Главная страница
Навигация по странице:

  • 1

  • Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеИспользование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
    Дата27.03.2023
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла‘«¨­ª¨­ „.€. ˆá¯®«́§®¢ ­¨¥ ¬¥â®¤ ¯à®¥ªâ®¢ ¯à¨ ®¡ă祭¨¨ ¯à®£à ¬¬.docx
    ТипДиссертация
    #1017730
    страница15 из 30
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   30

    2.3. Методика обучения программированию в 10-11 классах общеобра­зовательной школы на основе использования метода проектов
    В условиях вариативности и многообразия учебных планов, учебни­ков, школьных и авторских программ по информатике министерством об­разования Российской Федерации в 1999 году был утвержден обязатель­ный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ин­форматике (приказ от 30.06.99 N 56) двух уровней и Б). Целью данной инициативы является сохранение общего ядра базового образования по информатике, т.е. формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие навыков алгоритмического мышле­ния, являющегося необходимой частью научного взгляда на мир, знаком­ство учащихся с современными информационными технологиями. Требо­вания первого уровня (А) предъявляются учащимся любого общеобразова­тельного учреждения вне зависимости от его типа и направления, а также наличия или отсутствия компьютерной техники. Второй уровень (Б) пред­назначен для учреждений, обладающих компьютерной техникой. Выпол­нение требований второго уровня позволяет учащимся не только получить представление об основных понятиях информатики и успешно завершить обучение, но и продолжить свое образование по данной специальности.

    Специфика применения метода проектов в обучении программирова­нию подразумевает наличие компьютерного класса, инструментария для реализации целей проекта. Таким образом, предлагаемая нами методика относится к уровню Б общеобразовательного стандарта, содержательной линии "Алгоритмизация и программирование". При этом в той или иной степени, в зависимости от тематики учебного проекта, охватываются и все остальные линии, как в актуализационном, так и в пропедевтическом пла­не.

    Выделим необходимые предварительные условия для успешного и эффективного применения метода проектов в обучении программирова­нию:

    наличие компьютерного класса, с возможностью доступа к нему школьников во внеурочное время;

    наличие компилятора или интерпретатора языка программирова­ния, с применением которого изучается учебный материал соответствую­щего раздела информатики;

    наличие достаточной компетентности учителя, что подразумевает его предварительное участие в разработке больших программных проектов (не менее 2-3 проектов, разработанных самостоятельно или в группе).

    Невыполнение любого из этих условий приводит к нивелированию положительного эффекта применения метода проектов по сравнению с традиционными методиками обучения программированию.

    Придерживаясь технологической схемы метода проектов, представ­ленной в параграфе 1.3, проанализируем методику Организации процесса обучения программированию с учетом уровней готовности школьников к реализации учебного проекта.

    Для этой цели выделим три соответствующих уровня готовности -начальный, средний и продвинутый. Такое разделение подразумевает по­нимание школьниками основных принципов метода проектов, наличие опыта в реализации учебных проектов и. Ниже приводится набор знаний, умений и навыков, согласно которым определяется принадлежность обу­чаемых к одному из уровней готовности (Таблица 5). Следует учесть, что знания в области собственно программирования не оказывают решающего влияния на уровень готовности к проектной деятельности. Они имеют зна­чение только для степени сложности проекта с точки зрения использова­ния специальных приемов программирования.

    group 19




    Навыки создания программ или отдельных программных блоков

    Учащиеся владеют навыками ре­шения задач по программированию, что позволяет им осуществлять про­ектную деятельность на этапе созда­ния отдельных программных блоков. При этом они не видят общей струк­туры проекта, в результате чего их решения с трудом состыкуются друг с другом. Процесс объединения про­граммных блоков в единое целое сталкивается со значительными труд­ностями

    Учащиеся владеют навыками программирования отдельных бло­ков проекта. Они не только решают поставленные задачи, но и пытают­ся придерживаться некоторой схе­мы решения, выделяют общие ком­позиционные исходные данные, определяют для каждой подзадачи входные и выходные параметры

    Учащиеся строят общую схему решения и последова­тельно ее придерживаются.

    При решении отдельных блоков учащиеся стремятся к максимальной универсализа­ции программного кода, ко­торый впоследствии можно будет использовать при реа­лизации других проектов.

    Умения планировать деятельность по создания проекта с известной спецификацией

    Планирование проектной деятель­ности осуществляется только под ру­ководством учителя.

    Учащиеся могут по готовой спе­цификации разработать план рабо­ты, разбить проблему над подзада­чи, распределить роли в группе. Однако для подзадач не выделяют­ся критические параметры, не оп­ределяются четко входные и вы­ходные данные.

    Учащиеся данного уровня умеют планировать проект­ную деятельность как для своей, так и для других групп. Четко выделяют необ­ходимые компоненты данной деятельности, разбивают проблему над подзадачи и строго определяет входные и выходные параметры. Одно­значно определяют для себя конечный результат

    Для иллюстрации выдвинутых положений воспользуемся учебным программным проектом "Векторный графический редактор" (ВГР), пред­ставляющим собой интерактивную инструментальную среду, создание ко­торой является нетривиальной задачей даже для профессионального про­граммиста. Сложность проектирования, большое количество отдельных программных блоков с многоуровневыми связями, длительность разработ­ки ограничивают применимость данного проекта классами с углубленным изучением информатики. Однако в силу тех же причин в процессе разра­ботки ВГР находят свое отражение практически все аспекты предлагаемой нами методики применения метода проектов в обучении программирова­нию.

    Рассмотрим результативный аспект спецификации ВГР в максимально сокращенном виде:

    Графический редактор позволяет манипулировать простейшими графическими примитивами, как то - отрезками, окружностями, прямо­угольниками, эллипсами, многоугольниками, заливками различных видов и т.д. Под манипуляциями понимаются интерактивное создание, удаление, изменение местоположения, размеров и других атрибутов графических примитивов.

    Редактор позволяет хранить (запись и чтение) на диске получен­ный набор примитивов в специализированном формате, а также сохранять в текстовом файле набор вызовов графических процедур и функций. Таким образом, подготовленный в редакторе рисунок можно затем использовать в любой программе на языке программирования Турбо-Паскаль.

    Редактор имеет достаточный для выполнения своих функций на­бор элементов управления - зависимые и независимые кнопки, поля для выбора цвета и других атрибутов графических примитивов, поля ввода и вывода текста, средства скроллинга, меню и т.д.

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   30


    написать администратору сайта