Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. УЧЕНИЕ АВГУСТИНА О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДУШЕ.

  • 18. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ Ф-ИИ И МЕДИЦИНЫ.

  • 17. СХОЛАСТИКА. АНТРОПОЛОГИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО . Схола́стика

  • 19. СВЯЗЬ МЕД И ФИЛОСОФИИ МУСУЬМАНСКИХ СТРАН.

  • 20. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

  • 21. ФИЛОСО И МЕДИЦИНСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ.

  • 32. ОБЩАЯ ХАРКА АНТРОП ВЗГЛЯДОВ БЕРДЯЕВА.

  • 22. ФИЛОСОФИЯ НОВ ВРЕМЕНИ: ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ.

  • 24. ПАСКАЛЬ О ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА.

  • 31. СИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНОГО ВСЕЕДИНСТВА СОЛОВЬЕВА.

  • 25. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

  • 28. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ МАРКСА.

  • 26. ВОЛЮНТАРИЗМ ШОПЕНГАУЭРА.

  • 30. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 В. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО.

  • 27. НИЦШЕ – РОДОНАЧАЛЬНИК ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ.

  • 29. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.

  • 33.ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ФРЕЙДА И МЕДИЦИНА.

  • 34. НЕОФРЕЙДИЗМ. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА У ФРОМА.

  • 35. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕ МЕД ЭТИКИ 19- 20 вв.

  • 36. ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА.

  • Ответы ФИЛОСОФИЯ. История философии


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеИстория философии
    АнкорОтветы ФИЛОСОФИЯ.doc
    Дата17.05.2018
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы ФИЛОСОФИЯ.doc
    ТипДокументы
    #19328
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    15. ФИЛОСОФСКИК ВОЗЗРЕНИЯ ГАЛЕНА.

    Философские взгляды стоиков и эпикурей­цев оказали большое влияние на развитие древнегреческой медицины, в частности на творчество Г. В трактате «О назначении частей человеческого тела» дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма, показал, что анатомия и физиология – основа научной диагностики, лечения и профилактики. Философская концепция души, разработанная Платоном и Аристотелем оказала большое влияние на теорию Г., согласно которой рациональная душа находится в мозге, возбудимая в сердце, вожделеющая в печени. Теологические взгляды нашли свое отражение в теории «естественных способностей».

    16. УЧЕНИЕ АВГУСТИНА О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДУШЕ.

    Вначале Августин познакомился с одним из популярных религиозных течений своего времени — манихейством. Оно учило о дуализме мирового добра и зла и утверждало, что человеческие создания обладают двумя душами, одна из которых добрая и светлая, а другая — злая и темная. Действия каждого человека являются результатом конфликта этих двух душ. Августин принял это учение оно объясняло присутствие зла в этом мире. Но он недолго оставался сторонником манихейства. Оно не давало сил для нравственной жизни, к которой стремился Августин. Он также был разочарован в нем и интеллектуально. Отойдя от манихейства он примкнул к скептицизму.Но и скептицизм не удовлетворил Августина. Он обратился к неоплатонизму (Плотин). Августин нашел в неоплатонизме приемлемый ответ на вопрос о зле. Неоплатонистское понимание духовного как реального также встретило одобрение Августина. Он обрел интеллектуальный покой, изучая Платона (и Плотина).Но его личный опыт пришел в конфликт с неоплатонистской верой в разум, согласно которой правильное понимание ведет к правильным действиям. Так, Августин осознавал, что не способен вести жизнь, которая, как он знает, является правильной. В то же время Августин понимал, что, хотя теоретически христиане слабее, чем он, морально они выше его. Поэтому Августин высоко ценил христианство за его высшее учение о спасении, хотя теоретически оно его не удовлетворяло. На этом этапе жизни в качестве учителя риторики он совершил путешествие в Милан. Там Августин был привлечен проповедями епископа Амброзия (Ambrose, 339–397) и в возрасте около тридцати лет принял христианство.

    18. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ Ф-ИИ И МЕДИЦИНЫ.

    Европейская христианская средневековая философия занимает большой период времени с 1 по ХV вв. Главной отличительной чертой - сопряженность с проблемами религии. Теология выступала основной формой средневековой философии, поэтому основные проблемы философии носили теологический характер. Теоцентризм философии Средневековья заключается в том, что основой всего сущего является БОГ. Философская мысль Средних веков монотеична /единобожие/. Основными принципами христианского монотеизма являются: идея творения: идея откровения. Характерно радикальное переосмысление сущности человека. Центральным в христианской антропологии является представление о человеке как образе и подобии божьем.Христианство позволило окончательно преодолеть космологически - натуралистические установкив изучении человека. 2 направления: патристика и схоластика( ? 17). патристика представители утверждали, что религиозная вера несовместима с античной философией. Основные представители- Василий Великий. Аврелий августин. Тертулиан, Ориген. Основные этапы патристики: первый этап - для него характерно формирование единой и сильной церкви и закладка основ христианских догматов. Роль Никейского 325г.; второй этап-разработка догматики и философии, особенно в творчестве Аврелия Августина/ Главные проблемы патристики; проблема сущности Бога и его тройственности; отношения веры и разума; отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души; проблема происхождения зла в мире, и почему его терпит Бог; понимание истории как движения к определенной конечной цели и оп­ределение этой цели как "град Божий". Средневековая философия оказала существенное влияние на развитие медицинских знаний. В данном случае необходимо отметить вклад Августина Аврелия в развитие психологии. Его по праву называ­ют "виртуозом наблюдения и самоанализа". В работе "Исповедь" им были разработаны психологические методики, ставшие основой его ре­лигиозных теорий. Представляется целесообразным рассмотреть влияние философских взглядов Ибн-Рушд и Ибн-Сина на развитие медицинских знаний. Их философские и естественнонаучные концепции оказали существенное воздействие на становление средневековой медицины. Следует отметить роль схоластического метода -.в развитии медицины, а также влияние церкви /развитие химии, фармакологии, создание больниц и аптек при монастырях/. Схоластический метод выразился в догматическом характере медицинского образования, пренебрежении к практическому опыту.

    17. СХОЛАСТИКА. АНТРОПОЛОГИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО. Схола́стика— систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Имея в виду путём такого применения сделать доступным разуму содержание веры, схоластика и патристика тем отличались одна от другой, что для последней этим содержанием служило Св. Писание и для догматической формулировки собственно откровенного учения она пользовалась философией — тогда как для схоластики содержание веры заключалось в установленных отцами догматах и философия применялась преимущественно к уяснению, обоснованию и систематизации последних. Абсолютной противоположности, впрочем, между схоластикой и патристикой нет, потому что и в патристическое время, наряду с постепенным формулированием догматов, шло обоснование и приведение их в систему, а с другой стороны, нельзя сказать, чтобы и в период схоластики система догматов представляла собою во всех пунктах законченное целое: в области богословско-философской спекуляции догматическое учение подверглось некоторой дальнейшей разработке. Антропология Фомы Аквинского исходит из представления о человеческом индивидууме как личностном соединении души и животворимого ею тела. Душа нематериальна и самосуща, или субстанциальна, однако сама по себе не есть полный человек и получает завершающее осуществление лишь через тело. Эту идею Фома Аквинский защищает против платонически-августиновского спиритуализма, часто игнорировавшего значимость тела, и против своего гл. оппонента — аверроистскогомонопсихизма, отрицавшего сущностную реальность личностной души и учившего о единой безличной интеллектуальной душе во всех мыслящих существах мироздания. Во всяком пренебрежении к телесномуФома Аквинский усматривает рецидив манихейства и одновременно нежизненное теоретизирование, вступающее в конфликт с опытом и здравым смыслом. Он подчеркивает, что тело соучаствует в чисто духовной деятельности человека и до известной степени предопределяет последнюю: «Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения». Только две потенции души (правда, наиболее благородные — мышление и воление) сохраняются в душе, расставшейся с телом; реализация всех остальных потенций невозможна вне тела. Учение Оригена о сущностном тождестве ангельской и человеческой природы должно быть отвергнуто. «Человек не есть только душа, но некое соединение души и тела», а не (согласно платонической формулировке) «душа, пользующаяся телом». Человеческая душа есть не только двигатель (motor) тела, извне на него воздействующий, но его субстанциальная форма и притом единственная. Эта концепция вызвала немало нареканий со стороны августинистско-францисканских оппонентов Фомы Аквинского, пока не была принята на Вьеннском соборе в 1314 в качестве ортодокс, доктрины католической церкви. С другой стороны, в аверроизмеФома Аквинский видел радикальное ниспровержение христианской эсхатологии, апеллирующей к вечным судьбам как раз отдельной, личной души. Личность есть для Фомы Аквинского «самое благородное во всей разумной природе», интеллект же, как достояние разумной души, есть каждый раз личный интеллект и постольку не абсолютное начало, но часть психофизического организма. Только в боге интеллект есть сущность, в человеке же потенция сущности, так что не интеллект мыслит, но человек, Сократ или Платон, мыслит при помощи интеллекта. Это включение интеллекта в душевно-телесную индивидуальность и потому отрицание его абсолютности (необходимо вытекающее из христианских предпосылок философии Фомы Аквинского) сочетается у Фомы Аквинского с утверждением примата интеллекта над волей. В этом пункте Фома Аквинский заходит так далеко, как только позволяли ему границы христианского ортодоксии: он утверждает, что разум, взятый абсолютно, выше воли, взятой опять-таки абсолютно, однако делает оговорку, что в жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем богопознание. Эта оговорка отделяет его от еретического интеллектуализма Сигера Брабантского или Боэция Дакийского, порывавшего с христианским учением о любви как высшей духовной ценности. Однако и в таком виде интеллектуализм

    23. ТЕОРИЯ МЕДИЦИНЫ.

    В 18 – 19 В. база развития медицины – Фия, высокого уровня достигает светская философия, Фр. Просветители: Монтескье, Вольтер, Руссо. Медицина до сих пор остается эмпирической наукой, господствовали различные теории медицины: Шталь – душа – основа жизни, удерживает в нормальном состоянии человеческий организм – анимализм, Гофман – отец динамической теории – жизнь – движение сердца и крови, Куллен – все связано со спазмом и атонией, Броун – динамическое учение, здоровье –состояние возбуждения, болезнь – несоответствие мд сценическим и астеническим состоянием.


    19. СВЯЗЬ МЕД И ФИЛОСОФИИ МУСУЬМАНСКИХ СТРАН.

    Мусульманская средневековая философская традиция включает в себя школы, как вольнодумного направления, так и ставившие целью защиту ислама и его догматов. Предыстория возникновения философской мысли на мусульманском Востоке относится к VIII в. и связана с деятельностью мутазилитов. Мутазилиты утверждали, что в противоположность Аллаху, который может действовать так, как он действует, человек волен совершать любые поступки и единственным мерилом добра и зла для него служит его собственный разум. В годы правления халифа аль-Мамуна мутазилизм был объявлен официальной доктриной государства Аббасидов. Именно в эту эпоху наряду с расцветом мутазилизма приобретает размах так называемое переводческое движение - процесс ознакомления арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре внимания просвещенных кругов оказалась философия Аристотеля, а также перипатетиков и неоплатоников, таких как Александр Афродизийский, Фемистий, Порфирий и др. Их философские взгляды легли в основу учений, разрабатывавшихся перипатетиками мусульманского Востока. Родоначальником последних считается аль-Кинди -мыслитель и врач, который первым среди арабов ввел в обиход основные концепции аристотелевской философии. Дальнейшее развитие восточного перипатетизма связано с именами Фараби и Ибн Сины. По мере того как научные и философские идеи овладевали умами интеллигенции и даже проникали во дворцы мусульманских правителей, теологи уже не могли отвечать на вопросы, касавшиеся догматов ислама. Для поддержания правоверия они вынуждены были принять вызов философии и попытаться отстаивать свои доктрины логическими средствами. Апологетикой ислама занялись ашариты - последователи аль-Ашари. 0н порвал с мутазилизмом во имя защиты ортодоксии. Крупнейшим представителем мусульманской теологии был Абу-Халид Газали, с деятельностью которого связывают начало упадка философского свободомыслия на Ближнем и Среднем Востоке.

    20. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

    В центре внимания философии Возрождения оказывается человек, поэтому главным предметом философского исследования является человеческое бытие, что позволяет характеризовать философское мышление как антропоцентристское. Необходимо отметить, что одной из ведущих особенностей философии Возрождения является гуманистический антропоцентризм, философский смысл которого заключается в формировании идеала человека. Этот идеал включает в себя: самостоятельность человека, всестороннюю образованность, целеустремленность, чувство гордости и чести, самосознание, способствующее становлению новой общественной позиции. Эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, огромной энергией /Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Николай Кузанский, Николо Макиавелли описать политическую реальность, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, Томас Мор, Коперник отобразить географическую реальность/. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого пристального внимания к человеческому существу. Выше всего в эпоху Возрождения ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Однако следует особо подчеркнуть, что именно в эту эпоху философия сформировала такое понятие личности, которое включало в себя не только способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим разграничением, но и нести ответственность за свои поступки.

    21. ФИЛОСО И МЕДИЦИНСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ.

    Культура и наука постепенно приобретают светский характер. Основными чертами стали: борьба со схоластикой, утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление. Философия Возрождения оказала существенное влияние на развитие медицинских знаний, активизировалось изучение строения и функций человеческого организма (Везалий, Гарей), создана первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней. Борьба со схоластикой отразилась в проникновении опытного метода в обучение медицине. Особого внимания заслуживает магико-алхимическое понимание мира и человека в учении Парацельса (ятрохимик). Парацельс подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Он протестовал против распространения схоластического коментаторства в медицине, недооценки клинического опыта, отстаивал ценности хр. мировоззрения. Провозглашал, что высшей степенью врачевания является любовь. Философские и естественнонаучные взгляды Кардано оказали существенное воздействие на медицину. Противоречивость его взглядов способствовала выработки различных подходов к решению ряда естественнонаучных и медицинских проблем. Большой вклад в развитие анатомии и физиологии внес естествоиспытатель Везалий. Он один из первых стад изучать организм путем вскрытии. В своей работе "О строении человечес­кого тела" Везалий дал научное описание строения всех органов и систем, указав на многие ошибки своих предшественников, том числе Галена.

    32. ОБЩАЯ ХАРКА АНТРОП ВЗГЛЯДОВ БЕРДЯЕВА.

    Бердяев является выд русским философом, основателем так наз "нового христианства". В своей философии он делает установку на личностный, внутренний мир человека, признает личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Основная философская задача заключается в духовном самосовершенствовании личности. Антропологическая философия Бердяева проявляется в том, что все философские проблемы он рассматривает через проблему человека. Единственной реальностью называет "существование" субъекта. Основой творчества человека является "абсолютная свобода", которая выводится им из "бездны", Содержание этого творчества обозначается как "диалектика богочеловечества". Осуществление "богочеловеческого" творчества Бердяев переносит в так называемое "новое средневековье", загробный мир "четвертого измерения". Понятием "богочеловечество" он дает философское истолкование и оценку философии и культуре. У Бердяева человеческая история имеет новый смысл в свете наступления нового мирового периода, новой религиозной эпохи, которая была им названа как "новое средневековье". "Богочеловечество" - это единственный выход из трагических противоречий современного бытия.

    22. ФИЛОСОФИЯ НОВ ВРЕМЕНИ: ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ.

    Новое Время это принципиально новый период в истории не только Западной Европы, но и всего человечества. Важным фактором духовной атмосферы Нового Времени является развитие научных исследований: научные взгляды Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона. Если в сред­ние века философия выступала в союзе с богословием, то теперь она опиралась на науку. В поисках нового истинного метода науки философия Нового Времени разделилась на два направления: эмпирическое и рационалистическое. Эмпиризм- это философское направление, считающее чувственный опыт единственным источником знания. Рационализм - это философское направление, признающее достоверным то знание, которое достигнуто посредством интеллекта. Родоначальником эмпирического направления и философии Нового времени является английский мыслитель Бэкон. Основными предметами его философских исследований стали(3): Бог, природа, человек. Он считал, что новая задача философии заключается в открытии ранее неизвестных, истин, которые стали бы действительным основанием практической философии и усилили власть человека над природой. Разработал фил. метод познания истины. 2 части-1. разрушить учение об идолах, очистить от них человеческий интелект, 2. конструктивная – опытноиндуктивный метод постижения истины. Классифицировал призраки: 1.рода, самые устойчивые, присущи не только разуму, но и чувствам, они мешают постижению истины,2. пещеры – присущи конкретным людям, 3. площади – особенности речи, к. пораждают многочисленные ошибки, 4. театра – слепая вера в авторитет. Знание о человеке делятся на науку: отеле-физиология, о душе – психология. Основоположником рационализма является Декарт. Вместе с Беконом Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Декарт считал необходимым предварительно усомниться во всем наличном существовании. Это сомнение - не убеждение в непознаваемости всего сущего, а лишь прием для нахождения, безусловно, достоверного знания. Началом Декарт считал положение "мыслю, следовательно, существую" Исходя из этого убеждения, он пытался вывести также существование Бога, а затем убежде­ние в реальности внешнего мира. Методом научного исследования Декарта является рационализм. Признает 2 первоначала, 2 субстанции: -материалистическая, телесная; и нематериалистическая, духовная. Душа непрерывно мыслит, включает логическое и психологическое начало. Тело не может изменять изменение в душе, душа не может вызывать изменения в теле. Эти 2 субстанции взаимно влияют на процессы, к. происходят в теле. Место, где происходит соприкосновение 2-х начал - шишковидная железа. Гармония 2-х субстанций бог. Проблемы медицины нашли отображение в работах Бэкона "Новая Атлантида" и "О достоинстве и приумножении наук". Бэкон считал, что основные задачи медицины заключаются в сохранении и укреплении здоровья, искоренении болезней, продлении жизничеловека. Он указал на главенствующую роль врачебного искусства и эксперимента в решении этих задач. Бэкон отмечал, что правильное понимание соотношения теории и практики является усилителем эффективности лечения. Большое влияние на развитие медицины оказали взгляды Р.Декарта, в частности на развитие анатомии и физиологии. Им была разработана схема рефлекторной дуги, а также сделана попытка объяснения меха­низма функционирования психических явлений.

    24. ПАСКАЛЬ О ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА.

    Человек имеет определенные знания только о конечных предметах. ? о познаваемости мира в цело рассматривается в ракурсе соотношений конечного и бесконечного. Человеку многое еще не ведомо, он знает, что многое не знает Человек сочетание 2-х взаимоисключающих субстанций. Материя сама по себе это абсурд, т.к. человек самое непостижимое для себя творение природы. Ему трудно понять что такое дух, материя, а как они соединены вообще невозможно. Что он есть на самом деле? Человек – величайшая тайна и для себя и в условиях окружающей его действительности, человек – ничтожное создание. «Мыслящий тростник» чел. Самое слабое создание природы, достаточно дуновения ветра или капли воды, но в этом ничтожестве и заключается его величие. Величие человека огромно, т.к. он осознает свое ничтожество. Чел. стремится или уничтожить свое ничтожество, или познать свое безликое начало. Чел. – химера, хаос, чудовище, диковина, сгусток противоречий. Самое главное – постоянная междоусобица мд страстью и разумом. Чел в его изысканиях может помочь вера в Бога, для П. Характерно поставить чел-ую жизнь в максимальную зависимость от единого бога. Бог у П. –«живой Бог», т.е. тот Бог, к. может быть в христианской ре6лигии.

    31. СИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНОГО ВСЕЕДИНСТВА СОЛОВЬЕВА.

    Одним из выдающихся русских философов был Соловьев. Задача философии, по его мнению, заключается в отыскании путей спасения человека и человечества. Конкретно эта задача определялась тем, чтобы подготовить человека к разумному восприятию им христианских ценностей. Центральной идеей учения Соловьева является идея универсального всеединства. Это всеединство представляет собой синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного обладает признаками безусловности и всецелостности. Реальный мир у него выступает как самоопределение или воплощение абсолютного - сущего. Он не мог признать его совершенным, лишь идущим к совершенству. Человек - это центр "всеобщего сознания природы." Именно человечество-посредник между божеством и природой. В сознании человека уже содержится форма всеединства. Человек должен одухотворять природу. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством» Нравственный смысл личности реализуется в акте любви к другому человеку, природе, Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя к абсолюту. В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности. Она снимает в себе все социальные противоречия и способствует установлению на земле "царства божьего", которое пони­мается как "действительный нравственный характер".

    25. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

    Немецкая классическая философия развивалась в той духовно-интеллектуальной атмосфере, которая началась в 80 х годах 18 века и продолжалась почти столетие. Основные представители немецкой классической философии: Кант, Гегель, Фейербах, Фихте, Шеллинг. Важную роль в формировании немецкой классической философии сыграли достижения естествознания и общественных наук. Главные особенности немецкой классической Философии выражают специфику одного из направлений философской мысли новейшего времени и могут быть определены как: сходное понимание роли философии, как основы научного осмысления картины природы, общества, человека; выдвижение на первый план идеи развития как теории и метода познания действительности / разработка диалектической концепции развития/; создание концептуальных основ, изложенных в абстрактно-логических формах; разработка философии как широкой специальной системы дисциплин, идей и понятий; формулирование общих принципов и подходов к проблеме исторического развития; видение в философии "критической совести эпохи"; рассмотрение антропологической проблематики с позиций общечелове­ческих ценностей; отстаивание принципа свободы и других гуманистических принципов. Кант считал, что прежде чем исследовать проблемы философии, бытия, морали, необходимо изучить возможности человеческого познания и установить его границы, отмечал, что условия познания заложены в разуме и составляют основу знания. Тем самым Кант осуществил своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, которая протекает по своим законам. Кант различал, воспринимаемые человеком, явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Он говорил, что мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей /феномены/. В результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. И только силы разума приводят этот хаос в единство и порядок» То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, которую вносит разум в мир явлений, то есть наш разум предписывает природе законы. У Канта миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - "вещи сами по себе". Их абсолютное познание невозможно. Отвергнув притязание науки на познание "вещей самих по себе", он указал человеческому рассудку его пределы. Кант, по его словам, ограничил знание, чтобы дать место ВЕРЕ. Вера в бессмертие души, свободу и Бога является основанием того, что человек призван быть нравственным существом. Таким образом, у Канта сфера нравственного действия оказалась отделенной от научного познания и поставленной выше него. Основным законом нравственности провозгласил «категорический императив». Поступок морален только тогда, когда совершен из уважения к нравственным законам. Его учение о долге – деонтология – концентрируется вокруг понятия личнности как высшей ценности. Всякая личность самоцель и не может быль средством. Счита, что моральные требования несводимы к удовольствию, пользе, выгоде. Утверждал, что долг содержит в себе измерение независимости.

    Гегель является автором концепции "абсолютного идеализма", основой всего существующего выступает "мировой дух", а все природные и социальные формы рассматриваются как его проявление. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах, объективный дух в виде искусства, науки, нравственности, религии осуществляет процесс самопознания. Развитие отдельного человека в целом производит ту же схему. Иными словами, человек в философии Гегеля - это действительность мирового духа. Совершенно противоположная трактовка человека представлена в философской системе Фейербаха. Человек, у Фейербаха- это единство души и тела, понимаемое как психофизическое единство. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает гегелевскую идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо» Человеческая природа, по Фейербаху, - это биологически отдельный индивид, звено в развитии человеческого рода. Фейербах, давая определение человеку, упускает из виду роль практики, как в ходе исторической жизни человека, так и в процессе познания.

    28. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ МАРКСА.

    Домарксовская ф-ия – чел. Часть природы, полная зависимость от природы, новое, что вносит М. – чел не часть природы, не только не зависти от природы, чел изменяет природу, преобразует окружающий мир, преобразует самого себя. До М. – духовная деятельность выше практической, труд в реальной жизни выступал, как античеловеческое враждебное уму и чел-ку, практическая жизнь – проклятие, к. которое кроме страданий не может ничего принести. М. Пытается показать, что ист. процесс формируется самими людьми, чел. И все люди в своем развитии движимы потребностями. Чтобы реализовать свою потребность надо приложить усилия. Практ. деятельность лежит в основе реализации потребностей. Практика по отношению к духовному миру является исходной. Практика – основа изменений во всех сферах жизнедеятельности человека. Практика всегда носит общественный характер. Люди вступают в различные связи, это формиреут общественные отношения. Практика может осуществляться в момент общения, следовательно носит общественный характер. Сущность по М. – общественная сущность, «чел. Совокупность общественных отношений». Природа человека заставляет его реализовывать потребности. Процесс формирования личности – социализацияю С точки зрения М., личность – результат развития общества и самого человека.


    26. ВОЛЮНТАРИЗМ ШОПЕНГАУЭРА.

    Одним из наиболее ярких представителей философии иррационализма является Шопенгауэр, который пытался дать в своей философской концепции истинное воззрение на мир. Он утверждал, что окружающий нас мир есть только мировой феномен, наше представление о нем, поэтому он существует только для интеллекта, для существа, обладающего психическими функциями. Если уничтожить способность сознания, то и весь мир, представленный им исчезнет. Воля основное понятие ф-ии – волюнтаризма. Сущностью мира является воля, она безусловна, абсолютна, свободна и не зависит от времени и пространства, она есть слепое, бессознательное стремление, исключающее всякие цели. всякое движение, всякое удов­летворение. Будучи источником борьбы и несогласия, всепожирающая воля движет мир изнутри и влечет его. Человек как и все живое, есть объективация/осуществление, реализация/ его воли. Воля в качестве внутренней сущности человека проявляет себя в нем как воля к жизни, как постоянное универсальное стремление к жизни, желание жить, во что бы то ни стало, безо всякого отношения к цели и ценности жизни. Воля и есть источник всех стремлений и желаний человека: он делает и хочет только то, чего хочет воля, объективацией которой он является. Воля первична по отношению к интел­лекту. Интеллект - это "фонарь, который освещает воле путь, но сам его не прокладывает". Человек, у Шопенгауэра - это вершина объективации воли, через его самосознание воля осознает себя. Человек способен понять всю трагичность и бессмысленность видимого мира, осознать, что смерть-это погибель интеллекта, но для каждого индивида всегда остается конечная жизнь в облике воли, В целом, отмечает Шопенгауэр, жизнь людей - это безнадежное угасание и горе. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир-это скорбь. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской фило­софии, зовущей человека к отрицанию бессмысленного мира, к стремлению к покою, к "нирване". История у Шопенгауэра лишена смысла, ибо в ней нет никакого разумного обоснования. Наука постоянно заходит в тупик, когда пыта­ется обосновать мир из законов разума. Из-за развития науки и техники мир не стал лучше» последствие НТР становятся все большим злом. Время враждебно человеку» оно безжалостно и неутолимо. Таким образом, Шопенгауэр приходит к "пессимизму", к характеристике человека как существа, живущего не по законам общества и морального прогресса. к отрицанию возможности познать мир / так как у воли. разлитой в мире, нет законов/, а также создать справедливое и разумное общество. В заключении следует отметить, что Шопенгауэр своей концепцией критиковал традиционный рационализм и "разум" как его понимала классическая философия, в результате чего рационализму был противо­поставлен волюнтаризм.

    30. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 В. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО.

    Среди многообразия философско-антропологической мысли России 19 века можно выделить: романтизм /20-30 гг./. Основные представители - Лабзин, Сперанский, Карамзин, Жуковский. Это направление русской философии отличается, с одной стороны, наибольшей оригинальностью, а с другой стороны, более тесной соотнесенностью с западноевропейской философией 17-19 вв. Следующее направление русской философии 19-20 вв. Славянофильство и западничество /40-50гг/ Основные представители славянофильства -Хомякова, Киреевский, Самарин центре их философского внимания находилась судьба России и ее роль в мировом историческом развитии. Историческое призвание России они видели в самобытности ее исторического прошлого. По их мнению, западная культура клонится к упадку. Славянофилы развивали учение о человеке и обществе, которое было основано на религиозных представлениях. Обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой являлась русская православная церковь. Первоначалом всего сущего, согласно Хомякову А.С., является "водящий разум" или Бог. Исторический процесс человечества связан с отысканием "духовного смысла". Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания. Они чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко цени ли самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась, и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от западных народов. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия. Противоположным славянофильству в русской философии выступали направление, называемое западничество. Основные представители – Герцен, Белинский, Грановский, Кавелин, Чичерин. Западники выступали за развитие России по "западному", т.е. буржуазному пути. Они были уверены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый путь развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники мало интересовались религией. Среди них были религиозные люди, но они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви.

    В 60г. XIX в, в русской философии появляется ряд философов, к. образовали направление русской мысли в русле материализма и нигилизма Основные представители - Бакунин. Чернышевский, Писарев, Сеченов. Суть их философских взглядов сводилась к отрицанию всей прошлой культуры, которая, по их мнению, не может дать положительного идеала.

    27. НИЦШЕ – РОДОНАЧАЛЬНИК ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ.

    Приступая к анализу философии Ницше, необходимо рассмотреть понятие "философия жизни". "Философия жизни" - это иррационалистическое течение конца 19 начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия - понятие жизнь как некую интуитивную постигаемую целостную реальность, которая не тождественна ни духу, ни материи. "Философия жизни" возникла в Германии и Франции на рубеже прошлого и нынешнего столетия. Ее основным идейным предшественником был Шопенгауэр. Возникновение этой философии связано с быстрым развитием биологии и психологии, которые позволили обнаружить несостоятельность механистической картины мира. "Философия жизни" сделала попытку преодолеть эту ограниченность. "Жизнь" как абсолютное, бесконечное начало мира, которое в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется, нельзя познать с помощью чувства или логического мышления, она достигается только интуитивно, доступна переживанию. В различных вариантах "философии жизни" обнаруживаются и раз­личные трактовки этого понятия, сводимые к следующим: -биологически-натуралистическое толкование понятия "жизнь", которое означает понимание "живого" как противоположность механически сконструированному искусственному, рассудочному. Для этого варианта характерна склонность сведения любой идеи к "витальным влечениям", инстинктам, воле индивида/ Ницше. Лессинг. Клагес/;-историческое толкование понятия "жизнь", которое означает внутреннее переживание, раскрывающееся в сфере исторического опыта духовной культуры. Культура - это та сфера, где возникают новые уникальные формы человеческого бытия противоположные по духу тому, что создано механической цивилизацией/ Дильтей, Шпенглер, Зиммель/. -пантеистическое толкование понятия "жизнь", которое понимается как некая космическая сила, обладающая неисчерпаемым творческим созидательным импульсом. Бергсон А. называет ее жизненный порыв, сущность которого заключается в непрерывном воспроизведении себя в творчест­ве новых форм. В творчестве Ницше было представлено толкование жизни как некой силы, инстинкта, обладающего неисчерпаемой созидательной мощью. Философия Ницше противоречивая и не поддающаяся однозначной интерпретации, оказала огромное влияние на все философские направления 20 века. Ницше с невероятной силой, выраженной в поэтической манере, смог передать обстановку духовной деградации современной цивилиза­ции с ее рационализмом, измельчением личности и обывательской моралью. Считая себя учеником Шопенгауэра, он испытал на себе сильное воздействие его волюнтаристской концепции и в центр своей иррационалистической философии поставил "волю", но взятую в качестве "воли к власти". Мир, у Ницше - это вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается. Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями, мир-это на­ша жизнь. Другого мира нет. В мире действует слепая воля, но эта воля к жизни на человеческом уровне выглядит как "воля к власти". Ницше указывал, что "воля к власти" - это тяга к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. Человек воплощает в себе "волю к власти". В каждом существе присутствует воля к власти, внутреннее стремление человека к реализации собственных импульсов. Каждое существо стремится к господству, это заложено в природе человека. Страдание для Н. способность самоопределиться, оно ведет к росту власти гад собой, сострадание уменьшает волю к власти. Толкни слабого говорит Н. с целью дать 6ему возможность реализовать свою сповобность к власти над собой. Желая освободить "жизнь" от подавляющего гнета "разума", он провозгласил "переоценку всех ценностей". Способность к переоценке ценностей- это свойство великого человека, признак творчества и воли в человеке. В мире, предрекал Ницше, скоро появится новая порода людей "сверхчеловек". "Сверхчеловек это сильная личность, свободная от морали, смирения, покорности, открыто тянущаяся ко злу как единственной созидательной силе, смотрящая в лицо смерти с веселым трагизмом, движимая вперед "волей к власти". "Сверхчеловек" - это плод развития всего человечества, а не отдельной нации. Новая каста "сверхлюдей" преобразует будущую культуру и мораль. Ницше считал, что человечество может с собой делать все, что хочет. Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязан­ность. В заключении следует отметить, что хотя идеи Ницше и послужили в качестве одной из основ идеологии "Третьего Рейха", он не является идеологом античеловечности и нацизма. Таких людей, каким был Гитлер, он глубоко презирал, идеи национализма и националсоциализма. не разделял. Однако из его работ, написанных в своеобразной афористической, поэтической манере, можно было сделать и антигу­манные, бесчеловечные выводы.

    29. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.

    Особенности развития русской философии 19 – 20 В. проявляются в следующих моментах: носит религиозный, религиозно-мистический, религиозно-символический характер; важна этическая проблематика философских взглядов русских философов; наполнена глубоким гуманистическим смыслом; характерен антропоцентризм, представленный в виде "христоцентризма"; главная задача заключалась в выработке учения о мире как едином целом, что нашло свое отображение в понятии космизма: гуманистический взгляд на универсум - единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб человеческой деятельности; тесно связана с литературой, интерпретация философской проблематики часто осуществлялась в форме художественных произведений


    33.ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ФРЕЙДА И МЕДИЦИНА.

    Основы психоанализа были заложены австрийским врачом-психиатром Фрейдом. Классический психоанализ, созданный Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять. Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное.3.Фрейд отмечал, что бессознательное не порождается бытием, оно само есть бытие. Согласно психоанализу, не внешние раздражения, а влечения, исходящие изнутри, определяют направленность человеческого развития и являются его двигателем. Главным среди влечений является сексуальное влечение ЛИБИДО. Бессознательное у Фрейда имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни. Бессознательное, отмечает имеет внутреннюю структуру, в которую входят: "Я"- это область сознательного; "сверх - Я" - это совокупность, перенесенных вовнутрь психики индивида социально-значимых идеальных принципов, регуляторов; "оно" - это невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных и прежде всего сексуальных влечений. Сексуальности он отводит специфическую роль. Фрейд считал, что сексуальность существует с рождения и представляет собой "энергетический фонд" личности, трансформируясь в различные конкретные формы человеческого поведения. Сама культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т.е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Фрейд сформулировал структурную концепцию личности. Согласно этой концепции, сознательное "я"/эго/ выступает как поде борьбы, с одной стороны, сферы бессознательно-биологических влечений и желаний /"оно" - ид/, а с другой, -требований общества и условий культуры /"сверх - я" - супер - эго/. Это послужило основой его психологической трактовки культуры. По Фрейду не человек выводится из культуры, а культура выводится из человека. В конечном счёте она выводится из бессознательных влечений человека. Фрейд внес огромный вклад в развитие психиатрии и неврологии, изучение гипнотизма и истерии, разработку метода психоанализа как лечебного фактора. Особое значение придавал Фрейд сновидениям, которые открывают ход в потаенные слои челове­ческой личности. Такова же, по мнению психолога, и природа остроумия, фантазий, а также художественного творчества. При создании своей концепции Фрейд использовал, разработанный им вместе с Брейером, метод лечения неврозов. Суть этого метода заключалась в обнаружении бессознательной психической травмы, лежащей в основе невроза. Этот метод дал ему возможность истолковать невроз как порождение внутренних конфликтов личности, принявших болезненную форму.

    34. НЕОФРЕЙДИЗМ. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА У ФРОМА.

    Современные сторонники Фрейда - неофрейдисты – Адлер, Фромм, Юнг, попытались критически переработать наследие Фрейда, прежде всего, за счет ослабления роли либидо и усиления социо­логических/Фромм/ и теистических /Юнг/ сюжетов. Фромм занимался проблемами не "невротической личности" как Фрейд, а "невротического общества", рассматривая механизмы бессознательной мотивации поведения в сферах политической, экономической и культурной жизни. Фромм пришел к выводу, что индивидуальное бессознательное можно сделать осознанным, не затрагивая при этом социального бессозна­тельного. В отличие от Фрейда Фромму присуща меньшая биологизация сущности человека. Он отмечал, что она включает в себя как биологические, так и социальные факторы. Природа человека, по его мнению, характеризуется пятью основными потребностями: в общении, "укорененности", "идентичности", самообновлении и системе ориентации. Причем человек может вырабатывать как "здоровый", так и "патологический" способ удовлетворения каждой из своих потребностей. Фромм пытался создать гуманистическую теорию общества. Человек, считал он, драматическое вещество, для которого собственное существование является проблемой. В ходе истории личность освобождаемся от власти стада и стадных инстинктов, но вместе с чувством свободы растет ее страх, усиливается чувство конечности бытия и одиночества. Результатом обострения невыносимого бремени ответственности являются периодически повторяющиеся движения "бегства от свободы", попытки воссоздания утраченного первобытного родства и близости к природе. Фромм утверждал, что именно коллективный невроз, имеющий корни в драматических событиях истории и обостряющийся в моменты кризисов и распада старой общественной системы, способен породить тоталитарную идеологию. Научно-технический прогресс Фромм считал, в значительной мере враждебным личности, поскольку он способствует превращению человека в робота.

    35. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕ МЕД ЭТИКИ 19- 20 вв.

    Мед этика – совокупность норм поведений и морали мед работников. 1964 г. Биоэтика, соединила биологические знания и человеческие ценности. Новые технологии поставили ? об этичности, этическая экспертиза не останавливает развитие науки, а ограничивает человеческими гуманными рамками. Основные принципы: 1.признание ценности человеческой жизни, 2автономия личности каждый сам должен решать что с ним можно делать, 3 право на полную правдивую информацию о диагнозе, прогнозе, методах диагностики и лечения, осложнениях,4 добровольное осознанное информированное согласие на мед вмешательство, 5конфиденциальность, 6 не навреди, 7 социальная справедливость. Проблемы: взаимоотношение врача и пациента, права пациента, ответственность за исход лечения должен разделить врач и больной; медико-биологическая экспертиза над чел; право на жизнь, аборт, контрацепция, стерилизация; новые репродуктивные технологии; право на смерть, эвтаназия; генетика и генные технологии; психиатрия и права чел; моральные проблемы СПИДа; межпроф взаимоотношения в мед. Отличие от мед этики: мед этика обсуждалась внутри мед коллектива, биоэтика всегда интересуется мнением населения.

    36. ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА.

    Ставит ? что представляет человек, причина возникновения, смысл жизни. Его концепция развития основывается на т. эволюционного подхода Дарвина и Энгельса. Обнаружил синантропа, оценил значение этого открытия для науки. В основе концепции христианского эволюционизма лежат принципы эволюционного развития. Выделил основные 3 этапы: преджизнь эволюция химических элементов и галактики, формирование оболочки земли, возникновение на ее поверхности физико-химической среды, эта среда стала благоприятной для формирования сложных молекул и формирования жизни; жизни возникновение биосферы – живого покрова земли, развитие всех живых организмов от простейших до человека - литосфера; мысли становление человеческого и исторического развития до наших дней, становление сознания, сфера духа ноосфера. Критерием для выделения главной стержневой линии назвал цефализация – возрастное усложнение нервной системы и прежде всего головного мозга. Этот этап позволяет выйти на сверхжизнь, к. которая определяется, как точка омега. Она существует вне времени и пространства. Гл. св-ва: автономность, наличность, необратимость, трансадентальность. Омега перводвигатель, к. влияет на мир посредствам воли, сущность – любовь, Омега – бог, тот путь по которому движется человечество. Попытался рассмотреть пути исторического развития, пришел к выводу, что развитие осуществляется от низшего к высшему. В своем развитии чел проходит биолог и дух развитие. Биологическая эволюция закончилась, духовная продолжается в направлении дух совершенствования. Высшая точка развития – бог.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта