Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Скачать 1.94 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ Примеры индивидуальных проектов: Векторный графический редактор. Язык программирования -Delphi. Автор: Кириллов А. Электронный учебник по Window's 95-98. Язык программирования - Delphi. Автор: Спирин И. Примеры парных проектов: ГГПС "Кодирование информации". Язык программирования - Turbo Pascal. Автор: Булычев А., Шалгин А. "Автоматизированная среда для создания тестов и анкет". Язык программирования - Delphi. Авторский коллектив: Попов Е., Кириллов А. В последнем случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в локальной группе, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, вузов, стран). Роль педагога при этом особенно велика. Примеры групповых проектов: "Internet-газета факультета информатики". Языки программирования HTML, JavaScript, Java Авторский коллектив: Неустроева Ю., Титова И., Хасиев Р., Кириллов А., Овчиникова О. "История внедрения новых информационных технологий в г. Шад-ринске". Авторский коллектив: Лобанов Р., Тарасова Я., Третьяков А. 7. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА. По данному признаку проекты делятся на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные (Таблица 3). Примеры краткосрочных проектов: 1. Реализация нормальных алгоритмов Маркова с помощью ЭВМ. Язык программирования Turbo Pascal. Авторы: 3 курс факультета информатики. Время исполнения: 2 занятия. ^ Примеры проектов средней продожительности. 1. «Игра «Балда»». Язык программирования - Turbo Pascal. Автор- ский коллектив: Тигиняну Е., Федотова Е., Попов Е., Лукин А., Уваров С. 2. «Медицинская карточка». Язык программирования - Object Pascal в среде Delphi. Автор: Горелов Н. Примеры долгосрочных проектов: "SAL" - интерпретатор школьного алгоритмического языка, представленный вместе с библиотеками. Язык программирования - Object Pascal в среде Delphi. Авторский коллектив: Попов Е., Хасиев Р. Электронный учебник по Window's 95-98. Язык программирования - Object Pascal в среде Delphi. Автор: Спирин И. риалы для объявлений и новостей взять в деканате факультета. Авторский коллектив: Неустроева Ю., Титова И., Хасиев Р., Кириллов А. Пример 2: «Игра «Балда»». {Мтв_иссл СучFm_рутК^ Хвнугр Ушд Рсред)- Суть данного проекта заключается в создании интерактивной среды, в которой студент имеет возможность самостоятельно развивать интеллектуальные навыки, повышать свой словарный запас и т.д. Язык программирования - Turbo Pascal. Авторский коллектив: Тигиняну Е., Федотова Е., Попов Е., Лукин А., Уваров С. 1.3. Организация технологического процесса обучения программированию на основе метода проектов Методика обучения с применением любой педагогической технологии строится на основе определения ее технологической карты и технологической схемы. Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними (Рис. 3). Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме с указанием применяемых средств (Рис. 4). Процесс обучения, исходя из технологической схемы метода проектов, строится следующим образом: Исходным техническим заданием для учителя являются требования к усвоению обучаемым определенного набора знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой, развития познавательных потребностей учащегося и т.д. Техническим заданием для ученика является разработка учебного программного проекта. Учитель совместно с обучаемыми создает проблемную ситуацию, для разрешения которой требуется разработать и реализовать программный проект определенной тематики. Ученик получает (на первых этапах), разрабатывает самостоятельно (либо с помощью учителя) спецификацию программного проекта. Проект разбивается на подзадачи. Результат этой работы проверяется учителем или экспертной группой. Рис. 3. Технологическая схема обучения по методу проектов 4. Предпосылками к решению отдельной подзадачи, а также ее следствием является усвоение и применение знаний, умений и навыков, получаемых в результате обучения и самообучения школьников. Результат ре- шения подзадачи проверяется учителем или экспертной группой. В случае несоответствия полученного решения спецификации проекта, происходит возврат на пункт 3. Для решения следующей подзадачи производится возврат на пункт 4. Результатом совместной деятельности учителя и ученика является достижение всех целей, определенных в пункте 1. Мы выделили ряд этапов процесса обучения с использованием метода проектов, которые необходимо пройти каждому обучаемому. Каждый этап в предлагаемой модели процесса обучения обладает определенными целями, содержанием и процессуальными характеристиками, направленными в конечном итоге на формирование высокого уровня владения знаниями, умениями и навыками программирования. Некоторые функции этапов, их дидактические характеристики, а также содержание эксплицированы в предлагаемой обобщенной динамической модели. 1этап.Исходно-установочный. Целы Организация проблемной ситуации, ее интериоризация. Выбор проекта, подготовка его спецификации. Содержание этапа: организация проблемной ситуации, ее интериоризация. Выбор проекта, реализация которого разрешает рассматриваемую проблему; демонстрация образца проекта, желательно обладающего минимумом функциональных возможностей (этот пункт содержания этапа необязателен); ❖ создание либо представление спецификации проекта в общем виде 2 этап. Исходно-диагностический. Цель: актуализация имеющихся знаний по языкам и методам программирования, необходимых для разработки проекта. Содержание этапа: повторение известных языковых конструкций; актуализация знаний по методам программирования. 3 этап.Содержательно-плановый Цель: рациональное и логическое осмысление основ изучаемого языка (лексемы, структура программы, типы данных), изменение соответствующего функционально возможного для обучаемого пространства и мотивации учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: ♦> развитие мотивации к активной познавательной деятельности с целью совершенствования процесса разработки проекта. определение знаний, умений и навыков, требуемых для создания блока проекта, и выбор оптимальных методов программирования, необходимых для его реализации; организация процесса обучения с конкретизацией элементов спецификации проекта на основе полученных знаний; Этот этап предполагает следующие формы и методы организации деятельности обучаемых: мотивационное обеспечение процесса, научное и логическое обоснование основных идей программирования, выделение структурных элементов, составление схем отдельных компонент теоретического материала, сравнение полученных схем с уже имеющимися, диалоговая форма построения занятий (групповые дискуссии, групповые формы проектов и т.д.), тренинг программирования на базе имеющихся знаний. 4 этап.Содержательно-технологический. Цель: Реализация подзадач проекта, объединение их в блоки. Использование новых знаний в создании больших программных проектов, выделение новых методов программирования. Содержание этапа: организация процесса обучения программированию с применением получаемых знаний в разработке отдельных подзадач блоков проекта, формирование нового понятийного аппарата; освоение образцов и поиск собственных форм решения проблемы, поставленной в спецификации программного проекта; решение подзадач блока проекта, объединение полученных решений в блок проекта, объединение блоков в проект. Данный этап предполагает использование следующих форм и методов организации деятельности обучаемых: организация сотрудничества между обучаемыми в рамках одного проекта, предъявление новых структурных компонентов языка, методов и форм программирования, создание ситуаций выбора между старыми и новыми приемами программирования, показ и совместный поиск вариантов построения функций (процедур, подпрограмм, классов и т.д.), направленных на реализацию или поддержку реализации некоторого действия и т.д.. 5 этап.Промежуточно-коррекционный. Цель: Промежуточный контроль и корректировка процесса с возможностью возврата на любой из предыдущих этапов. Контроль усвоения знаний, умений и навыков. Содержание этапа: ♦> проверка уровня знаний, умений и навыков обучаемых; ❖ проверка адекватности реально созданного блока проекта спецификации, коррекция блока либо спецификации; Цель: Итогово-оценочный контроль реализованного программного проекта. Контроль усвоения знаний, умений и навыков. Содержание этапа: проверка уровня знаний, умений и навыков обучаемых; защита и оценка разработанного программного проекта. Технологические схема и карта позволяют рассматривать обучение основам программирования с использованием метода проектов как некоторую педагогическую процессуальную систему, обладающую воспроизводимостью при условии следования технологическим требованиям, контролируемую на каждом технологическом этапе. Выводы по главе |