Ответы ФИЛОСОФИЯ. История философии
Скачать 0.57 Mb.
|
37.ОБЩАЯ ХАР-КА ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ШВЕЙЦЕРА. Создана концепция благоговения перед жизнью. В 30 лет уезжает в Африку, где на свои $ открывает госпиталь. Истину – благоговение перед жизнью. Чел даже в бесчеловечную эпоху может оставаться человеком, мог противостоять хаосу бытия. Особенности личности: своеволие – способность воли быть достаточной причиной своих действий, должен иметь достаточно усилий, чтобы принять решение, индивидуализм – проявление особой меры ответственности, должен делать то, за что он может взять свою ответственность., рационализм – быть самостоятельным, независимым, своевольным, индивидуальным, разум дан чел чтобы не только подчиняться приказам, но и самому принимать решения, подвижничество – служение людям, непосредственное и деятельное. Только врачебная деятельность поможет стать личностью, рыцарем милосердия. В своей жизни соединил 2 противоположных начала: самоутверждение, самоотречение. Анализ кризиса европ культуры: осн проявление – господство материального над духовным, общества над человеком. В культуре кризис мировоззрения – утратилась связь мд жизнеутверждающим и этическим идеалом. Культура утратила главное предназначение она должна способствовать духовному и нравственному возвышению человека. Когда чел думает о себе и о своем месте в мире, то он утверждает себя, как воля к жизни. Отрицание воли к жизни ведет к самоуничтожению, самоубийству. Чел, к. Думает у него воля к жизни согласована с его деятельностью, он преклоняется перед жизнью, следовательно мыслящий чел – этическая личность. Добро - то, что служит развитию жизни. Этично то, что признает жизнь. Каждый чел в своей деятельности должен руководствоваться практическими соображениями. Нельзя судить др чел-ка. Человек может судить только самого себя, прощать надо тихо и незаметно. №38. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ И НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОАНИЯ. Л. Ф-ия общая ориентация, суммарная тенденция, стилистика мышления, свойственная 300 лет периоду западноевропейской мысли. Кл линия персонализируется: Декарт, Кант, как начало и апогей ее развития. Гегель – опорный элемент всей классики, важен для понимания смысла всей Ф-ии, его учение содержит все необходимое для кардинального преобразования всей классики. Без Гегеля невозможно понять все типы переходов от кл к некл Ф-ии. Заложил бомбу под кл. Кл Ф-ия пронизана оптимистическим чувством естественного порядка, гармонии в мире. Такой мир рационально постижим в познании. Создание фил картины – задач кл Ф-ии. Современные школы и направления набрали некоторые элементы классики, но резко отличались предметами изысканий, мировоззрением, т.е. преемственность фил традиции, связь современности с классикой. Кл – пропедевтика для современной Ф-ии; новаторство Ф-ии 20 в., многочисленные попытки отойти от кл темы и форм философствования. Почему возникла новая Ф-ия? Изменился мир вокруг нас, условия существования в этом мире чел, мироощущение чел в 20 в. Оно проникнуто ощущением пессимизма и трагичности. Ф-ии необходимо было понять и объяснить массу новых явлений в 20 в.: появление массового общества, идеологизирование всех процессов в государстве, разрушение старых отношений и сословных перегородок, внедрение машинного производства, появление СМИ, развитие науки и техники. Кл Ф не отвечает на эти ?, ответы на них необходимы современному человеку. Исторические и социальные корни Некл ф. Обусловлены развитием капитализма, войнами, катастрофами, гносеологические – недостатками кл Ф.: абсолютизацией разума, ущемлением чувств и иррац элементов познания; созерцательность – оторванность от жизни; оторванность от чел. Существенные черты некл Ф.: экзистенциальность – поворот к чел, проблемам его индивидуального существования, духовной жизни.; иррациональность- в центре исследования поставлено бессознательное и неразумное; антисциентизм – антинаучность, неверие в могущество разума, в гуманистические потенции науки; антиметодологизм умолчание методологической проблематике, подчеркнуто невмешательство чел в науку; прокламизм в мировом смысле старается приобрести прикладной характер; антисистемность ни одна из школ не претендует на статус системообразующей, не стремятся к созданию универсальной системы; плюрализм обилие школ и направлений; более свободная форма изложения, часто художественная. №39. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПОЗИТИВИЗМА. Позитиви́зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Основоположником позитивизма является ученик Сен-Симона Огюст Конт. Основная цель позитивизма — получение объективного знания. Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук. Стадии человечества по позитивизму. 1)теологическая-люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени. Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом. Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов. Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма. 2)Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме. 3)Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным. №41. Кат Бытия, её мировоз-кое и методологич. зн-ние. В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность. Это предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует: материальные вещи, процессы, свойства, отношения. Даже плоды самой буйной фантазии-сказки, мифы существуют как духовная реальность. Следовательно, бытие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть - нечто реально сущее. В чем смысл проблемы бытия? Жизнедеятельность людей опирается на простые и понятные предпосылки, которые обычно принимаются ими без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и универсальная среди них - это убеждение человека в том, что мир есть, был и будет. Люди также рассчитывают, что при всех изменениях, которые совершаются в природе и обществе, мир сохранится как относительно стабильное целое. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого больше, чем достаточно. Весь окружающий мир, природный и социальный, постоянно задает человеку вопросы, которые заставляют его задуматься над многим. В мире происходят различные изменения, но сам мир существует постоянно, он непреходящ. Поэтому смысл проблемы бытия заключается в противоречивом единстве неприходящего бытия природы как целого и приходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. Категория "бытие" выражает особое содержание, она используется в том случае, когда рассматриваются не вещи, явления или процессы, а связи между ними. Категория бытия применяется, когда при рассмотрении важен не факт существования, а его смысл. Благодаря философской категории бытия мы сознательно переносим нашу мысль на высокий уровень абстрагирования. Бытие как философская категория обозначает реальность, которая лежит за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому она не зависит ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и неизменного Абсолюта /Бог. Разум/. Озабоченность "онтологической потребностью" (скорее исторической) проявляется остро в те моменты, когда люди осознают, что фактическое положение дел складывается не в пользу выбранного ими способа жить по своему усмотрению и произволу, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда мир, построенный по человеческому уразумению, начинает демонстрировать однобокость, ущербность, жестокость, агрессивность и т.д. Возвращение к теме бытия начинается с вопроса о "смысле жизни". Когда философы осознают, что смысл жизни исчезает или вырождается в мелкую и тщетную суету ради сиюминутных потребностей, они вспоминают о высших смыслах, о неприходящих и вечных ценностях. В XX веке обнажились все последствия бесбытийного существования человека, его упоение собственной свободой. Человеку, возомнившему себя автономным и свободным от всяких онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого "освобождения" он превратился просто в систему различных функций: социальных, психологических, политических. Человек потерял целостность, высший смысл своего существования на Земле, построил "само законодательную и саморазрушительную цивилизацию" (Хайдегер). Протест против такого ущербного существования стал для многих философов отправной точкой возвращения к теме бытия, к онтологической направленности своих философских изысканий. 40. ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ. Также философия существования —, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзисм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философ напр, а скорее культ движ, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Запад человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. Экзист (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля). Экзист философия — это философия бытия человека. Основная категория философии экзист — это экзистенция.В философии существования нашёл отражение кризис оптимист либерализма, опирающегося на техн прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность чел жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. По утверждениям филос-экзист, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоп субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля. Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. Понимание человека. В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. №42. Осн. формы бытия и их диалектика. Бытие представляет собой многоуровневый процесс, который включает в себя ряд форм бытия. Формы бытия имеют специфичный характер и несводимы одна к другой. Каждая форма бытия воспринимается как исторически развивающаяся и изменяющаяся. К основным Формам бытия относят: -бытие вещей/созданных природой и человеком; -бытие человека/бытие человека в мире и специфическое человеческое бытие -бытие духовного, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (вне индивидуальное) духовное; -бытие социального/бытие человека в обществе и бытие общества. №43. Специфика чел бытия. Проблема смысла чел существования. Специфика человеческого бытия состоит во взаимодействии трех относительно разных бытийных измерений. Первое измерение человеческого существования-человек - это мыслящее и чувствующее тело. Второе-человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к роду человеческому (сапиенс) и взятая на данном витке его развития, эволюции мира. Третье - человек существует как социально-историческое существо. Все три измерения, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека. В чем смысл человеческого существования, каково его место в целостном единстве бытия? Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека, этот вопрос с незапамятных времен всегда волновал людей. Французский философ-экзистенциалист, А. Камю, писал в своей работе "Миф о Сизифе", что существует только один фундаментальный вопрос философии: стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения о существовании такого смысла. Эти сомнения предполагают, что сама действительность непоследовательна и абсурдна. Тогда проблем, сформулированная А. Камю, состоит в том, "существует ли логика, приемлемая вплоть до самого конца жизни". Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни; смысл жизни совпадает, т.е. созидается самим человеком. Для первого подхода характерно религ толкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и поэтому имеет для человека смысл, есть не что иное, как действенное соучастие в Богочел жизни. Бог сотворил чел по своему образу и подобию. И люди должны своей жизнью проявить его. В основе второго подхода лежит секуляризованная, религиозная идея/отделенная от религии/. Чел способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Цель и придает смысл человеческой жизни. В соответствии с третьим подходом жизнь не имеет смысла. Только люди сами созн или стихийно, намеренно или невольно способами своего бытия придают смысл жизни. №44. Рел., фил., научн. идеи о природе и назначении человека. Размышление о том, кто есть чел, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение чел к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин – животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер – «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность – это человек. Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком – то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за 30 столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого – то одного качества или свойства. В религиозном сознании сущность чел предст тайной, которой владеет только Бог. И назначение чел. состоит в том, чтобы проявить свою божеств. природу. Назначение чел. с т. зр науки представляется довольно однообразным и общим, т. к как любой род и вид человек должен выжить, сохранить свою жизнеспособность, умножить количество особей своего вида. Размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У чел нет какой – то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое – исторически изменяющиеся харки чел, исследуемые Ф. №47. Стр-ра чел. деятельности. |