Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Скачать 1.94 Mb.
|
1: Для создания методики обучения программированию в курсе информатики, основанной на применении метода проектов необходимо разработать соответствующую педагогическую технологию, обеспечивающую возрастание познавательных потребностей обучаемых и повышение эффективности процесса обучения. Учебным проектом будем называть проблемную задачу, процесс . анализа и решения которой может быть алгоритмизован, обладает свойствами поэтапности и длительности, опирается на систему научных знаний в изучаемой области. Методом проектов будем называть педагогическую технологию, основанная на широком внедрении в процесс обучения учебных проектов, обладающих социальной и личностной значимостью. К типологическим признакам учебных проектов следует отнести: цели создания проекта, методы, доминирующие в процессе разработки проекта, характер творческой деятельности при разработке проекта, харак тер координации проекта, характер контактов и количество участников проекта, продолжительность разработки проекта. Поскольку структура педагогической технологии базируется на использовании технологической карты и технологической схемы процесса обучения, то для разработки технологии обучения, соответствующей методике применения метода проектов, необходимо наполнение блоков технологической схемы и этапов технологической карты содержанием, отражающим специфику метода проектов в обучении программированию в курсе информатики. Анализ разработанной технологической схемы процесса обучения, основанного на использовании метода проектов, показали алгоритмизо-ванность, поэтапность и цикличность данного процесса. К этапам процесса обучения программированию на основе использования метода проектов, выделенным в технологической карте, относятся: исходно-установочный; исходно-диагностический; содержательно-плановый; содержательно-технологический; промежуточно-коррекционный; итогово-оценочный, каждому из которых соответствуют свои цели и содержание. ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Вторая глава посвящена методике применения метода проектов в средней школе, а также принципам подготовки учителей информатики к использованию методов проектов. Рассматривается роль методов проектов в развитии познавательных потребностей школьников, а также особые возможности больших программных проектов в решении данной психолого-педагогической проблемы. Раскрыто понятие спецификации программного проекта, особое внимание уделено принципам построения спецификаций проектов в средней школе. Выделяются уровни готовности обучаемых к проектной деятельности и определяется методика реализации технологических этапов метода проектов с учетом выделенных уровней. Проанализированы принципы формирования готовности будущих учителей информатики к использованию метода проектов в свей профессиональной деятельности. 2.1.Роль метода проектов в развитии познавательных потребностей школьников в процессе обучения программированию Одним из важнейших условий успешности процесса обучения школьников является создание педагогических ситуаций, в результате реализации которых учащиеся осознают необходимость и важность получаемых знаний. Это прямым образом влияет на создание положительной мотивации учения, что, в свою очередь, ведет к возникновению познавательных потребностей (ПП). Остановимся подробнее на процессе формирования ГШ при использовании в обучении метода проектов. Процесс формирования потребностей приобретения знаний следует рассматривать с двух позиций: с одной стороны, потребности - это психическое состояние личности; с другой, - это компонент мотивационной сферы обучаемого. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму. Личность избирательно реагирует на то, что составляет предмет потребности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Основными характеристиками человеческих потребностей считаются: сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной характеристикой является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность будет удовлетворена. В случае познавательной потребности ее предметным содержанием являются знания, а способом удовлетворения - процесс познания [118, с.465]. Формирование и развитие потребностей подчиняется нескольким правилам. Потребность может возникнуть и укрепиться только в процессе систематического осуществления определенной деятельности, что обеспечивает привыкание организма и личности в целом к определенному роду функционирования. Все новые потребности формируются по типу привычки; одинаков и их механизм функционирования. Потребность развивается при условии ее расширенного воспроизводства, что обеспечивается разнообразием и развитием средств ее удовлетворения. Потребность возникает и развивается в процессе деятельности. Становление потребности облегчается, когда деятельность, особенно вначале, относительно легко осуществляться, что обеспечивает положительное отношение к ней личности. Важным условием развития потребностей является переход от репродуктивной к творческой деятельности, что не только укрепляет положительное эмоциональное отношение к ней личности, но и ведет к признанию данной деятельности основным признанием личности. Потребность укрепляется при сознании ее личной и общественной значимости. Эти правила находят подтверждение в создании ГШ на основе использования метода проектов. Первое правило обосновывается необходимостью постоянного поиска путей решения поставленной задачи, поиска или актуализации необходимого теоретического материала. Деятельность, направленная на реализацию проекта, и является средством удовлетворения ГШ (второе правило). Первоначальные шаги в создании проекта, выполненные под руководством учителя или самостоятельно, легко выполнимы, что стимулирует обучаемого, "втягивает" его в процесс реализации проекта (третье правило). Репродуктивные методы в большом программном проекте используются только на первых этапах, когда разработанная учителем первоначальная модель проекта не претерпевает значительных изменений, а также при реализации хорошо известных алгоритмов. На последующих этапах, при росте количества отклонений от исходной модели, особенно в ситуациях, когда учитель не ограничивает обучаемого жесткими рамками формы представления результатов, четко и однозначно определяя только минимальный уровень требований, на первый план выходит творческий подход как к решению тех или иных задач проекта, так и к проекту в целом. Как следствие, у разных групп обучаемых проекты отличаются интерфейсом и удобством в управлении, разнообразием дополнительных возможностей, скоростью выполнения и объемом кода и т.д. (четвертое правило). И, наконец, последнее (пятое) правило находит свое отражение, во первых, в самом методе проектов как деятельности, наиболее близкой по форме и структуре к профессиональной деятельности программиста, а во вторых, в тематике создаваемого проекта, которая при должном подходе учителя к данному вопросу основана на текущих нуждах обучаемого, класса, школы, студенческой группы, института и т.д. Анализ процесса формирования потребностей в приобретении знаний или познавательных потребностей (ГШ) следует начать с рассмотрения основных характеристик потребностей: сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное содержание (Таблица 4). Рассмотрим далее потребность как компонент мотивационной сферы. Создание потребностей в приобретении знаний - сложный процесс, основанный на изучении мотивации познавательной деятельности и структурного анализа ее целей. Мотивационная сфера человека состоит из следующих мотивацион-ных образований: диспозиции (мотивы), потребности, цели. С точки зрения развитости мотивационную сферу можно оценить по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимают качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом уровне [118, с. 466]. Широта мотивационной сферы в области мотивов учения и, конкретнее, потребности приобретения знаний, будет рассматриваться как разнообразие целей. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня [118, с. 467]. Сравнительная характеристика реализации условий формирования познавательных потребностей при традиционном обучении и при использовании метода проектов
|