Главная страница
Навигация по странице:

  • Раздел II. История школы и педагогики в Средние века Тема 5. Воспитание и школа в Византии

  • Воспитание и школа в Западной Европе в эпоху Раннего и Высокого Средневековья. VI – XIII вв.

  • . Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации. XIV–XVII вв.


  • Виды педагогических практик на Руси

  • тетрадь по педагогике. История образования и педагогической мысли


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеИстория образования и педагогической мысли
    Анкортетрадь по педагогике.doc
    Дата23.11.2017
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлатетрадь по педагогике.doc
    ТипДокументы
    #10391
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Агонистикапоказатель личной и социальной динамики, приобретаемый греками в ходе их социальной истории;



    Педагог –  раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. На обязанности педагога лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью;
    Гимнасия – воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки;
    Палестра – частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет. В общем смысле, слово Палестра может употребляться как синоним учреждения, в котором молодые люди обучаются различным видам спорта;
    Эфебий - юноша, достигший возраста, когда он обретал все права гражданина;
    Хламида – короткий прямоугольный отрезок плотной ткани, скрепляемый на плече, одежда путешественника и воина;
    Софист – древнегреческий платный преподаватель красноречия, представитель одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э.;
    Майэвтика – повивальное искусство, метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов;
    Академия – научные организации, учебные заведения;
    Ликей – в древних Афинах гимнасий возле храма Аполлона Ликейского, где учил Сократ, затем Аристотель и творил суд полемарх;
    Криптии – жестокая охота спартанских юношей на илотов, устраивавшаяся от имени государства;
    Агора – рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний;
    Эфебия –  государственная организация в Афинах и Спарте для подготовки эфебов к военной и гражданскойслужбе;
    Киник – представитель философской школы, основанной Антисфеном в Древней Греции в IV в. до н.э.;
    Стоик – представитель учения стоицизма;
    Эпикуриец – последователь философа Эпикура;
    Мусеум – основан в Александрии Птолемеем II. Главной формой обучения в Мусеуме были лекционные занятия;
    Семь свободных искусств – круг учебных наук, то есть дисциплин, в Древнем Риме и средневековой Западной Европе. Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, которые представляли низшую ступень, "троепутье" познания - тривиум, и арифметику, геометрию, музыку и астрономию - высшую ступень познания, "четверопутье" – квадривиум;
    Риторика – искусство общения.



    2. В чем проявлялась взаимосвязь между общеславянской культурой и образованием и культурой и образованием остальной Европы.




    Славяне

    Европа

    Культура

    В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия - комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов.

    У славян существовали и формы фольклора, не связанные с языческим культом, - пословицы, поговорки, загадки, трудовые песни, сказки, предания и легенды, в которых воплощались народные представления об историческом прошлом.




    Образование

    Сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: то же включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициации.

    Большое значение в этот период придавалось военному обучению.




    3. Раскройте следующие понятия:


    Народная педагогика – система воспитания, основанная на национально-исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально-эстетические пристрастия;
    Традиционное воспитание – воспитание ребенка так, как принято в обществе;
    Аталычество – древний обычай зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому, ребёнок вскоре после своего рождения, переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечению определенного обычаем времени);
    Гридь – младшая дружина;
    Молодой – младший;
    Отрок – подросток;
    Чадо – дитя;
    Обычай –  унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов;
    Обряд – совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение;
    Традиция – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений;
    Наставление –  нравоучительное указание;
    Поучение – наставление.


    Раздел II. История школы и педагогики в Средние века

    Тема 5. Воспитание и школа в Византии

    1. Продолжи фразу: «Идеалом образованной личности в Византии являлся» человек, получивший классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью.

    2. Раскройте понятия:


    Энкикилос пайдеусис – система образования из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.
    Пропедиа – элементарное образование.
    Педиа – образование выше начального. 
    Дидаскал – учитель.
    Пайдейя – учитель.
    Схеды – импровизация.
    Магнавра – пышный зал для церемоний на периферии Большого Константинопольского дворца.
    Графис – тростниковое перо.
    Диспут – способ ведения спора.
    Консулы философии – те, кто возглавлял различные кафедры.
    Главы риторов – преподаватель философии.
    Риторика – филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.

    Тема 6. Воспитание и школа в Западной Европе в эпоху Раннего и Высокого Средневековья. VIXIII вв.

    1. Сравните взгляды на воспитание.


    Боэций

    Алкуин

    Пьер Абеляр

    Винсент из Бове

    Создал учебники по всем «свободным искусствам», объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку в учебный цикл «квадривиум» (четвёртый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путём) - грамматикой, риторикой, диалектикой составил семь свободных искусств,  впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.

    Мудрость есть не практическая добродетель, а знание, приобретенное в результате обучении. Причём мудрость включает в себя не только духовное знание, но и светские науки. Его сочинениями, в основном пособиями для обучения (учебник грамматики, учебник риторики, учебник диалектики, сборник задач по арифметике) пользовались в школах до конца средневековья.

    У него учились логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание - прежде всего результат самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество.

    В воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать внимание детей шуткой и играми.

    Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе (незлобивость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх). Он призывал педагога действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание крайней мерой. Бове принадлежит тезис о целесообразности взаимосвязи интеллектуального и нравственного воспитания ("что пользы видеть дорогу, если нет знания, как идти по ней").

    2. Раскройте понятия:


    Рыцарское воспитание– система воспитания сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора — до 14 лет — пажи; до 21 года — оруженосцы. Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы, — а также придворному этикету.
    Диалектика– метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.
    Семь свободных искусств– арифметика, геометрия, астрономия и музыка входят в учебный цикл «квадривиум» (четвёртый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путём) - грамматикой, риторикой, диалектикой и есть 7 свободных искусств.
    Странствующий студент– труппы бродячих артистов, странствующих народных актёров. 
    Коллегия– общежития, учреждавшиеся на пожертвования благотворителей, преимущественно духовных особ.
    Прокуратор– высокопоставленный чиновник, заведующих той или иной частью императорского имущества и управляющих провинциями.
    Магистр–  глава некоторых светских и церковных учреждений.
    Лиценциат–  академическая степень, квалификация, приобретаемая студентом после окончания лицентиатуры.





    3. Докажите, что европейская культура XIII века – это культура человека «на распутье».

    Эта культура, ничего не предрешающая раз и навсегда и не программирующая неизменного хода жизненного бытия, культура поиска, выводящая себя за свои собственные пределы, культура открытых возможностей.

    Тема 7. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации. XIV–XVII вв.

    1. Дайте основные характеристики «Школы учебы».

    Устройство

    Авторитарность.  Поэтому в «школе учебы» учитель — безграничный властелин жизни детей. 


    Программы обучения

    Стремление развития интеллекта посредством приобщения к книжному знанию.


    Формы обучения

    Детальная регламентация учебного процесса.


    Методы обучения

    Вербальные.


    Результаты деятельности

    «Продукт» — ученик, овладевший системой ЗУНов (знаний, умений и навыков)


    2. Заполните таблицу:

    Воззрения на проблемы воспитания мыслителей эпохи Возрождения.

    Витторино

    де Фильте

    Франсуа Рабле

    Эразм Роттердамский

    Томас Мор

    Мишель

    де Монтень

    Гуманистическое образование своего времени: бережное отношение к личности ученика, гармоническое соединение умственного, нравственного и физического воспитания, неразрывную связь обучения и воспитания, воспитание религиозного благочестия, освоение античного наследия, энциклопедический характер образования, позволявший впоследствии избрать любую университетскую специализацию (право, медицину, теологию.

    Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»), ежевечерние отчеты об изученном.
    Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью.

    Показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением – необходимые условия гармоничного развития детей.

    Обучать сначала языкам, к которым малый ребёнок очень восприимчив. Учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными. Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, так как от неё зависят все дальнейшие успехи ребёнка в обучении. Требовал учитывать собственную активность и деятельность ребёнка. В процессе обучения ребёнок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю».

    Он провозгласил принцип всеобщего обучения, равного образования мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, требовал обучения на родном языке, на метил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

    В своей педагогической теории он выступает смелым новатором. Во главе её он ставит принцип как можно более разностороннего развития. По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребёнка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего личность, с развитым умом, твёрдой волей и благородным характером; человека, который умел бы наслаждаться жизнью и стойко переносить выпадающие на его долю несчастья. 

    3. Раскройте понятия:


    Гуманизм– прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и католицизма.
    Гражданское воспитание– формирование гражданственности как интегративного 

    качества личности, позволяющего человекуосуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
    Религиозный фанатизм– крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников.
    Реформация– Социально-политическое движение против феодализма в Зап. Европе в XVI в., принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти.
    Возрождение– Появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения.
    Латинские школы– учебные заведения, начальные или повышенного типа с латинским языком обучения.
    Публичные школы– старой традиционной школы, такой, как Итон или Харроу, которых в Великобритании.
    Школа иезуитов– делились на низшие  коллегии (с 7-летним сроком обучения) и высшие  семинарии (с 6-летнимсроком обучения).



    Тема 8. Воспитание в Киевской Руси и Русском государстве XXVII вв.

    1. Заполните таблицу (отмечая самобытность воспитания и обучения в Киевской Руси).

    Виды педагогических практик на Руси

    Вид практики

    Содержание

    Училищная





    Профессиональная





    Приходская





    Монастырская





    Сословная





    Групповая




    Бытовая





    Индивидуальная






    2. Раскройте понятия:

    Кормильство– форма домашнего воспитания детей феодальной знати.
    Кумовство– послабления и поблажки по службе в угоду приятельским отношениям или родственным связям.
    Поучение–наставление.
    Изборник– Рукописный сборник в Древней Руси, состоящий из отрывков, выбранных из разных книг и переводов.
    Житие– Повествование о чьей-то жизни.
    Мастера грамоты– народный учитель, самоучка, обучавший детей и взрослых основам грамоты (чтению и письму).
    Школа учения книжного– Вторая ступень обучения на Руси.
    Немецкая школа– практиковала бесплатное обучение и независимость от сословия учеников.
    Псалтырь–  библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 песен, излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях.
    Славяно-греко-латинская академия– первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого.
    Братская школа– православное учебное заведение Полоцка.
    Домострой– памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.




    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта