Главная страница
Навигация по странице:

  • ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

  • «Воспитание есть украшение в счастье и убежище в несчастье», «Воспитание детей – рискованное дело

  • ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» Введение Раздел I

  • Раздел III .

  • Раздел IY .

  • Задания по основным темам курса «История образования и педагогической мысли». Введение

  • Трудовая теория К. Маркса

  • человека создал труд.

  • Социолого-психологическая теория П. Монро Решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению человека и заложе

  • идея духовности, воплощенная в культуре (

  • Раздел I. История педагогической практики и развитие педагогической мысли в Древнем мире. Тема 1. Воспитание в первобытном обществе

  • социально-экономическ

  • Воспитание и обучение в условиях цивилизации Древнего Востока

  • Воспитание и школа в Античном мире. Составьте таблицу: Общее и различное в идеалах и практике афинской и спартанской систем воспитания


  • тетрадь по педагогике. История образования и педагогической мысли


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеИстория образования и педагогической мысли
    Анкортетрадь по педагогике.doc
    Дата23.11.2017
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлатетрадь по педагогике.doc
    ТипДокументы
    #10391
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5





    ГОУ ВПО «Красноярский государственный

    педагогический университет им. В.П. Астафьева»



    Институт дистанционного образования

    (ИДисО)


    ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

    Тетрадь для самостоятельной работы

    Составитель:

    Ценюга С.Н., кандидат педагогических наук, доцент

    Предназначено только для учебных целей


    ©Красноярский государственный

    педагогический университет

    им. В.П. Астафьева, 2007

    © Ценюга С.Н., 2007


    Красноярск 2007
    ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕТРАДЬЮ

    1. Внимательно ознакомьтесь со структурой данного методического пособия.

    2. Ознакомьтесь с содержанием лазерного диска, в который помещены материалы основной и дополнительной литературы.

    3. Прочитайте пособие. Ознакомьтесь с ключевыми понятиями и обобщениями, фигурирующими в обозначенных далее вопросах. При работе используйте глоссарий, предлагаемый в конце пособия.

    4. Ознакомившись с вопросами самостоятельных работ, найдите в пособии и предлагаемых на лазерном диске книгах и статьях или в других источниках разделы, освещающие соответствующие вопросы. Изучите их. Укажите дополнительную литературу, используемую Вами по соответствующим вопросам.

    5. Подготовьтесь по всем вопросам для сдачи зачета или экзамена. Вся информация, занесенная в материалы данного пособия, в ходе самостоятельной работы может быть использована на экзамене и зачете.

    «Воспитание есть украшение в счастье и

    убежище в несчастье»,

    «Воспитание детей – рискованное дело:

    ибо в случае удачи последствия приобретены

    ценою большого труда заботы, в случае же

    неудачи горе несравнимо ни с каким другим»

    Демокрит

    Уважаемые студенты!

    Вам предложена тематика учебного курса по истории образования и педагогической мысли в соответствии с учебными планами КГПУ им. В.П. Астафьева. Предлагается серия вопросов по основным темам, ответы на которые вы найдете, изучив рекомендованную Вам литературу. Мы предлагаем Вам различные варианты консультаций по актуальным проблемам истории образования и педагогической мысли, а так же актуальные варианты сдачи экзаменов по предмету.
    ТЕМАТИКА

    ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

    «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

    Введение

    Раздел I. История педагогической практики и развития педагогической мысли в Древнем мире.

    Тема 1. Воспитание в первобытном обществе.

    Тема 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизации Древнего Востока.

    Тема 3. Воспитание и школа в Античном мире.

    Тема 4. Воспитание у восточных славян в VI– IX вв.

    Раздел II. История школы и педагогики в Средние века.

    Тема 5. Воспитание и школа в Византии.

    Тема 6. Воспитание и школа Западной Европы в эпоху раннего и высокого Средневековья.

    Тема 7. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации.

    Тема 8. Воспитание в Киевской Руси и русском государстве (X–XVII вв.)

    Раздел III. История школы и педагогики в Новое время (XVII– XIX вв.).

    Тема 9. Школа и педагогика в странах Западной Европы (XVII–XIX вв.)

    Тема 10. Школа и педагогика России в XVIII –XIX вв.

    Раздел IY. История школы и педагогики в Новейшее время.

    Тема 11. Зарубежная школа и педагогика в XX вв.

    Тема 12. Школа и педагогика России в конце XIX– начале XX вв.

    Тема 13. Школа и педагогика советского периода.

    Тема 14. Школа и педагогика России в конце XX в.


    Задания по основным темам курса «История образования и педагогической мысли».

    Введение

    1. Раскройте основные принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса.

    1. Цивилизационный - изучает развитие образования в разных цивилизациях: античной, восточной, американской и т.д.
    2. Антропологический - связан с развитием человека (социолого-антропологическая теория Ш. Летурно).
    3. Культурологический - связан с развитием культуры и ценностей, анализом ценностей как основы для определения целей воспитания (духовно-культурологическая теория К. Шмидта, К. Вентцель).
    4. Формационный - связан с общественно-экономическим строем - рабовладельческим, капиталистическим, демократическим и т.д. (социолого-психологическая теория П. Монро).
    5. Конкретно–исторический - связан с периодизацией истории - древнейший мир (первобытное общество), древний мир (3 тыс. лет до н.э. - 3в. н.э.), средние века (4-16 в.в.), новое время (17-19 в.в.), новейшее время (20-21 в.в.).

    2. Раскройте теории происхождения воспитания.

    Трудовая теория К. Маркса

    Карл Маркс и Фридрих Энгельс, исходя из материалистических позиций объяснения развития человечества, считали, что воспитание возникло с момента использования человеком первого орудия труда, то есть человека создал труд.


    Социолого-антропологическая теория Ш. Летурно

    Воспитание является во многом природным (а не только социальным) явлением, он отождествлял инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей.


    Социолого-психологическая теория П. Монро

    Решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению человека и заложенной в нем от рождения способности к подражанию.


    Духовно-культурологическая теория К. Шмидта

    В качестве всеобъемлющего и ведущего фактора возникновения и развития воспитания выступает идея духовности, воплощенная в культуре (из всех живущих на Земле живых существ только человеку присущи духовность и созданная на ее основе культура. Наличие сознания, в котором живут духовные, культурные ценности человечества, позволяет развиться воспитанию как важнейшей социальной функции человечества).


    Раздел I. История педагогической практики и развитие педагогической мысли в Древнем мире.

    Тема 1. Воспитание в первобытном обществе.

    1. Объясните фразу: «Для правильного воспитания ребенка нужна вся деревня».

    Каждый, кто окружает ребенка, вносит свой вклад в воспитание. Эстетическое воспитание (рисование, музыка), экологическое воспитание (растить деревья), нравственное воспитание (любовь к малой Родине). Мальчики – добыча пищи. Девочки – домашний очаг.


    2.Раскройте понятия:


    Дома молодежи – предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов;
    Жирные дома –
    Инициация – обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества;
    Неолитическая революция – переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства;
    Семейное воспитание – в семье дети учились труду, усваивали нормы и правила поведения, религиозных обрядов; 
    Половозрастное разделение воспитания – мужчины преимущественно охотились, а женщины занимались собирательством и ухаживали за

    детьми.
    Присваивающая форма хозяйства –  хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.
    Производящая форма хозяйства – основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.
    Кормовая территория – тип территории,  на которой постоянно питаются локальная группа.
    Родовая община – люди связаны кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство, кроме того, это был союз, основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда (охоты), предположительно основанный на социальном равноправии.
    Соседская община – социально-экономическая структура, состоявшая из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, объединенных друг с другом территориально-соседскими связями и совместной собственностью на главное средство производства (землю, пастбища, промысловые угодья).
    Насилие – отъем ресурсов и минимизации добровольного обмена.
    Альтруизм – активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других.



    Тема 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизации Древнего Востока

    1. Соотнесите литературные памятники Древнего Востока с автором и историческим периодом


    Законы Хаммурапи

    Хаммурапи

    1750 г. до н. э.

    Книга притч

    Соломон

    Нач. I тыс. до н. э.

    Бхагавадгита

    Народный эпос

    Сер. I тыс. до н. э.

    Беседы и суждения

    Конфуций

    IV до н. э.

    Поучение

    Птахотеп

    2 пол. III тыс. до н. э.

    Книга обрядов

    Последователи Конфуция

    IV– I вв. до н. э.

