками группы, должны обязательно фиксироваться (например, на доске или листе бумаги), это необходимо для того, чтобы в дальнейшем их можно было проанализировать и сделать обобщение. Последовательное фиксирование всех идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи, что в конечном счете на основе обсуждения приводит к правильному решению проблемы. Рассмотрим пример, на уроках химии в специализированном химико-биологическом классе.

    На проведение «мозгового штурма отводится 5 минут. При изучении свойств жидких кристаллов учащимся можно предложить такое задание: что такое жидкий кристалл? Затем, в течение 1-ой минуты участники на доске записывают предложенные ими варианты ответов. Например, ответы обучающихся могут быть такими: жидкость с упорядоченными молекулами; жидкость со свойствами кристалла; жидкость с длинными молекулами; кристалл, обладающий свойствами жидкости; вещество, которое сохраняет анизотропию физических свойств, присущую твёрдым кристаллам, и текучесть, характерную для жидкостей, и др. [5].

    По окончании «штурма» все предложенные идеи и решения анализируются, при этом участвует вся группа. В конце сообщается правильный ответ, что жидкий кристалл – это устойчивое агрегатное состояние, при котором вещество сохраняет анизотропию физических свойств, присущую твёрдым кристаллам, и текучесть, характерную для жидкостей.

    Таким образом, использование метода «мозгового штурма» позволяет учителю вовлекать в активню деятельность наибольшее число обучающихся. Использование этого метода возможно на различных этапах урока: введение новых знаний, промежуточный контроль, закрепление приобретённых знаний.

    Важно, что метод «Мозгового штурма» является эффективным методом стимулирования не только познавательной активности, но и позволяет сформировать умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов [5].

    Игровые методики. Игра представляет собой вид деятельности, присущий как детям, так и взрослым, в связи с чем, использование этого вида деятельности в образовательном процессе известно уже давно.

    Игра обычно стимулирует наиболее активное участие обучающихся в учебном процессе и, как правило, вовлекает даже самых пассивных.

    Например, ролевую игру можно провести в виде конференции на уроке». Для проведения такой конференции выделяется председатель конференции из числа обучающихся – он будет ведущий, технолог с цементного завода Санкт-Петербурга, затем избираются группы экспертов от экологов и общественности. В итоге по результатам обсуждения указанной проблемы совместно вырабатывается решение проблемы, вынесенной на конференцию. Важно, что при этом формируются коммуникативные умения, а также такие важные способности как применение приобретенных знаний в различных областях, умение решать проблемы и толерантность [5].

    А.Б. Добрович считает, что главная суть ролевой игры, применяемой как средство обучения общению, состоит в том, что стоящая перед ними коммуникативная задача (научиться правильно вести беседу, завязывать контакт и т.п.) решается учащимися путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Такой подход, позволяет участникам предлагать свои варианты поведения, меняться ролями [18].

    Особенностью учебной деловой игры является особое отношение к окружающему миру, при котором отрабатываются необходимые формы социального поведения учащихся. Деловые игры бывают имитационные и неимитационные.

    В первом случае игры связаны с возможностью моделирования профессиональной деятельности специалистов, что предполагает различие интересов и мнений участников, их обсуждение [1].

    Неимитационные игры не связаны с подражанием, а предполагают анализ конкретной жизненной ситуации. При этом участники игры обнаруживают, наблюдают, обсуждают и анализируют, и в конце концов принимают совместное решение [1].

    Дискуссии. Использование такого метода обучения, субъекты образовательного процесса целенаправленно и упорядоченно обмениваются своими идеями, мнениями, суждениями по обсуждаемой проблеме. Их особенно целесообразно использовать при проведении проблемных учебных симпозиумов, конференций, в обсуждении проблем, которые имеют межпредметный комплексный характер.

    Важно, что метод дискуссии позволяет использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающийся – обучающийся» и «обучающий – обучающийся», в этих случаях утрачиваются противоположности между позициями обучающихся и обучающего.

    При использовании метода дискуссии формируются разнообразные коммуникативные умения (уважение и принятие собеседника, формулировать и задавать вопросы, умения общаться, отстаивать свою точку зрения др.). Кроме этого при использовании метода дискуссии формируются умения выявлять проблемы и решать их брать на себя ответственность, аргументировано опровергать другие, т.е. необходимые навыки социального общения [15].

    «Дебаты». Это своеобразная интеллектуальная игра, условием которой является наличие двух команд, которые обсуждают заданную тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, с целью убедить членов жюри в своей правоте.

    По мнению доктора пед. наук Е.О. Галицких, дебаты представляют собой продуктивный метод обучения, позволяющий отрабатывать умения не просто вести дискуссию, но и отстаивать собственную точку зрения учитывая, что и противоположная позиция собеседника тоже имеет право на существование [16].

    Правила проведения дебатов заключаются в следующем:

    - в дебатах участвуют все (при этом, часть учащихся выступает в качестве председателя, спикеров, секретаря и экспертов;

    - а остальные - в качестве зрителей, которые должны подбирать аргументы «за» и «против», формулируют вопросы);

    - к концу дебатов каждый из участников озвучивает свою точку зрения и аргументирует ее;

    - каждый из участников может выступить только один раз;

    - при затруднении на ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, может взять один тайм-аут продолжительностью до 2 мин;

    - спикер может не отвечать на вопрос, не объясняя причины;

    - эксперты должны оценивать аргументы, а не участников [1].

    Исследовательский метод. Проведение занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:

    - предварительное ознакомление с содержанием и областью предметного исследования;

    - формулировка целей и задач исследования;

    - сбор необходимых сведений об изучаемом объекте (процессе, явлении);

    - проведение необходимого теоретического или экспериментального исследования

    - выдвижение рабочей гипотезы, затем моделирование и проведение собственно эксперимента.

    - объяснение полученных в результате исследования данных;

    - формулировка выводов исследования, оформление результатов проведенной работы.

    Исследовательский метод предполагает, что после совместного обсуждения плана выполнения работы все экспериментальные задания обучающиеся выполняют самостоятельно, уже без указаний педагога, опираясь лишь на возможность общения и обсуждения между собой.

    Таким образом, подобная исследовательская деятельность способствует формированию таких ключевых компетенции, как умения творческой работы, диалектически воспринимать закономерности и явления окружающего мира, умения креативно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения, т.е. развивать собственные коммуникативные умения [1, 5].

    Кейс-метод. Этот метод использует описание реальных бытовых, социальных, экономических или других проблемных ситуаций.

    Суть данного метода состоит в том, что учащиеся должны осмыслить реальную жизненную ситуацию, при этом ее описание должно отражать не только какую-либо одну проблему, а должно актуализировать определенный комплекс знаний, усвоение которого является необходимым при разрешении предлагаемой проблемы. Важно, что сама проблема при этом не должна иметь однозначных решений [5].

    В случае кейс-метода происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса), имеющего разнообразные описания ситуации из самых разнообразных источников: научно-популярных журналов, специальной, научной, литературы, СМИ и др.

    В качестве задания обучающемуся или группе обучающихся можно предложить подготовить проект, сделать доклад или компьютерную презентацию.

    Являясь интерактивным методом обучения, кейс-метод получает, как показывает практика, самое позитивное отношение со стороны школьников.

    При работе посредством кейс-метода у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций, в том числе и коммуникативные: это умения находить решение проблемы, общаться, умение вести переговоры, толерантность, брать на себя ответственность [5].

    Метод проектов. Применение метода проектов всегда ориентировано на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они должны выполнить в течение установленного срока времени [5].

    Продуктом может быть альбом, видеофильм, плакат, инструкция,статья в газете, театральная инсценировка, игра (деловая, спортивная), web-сайт и др. Кроме этого, проектная деятельность предполагает подготовку рефератов, докладов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В ходе выполнения проекта участники используют справочную, научную учебную и учебно-методическую литературу.

    В ходе выполнения проекта каждый из участников оказывается вовлеченным в активный творческий познавательный процесс; параллельно происходит как закрепление имеющихся и приобретение новых знаний. При этом осуществляется формирование нескольких видов компетенций: коммуникативные, организационно-управленческие, исследовательские, совершенствование умений и навыков работы в команде и др. [5].

    В основе метода проектирования лежит не только усвоение новой информации, этот процесс отличается своеобразной неопределенностью, поскольку его нужно самостоятельно организовать и моделировать. Кроме коммуникативных умений, использование метода проектов способствует развитию таких личностных качеств как: организованности, ответственности, творческим способностям, умению мыслить глобально, готовности учиться и выражать свои мысли. Очень важно, что в процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой аналитический взгляд на информацию, который необходимо уметь выразить и доказать [5].

    Еще один из интерактивных методов, который можно использовать для развития коммуникационных умений – это анализ конкретных ситуаций. Целью данного метода является научить учащихся выявлять ключевые проблемы и объяснять их, выбирать иные альтернативные пути решения и аргументировано их обосновывать, выявлять проблемы, анализировать имеющуюся информацию и оценивать ее, находить оптимальный вариант решения ситуации и формулировать алгоритм необходимых для этого действий [1].

    Метод конкретных ситуаций включает следующие этапы: подготовительный, ознакомительный, аналитический, итоговый. На первом этапе преподаватель конкретизирует цели и разрабатывает соответствующую конкретную ситуацию и сценарий данного занятия. Затем, на втором этапе он осуществляет вовлечение учащихся в живое обсуждение ситуации. На этом этапе приемлемо совместное использование метода мозгового штурма. В процессе штурма должны быть выявлены несколько аспектов рассмотрения сложившейся ситуации. Затем, работу можно продолжить в мини-группах. Третий этап работы должен быть связан с анализом сложившейся проблемной ситуации: при этом группа пытается выявить внутренние причины проблемы, а не внешние ее проявления, находит альтернативы, выбирает действия и план их выполнения.

    Кооперирование предложений – проблемы, выделенные на втором этапе, проанализированные и содержащие рекомендации по работе с ними, рассматриваются в совокупности. При этом у обучающихся развиваются такие важные компетенции как: аргументировано продвигать свое видение проблемы и варианты ее решения, умение критически мыслить. Использование данного метода приводит к тому, что в процессе анализа происходит не просто рождение своего нового знания, а понимание видения проблемы глазами других участников [1].

    Итоговый этап позволяет выделить главные проблемы данной ситуации, пути ее разрешения и наиболее приемлемые способы.

    Тренинг. Работа в малой группе является неотъемлемой частью многих интерактивных методов обучения. Использование тренинга позволяет развить и закрепить не только необходимые знания и навыки, но и как в предыдущих методах развить многие коммуникационные умения.

    Наиболее оптимальное число участников тренинга составляет 5-7 человек, при этом в обсуждении проблемы должны быть задействованы все участники. После того как даны объяснения задания распределяются роли между участниками тренинга следующим образом:

    а. Ведущий – предоставляет слово, он же следит за выполнением всех правил;

    б. Секретарь – должен записывать все идеи, предложения и решения;

    в. Хранитель времени – его задача следить за временем, предупреждать о том, сколько минут осталось до окончания работы;

    г. Презентующий – должен представлять результаты работы.

    Для улучшения взаимодействия между участниками роли рекомендуется периодически менять. В тренингах широко используются различные методы и техники активного обучения: разбор конкретных ситуаций, деловые, ролевые и имитационные игры, групповые дискуссии [1].

    Интервью представляет собой многоуровневое образование, которое характеризуется актуализацией темы, относительной «простотой» синтаксического строения реплик. По мнению Е.А. Макеевой [17], интервьюирование выполняет следующие дидактические функции: коммуникативную, воспитательную, обучающую, психокоррекционную, социально-ориентирующую, организационно-деятельностную, развивающую, побудительно-стимулирующую, функцию самоутверждения и саморазвития [17].

    Каждый преподаватель может самостоятельно придумать разнообразные формы работы с классом, способствующие развитию коммуникативных умений. На пример:

    Работа в парах, при этом ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

    Карусель, для этого необходимо образовать два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

    Аквариум, его суть заключается в том, что несколько учащихся разыгрывают определенную ситуацию в круге, а все остальные наблюдают и анализируют.

    Броуновское движение, заключается в движении всех учеников по классу с целью сбора информации по решаемой проблеме.

    Дерево решений, для этого нужно разделить класс дна 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Затем, каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве (лист ватмана), после этого группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

    Также можно использовать на обобщающих уроках такой прием, как свеча. При этом по кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения [1].

    Таким образом, системное использование разных интерактивных методов обучения позволяет сформировать у учащихся не только коммуникативные умения, но многие другие важные аспекты, такие как комфортные взаимоотношения между участниками процесса обучения, возможность быть успешными в будущем, раскрыть разнообразные способности их участников. В конечном счете, комплекс способов деятельности, полученных в разных предметных областях общекультурного блока, должен привести к формированию у учащегося обобщенных способов, соответствующих возрастным возможностям и применимых в любой деятельности независимо от предметной области [1].

    А.Б. Добрович, рассматривая в своей работе развитие и формирование у школьников умений, которые необходимы в деловом общении, утверждает, что значительую роль в этом процессе играет специальное целенаправленное обучение стандартизированным правилам и приемам общения, которые в дальнейшем могут ими использоваться в других сходных по форме ситуациях различного содержания. Так, например, обучение умению работать в группе должно начинаться с того, что педагог разъясняет учащимся инструкцию, которая содержит перечень стандартных действий, которые необходимы для успешной реализации делового общения членов каждой группы. Кроме этого, данный перечень включает в себя информацию о том, что представляет собой групповая работа, какова должна быть последовательность работы внутри группы; после этого осуществялется знакомство с заданием; планируется работа; распределяются задания внутри группы; выполнение заданий (индивидуальное, парное или групповое); обсуждение полученных результатов.

    Как показывает практика, постепенно эти умения усваивает преимущественная часть учащихся. Когда это достигнуто, преподаватель может предложить им следующий набор умений, уже более сложных, но в то же время довольно стандартных: следует указать детям, в какие моменты целесообразно повторять общий вывод, а в какие это излишне, в каких именно случаях лучше высказываться тем или иным членам группы, а в каких – по желанию и т.д. Постепенно, после того как у ребят автоматизировались стандартные умения, можно начинать импровизировать [19].

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта