Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Скачать 1.94 Mb.
|
J ]93 информацию о вводе с клавиатуры. Учитель должен исправить это упущение, напомнив школьникам, что, несмотря на обеспечение подавляющего большинства операций ввода "мышью", имя файла, например, для записи примитивов на диск им придется вводить с клавиатуры. ТРЕТИЙ (СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПЛАНОВЫЙ) ЭТАП ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ. НА ЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ (содержательно-плановый этап). Начиная с данного этапа учитель производит процесс обучения, конкретизируя передаваемые знания в элементах спецификации программного проекта. Учитель излагает новый материал, опираясь на разработанную ранее структуру спецификации, актуализируя получаемые учеником знания в отдельных компонентах проекта. По окончании этапа основные, наиболее крупные блоки спецификации будут полностью опираться на знания школьников. Однако получение новых знаний на последующих этапах может привести к переработке исходной схемы и, соответственно, к возврату на данный этап, что является прямым следствием цикличности процесса реализации проекта. Например, при реализации ВГР один из блоков спецификации определяет, что интерактивные манипуляции в редакторе ведутся над графическими примитивами. Однако типы примитивов и их свойства не могут быть однозначно определены без знаний о соответствующих графических операторах (функциях, процедурах) конкретного языка программирования. Таким образом, по мере изучения графики учитель постепенно наполняет данный блок спецификации конкретным содержимым. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ (содержательно-плановый этап). На данном уровне учащиеся обладают высоким уровнем самостоятельности в конкретизации основных блоков спецификации. Учитель акцентирует внимание на тех разделах нового материала, которые необходимы для уточнения спецификации. Ученики самостоятельно определяют требуемые типы данных, процедуры и функции, программные методы последующей реализации блоков спецификации. Учитель контролирует обучаемых, предлагает произвести выбор из нескольких разделов получаемых знаний наиболее оптимальные для достижения требуемого результата, а именно - полной конкретизации спецификации программного проекта. Например, при конкретизации блока спецификации ВГР, отвечающего за набор графических примитивов, учитель не описывает типы примитивов в терминах языка программирования. Совместно с учащимися он только перечисляет в процессе изучения материала требуемые примитивы, в то время, как описание их свойств и методов обработки учащиеся должны освоить самостоятельно. Учитель контролирует этот процесс, указывает на недостатки описания, недостающие или избыточные элементы создаваемых примитивов, мотивируя это причинами, прямо или косвенно связанными с результатом проектной деятельности. ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ (содержательно-плановый этап). Ярко выраженная самостоятельность, знания и умения в проектной деятельности позволяют учащимся данного уровня вести процесс конкретизации спецификации активными методами. Знания, получаемые с помощью учителя, самостоятельно перерабатываются и аккомодируются в готовые мыслительные схемы, построенные на предыдущих этапах и связанные со структурой спецификации проекта. Учитель контролирует полученный результат, вмешиваясь в процесс деятельности только по желанию учащихся, советуя и консультируя. Например, уточняя спецификацию ВГР, учащиеся в процессе получения новых знаний самостоятельно определяют требуемые типы графических примитивов, совместно со всеми сопутствующими программными элементами. Учитель дает советы, вмешиваясь в процесс только в случае его неадекватности конечной цели - реализации программного проекта, а также контролирует полученный результат. ЧЕТВЕРТЫЙ (СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ) ЭТАП ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ. НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ {содержательно-технологический этап). На этом этапе школьники начинают создание проекта методом "снизу-вверх". Реализуются низовые структуры, требуемые по спецификации функции. Организуется творческий поиск учащихся, создаются условия для получения школьниками знаний индуктивного характера, элементарных умений и навыков. Теоретический материал, предоставляемый учителем, заполняет программные ниши, что дает возможность более эффективной разработки элементов проекта. По окончании каждого логически завершенного блока происходит обращение к следующему (пятому) этапу технологической схемы. Реализация достаточного количества низкоуровневых блоков заканчивается переходом к концепции разработки программ "сверху-вниз", связыванием отдельных блоков в единое целое. По окончании данного процесса происходит переход к шестому этапу. Например, при реализации структуры, содержащей набор графических примитивов, учащиеся сталкиваются с проблемой повышения ее динамичности. Для такой структуры желательна простота вставки, удаления, перемещения элементов. Организуя ее с помощью массива, школьники вынуждены создавать сложные и малоэффективные процедуры и функции его обработки. Если в это время учитель объясняет, например, основы объектно-ориентированного программирования (в Turbo Pascal), то понятие коллекции решает вышеуказанную проблему. Аналогичным образом данную проблему решает понятие списка, изучаемое при рассмотрении динамических структур данных. Основной задачей учителя при этом является согласование реализации рассматриваемого блока проекта с изучением нового материала. Опыт показывает, что наибольший эффект в усвоении получаемых знаний получается при некотором "запаздывании" изложения нового материала по отношению к разработке соответствующего блока проекта. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ (содержательно-технологический этап). |