курсовая работа 17.02.2021. Исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Скачать 1.16 Mb.
|
2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики средствами оригами. Формирующий этап опытно – экспериментальной работы направлен на отбор и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Целью формирующего эксперимента является создание условий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Сформировать умения и навыки работы с бумагой у детей старшего дошкольного возраста; 2. Разработать серию занятий, включающих работу по оригами, направленные на развитие мелкой моторики рук; 3. Создать необходимые условия для приобщения детей к играм с бумагой: - создание игровых проблемных ситуаций путём незначительного изменения предметно – пространственной среды, обогащение дидактическим материалом; - развивать у детей нестандартное мышление, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с бумагой, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь; - организация совместной деятельности как взрослого с ребёнком, так и детей между собой; - повышать педагогическую компетентность родителей в интеллектуальном развитии ребенка. В группу в центр «развития моторики» будут внесены дополнительно разнообразные виды конструкторов: магнитный, мягкий, деревянный; шнуровки «Лабиринт», «Кто вперед»; вертушки, закрутки и много разнообразных пособий и игр. В центре «творчества» появились новые инструменты: гофрированная бумага разнообразного цвета, картон, бумага необычного оттенка: «под мрамор», «с набрызгом». Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Поэтому, нами были определены основные этапы решения проблемы в данном направлении: 1. Пополнение предметно-развивающей среды; 2. Разработка перспективного плана, которая включает в себя: • непосредственно – образовательную деятельность; • совместную игровую деятельность детей и педагога; • самостоятельную игровую деятельность детей; • совместную деятельность детей и родителей. Успех в работе по развитию мелкой моторики у детей может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Во взаимодействии с родителями использовала следующие формы работы: 1. Знакомство родителей с техникой оригами (их значимость); 2. Консультации – индивидуальные и групповые, рекомендации, которые помогают родителям использовать технику оригами в домашних условиях; 3. Домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми знания (Для родителей создана папка с материалом по использованию игровых технологий). Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс развития мелкой моторики у своего ребёнка. Таблица 3. Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики посредством техники оригами.
Таблица 4. Планирование совместной деятельности педагогов, родителей.
Все игры рассчитаны как в совместной деятельности со взрослыми, так и в самостоятельной игровой деятельности. У детей разный уровень сформированности мелкой моторики, поэтому не надо навязывать ребёнку темп игры, нужно давать ему больше времени на обдумывание и осмысления поставленной задачи. Основой поэтапного формирования игровой деятельности детей является комплексный метод развития игры. Именно он обеспечивает органическую связь разных видов деятельности детей, побуждает к познавательной активности, к постановке и творческому выполнению игровых задач, способствует саморазвитию игры. Комплексный подход включает следующие взаимосвязанные компоненты: активное познание окружающего мира (источник игры), поэтапное присвоение игровой культуры, проблемные игровые ситуации (создаваемые путём изменения предметно – пространственной игровой среды и проблемного общения). Источник, питающий игру, постоянно обогащающиеся детские впечатления о мире вещей, людей, их взаимоотношениях, о природе. У каждого ребёнка свой уникальный опыт. Организуя групповые игры, необходимо учитывать опыт каждого ребёнка. Знания о мире дети получают из повседневной жизни, на организованной деятельности, в общении с природой, искусством. Опытный воспитатель может естественно и ненавязчиво разнообразить детский опыт, перевести в игру. Для того, чтобы ребёнок не потерял интерес при выполнении и решении проблемных задач, необходимо постоянно хвалить за достигнутые успехи дошкольника. Всегда приводит пример, как было и как стало. Чтобы процесс складывания поделок проходил более интересно и продуктивно, необходимо руководствоваться правилами оригами: - Заготовка должна иметь точно квадратную форму. Обычно бумага, которую выпускают на фабрике, имеет прямоугольную форму. Поэтому необходимо сформировать у детей умение готовить квадраты самим. - Бумага для складывания должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаемой, не рваться и не терять цвет на сгибе. Необходимо сформировать у детей умение выбирать бумагу для поделок, а также поддерживать их стремление самим её декорировать, окрашивать. - Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным! - Линии сгиба нужно тщательно заглаживать! Важно сформировать у детей понятие о том, что на качество изображения и конечный результат влияют не только выбор заготовки, толщина бумаги, но и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. - После того как поделка будет готова, её можно украсить аппликацией или раскрасить. Так формируем творческие способности и художественный вкус у детей. - Сделал поделку правильно — помоги другу. При этом развиваем нравственные качества, взаимопомощь, дружелюбие. - После окончания занятия убери за собой мусор. Реализация перспективного плана началась с нового учебного года с сентября месяца и первую очередь мы познакомили детей со свойствами бумаги, разнообразием её видов. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами и главное сформировать интерес к новой технике у дошкольников. Дальнейшая работа заключалась в закреплении знаний у детей о геометрических фигурах, в умении складывать пополам, по углам и по диагонали квадрат. Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги, складывать к центру углы бумаги. Дети показавшие низкий уровень сформированности мелкой моторики сталкивались с трудностями, обращались за помощью к взрослому или сверстникам. Так Даниил Г. не смог справится с заданием складывание квадрата по углам и попросил помочь ему взрослого, при повторном выполнении задания стало лучше получаться и Даниил Г. был очень рад. При непосредственном выполнении поделок Нина В. проявляла неусидчивость, старалась бросить работу, но при поддержке взрослого смогла довести работу до конца. На следующем занятии Нина В. уже смогла сложить квадрат по углам и по диагонали без помощи взрослого, она была очень рада и конечно её успех мы отметили и похвалили её за проделанную работу. При организации непосредственно-образовательной деятельности мы использовали пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, также применяли проблемные ситуации героев. Дети с удовольствием выполняли задания, например, Вова К. практически не просил помощи взрослого при выполнении задания, но Соня С. обращалась за помощью взрослого при выполнении каждого задания. Соне С. мы уделяли больше внимания, старались создать условия для самостоятельного решения заданий и умения складывать бумагу правильно. В процессе организованной деятельности мы старались не спешить, не торопить воспитанника, давали ему время подумать, порассуждать, высказать своё мнение и самостоятельно выполнить задание. Старались научить ребёнка побольше рассуждать вслух, учился видеть логику складывания бумаги и доводить работу до конечного результата. Также детям понравились занятия по складыванию бумаги по схеме, дети отметили, что это очень интересно и увлекательно. На всех занятиях мы использовали игровые техники и обязательно похвалу за работу для повышения интереса детей. Для свободной и самостоятельной игры в оригами мы распечатали схемы оригами и заламинировали их с целью пополнения центра «Театр» и для того, чтобы дети могли самостоятельно в игровой форме развивать мелкую моторику. Дамир М. проявил большой интерес к данной игре и практически самостоятельно, опираясь по схеме собирал животных и разнообразные предметы. Артем П. смотря на то, как играет Дамир М. тоже захотел поиграть, но к сожалению, у него не получалось так быстро как у сверстника. Мы вместе с Артемом П. ещё раз повторили названия геометрических фигур и как они выглядят, затем попробовали составить более простые фигуры, а затем с каждым разом усложняли схемы и фигуры. В итоге Артем П. понял логику складывания бумаги и вместе с Дамиром играли вместе в свободной игровой деятельности. С воспитанниками, которые показали низкий уровень сформированности мелкой моторики на констатирующем эксперименте, мы занимались в детском саду, а также давали домашнее задание. Родители активно и с удовольствием получали домашнее задание для занятий с детьми в домашних условиях. После выполнения нескольких домашних заданий, родители отметили, что задания очень интересные как для детей, так и для взрослого. Особенно им понравились пособия, которые можно сделать в домашних условиях и заниматься с детьми в свободное время или для самостоятельной деятельности детей. Родители отметили желание детей самостоятельно выполнять задания, дети охотно складывали разные фигуры и животных и совместно с родителями радовались успехам и достижениям. Развитие мелкой моторики невозможно без участия родителей, поэтому после проведённых мероприятий, заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики увеличилась и показала большую заинтересованность родителей. После консультирования и информирования родителей о задачах и содержании техники оригами в детском саду, родители активно проявили интерес в пополнении играми в домашних условиях. На индивидуальных консультациях родители узнали более подробную информацию о влиянии техники оригами на мелкую моторики и в целом на детей 5-6 лет. В ходе ознакомления родителей с техникой оригами, а также их значение в развитии мелкой моторики дошкольника, были созданы папки – передвижки «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста», «Техника оригами», буклеты «Искусство оригами в детском саду» для родителей и сотрудников ДОО, оформили стенд «Развиваем мелкую моторику вместе». Таким образом, в процессе проведения экспериментальной работы было замечено, что практически все дети без подсказок выполняют задания по схеме оригами, успевают за время одного организованного занятия сложить фигуру, что говорит о повышении уровня развития мелкой моторики. Повысилась мотивация и интерес к играм на развитии мелкой моторики, дети чаще использовали в свободной деятельности готовые фигуры из бумаги. Эффективность работы покажет контрольный этап опытно – экспериментальной работы. 2.3. Сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы Завершающим этапом опытно – экспериментальной работы явилось проведение контрольного эксперимента с целью выявления уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста после проведённой нами коррекционной работы, а также доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу нашей работы. Главной целью данного эксперимента доказать эффективность и целесообразность использования техники оригами, бесед и других видов деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников. Для определения результативности проведённой коррекционной программы мы вновь провели те же методики, что и на констатирующем этапе. Таблица 5. Уровни развития мелкой моторики рук у детей старшей группы (показатели контрольного эксперимента)