    2. Раскройте понятия:


    Э-дуба – специальные  произведения древней шумерской  школы (III начала II тысячелетия до н.э.), рассказывающие об устройстве школы, школьной жизни, излагающие также нравственные поучения, наставления, адресованные школьникам, народную мудрость, афоризмы, пословицы;
    Клинопись – способ письма путём выдавливания на глине комбинаций клиновидных чёрточек;
    Сердечная мудрость – комбинация Сердца и Разума;
    Владеющий хлыстом – человек в Шумерской школе, который поддерживал суровую дисциплину;
    Сыновья дома табличек – ученики в Шумерской школе;
    Три жизненных долга – Долг мудрецам - изучение Вед, долг богам – жертвоприношения, долг предкам – рождение сына;
    Сюй – обеспечивает усвоение новых знаний т. о., что ему не препятствуют уже имеющиеся знания;
    Сын неба – императорский титул в Восточной Азии, использовался монархами Китая и Японии;
    Благородный муж – понятие религиозно-философского учения Конфуция (VI-V век до н.э.), обозначающее некоего идеального человека, воплощающего человеческое совершенство и являющегося опорой порядка в государстве;
    Шесть искусств – основа системы образования молодых аристократов периода Чжоу.

    1. выполнять ритуалы

    2. исполнять и понимать музыку

    3. стрелять из лука

    4. управлять колесницей

    5. читать и писать

    6. владеть счётными навыками




    Тема 3. Воспитание и школа в Античном мире.

    1. Составьте таблицу:

    Общее и различное в идеалах и практике афинской и спартанской систем воспитания

    Характеристика

    В Афинах

    В Спарте

    Государство и образование


    Афиняне стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Обучение из дома перешло в школы.

    Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Первый в мире университет был создан Платоном.

    Прохождение полного образовательного курса было обязательным условием для инкорпорирования молодых спартанцев в гражданский коллектив. Программа обучения была общей для всех, причём гуманитарный цикл в ней занимал минимальный объем.

    Цели воспитания


    Умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении.

    Подготовка стойких и закаленных воинов, будущих рабовладельцев.


    Ступени воспитания


    До 7-ми лет дети воспитывались в семье, с 7-ми лет дети обычно посещали мусическую школу, в возрасте 12 лет мальчики переходили в гимнастическую школу (палестру), с 15–16-ти лет дети наиболее богатых рабовладельцев посещали гимнасии (до 18-ти лет), с 18-ти до 20-ти лет афинские юноши проходили последнюю ступень воспитания и образования в эфебиях.

    Обучение начиналось с 7–8-ми лет и состояло из нескольких ступеней: два цикла по 4 года (до 11-ти лет – «мальчики» и до 15-ти лет – «подростки») и 5-летний цикл – «эфебии» – от 16-ти до 20-ти лет.

    Методы воспитания


    Пример наставника. Афинские учителя в основном использовали наглядные методы, применяя для освоения счета окружающие предметы, дидактические пособия, счетную доску (абака).

    Гимнастические и военные упражнения.

    Воспитание и личность воспитанника

    Девочки получали только элементарное образование, а мальчики развивались всесторонне.

    Мальчики воспитывались воинами, девочки не отставали.

    Образцы учительства и ученичества

    Учитель - открытй наставник. Педагог – раб.



    Пайдон – представитель власти. Эйрены – юноши, которые проявили себя в умении руководить.


    2. Проанализируйте взгляды древнегреческих философов на вопросы воспитания

    Демокрит

    Сократ

    Платон

    Аристотель

    Исократ

    Обучение, упражнение. Демокрит был первых из тех, кто поднял вопрос об умственном воспитании детей.

    Воспитание — это прежде всего забота о душе.

    Воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Реализовать подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, то есть человек, стоящий на пороге мира идей.

    Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа".

    Приравнивает обучение красноречию к воспитанию, призванному сформировать гражданина, достойного полиса. Искусство составления речей квалифицируется им как философия, один из двух элементов педагогики: педотрибика должна заботиться о теле человека, а философия - заниматься его душой.


    3. Раскройте понятия:


    Гомеровская Греция – "темные века" в истории цивилизации, который длился около 400 лет и закончился с возникновением греческих полисов периода архаики. Основным источником информации об этих временах являются сочинения Гомера, в частности, "Илиада" и "Одиссей";
    Эфоры – в Древней Спарте, а позже и в Афинах — выборные должностные лица (эфорат из 5 эфоров), обладавшие широким и не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий;
    Эйрены –  вожатые отрядов в государственных закрытых воспитательных заведениях (агеллах) в системеспартанского воспитания для мальчиков и юношей рабовладельческойаристократии (спартиатов). Назначались из числа воспитанников в помощь взрослым воспитателям;

      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта