Курсовая (Сюжетно-ролевой урок) (14). Исследование влияния сюжетноролевых игр на формирование умений планировать предстоящие трудовые действия
Скачать 97.66 Kb.
|
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния сюжетно-ролевых игр на формирование умений планировать предстоящие трудовые действия 2.1. Разработка дидактического материала и методов проведения сюжетно-ролевых уроков по технологии для первоклассников Для проведения исследования был разработан собственный дидактический материал и провести его на занятии творческой направленности. Не было ни минуты, чтобы кто-нибудь отвлекся от такого увлекательного путешествия в мир занятий и практических работ. Цель – 1. развивающая цель - развивать воображение, творческую фантазию; 2. воспитательная - воспитывать эстетическое отношение к природе и семье; 3. обучающая - умение выражения своих мыслей и чувств путем творческой деятельности Задачи - 1) Развивать общие интеллектуальные способности: ассоциативное и образное мышление, различные виды внимания и памяти, аналитические способности. 2) Умение выражать мысли и чувства, используя подручные материалы 3) Прививать любовь к искусству и культуре 1. Организационный этап Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Мотивация учебной деятельности 3. Предложение нового учебного материала Учитель: Сегодня, мы с вами создадим композиции «аквариум» с водными обитателями. Вместо настоящего аквариума мы используем прозрачную пластиковую бутылку. - Какие рыбки будут жить у нас в аквариуме? - Какие способы работы с пластилином мы с вами будем использовать? (разминание, раскатывание, расплющивание, вытягивание) - но ведь рыбки не лежат на дне, а плавают в толще воды. Как же мы с вами сымитируем плавающую в воде рыбку? Для этого мы с вами можем использовать подручный материал – зубочистки. Инструктаж по технике безопасности. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним с вами как правильно нужно работать с пластилином и зубочистками, чтобы не нанести вред себе и окружающим? 1. не брать пластилин в рот. 2. не кидать пластилин на пол и друг в друга. 3. при работе с пластилином пользоваться салфетками. 4. не кидать зубочистки друг в друга. 5. не размахивать руками с зубочисткой. Практическая работа: - Какой материал для поделки будем использовать? 1. Выберите цвет. Какая будет рыбка? 2. Отщипните кусочек пластилина. 3. Разогрейте пластилин в руках 4. Скатайте шарик, расплющите его. С помощью стеки придайте форму рыбе. 5. Чешую можно сделать с помощью стека или имитировать с рисунок с помощью пластилина другого цвета. Оформляем дно Камешки Ракушки Водоросли (слайд) Итог урока - Как называется техника, в которой вы работали? - Что вам запомнилось? Учитель: На основе сегодняшнего материала, который будет проходить в творческой форме, Вы сможете научиться правильному воспроизведению мыслей через изобразительное и декоративно-прикладное искусство. 4. Учебные упражнения. Задание №1. Дополните выражение «Семь раз отмерь, один раз… а) Отрежь б) Отмерь в) Отпили г) Зашей Задание №2. Ответьте на вопрос Из каких цветов состоит радуга? Попробуйте из пластилина слепить радугу. Задание №3. Какие инструменты нужны для того, чтобы сделать скворечник? Задание №4. Выберите верное утверждение Как называется пластичный материал для лепки небольших изделий и моделирования, затвердевающий при нагревании до температуры 100-130 °C. а) Глина б) Воск в) Веретено г) Пластилин Учитель: Все из вас знают, что семья – это то место, где Вас всегда любят и ждут. Мама и папа – самые дорогие для нас люди. И теперь, используя цветные карандаши нарисуйте вашу семью. Задание №5. Нарисуйте свою семью Учитель: Прекрасно. Теперь, используя, глину, попробуйте представить какой будет ваша комната в будущем. Слепите из глины вещи, которые вы бы хотели видеть в своей комнате. Задание №6. Слепить вещи, которые должны быть в своей комнате. Задание №7. «Вопрос?». Задание представляет собой набор вопросов, целью которых является активизация умственной деятельности при воспроизведении ранее приобретенных знаний. Главное здесь – не определение понятий, а их объяснение. Так возникает способность строить связное утверждение в научном стиле. Задание №8. «Победитель». Школьникам нравится работать у доски. Это также может быть использовано для формирования положительной мотивации. Задания создаются на основе синонимов. Те, кто угадал слово первым, рисуют его. Остальные школьники проверяют себя и одноклассника, который в это время работал у доски. Задание №9. «Верю – не верю». Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…». (Верите ли вы, что солнце может быть зеленым?) Задание №10. «Красная карточка». Для того, чтобы у учащихся появилась мотивация к обучению технологии, стоит приложить немало усилий и много интересных заданий. Упражнение «Красная карточка» основано на различие декоративно-прикладных видов занятий. У каждого ученика есть карточка с цветами: синий, красный и желтый, где плетение - красный, аппликация – синий, а оригами – желтый. Учитель читает вопрос, и ученик понимает, что ответ - оригами, он на скорость делает оригами из бумаги и тем самым становится победителем. Кто раньше сделает, тот и выиграл. Задание №11. «Чудесный ученик» Ученики соревнуются за это звание. Основывается упражнение на том, кто из ребят больше всего запомнил определение видов изобразительного или декоративно-прикладного искусства 5. Актуализация полученных знаний 6. Подведение итогов урока 2.2. Этапы и анализ проведенного эксперимента На основе гипотезы о повышении мотивации с помощью сюжетно-ролевых уроков по технологии, был произведен опрос, в котором участвовали 24 школьника. Структура выборки: 12 учеников составили контрольную группу, 12 учеников составили экспериментальную группу. Диагностическая методика: Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (Н.Лусканова) (приложение 1). На первом этапе был определен и отобран комплекс психодиагностических методик для проверки эффективности разработанного урока На втором этапе исследовались особенности влияния сюжетно-игровых уроков технологии на мотивацию к обучению и формированию направленности на трудовые действия. Были определены задачи программы и отобраны тесты и упражнения, направленные на решение поставленных задач. На третьем этапе была проведена психодиагностика первоклассников в возрасте от 6 до 8 лет, в ходе которой было отобрано 2 группы – контрольная и экспериментальная, чьи результаты были внесены в таблицу результатов диагностики. Тестирование параметров каждой группы проводилось до начала апробации программы. Затем, на четвертом этапе с экспериментальной группой проводились занятия 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 35 минут, для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности первоклассника. По окончании программы проводилось повторное тестирование. Эксперимент проводился по стандартной схеме: первичное тестирование, воздействие указанными методами, повторный замер. Пятый этап был посвящен литературному оформлению и редактированию исследования. Место проведения: Аудитория школы ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 636 Центрального района Санкт-Петербурга (наб. реки Мойки, 38, Санкт-Петербург) Группируюшая переменная: 1 – ученики 1 «А» класса; 2 – ученики 1 «Б» класса (см. таблицу 1) Показатель: баллы, набранные в процессе прохождения анкеты Таблица 1.
Исходя из данных таблицы, строится диаграмма уровня мотивации в контрольной и экспериментальной группах (см. диаграмму 1) Исходя из таблицы и диаграммы, можно сделать вывод, что уровень мотивации и формирование умения планировать дальнейшие трудовые действия значительно низок в обеих группах. Их показатели находятся почти в равном состоянию. В контрольной группе у трех учеников уровень мотивации очень низкий составляет 20%, у пяти учеников уровень мотивации находится в показателе «низкий» и составляет 45%, и у 4 учеников уровень мотивации равен 35%. Можно сделать вывод, что в контрольной группе невозможно формирование планирования дальнейших трудовых действий по технологии. В экспериментальной группе трое школьников имеют «очень низкий» уровень мотивации, четверо – «низкий», четверо – «средний», и лишь один первоклассник имеет высокий уровень мотивации. 2.3. Апробация разработанного дидактического материала Разрабатывая дидактический материал, основание было именно сюжетно-ролевые игры, ведь именно через игровую форму воздействия, можно повлиять на обучаемость ребенка, на быстроту и воспроизведения информации. Урок был проведен в аудитории школы ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 636 Центрального района Санкт-Петербурга (наб. реки Мойки, 38, Санкт-Петербург). На этапе контрольного эксперимента нами был использован тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Главной целью этого этапа является определение эффективности реализованной программы повышения уровня мотивации и формирования умения планировать дальнейшие трудовые действия путем сюжетно-игрового урока по технологии (см. таблицу 2). Таблица 2.
Диаграмма 2. Динамика уровня мотивации на первичном этапе диагностики и после апробации разработанного урока Исходя из данных таблиц и диаграмм, можно сделать вывод, что после дидактического урока уровень мотивации и формирования умения планировать дальнейшие трудовые действия стал выше. Значения контрольной группы остались прежние, а экспериментальная группа изменила свои значения: до проведения апробации у 5 человек был обнаружен «низкий уровень» мотивации. После проведенного урока, низкий уровень мотивации выявился только у одного первоклассника. Если до эксперимента, высокий уровень мотивации был у одного школьника, то после апробации результат вырос до 5. Также появился у трех человек «очень высокий» уровень мотивации. Можно сделать вывод, что дидактический сюжетно-игровой урок по технологии сработал, и программа благоприятно повлияла на мотивацию и формирования умения планировать дальнейшие трудовые действия. |