Главная страница

Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики


Скачать 1.94 Mb.
НазваниеИспользование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Дата27.03.2023
Размер1.94 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла‘«¨­ª¨­ „.€. ˆá¯®«́§®¢ ­¨¥ ¬¥â®¤ ¯à®¥ªâ®¢ ¯à¨ ®¡ă祭¨¨ ¯à®£à ¬¬.docx
ТипДиссертация
#1017730
страница19 из 30
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   30

2.4.Подготовка будущих учителей информатики к использованию метода проектов
Использование метода проектов в обучении программированию в школьном курсе информатики накладывает особые требования к подго­товке будущего учителя.

Для эффективной помощи и поддержки осуществления проектной деятельности учащихся учителю необходимы следующие знания:

S знания языков программирования высокого уровня;

S знания особенностей построения спецификаций проектов;

S знания основ проектной деятельности;

знания методов контроля за процессом создания проекта;

S знания особенностей методики обучения информатике с использо­ванием метода проектов.

Для формирования этих знаний необходимо проанализировать и ви­доизменить не только программу курса МПИ педагогических вузов, гото­вящих специалистов по квалификации "учитель информатики", но и всего курса информатики в целом. В основных дисциплинах предметного блока необходимо выделить компоненты, которые в дальнейшем используются при создании проектов или обучении по методу проектов. Выделим эти компоненты и формируемые в рамках дисциплины знания, умения и навы­ки (Таблица 6).

Исходя из этой таблицы можно выделить следующие этапы формиро­вания у будущих учителей информатики умений осуществлять процесс обучения на основе использования метода проектов:

/ этап: Формирование знаний и умений, необходимых для реализации программных проектов.

Таблица 6

group 22
Знания, умения и навыки, необходимые будущему учителю информатики для использования метода проектов в своей

INTERNET и компьютер­ные сети

4

Sзнания основ использования ресурсов INTERNET при реализации метода проектов как в информатике, так и в других дисциплинах школьно­го курса;

Sумения работы в сети INTERNET;

Sзнания основных методов работы со всемирной

сетью

МПИ

3-4

Sзнания основ проектной деятельности; Sзнания основных особенностей построения ме­тодики обучения информатики с использованием метода проектов;

Sумения планировать процесс обучения школьни­ков информатике на основе использования метода проектов;

Sзнания возрастных особенностей школьников при работе над проектом;

Sумения планировать работу учащихся по созда­нию проекта;







Sумения составления спецификаций проектов с учетом уровней сформированности проектных уме­ний у школьников, их возраста и перспективных возможностей языка программирования;знание тех­нологической схемы написания учебного проекта учащимися среднего и старшего звена общеобразо­вательной школы


Этап захватывает 1-2 курсы обучения и реализуется на основе сле­дующих дисциплин: ПО ЭВМ, ПРЗ на ЭВМ, ЧМ, программирование. Вы­деление этого этапа как основополагающего для дальнейшего обучения соответствующей методике опирается на следующие объективные причи­ны:

Sотсутствие у некоторых студентов опыта проектной деятельности как такового;

*/ отсутствие у некоторых студентов знаний основ языков програм­мирования (это связано, в первую очередь, с разрешением принятия всту­пительного экзамена по информатике в ВУЗ только на альтернативной ос­нове, т.е. по желанию абитуриента. Поэтому среди студентов встречаются те, кто вообще информатику не изучал или получил в школе только поль­зовательские навыки);

Sотсутствие опыта создания сложных программных комплексов, требующих дополнительных знаний по возможностям языков высокого уровня и т.д.

Обучение программированию на основе использования метода проек­тов должно быть осуществлено на основе создании больших программных комплексов. Для этого требуется работать в группе программистов, что сразу ставит студентов в условия необходимости руководства или подчи­нения некоторым членам группы.

Роли в группе могут быть распределены следующим образом:

Главный программист. Основные обязанности: пишет и отлажива­ет программу, согласовывает входные и выходные спецификации. Наибо­лее квалифицированное звено группы.

Помощник главного программиста. Может взять на себя выполне­ние любой части поставленной задачи. До тонкостей знает всю программу. Ищет альтернативные стратегии решения.

Инструментальщик. Разрабатывает ресурсозависимые приложения программы.

Контролер. Готовит тесты для программы и прогоняет их на каж­дом варианте решения задачи. Отвечает за констатацию ошибок.

Редактор. Отвечает за правильное оформление всей документации по проекту.

Программисты. Бригады программистов, занимающиеся разработ­кой отдельных блоков программного продукта. [30]

В целях наиболее эффективной работы над проектами необходимо, чтобы за время обучения студент поработал в каждой из представленных должностей.

Процесс работы над общей структурой проекта, особенно при работе со студентами, первый раз сталкивающихся с данным методом, процесс обучения можно представить в виде некоторой последовательности дейст­вий строго описанной в соответствии с технологической схемой и основ­ными правилами групповой работы.

Выделим эти правила:

Малая группа может быть выбрана на любом основании (игровая жеребьевка, желание обучаемых и т.д.).

Предпочтительны "смешанные" группы, т.е. нежелательно образо­вание групп только из «сильных» или только из «слабых» студентов.

Любое высказывание должно быть аргументированным, безапел­ляционные высказывания не допустимы.

Аргументы опираются на знания, факты и опыт, а не на силу, мне­ния авторитетов, устоявшиеся догмы.

Эффект деятельности группы значительно возрастет, если защи­щаемый проект «проходит» не из-за собственной ценности, реальной или предполагаемой, а благодаря искусству защищающей его группы, так как и в реальной жизни принимаются лучше аргументированные предложения.

Тон высказывания уважительный. Обязательно обращение к оппо­нентам по именам и «озвучивание» их позиции.

По окончании дискуссии не обязательно из нескольких вариантов выбирать один - лучший, напротив, учащийся должен привыкать к много-цветности истин, естественности несовпадающих путей к одному и тому же результату.

Наиболее часто используются следующие ситуации для дискуссии: 1. Ситуация «Защита темы» - ставила субъектов обучения в условия, когда результат деятельности группы зависит от умения актуализировать значимость изучаемого, ориентации учащихся в вопросах познания в об­ласти программирования, умения работать в пространстве диалога, отби­рать и транслировать учебный материал с точки зрения его перспективных возможностей. С позиции метода проектов эта ситуация рассматривается как возможность защиты гипотезы о наиболее эффективных путях созда­ния проекта.

Ситуация «Собственная позиция» ставила субъектов перед необхо­димостью решения различных профессиональных задач, в которых актуа­лизировалось выражение собственного мнения по поводу содержания тео­ретических категорий и понятий, ценностный выбор, самообоснование своих действий в рамках метода проектов.

Назначение ситуации «Принятие решения» состояло в разрешении задач, связанных с построением проекта, осознание ответственности за принимаемые решения в условиях, в которых собственные достижения и самореализация собственной личности зависит от умения принимать ре­шения, приводящие к самореализации других субъектов ситуации, что свя­зано с умением распределять роли в разработке проекта, делегировать функции, стимулировать потребности в достижении, преодолении трудно­стей, актуализирующих саморазвивающую деятельность субъектов обра­зовательного процесса.

Технологическим инструментарием создания ситуации «самоотри­цание» была постановка учащегося в условия, когда эффективность дея­тельности предполагала активную рефлексию собственного опыта на ос­нове специально разработанных заданий, программ и тестов.

В работе над проектами мы активно использовали такую форму орга­низации процесса обучения, как проблемный семинар, разбитый на стадии следующим образом:

/. Постановка и осмысление проблемы.

Преподаватель или учащийся излагает состояние рассматриваемого вопроса, уточняя имеющиеся представления о его сущности. Затем описы­вается или намечается то, что требуется получить. В ходе краткой (не бо­лее 5 минут) беседы студенты уточняют свое видение более детально, хотя и не окончательно, прорисовывают смысл противоречий. Можно считать, что проблема осмыслена, когда она вербализирована, т.е. сформулирована в виде задачи.

Генерирование вариантов решения проблемы. Типовая процедура «Мозговой штурм».

Поиск аргументов в поддержку предложенных реш.ений. Аудитория делится при этом на группы, по числу зафиксированных

предложений. Представитель группы («спикер») наугад вытягивает кар­точку с номером предложений. Задача фуппы - за 8-10 минут найти как можно больше аргументов в пользу доставшихся им вариантов решения, даже если эти варианты не очень им нравятся.

4. Отбор наиболее аргументированных вариантов решения,
Представитель каждой группы получает 1-2 минуты для изложения

своих аргументов. После того, как будут прослушаны все сообщения, на­чинается обсуждение, его цель - отобрать приблизительно половину пред­ложенных вариантов для дальнейшей проработки.

5. Критика отобранных решений.

Из карточек с номерами изымаются те, что не прошли предыдущий этап. Аудитория вновь делится по числу оставшихся вариантов, при этом сами группы численно увеличиваются. Представители групп вновь вытя­гивают номера из оставшихся предложений. Задача группы на ближайшие 5-8 минут - острая, но доказательная критика оставшихся вариантов.

6.Отбор решений наиболее устойчивых к критике.

Аналогично пункту 4. Особо отметим как предмет заботы преподава­теля позитивный характер и этого обсуждения: требуется не отбраковы­вать слабые решения, а отбирать сильные.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   30


написать администратору сайта