Ц1. История психологии. История психологии. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе
Скачать 1.29 Mb.
|
1.2.3. Аристотель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – гениальный мыслитель, ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы, родился во фракийском городе Стагире. Завершил образование в платоновской Академии, где из ученика стал философом. После смерти Платона жил в малоазийском городе Атарнее, на острове Лесбос, а с 343г. до н.э. – при дворе македонского царя в качестве воспитателя его сына Александра. По возвращении в 355 г. до н.э. в Афины организует свою школу – Ликей, где работает над систематизацией научных знаний. После смерти Александра македонского, скомпрометированный связями с его двором, эмигрировал в 32 году в Халкиду на острове Эвбея, где и умер. Сочинения. Обширное литературное наследие Аристотеля, дошедшее до нас не полностью, отразило круг интересов ученого: логика, гносеология, онтология, космология, физика, зоология, экономика, политика, этика, педагогика, риторика, эстетика. Наиболее значимыми для понимания психологических взглядов античного мыслителя являются его труды «О душе», «Метафизика», «О возникновении животных», «Вторая аналитика», «О памяти», «О сновидениях». Следуя присущим античности мировоззренческим установкам, Аристотель в учении о душе выступает с позиций ярко выраженной телеологической направленности. Ум, по его словам, «действует ради чего-нибудь» - цели. В то же время в гносеологической концепции он убежден, что существует вне и независимо от нашего сознания объективный мир, что мы можем познавать этот мир, благодаря его воздействию на наши чувства. Данные взгляды определили развитие Аристотелем важнейших категорий античной психологии. Сознание. В определении ученого под сознанием понимаются обусловленные ощущунием формы, которые возникли вследствие воздействия чувственно воспринимаемых качеств «внешнего» на органы человека. Благодаря формам качество предметов приобретает природу объектов души: факт вещного мира превращается в факт сознания. выделяя у человека высшие душевные процессы, их разумную часть, ученый качественно отделяет людей от животных и растений. Не употребляя собственно термина «сознание», определяются его зависимость от человеческого организма. Тем самым закладывается «зерно сомнений» под субстациональность идей. Ощущение. Концепции ощущений Аристотель уделил особое внимание. Их рассмотрению посвящены V-XII главы первой и I – IV главы второй книг сочинения «О душе». Из способности ощущения образуются предпосылки – начала познания. В трактовке данного познавательного процесса выделяются следующие положения: - ощущение есть состояние движения – страдательное (производное от внешнего) состояние, которое не может существовать без внешнего воздействия; 13 - ощущение есть способность, а не действующая сила («подобно воску, который воспринимает отпечаток золотой печати, а не золото. В душе получается не камень, а образ камня»); - процесс ощущения есть уподобление воспринимаемому объекту и является исходным по отношению к памяти, воображениям, суждениям и т.д. (высшим познавательным процессам): «существо, не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не поймет»; - ощущение отличается от знания «тем, что сила, производящая его (ощущение), идет извне – от видимого, слышимого и других деятелей, возбуждающих чувства. Причина этого заключается в том, что действительным ощущением воспринимаются отдельные, единичные явления, знание же имеет дело со всеобщим, а это последнее существует некоторым образом в самой душе. Потому мыслить может всякий, когда угодно, ощущение же не зависит от нашей воли, для него необходимо присутствие возбуждающего ощущение предмета». Чувственное познание. Аристотель строит ступени познания, основными компонентами которого являются ощущение, воображение, мышление. Данные состояния души приводят от восприятия внешних предметов человеком к знанию. Подробная иерархичность обусловила разделение процесса познания на чувственное и разумное (мышление). Чувственное познание как состояние страдания, некоторого движения или изменения в человеческом организме имеет двоякий смысл: в формах возможности и действительности- осуществления. «Существует, - пишет Аристотель в трактате «О душе», - два вида изменения: переход к состоянию утраты и переход к обладанию и выявлению своих задатков от природы». Под формой возможности подразумевается, во-первых, общая принадлежность к роду существ, способных к какому-либо роду деятельности, и, во-вторых, проявление этой способности отдельными субъектами. Тело и душа. В процессе чувственного восприятия принимают участие тело и душа. В душе чувственно воспринимаемый объект существует в потенции, в виде особых форм (специфического существования предметов, которое составляет необходимую предпосылку возможности их чувственного познания). Тело подвергается воздействию внешнего мира («в страдательном состоянии»), испытывает движение, чтобы начал действовать внутренний механизм души, превращающий возможность в действительность. Особое место в своих рассуждениях Аристотель уделяет единству души и тела: «…Потенциально живым телом является не лишенное души, но душой обладающее. … души от тела отделить нельзя». Разумное познание. Для разрешения проблемы различения внешних качеств в процессе чувственного познания вводится понятие «способность различения», благодаря которой живое существо бывает способным к чувственному восприятию различий в качествах (что является областью познания разумного): «Невозможно различать посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого… необходимо, чтобы нечто единое засвидетельствовало это различие». Способности различения обусловили совокупность источников познания, которая объединяет мнения, знания, индукцию, мышление. Первой и исходной ступенью разумного познания является мнение, имеющее в своей основе умозаключение и веру: «Невозможно иметь мнения. которым не доверяешь». Мнение постигается с помощью опыта и составляется на основании суждения, предметное содержание которого может изменяться. Исходя из этого мнение м.б. истинным или ложным (истинно – только знание). Мнение является эмпирическим методом познания, поэтому м.б. заблуждением и распространяться на область чувственных, подверженных уничтожению и изменению вещей, фактов. Принципы знание. Научное знание исходит из совокупности строго доказуемых, вытекающих одно из другого положений, рассуждает мыслитель. Но всякий ряд положений в процессе исследования упирается, в конце концов, в те из них, которые не только не доказуемый, но и не нуждаются в доказательствах, т.к. носят характер достоверности и без них. 14 Принципы разума черпают свое происхождение в предметах восприятия, ибо разум приходит к познанию сущностей вещей лишь с помощью опыта. Разум. Исследованию разума посвящены главы третьей книги сочинения «О душе». Результаты его анализа довольно противоречивы: ибо, с одной стороны, «немыслимо уму быть связанным с телом», с другой – «существо, не имеющее никаких ощущений, ничего не может ни познать, ни понять». Выход из обозначенного противоречия – в учении об уме как «деятельном» начале и об уме «страдательном». Деятельный разум. Это - Ум всем становящийся и все порождающий. Он подобен свету, выявляющему цвета, потенциально существующие. Он постоянно деятелен. Только будучи отделенным от тела, он оказывается тем, что он есть на самом деле: нечто бессмертное и вечное. Поэтому деятельный разум – ум, не «приложившийся» к мысленным предметам (понятиям, всеобщностям), является умом лишь в возможности. В деятельном разуме не может быть лжи, т.к. мыслит он понятиями, предмет «берется в самой сути его» и «всегда усматривается истинное». Страдательный разум находится в человеке. Он преходящ, без первого он ничего не может мыслить. Проявляется страдательный ум тогда, когда обращается к мысленным предметам. Он есть осуществляющийся или пребывающий в состоянии осуществления, т.е. в действительности. В страдательном разуме встречаются ложь и истина, т.к. соединяются понятия. «Ошибка всегда заключается именно в сочетании», в приписывании чего-либо кому-либо. Связь деятельного и страдательного разума в том, что находящийся в человеке страдательный разум есть форма существования деятельного. Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля. Он – первый, от которого дошли систематизированные трактаты по психологии. Их роль для дальнейшего развития этой науки трудно переоценить. Аристотелю принадлежит приоритет в постановке и решении вопросов, определивших направления исследований целых поколений ученых и школ психологии. Наряду с уже обозначенными выше положениями к ним следует отнести: - формирование системы психологических понятий на основе созданного объективно- генетического метода; - обоснование гипотезы, через много веков оформленной в закон ассоциаций, а также первую попытку определить их физиологический механизм; - синтез античных представлений о чувствах, характере и воле человека, разработку проблемы аффектов, детерминированных внутренними и внешними факторами; - утверждение биопсихического и эволюционного подходов в толковании явлений и процессов душевной жизни человека; - введение понятия «об общем чувствилище» как главном психическом центре, воспринятое и развиваемое вплоть до XIX века физиологией и медициной; - попытку внедрения психодиагностического и психофизиологического подходов в решении проблемы детерминации органических и психических функций и освоения человеком всеобщих истин; - отражение собственных законов мышления, обоснованных в логически выводимых научных понятиях и категориях, являющихся предметом анализа и развития от античности до современности. Аристотель впервые представил душу как способ организации живого тела. «Правильно думают те, кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом» Душа проходит разные стадии развития и способна не только запечетлевать то, что происходит в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью. Аристотель представил совершенно иную картину устройства, функций и развития души. 15 С возвышением Македонии (IV в. до н.э.) начинается новый период - эллинистический – укрепление связей между греческой культурой и культурой Востока. Возникает эпоха скептицизма (воздержание суждений об окружающем мире), все ставится под сомнение. 1.3. Эволюция психологических учений в периоды эллинизма и Древнего Рима. Взглядами Аристотеля эволюция психологических идей античного мира далеко не исчерпывается. Не отрицая того, что греческая научная мысль после выдающегося мыслителя увядает, К.Маркс говорит о последующих периодах эллинизма и Древнего Рима, что «смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей от натуги». По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает IV – II вв.до н.э. и представлена Академией Платона, перипатетической, стоической и эпикурейской школами, продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма и эклектизма. Данные направления и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима. Академия Платона. После смерти ее основателя школа Платона просуществовала много столетий (до VI в.н.э.) и прошла ряд ступеней, среди которых, как правило, выделяют древнюю, среднюю и новую академии. Проблематика их научного поиска очень обширна. Достойное место в ее разработке заняли психологические взгляды. Руководителем Академии после Платона стал его племянник – Спевсипп. Он первый обратился к общему в науках и их связи. «Научное мышление» он провозгласил критерием умопостигаемых предметов. Мерилом чувственных вещей, по его мнению, служит «научное восприятие». Ценной представляется идея Спевсиппа о том, что при помощи упражнений, «искусства», можно добиться, чтобы органы чувств безошибочно улавливали различия между предметами. В психологической концепции Ксенократа (395-314 гг. до н.э.) выделяются три вида сущности: умопостигаемая, чувственная и представляемая и соответственно три вида три вида познания: мышление, восприятие, представление. Задача человеческой жизни – освобождение духа от оков чувственности. Но главным в разработанном им учении о благах души является вывод о том, что теоретической мудрости для блаженства недостаточно – ее необходимо дополнить мудростью практической. С Аркесилая (315-240 до н.э.) Академия вступает на скептический путь. Разрабатывая проблему критерия истины, он приходит к выводу о том, что между истинными и ложными представлениями не существует различий: ложные также могут быть ясны и убедительны. Если чувства нас обманывают, писал он, то и разум не достигает истины. Основатель Средней Академии Карнеад (ок. 214-129 до н.э.) утверждал, что критерия истины нет. Ум, чувства, представления обманывают нас: чувства вводят в заблуждения (весло в воде – изогнутое, четырехугольная башня издали – круглая, солнце – маленькое); обманывает и разум (наше отношение к снам, галлюцинациям, безумца – к воображению). Отсюда пессимистический вывод: необходимо воздерживаться от суждений. Перипатетики Одной из важнейших задач перипатетиков являлось комментирование произведений основателя школы – Аристотеля. Но помимо выполнения этой миссии ученые внесли существенный вклад в развитие античной науки. Вопреки учителю перипатетики признавали душу, имеющую собственного, отличного от других элементов материального носителя, способного к 16 движению во внутреннем пространстве. Этим объединяющим началом явлений считалась пневма или эфир – «пятая субстанция». Нараставшая специализация научного труда, необходимость разрешения этико- психологических проблем (в том числе обоснование отличий человека от животного мира) приводили ко все более определенному пониманию различий тех явлений, которые Аристотель объединял общим понятием «душа». Появляются целые классы новых терминов, отражающих понимание души. Отец ботаники Теофраст (ок. 370-285 до н.э.), первый после Аристотеля руководитель Ликея, высказал ценные суждения о физиологических явлениях: усталости, головокружении, выделении пота, параличе. Основой познания он считал опыт. Теофраст защищал идею объективного существования «вторичных» (чувственных) качеств, которые зависят от формы атомов (сладкле-горькое, теплое-холодное). Ученый утверждал, что иллюзии по поводу этих качеств относятся к другим свойствам вещей и ошибки касаются лишь частных случаев, а не природы качеств. Развивая учение Аристотеля о страстях и формах их преодоления, Теофраст в трактате «Характеристики» выделяет 30 видов характера человека: лицемер, льстец, болтун, деревенщина, нравственный урод, святая простота, брюзга, надоедала и т.д. Рассматривая это как выражение сущности человека, ученый дал тонкое и принципиальное описание наблюдений за поступками людей, проявлениями их психики. Прежде чем стать перипатетиком, Аристоксен прошел через влияние пифагоризма. Проблематика его интересов очень обширна: от натуфилософии до морали. Особое место в его творчестве занимали психологические взгляды и их обоснование. Так, звук понимался как воспринимаемое органами чувств физическое движение. Доказательство, по его оценке, должно быть подтверждено фактами, поэтому в познании решающее значение принадлежит чувствам – «зародышам познания». Разум человека (вторичное) завершает познание и служит «спутником чувств». Душа представляется гармонией тела, «строй» которого и его органов определяет психические процессы: как хорошо натянутые струны порождают созвучие, так и прочное сочетание органов порождает движение чувств. Ученый сделал вывод о том, что повреждение органов влечет за собой угасание сознания – смерть (как разрыв струн в инструменте). Школа стоиков («стоя» - портик храма, где основатель школы Зенон проповедовал свое учение). Стоики выступали против аффектов (эмоции, потрясения) – усматривали в них «порчу разума», «от аффектов надо лечить как от болезней», «их нужно с корнем вырвать из души» Школа Эпикура – представители данной школы провозглашали свободу от страхов. На первый план выходила проблема нравственного, эстетического поведения. Главный вопрос того времени – должен ли человек подчиняться только собственным представлениям о добре и зле или следовать внешним правилам. Отдельно надо выделить библиотеку и Мусей Александрии. Мусей – прообраз исследовательского института, где проводились исследования в различных областях знания (в т.ч. по анатомии и физиологии) – III в. до н.э. – усовершенствовали способ изучения организма. Гален (II в. до н.э.) – оперировал гладиаторов, изучал головной мозг, свыше 400 трактатов по философии, медицине (сохранилось 100) Плотин – открыл рефлексию Августин – понятие о внутреннем опыте – переход к средневековому христианскому мировоззрению 17 Итоги Античности Великие теоретические успехи: античные ученые поставили проблемы, пытаясь ответить на вопросы: как соотносится телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное. 2. Психологические взгляды мыслителей средневековья 2.1. Арабоязычная наука Древнегреческая цивилизация разрушилась, часть знаний утрачивалась. В VIII- XII вв. – центр философского мышления образовался в недрах арабоязычной культуры. Среди причин арабского «прорыва» психологического знания выделим две группы. 1) Геополитические предпосылки. Образование новой политической формации - феодализма – на Востоке происходило раньше, чем на Западе (Арабский Халифат). Единство государственного арабского языка облегчало переводы античных трудов. Географическое положение позволяло арабам использовать достижения науки не только Азии, но и Европы, Индии, Китая. 2) Научные предпосылки. Это опора на достаточно богатую почву античной культуры эллинов (Демокрита, Гераклита, Аристотеля, Эпикура, Платона и др.) Собственные достижения: расцвет системы прикладных наук, в том числе медицины, физики, геометрии, астрономии, математики, алхимии, стимулировали появление выдающихся мыслителей и экспериментаторов. Их усилиями были изобретены порох, магнитная игла, водяные и механические часы, градусное измерение земли, открыто «смещение» времени по часовым поясам (лишь спустя пять веков в 1522 году, участники экспедиции Фернана Магеллана сделали подобное открытие для Европы). |