Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Скачать 1.94 Mb.
|
1наб— Zj г\,г\' чгпгы Qu+Q2i где nj - число членов контрольной группы, п2 - число членов экспериментальной группы, Qii - число членов экспериментальной группы, достигнувших i-ro уровня, Q2j - число членов контрольной группы, достигших i-ro уровня, с - число выделенных уровней. 3.2 Содержание и результаты педагогического эксперимента Констатирующий педагогический эксперимент (1995-1996гг) был посвящен выявлению предпосылок реализации метода проектов в процессе обучения программированию. Этому этапу педагогического эксперимента по времени соответствовало формирование гипотезы и задач исследования, поиск путей их решения. Основная цель первого этапа - получить материал для дальнейшего теоретического осмысления. На данном этапе проводились пробные занятия со школьниками старших классов и студентами физико-математического факультета и факультета информатики с целью проверки возможности повышения качества знаний и развития познавательных потребностей обучаемых. Учителям и преподавателям информатики была предложена анкета, представленная в приложении 1. Вопросы анкеты посвящены анализу проблемы выбора методов обучения программированию. Из 18 учителей школ города и района, 17 преподавателей ШГПИ, ответивших на вопросы анкеты, лишь 15 считают себя компетентными и достигшими высокого уровня в программировании. Они отмечают, что уровень их владения методами программирования низок из-за быстрых смен приоритетов в стратегии программирования (смена операционных систем, высокий динамизм в развитии языков программирования, переход от процедурного к объектно-ориентированному программированию, разработка систем RAD и т.д.). Определение уровня знаний по программированию у учителей и преподавателей было организовано в виде схемы-теста, представленного в приложении 2. Анализируя результаты выполнения схемы-теста, можно сделать вывод о недостаточной компетентности учителей информатики в программировании. Необходимо отметить, что наиболее слабые результаты были у тех учителей, которые не имеют возможности вести преподавание на новейшей современной технике (в их распоряжении лишь компьютеры "Корвет", "Агат", "Электроника", "Ямаха" и ГВМ 86-286). Анкетирование среди учащихся и студентов (анкета в приложении 3) выявило следующие результаты, среди 176 учеников и 141 студента, принявших участие в анкетировании, 127 указали на необходимость использования метода проекта в старших классах общеобразовательной школы и в вузе. Среди 317 опрошенных 97 обучались уже на некоторых этапах по методу проектов. Они отмечают, что им нравится самостоятельно создавать большие программные комплексы. "Работа над проектом позволяет увидеть перспективные возможности языка программирования, убедиться в необходимости изучения отдельных методов программирования" (Тигиня-ну Е.). Отдельные учащиеся уже имеют за плечами большой опыт по созданию программных комплексов, например, Попов Е. (381 гр., факультет информатики ШГПИ) в школе: "Тетрис" (basic), в институте: графический редактор (Pascal), текстовый редактор (Pascal), игра "Балда" (Pascal), графический редактор (Delphi), школьный алгоритмический язык (Delphi), программа, помогающая создавать тесты различного уровня сложности по разным предметам (Delphi). Реализация такого количества проектов на высоком научном уровне позволило ему стать президентом Студенческой Академии ШГПИ, принять участие в региональных олимпиадах и фестивале-конкурсе научного и прикладного творчества молодежи в г. Кургане. Среди самых интересных проектов студенты выделили а) творческий проект "Интернет-газета" по изучению языка HTML (45 %); б) графический редактор (язык программирования Delphi) (16 %); в) база данных по студентам (язык программирования Pascal) (15 %); г) групповой творческий проект, например, "Карта больного", "Магазин", "Гороскоп" (14 %). Многие из школьников и студентов отмечали, что создание проектов позволяет «разные части теории языков и методов программирования соединять вместе. Например, работа с файлами и строковые переменные, создание интерфейса, графика, текстовый режим работы и т.д.» (Журило Л.). Проведенное тестирование в начале эксперимента показало отсутствие четкой системы по программированию у обучаемых, изучающих информатику. Они имеют расчлененные представления о структуре этой системы в виде непересекающихся множеств дискретного характера. При создании некоторого взаимодействия нескольких множеств при решении задач появляется новое множество, включающее в себя это взаимодействие, но отличное от тех, из которых оно было создано. После проведенных анкетирования, контрольных срезов, тестов, посещения занятий с традиционной методикой проведения, так и с использованием метода проектов были сделаны следующие выводы: для эффективного обучения школьников программированию необходимо разработать методику обучения информатике на основе метода проектов; для успешной реализации метода проектов требуется разработка педагогической технологии, технологическая схема и технологическая карта которой учитывает специфику применения метода проектов в обучении программированию в курсе информатики; • использование метода проектов в процессе обучения программированию является эффективным средством развития познавательных потребностей учащихся. Чтобы обеспечить решение этих проблем, мы остановились на разработке методики обучения программированию, основанной на методе проектов. Результатом первого этапа исследования стало становление теоретической базы исследования и разработка гипотезы. |