Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Скачать 1.94 Mb.
|
1. Дидактические функции: обучающе-теоретические; обучающе-практические; закрепляющие; контролирующие. Они отвечают за научную актуальность, методы обучения и познавательную насыщенность проекта. 2. Развивающие функции: познавательно-личностные; мировоззренческие. Образовательная цель: изучение основ языка программирования; изучение графических возмоясностей языка. Воспитательная: воспитание эстетического вкуса. Развивающая: развитие теоретического мышления; развитие творческих способностей; развитие коммуникативных умений. 2. Проект "Функции". Образовательная цель: изучение основ визуальной среды программирования; актуализация школьного курса алгебры и начала анализа по теме "Функции". Воспитательная: воспитание чувства ответственности за предлагаемый программный продукт перед его пользователями; воспитание эстетического вкуса в оформлении представляемого материала. Развивающая: развитие умений адекватной оценки и самооценки; развитие внимания, творческих способностей. 3. Сайт класса. Образовательная цель: - изучение HTML, языка программирования JavaScript, средств создания гипертекстовых страниц и подготовки изображений; обучение основам работы в Internet. Воспитательная: воспитание бережного отношения к информации. Развивающая: развитие умений наглядно представлять информацию; развитие творческих способностей; развитие коммуникативных умений. 4.ЗАДАЧИ ПРОЕКТА К задачам проекта отнесем: 4 изучения нового материала по определенной тематике; создание программного комплекса; описание его в виде методического пособия для пользователя. 1. Выделим задачи проекта "Векторный графический редактор": изучение графических возможностей языка; создание программного продукта "Векторный графический редактор"; создание правил пользования данным продуктом с полным описанием его интерфейса и возможностей. 2. Задачами проекта "Обучающая программа по математике" являют- актуализация знаний по соответствующему разделу математики, а также углубленное изучение и систематизация знаний в этом разделе. Изучение методов построения интерфейса программных продуктов; создание обучающей программы; реализация правил пользования программой. 3. К задачам проекта "Сайт класса" отнесем: • изучение языка HTML и специализированных средств создания Web-страниц (Microsoft FrontPage, Netscape Composer и др.); планирование структуры и разработка сайта, представляющего собой связный гипертекстовый документ, состоящий из набора Web-страниц; описание правил работы с сайтом не предусматривается, так как принципы доступа к гипертекстовому документу единообразны в пределах браузера. Одной из важнейших задач практически любого программного проекта является описание правил пользования. Сюда относится как результирующая документация по проекту, так и контекстная помощь, которая должна быть включена с программный проект отдельным компонентом. Разработка документации позволяет школьнику представить программный проект как единое целое, систематизировать его возможности, увидеть расхождения с исходной моделью. Как показывает опыт, именно на этапе разработки документации определялись концептуальные несоответствия компонентов готового проекта друг другу и основной идее в целом, что служило причиной его частичной переработки. 5. ТИП ПРОЕКТА Типология проектов была нами проанализирована в параграфе 1.2. В рассматриваемых примерах тип графического редактора выражается формулой Мте.исслСуч-хфиклЕквфугК^^внугрУпарРдолг, типобучающей Программы по математике - формулой Мтоф-исслСуч-приклРквф^КоткрХвнуфУиндРср, а тип сайта класса — формулой Мтв.щ!фСуч-гфи1отРрутКоткрХвнугр'1ггру1щРСр. 6. СТРУКТУРА ПРОЕКТА Структура проекта описывается в виде требований к методическому пособию и к программному комплексу, представляемых пользователем. Здесь обязательно указывается все необходимые свойства проекта и его функции, а также желательные и нежелательные аспекты использования программного продукта. Например, в реализуемом графическом редакторе описываются виды используемых графических примитивов (линии, прямоугольники, ломаные, окружности, битовые образы и т.д.), свойства примитивов (карандаш, кисть и др.), все основные функциональные блоки, отвечающие за действия над примитивами (создание, удаление, перемещение, запись, чтение и т.д.) и принцип связи данных блоков в единое целое (например, событийная или объектно-событийная организация). Затем рассматривается интерфейс редактора (общий вид, комбинации клавиш, используемые интерфейсные блоки - меню, зависимые и независимые кнопки, переключатели, диалоговые средства и т.д.). Более подробно данная структура описана в учебном пособии [158] В обучающей программе по математике (тема - "Функции") при описании структуры сначала раскрывается параметры исследуемого объекта, а затем - реализуемый интерфейс. Структура сайта класса характеризуется акцентированием внимания на указании представляемой тематики и единообразии интерфейса. 7. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА Описание методов создания программного комплекса, служит для подготовки реализации предыдущего пункта и в значительной степени зависит от возможностей используемого языка программирования. Для групповых проектов обязательно указываются функциональные обязанности каждого участника группы. Например, в графическом редакторе описываются типы данных для хранения графических примитивов и функции их обработки, план реализации выбранной модели программирования, методы создания интерфейсных блоков. Похожим образом описываются обучающая программа по математике. В реализации сайта класса особое внимание уделяется раскрытию методов взаимодействия членов группы, а также методам интеграции индивидуального материала в единую модель проекта. 8. ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Время создания проекта описывается в количественных единицах, детализируя соответствующий типологический признак проекта и варьируется от двух уроков до одного учебного года. Например, продолжительность создания графического редактора -одна-две четверти, обучающей программы по математике - от 3 до 10 занятий, сайта класса - от 2 занятий до одной четверти в зависимости от информационной насыщенности сайта. 9. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА В качестве результата выполнения проекта может быть программный продукт или комплекс программ со следующими дополнительными компонентами: методическое пособие для пользователя; статья; доклад, выступление на конференции; реферат и т.д. Разработка спецификации проекта - это результат совместной деятельности учителя и обучаемых в общем случае. Однако в зависимости от уровня готовности учащихся к проектной деятельности смещается приоритет главенствования отдельных субъектов обучения в данном процессе. В соответствии с этим выделим три временные стадии создания спецификаций проекта. Стадия Г. Спецификацию проекта, его основные компоненты описывает сам учитель. Он же предлагает и темы работ. Стадия 2:Темы проектов, их цели, задачи, актуальность описывают школьники, учитель же предлагает им структуру и методы создания проекта, также он выбирает форму представления результатов проекта. Стадия 2:Весь процесс описания спецификаций берут на себя школьники. Роль же учителя заключается в подсказке и проверке полученного. На данной стадии могут быть также следующие варианты взаимодействия учителя и школьника: • учитель предлагает тему исследования; • учитель только утверждает, возможно - после переформулировки, предложенную школьниками тему. Построение спецификации программного проекта является обеспечением процесса целеполагания, то есть условием успешности четкого и однозначного выделения целей в методе проектов, а также путей их достижения. В то же время спецификация является динамичной структурой, с возможностями видоизменения в случае, когда результат реализации ее отдельного компонента вступает в противоречие с частью или со всем исходным планом. Трансформация спецификации может продолжаться плоть до завершения учебного проекта, а полученный результат будет основным источником для формирования программной документации и оперативной помощи проекта. |