|
тетрадь по педагогике. История образования и педагогической мысли
Раздел III. История школы и педагогики в Новое время XVII–XIX вв.
Тема 9. Школа и педагогика в странах Западной Европы XVII–XIX вв.
1. Охарактеризуйте педагогическую мысль Западной Европы на примере взглядов:
Ф. Бэкон
| В. Ратке
| Р. Декарт
| Цель образования — не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоватьсяметодами их приобретения.
| Выдвинул требование уделять в школах, по крайней мере, на первых годах школьных занятий, основное внимание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания всех других предметов. Предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством.
| Необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле. Прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений.
|
2. Сравните педагогические воззрения на воспитание и образование и заполните таблицу
Линия сравнения
| Цели
| Принципы
| Содержание
| Методы
| Я. Каменский
| Признания самоценности человека.
| Природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
| Он выступал за энциклопедичность, посильность, целесообразность содержания обучения.
| -вначале - пример, а потом правило;
-предмет - и параллельно с ним слово;
-свободное и осмысленное освоение.
| Д. Локк
| Создание новой породы людей, джентльменов, наилучшим образом приспособленных к обществу. Джентльмен – предприимчивый человек, процветающий в обществе, утонченный в обращении, высшая мудрость которого – умение приумножить свое богатство.
| Чтение, письмо, знание родного языка, арифметика, география, финансы, законоведение, история, астрономия, французский язык и плюс три новых предмета: бухгалтерия, танцы и верховая езда.
| Формирование и развитие таких нравственных качеств как: разумность, умеренность, скромность, сдержанность, предусмотрительность, благовоспитанность, аккуратность и мн. др. качества.
| «Мягкие истоды» ориентированы на естественные интересы и положительные эмоции детей, они обусловлены стремлением сделать обучение привлекательным и интересным. Он рекомендует для этого использовать игровые моменты на занятиях, применять наглядность в виде картинок, обучать при помощи практического закрепления приобретенных умений и навыков идр.
| К. Гельвеций
| Раскрыть сердце ребенка для гуманности, а ум - для правды, чтобы воспитать граждан государства с гармоничным сочетанием стремлений к личному добра и добра для всех.
|
|
|
| Ж. Ж. Руссо
| Должна заключаться в «воспитании свободного человека, безмерно любящего свободу, готового лучше отдать свою жизнь, чем потерять ее.
| Самодеятельность детей, умения наблюдать, пытливости, остроты ума, в тесной связи с которыми стоит принцип наглядности.
| а) под рождения до двух лет, когда особое внимание следует обращать на физическое воспитание б) от двух до двенадцати лет - период "сна разума", когда нужно развивать "внешние чувства", в) под 12 до 15 лет (умственное воспитание) д) от 15 до совершеннолетия (период нравственного и полового воспитания).
| В раннем детстве (до 2-х лет) основой является физическое воспитание. Новорожденного ребенка не нужно пеленать, потому что первый крик ребенка - "протест против несправедливости в обществе!".
После 12 рокик начинается умственное и трудовое воспитание детей. Это так называемый третий период (с 12 - 15 лет), во время которого необходимо развивать у подростков наблюдательность, самодеятельность, учить их работать в саду, на огороде, в поле, мастерские; учить чтению, письму, географии, естествознанию, астрономии, арифметики , геометрии.
До 17-18 лет юноше не следует говорить о религии, но Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит постепенно к познанию божественного начала.
| Г. Песталоцци
| Развивать все природные силы и способности человека.
| Согласие с природой.
| Песталоцци кардинально изменил содержание образования современной ему начальной школы, включив в него чтение, письмо, арифметику с начатками геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастику, а также самые необходимые знания по географии, истории и естествознанию, сильно расширил учебный план начальной школы и создал новую методику обучения, которая помогает обогащать детей знаниями и развивать их умственные силы и способности.
| Особый вклад внёс И. Г. Песталоцци в методику первоначального обучения детей — обучения родному языку, письму,счёту, рисованию, гимнастике, а также в методику нравственного воспитания здоровой личности.
| И.Ф. Гербарт
| Цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека.
| Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления.
| Содержание нравственного воспитания он выводил из кантианской этики, вечных норм долга, которые в качестве категорического императива требуют умения терпеть и воздерживаться. Нравственное воспитание должно обеспечить внедрение в сознание ребенка путем обучения соответствующих представлений, переходящих потом автоматически в поведение. | Гербартом определены три универсальных метода обучения:
Описательный метод.
Аналитический. Включает в себя анализ свойств и характеристик предмета.
Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений.
Все эти методы следовало применять в совокупности.
| 3. Раскройте понятия: Рационализм– философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Сенсуализм– теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания. Природосообразность– мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.
Пансофия– философско-религиозное движение, направленное на достижение универсальных знаний, обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщëнного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Автономность личности– уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поседения, уместного в данной ситуации. Классно-урочная система– преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок. Автопсия– по учению язычников, такое состояние души, когда человек сообщается с божеством. Автопраксия– практическое осуществление. Автохресия– применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах. Автолексия– умение самостоятельно рассказать о результатах своего труда. Элементарная школа– самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом.
Тема 10 . Школа и педагогика России в XVII– XIX вв.1. Как представлялась новая идеология образования и воспитания в проектах: Автор
| Его взгляды
| Ф. Салтыков
| Рекомендовал в каждом городе учесть всех мастеровых людей, промышленников и отдавать им в учение на семь лет детей желающих. Предложил организовать женские школы. Он выделил специфические, на его взгляд, женские науки, которым следовало учить девочек: «для домоводства», «для изящества в языках.
| Н.В. Татищев
| Одним из первых организаторов народной школы и профессионального обучения. Им была предложена система школьного образования, которой должна руководить коллегия, «центральное ведомство по заведованию училищами». Он считал необходимым создать начальные школы как основу образования, а в крупных городах учредить мужские и женские семинарии.
Своеобразно подошел В.Н. Татищев к пониманию проблем воспитания. Он выделял несколько «возрастов жизни»: младенчество (от рождения до 12 лет), юношество (от 12 до 25 лет), мужество (от 25 до 50 лет), старость (от 50 лет и старше). В соответствии с этим предлагалось заниматься воспитанием.
| Ф. Прокопович
| В 1721 г. он издал «Духовный регламент», где обосновал организацию духовных школ и показал значение учения для развития производительных сил страны. Ф. Прокопович обозначил основные условия необходимые для достижения « учения доброго и основательного»: подбор учителей, отбор учеников (проверка памяти, остроумия), наличие учебной литературы, определенный режим учения. Он считал, что Академия должна гордиться не количеством обучающихся, а наличием «остроумных и добрых учащихся».
| И.Т. Посошков
| Он предложил во всех епархиях построить просторные школы, организуя целую сеть городских и сельских церковных школ. В них следовало принимать десятилетних детей «дьяконовых, поповых, дьячковых, пономарских». В процессе обучения рекомендовалось следить за успехами каждого, изучать индивидуальные особенности. Заботясь о просвещении, И. Посошков высказал мысль о создании учебных книг, которыми учащиеся могли бы пользоваться самостоятельно.
| Г.В. Лейбниц
| План Лейбница носил отчетливо практическую направленность (на первом месте стояли физико-математические науки). Главным его отличием было положение об обучении на основе энциклопедических программ.
| 2. Покажите суть школьных проектов екатерининской эпохи: Автор
| Проект
| Екатерина II
| Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.
За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.
Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.
| Н.И. Новиков
| Свои педагогические взгляды Новиков изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Он определял в воспитании несколько главных направлений: телесное (физическое), нравственное и умственное. Подобное воспитание должно было содействовать формированию человека и гражданина.
Новиков говорил о том, что Россия нуждается в общедоступном образовании.
| А.Н. Радищев
| Настаивал, прежде
всего, на гражданском воспитании, на формировании “сынов
отечества”. Он требовал покончить с сословностью в образовании и
сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.
| И.И. Бецкой
| Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил доклады и уставы, прежде всего «Генеральный план воспитательного дома» (1764) и «Краткое наставление... о воспитании детей», где в трактовке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому принадлежат проекты воспитания «идеальных дворян».
По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения: воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772).
| Ф.Г. Дильтей
| Профессор Московского университета Ф.Г. Дильтейтакже составил план учреждения системы начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки из представителей крепостного сословия воспитателей для дворянских детей («рабские» или «дядские» школы). Предусматривалось создать две «дядские школы» – в Москве и Петербурге, более 20 «тривиальных школ» для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета.
| Ф.И. Янкович
| «Устав народным училищам Российской империи» (1786). «Устав...» провозглашал воспитание как «единое средство» общественного блага. В документе утверждалось, что воспитание следует начинать с «малолетства», чтобы «семена нужных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили». Составители «Устава...» положительно решили чрезвычайно важный вопрос о преподавании на «природном», т.е. русском, языке.
Согласно «Уставу...» 1786 г., в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Школы содержались на средства городских самоуправлений.
Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих – латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование.
Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе, катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям.
«Устав...» утвердил классно-урочную систему. Учителю вменялось в обязанность работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала следовало вести «вопрошение». Для учеников устанавливалось правило: тот, кто хотел отвечать, должен был поднять левую руку. В школе появились расписание уроков, классная доска, мел, классный журнал успехов и посещаемости учеников. Были установлены определенные сроки начала и окончания занятий.
| 3. Дайте педагогические портреты представителей педагогической мысли второй половины ХIX в. Д.И. Писарев– Н.Г. Чернышевский– Н.А. Добролюбов– Н.И. Пирогов– К.Д. Ушинский– В.И. Водовозов– Л.Н. Толстой–
| 4. Дайте определения: Университетский устав– правовой акт Российской империи, определявший устройство и порядки в университете. Классическая гимназия– там, где изучают один или несколько древних языков. Прогимназия– общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. Уездный школьный совет– осуществлял руководство земскими училищами, которые были подведомственными Министерству народного просвещения. Губернский школьный совет– разрешал открытия новых школ, закрытия учебных заведений, назначения, оплаты и увольнения учителей. Реальная гимназия–гимназия без изучения древних языков. Принцип народности– принципы, определяющие народные традиции в качестве основы воспитания; врастание нового поколения в жизнь взрослых (самостоятельное освоение детьми культурных ценностей) и целенаправленную передачу культурного (хозяйственного, духовного) опыта старшими младшим. Педагогическая антропология– средоточие высокой культуры, знания человека о самом себе. |
|
|