Главная страница

Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики


Скачать 1.94 Mb.
НазваниеИспользование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Дата27.03.2023
Размер1.94 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла‘«¨­ª¨­ „.€. ˆá¯®«́§®¢ ­¨¥ ¬¥â®¤ ¯à®¥ªâ®¢ ¯à¨ ®¡ă祭¨¨ ¯à®£à ¬¬.docx
ТипДиссертация
#1017730
страница16 из 30
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   30

4.Основное средством управления редактора является манипулятор "мышь". Для ввода текстовой информации и управления с помощью "горя­чих клавиш" используется клавиатура.



Согласно технологической схеме раскроем особенности методики применения метода проектов при обучении программированию
ПЕРВЫЙ (ИСХОДНО-УСТАНОВОЧНЫЙ) ЭТАП ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

СХЕМЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ. НА ЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ (Исходно-установочный этап).

Учитель делает краткий обзор изучаемого материала, формулирует и актуализирует возникающие проблемы, предлагает школьникам один или


нескольких программных проектов, разработка и реализация которых раз­решает эти проблемы.

Совместно с учителем ученики производят выбор проекта, взвешивая все "за" и "против". Обязательным условием успешности данного этапа яв­ляется осознание школьниками необходимости создания именно этого программного продукта, его уникальности, полезности и прагматичности.

Затем ученикам предлагается готовая спецификация учебного проек­та, причем учитель логическими, а не авторитарными методами добивается понимания и осознания необходимости каждого из разделов специфика­ции. Одним из важнейших условий эффективности процесса обучения с точки зрения адекватности набора получаемых школьником знаний уме­ний и навыков с государственным стандартом является прямой или кос­венный охват программным проектом всего теоретического материала, изучаемого на протяжении реализации проекта. При этом не допускается уменьшение объема фактологического материала, разрешается только из­менение последовательности изложения слабосвязанных друг с другом блоков и увеличение объема специфичной для метода проектов информа­ции.

Например, при изучении графических операторов языка программи­рования возникает следующая проблема - продолжительность и трудоем­кость создания заданного рисунка неадекватна получаемому результату. Это относится прежде всего к рисункам художественной направленности, в которых нельзя выделить алгоритмизируемую последовательность дей­ствий, статическим элементам интерфейса и оформления. Расчет коорди­нат, выбор цветов, стилей, средств рисования является трудоемким, утоми­тельным процессом и формирует только репродуктивные умения и навы­ки. Для решения этой проблемы учитель предлагает разработать учебный векторный графический редактор, с возможностями интерактивного соз­дания произвольных векторных изображений и сохранения подготовлен­ного рисунка в командах изучаемого языка. Затем учитель предлагает спе­цификацию программного проекта, включающую требования к интерфей­су, возможностям, а также ограничения, налагаемые, на проект особенно­стями языка программирования, операционной системой и изучаемым ма­териалом.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ (Исходно-установочный этап).

В отличие от начального уровня, на данном этапе формулировка и ак­туализация проблемы производится совместными действиями учителя и ученика. Аналогичным образом строится спецификация программного проекта. Авторитарная роль учителя проявляется, во первых, в очерчива­нии крута решаемых проблем, во вторых - в построении спецификации или в выборе одного из предложенных учениками вариантов специфика­ции. В последнем случае учитель обязан "защитить" свой выбор цепочкой логических рассуждений, причем мотивация вида "Данный вариант - наи­лучший, так как он иллюстрирует все темы, которые мы будем изучать в этой четверти" недопустима. Причины выбора той или иной спецификации могут опираться только на глобальную цель - создание программного про­екта соответствующей тематики.

Например, предложение построения графических примитивов в виде объектов (язык Turbo Pascal) не может мотивироваться необходимостью иллюстрации принципов объектно-ориентированного программирования. В данном случае следует ссылаться, например, на требование унификации манипуляций с примитивами. Так как школьникам в данный момент еще неизвестно понятие "объект", можно дать его пропедевтическое определе­ние совместно понятиями инкапсуляции и наследования, а также чисто ин­туитивное понятие полиморфизма. Глубина рассмотренных понятий должна быть достаточна для доказательного выбора требуемой альтерна­тивы спецификации.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ (Исходно-установочный этап).

В отличие от среднего уровня, поиск проблемы на основе фактов, со­общаемых учителем, ученики производят самостоятельно. Аналогичным образом производится поиск тематики программного проекта и создание спецификации. Учитель выступает в роли аналитика-консультанта, мнение которого является важным, но не решающим. Авторитарный подход со стороны учителя может использоваться только в случае, если выбранный учениками программный проект не вписывается во временные рамки, от­веденные для его реализации. На этом уровне школьники уже понимают, что весь изучаемый материал должен найти свое отражение в проекте, по­этому учитель может делать предложения, недопустимые по своей моти­вации на начальном и продвинутом уровнях.

Например, выбрав программным проектом векторный графический редактор ученики самостоятельно готовят его спецификацию, разбивают проект на подзадачи, распределяют роли и т.д. Учитель помогает, консуль­тирует, предлагает использовать те или иные специфические средства для выполнения отдельных задач (потоки - для хранения примитивов на диске, объектно-событийную модель - для организации ввода-вывода и реакции программы на события и т.д.), причем принципы организации таких средств ученикам могут быть заранее неизвестны.
ВТОРОЙ (ИСХОДНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ) ЭТАП ТЕХНОЛОГИЧЕ­СКОЙ СХЕМЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ. НА ЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ (исходно-диагностический этап).

На этом этапе учитель определяет текущий уровень и актуализирует знания учащихся, мотивируя необходимостью их применения для создания программного проекта. При этом положительным мотивационным эффек-


том будет обладать указание конкретных блоков проекта, реализация ко­торых невозможна без соответствующих знаний в области языка или мето­дов программирования.

Например, актуализируя понятие цикла (операторов, организующих цикл) следует показать, что данное понятие активно будет использоваться в графическом редакторе, например, при организации получения команд с устройств ввода, перебора графических примитивов и т.д. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ (исходно-диагностический этап).

Мотивация актуализации имеющихся у школьников знаний должна быть более развернутой, чем на начальном уровне, так как по своему опы­ту в создании проектов учащиеся понимают, что требуемые для реализа­ции проекта знания являются небольшим подмножеством знаний по про­граммированию. Учитель может опираться только на утвержденную ранее спецификацию проекта.

Например, актуализируя понятие записи (язык Turbo Pascal), учитель не может опираться на рассуждение вида "Мы будем изучать графику, где активно используются записи для описания различных структур". Его рас­суждения могут иметь вид "Графические примитивы мы будем реализовы-вать (см. спецификацию) с помощью объектов, которые является логиче­ским развитием понятия запись. Следовательно, мы должны вспомнить все, что нам известно о записях" ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ (исходно-диагностический этап).

На этом этапе самостоятельность школьников выражается в выборе материала для повторения. Учитель имеет право расширить список актуа­лизируемых тем.

Например, учащиеся могут выбрать для повторения материалы, ка­сающиеся взаимодействия с манипулятором "мышь", посчитав ненужным
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   30


написать администратору сайта