Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.

  • 2.

  • Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеИспользование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
    Дата27.03.2023
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла‘«¨­ª¨­ „.€. ˆá¯®«́§®¢ ­¨¥ ¬¥â®¤ ¯à®¥ªâ®¢ ¯à¨ ®¡ă祭¨¨ ¯à®£à ¬¬.docx
    ТипДиссертация
    #1017730
    страница12 из 30
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   30
    8).

    На схеме представлена модель, состоящая из двух параллельных плоскостей ахи а2, означающих уровни качественного перехода от одной стадии разработки проекта к другой. Этот переход подразумевает приобре­тение обучаемыми соответствующих знаний, умений и навыков, с помо­щью которых и реализован данный структурный компонент проекта.

    Плоскости (3 и у соответствуют теоретическому и практическому эта­пам реализации проекта.

    Пространство, заключенное между плоскостями ахи а2назовем ин­формационным блоком, тогда расстояние между этими же плоскостями обозначает уровень информационной компетентности этапа. Он включает в себя теоретический материал, перечень умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимся по завершении блока. Будем обозначать эту величину Т и измерять в единицах информации.

    T=d(«1,a2)

    Представленная на модели спираль используется для наглядного представления траектории реализации проекта.

    Каждый виток спирали предполагает наличие следующих блоков реа­лизации процесса приобретения знаний, умений и навыков при создании проекта:

    БЛОК 1.Создание виртуальной модели.

    Определение объектов, свойств и их характеристик, необходимых для успешного освоения данного этапа.

    Определение формы представления (типы данных: массивы, записи, объекты и т.д.).

    Определение методов представления (какие требуются процедуры и функции, методы объектов и т.п.).

    БЛОК 2.Реализация модели.

    2.1 Реализация модели с проверкой на каждом этапе (предварительная компиляция, создание отладочных функций, реализация промежуточных объектов и т.д.).

    В случае неадекватности полученной реальной модели виртуальной обучаемый начинает новый виток спирали в том же информационном бло­ке с уточнения, расширения, модификации исходной модели с ее после­дующей реализацией.

    Т


    аким
    образом, освоение обучаемым единичного информационного блока можно представить в виде блок-схемы (Рис. 9)






    чает, что процесс осуществления некоторой стадии проекта состоит из двух этапов - первоначального, когда создается и реализуется исходная модель, и заключительного, когда осознаются недостатки исходной моде­ли, и происходит ее теоретическая и практическая переработка в соответ­ствии с результатами первоначального этапа. Такой подход, с одной сто­роны, в достаточной степени моделирует реальный процесс научного по­знания, а с другой, позволяет не потерять интерес к программному проекту в результате слишком частого изменения и уточнения исходной модели.

    Таким образом, р{для каждого обучаемого вычисляется индивиду­ально и исходя из этого делаются выводы о сформированности знаний, умений и навыков, о развитии мышления.

    Из определения pj следует, что Т} имеет более сложную зависимость:

    Т4 = t4 (сложность, корректность, объем, ры ) (2)

    Таким образом, использование метода проектов позволяет приблизить процесс обучения к научно-исследовательской деятельности, что положи­тельно сказывается на создании познавательных потребностей. Исходя из разбиения всей структуры проекта на блоки, автоматизируется процесс представления процесса обучения в виде подпространств. Сложность в данном случае представляет количественное определение информацион­ной компетентности каждого витка, с учетом ее зависимости от информа­ционной компетентности предыдущих витков. На сегодняшний день дан­ная проблема решена только в качественной области и нуждается в допол­нительных исследованиях.

    Реализация программного проекта, который строится по данной кон­струкционной схеме, наглядно представляет свойство непрерывности про­цесса и его спиралевидный характер. Та же самая схема, как показывает опыт, активно используется обучаемыми по методу проектов для органи­зации своего собственного процесса познания.



    2.2. Принципы построения спецификаций программных проектов в общеобразовательной школе
    Необходимым условием успешности процесса целеобразования при использовании метода проектов в обучении является четкое, детальное и иерархиезованное представление целей учебного проекта, выраженное в письменной форме. Другим, не менее важным условием является наличие поэтапного планирования действий, служащих достижению выделенных целей. Оба условия реализуются в спецификации программного проекта.

    Под спецификацией проекта будем понимать его подробное описание с выделением основных компонентов процесса планирования и реализа­ции. Спецификация включает в себя как предполагаемый результат дея­тельности (цель), так и подробный план зависимостью детализации от уровня готовности учащихся к проектной деятельности) достижения иско­мого результата. Для метода проектов в обучении программированию спе­цификация предполагает не только подробное описание интерфейса созда­ваемого учебного проекта, его функциональных возможностей, но подроб­но описанные пути достижения цели.

    Необходимыми компонентами спецификаций являются:

    проблема;

    актуальность;

    цели проекта;

    задачи проекта;

    тип проекта;

    структура проекта;

    методы разработки (если это необходимо для данного типа проекта);

    время работы над проектом;

    формы представления результатов.

    В качестве примеров для анализа компонентов спецификаций, вос­пользуемся тремя успешно и неоднократно реализованными нами в про­цессе обучения информатике проектами: а) векторным графическим редак­тором, б) обучающей программой по одной из тем математики, в) сайтом класса (школы, группы, факультета)
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   30


    написать администратору сайта