Таким образом, на контрольном эксперименте дети старшей группы в конце учебного года показали следующие результаты: Высокий уровень – 6 чел. 30 % Средний уровень – 14 чел. 70 % Низкий уровень – 0 чел. 0 % Для демонстрации полученных результатов составили круговую диаграмму и линейную гистограмму, которые наглядно иллюстрируют соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста (рисунок 3). Рисунок 3. Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста (результаты контрольного эксперимента на конец учебного года) Для сравнения результатов на констатирующем и на контрольном этапе можно увидеть на следующей диаграмме (рисунок 4). Рисунок 4. Сравнительная диаграмма результатов эксперимента. Таким образом, полученные результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по формированию и развитию мелкой моторики у старших дошкольников с помощью техники оригами является эффективной и способствовала формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Вывод по 2 части. Во многом результат работы дошкольника зависит от его заинтересованности, потому на занятии важно активизировать внимание ребёнка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Подобными стимулами могут быть: пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент, просьба о помощи, эмоциональная речь педагога. Задания были интересными, динамичными и наглядно-представлены. Дети активно включались в игру, эмоционально переживали удачи и неудачи, стремились довести начатое до конца. Заключение Развитие мелкой моторики является одним из важных задач в развитии ребенка. Проблема развития мелкой моторики волнует многих психологов и педагогов. Они сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, потому что через нее развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Исследования ведущих педагогов и психологов говорят о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения, а Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Поэтому младшие школьники часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. В дальнейшем уровень развития движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма. Использование оригами в образовательном процессе в детском саду связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует развитию движений кисти, согласованность мелких движений пальцев. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей во время освоения техники оригами. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь на листе бумаги, а так же относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, и в других они действуют синхронно. Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе. Обучение технике оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца. Выбор методов и их применение зависят от задач обучения и опыта, которыми владеют дети. Но воспитатель приступая к занятиям оригами с детьми, должен сам освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей. Перед занятием педагог должен приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определённого цвета, формы , размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры. Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складирование фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра. Таким oбразом развитая мелкая моторика является важным показателелем интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу. Работа по развитию мелкой моторики у дошкольников может проводиться как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в форме рекомендаций родителям. Разнообразные спортивные снаряды, игрушки и мелкие предметы используются при организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений. Личный контакт с каждым ребёнком, атмосфера энтузиазма и радости помогают детям чувствовать себя уверенно при выполнении таких упражнений. Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать различные приёмы: пальцевую гимнастику; показ различных изображений руками (очки, стул, колокольчик, Зайчик и др.), которые могут сопровождаться чтением детских стишков или сказок; конструированием счётных палочек; лепкой из солёного теста и тёплого воска; отрезанием бумаги различной плотности и фактуры. Все вышесказанное даёт возможность сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые в дальнейшем ребёнку для овладения письмом, создать условия для накопления им двигательного и практического опыта. Таким образом, подводя итог по всему вышесказанному можно сделать вывод: гипотеза нашего исследования доказана. Список используемых источников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл, 2008. – 201 с Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр «Смысл», 2013. - 486с. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия Развития, 2017. 140 с. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33 Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 80 с. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52 Захарьева, Е.А. Педагогические условия развития творчества детей дошкольного возраста // Молодежь - Барнаулу. Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых. Главный редактор Ю.В. Анохин. 2020. С. 575-576. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. - 434 с. Ильин Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2013. – 326 с. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности дошкольников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 2014. Кушнерова, Э. Оригами делаем сами // Пралеска. 2019. № 12 (340). С. 8-15. Логоша, Г. Е. Развитие мелкой моторики у малышей / Г. Е. Логоша, Е. С. Симонова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 46 (180). - С. 299-302. - URL: https://moluch.ru/archive/180/46472/ (дата обращения: 07.01.2021). Лурия A.Р. Письмo и рeчь: Нeйрoлингвистичeскoe изучeниe. – М.: Академия, 2012. – 346 с. Монтессори Мария. Разум ребенка. - М., 1997.-167 с. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. - 2018. - №19. -С. 411-413. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015. - 501 с Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. М.: Детство-пресс, 2012. – 71 с. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с. Яковлева, Е. В. Чем полезно оригами / Е. В. Яковлева. - Текст : непосредственный //Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 59-63. - URL: https://moluch.ru/co№f/ped/archive/210/11620/ (дата обращения: 07.01.2021). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://i№fourok.ru/issledovatelskaya-rabota-№a-temu-razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-doshkol№ikov-pri-rabote-s-bumagoy-1190068.html Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/71542-istoriya-origami Режим доступа: http://www.№eo-kids.ru/archives/616 Приложение А. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО «ОРИГАМИ» Проведение мастер-класса. Для проведения мастер-класса группа собирается и усаживается за столы или остаются сидеть на своих местах. Перед участниками мастер-класса лежат листы бумаги, из которых в последствии будет сделана фигурка «Оригами». Ведущий мастер-класса приветствует группу, знакомится с ней, рассказывает группе на какую тему будет проводиться мастер-класс. Прежде чем обучить группу искусству «Оригами», необходимо аудиторию познакомить с историей возникновения «Оригами» в Японии. История появления «Оригами». Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным. Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний. Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы. В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством. Важно отметить, что оригами — не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма. Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях - во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома. Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. «Журавль считается символом надежды, любви и веры во всех странах Востока. Жители этого края верят в то, что если сделать тысячу бумажных журавликов и раздать эти фигурки всем близким и знакомым, то исполниться самое заветное желание. В качестве фигурки «оригами», которую будет предложено сделать группе, была выбрана фигурка в форме «журавлика». Перед тем, как сделать «журавлика», рассказывается «Легенда о бумажном журавлике». Легенда о бумажном журавлике. Легенда о бумажном журавлике корнями из древних времён. Она повествует о бедном добром мастере, который делал различные фигурки из бумаги и раздаривал их детишкам. Как- то он шёл и встретил монаха. Мастер поздоровался с ним и подарил ему бумажного журавлика. Монах от такого подарка был сильно растроган. Он сказал мастеру о том, чтобы тот продолжал заниматься своим любимым делом, чтобы даже в войну он был верен своему искусству. И тогда искусство вознаградит его, сделает его богатым и известным. Как и говорил монах, вскоре началась война. Все мужчины ушли сражаться. И только мастер сидел сутками в своей мастерской и творил фигурки. Люди разозлились на него и решили сжечь его мастерскую. Но когда вошли внутрь, тут же замерли. Они были поражены красотой и разнообразием бумажных фигурок. Мастер подарил каждому фигурку, а затем быстро сделал журавля и выпустил его. Птица тут же взлетела. После этого журавль считался вестником мира. Люди вдохновились от увиденного и победили в войне.» С тех далёких времён и по сей день журавлики являются для «оригамистов» очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрёл и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни. После рассказа легенды группе предлагают сделать бумажного журавлика. Ведущий мастер-класса показывает алгоритм выполнения бумажного журавлика. Алгоритм выполнения журавлика: 1. Сложите квадратик по диагонали, аккуратно соединив уголки. 2. Наметьте по центру еще один сгиб, сложив полученный ранее треугольник еще раз по палам и расправьте его. 3. Нижний угол треугольника соедините с углом вершины, расправив его изнутри. Затем расплющите и загладьте сгибы. 4. Повторите то же самое, с другой стороны. В результате чего у вас должен получится ромбик. 5.Боковые стороны ромба каждого слоя загните к центру, а нижний угол полностью отогните вверх. 6. Возьмите верхний угол ромба наружного к вам слоя и растяните заготовку, оттянув верхний угол вниз, чтобы получился вытянутый ромб. Аккуратно сплющите заготовку по намеченным складкам. То же самое сделайте с другой стороны ромбика. 7. Согните боковые стороны ромба к средней линии. 8. Нижние уголки заготовки заложите внутрь между двумя слоями и растяните аккуратно в стороны и вверх. 9. Расправьте журавлику крылья и сделайте голову, вогнув уголок. Фигурка «журавлика» готова! Ведущий просит группу поднести к себе журавлика, закрыть глаза и загадать желание. Загаданное желание исполнится. На этом мастер-класс заканчивается. Группу благодарят за внимание. Прощаются с ней. Приложение Б. |