Ц1. История психологии. История психологии. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе
Скачать 1.29 Mb.
|
Николай Кузанский (1401-1464). Мыслитель раннего Возрождения. За сто лет до Коперника высказал мысли о геометро-механистической картине мира, что предопределило его мировоззренческие взгляды. Сочинения: «Об ученом незнании», «О предположениях», «Простец об уме» и др. Кузанский – первый пантеист эпохи Возрождения - утверждает: «Человек есть Бог… Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он - микрокосм, или человеческий мир». Процесс познания означает для Н.Кузанского бесконечное совершенствование человеческих знаний. В нем выделяются четыре ступени: чувственное познание, рассудочное познание, синтетическое познание интеллекта-разума, интуитивное (мистическое) познание. Новым словом ученого является определение присутствия рассудка как высшей ступени познания в ощущении- чувстве (как деятельность внимания и различения). Более высокой по отношению к рассудку познавательной способностью Н.Кузанским признавался разум (intellectus). По причине того, что «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях», рассудок мыслит их в соответствии с законом противоречия. Разум же способен мыслить бесконечно. Леонардо да Винчи (1452-1519) . Один из титанов Возрождения представлял новую науку, которая зародилась не в стенах университетов, где по-прежнему комментировались тексты древних, а в мастерских художников и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и стиль научного мышления. В своей научно-творческой практике они были «преобразователями мира». Высшая ценность придавалась не божественному разуму, а говоря языком Леонардо, «божественной науке живописи». При этом под живописью понималось не только искусство изображения мира в художественных образах. «Живопись, - писал великий ваятель, - распространяется на философию природы». Смысл научной деятельности ученый видел в практической пользе человечеству. Вместе с тем он обосновал глубокую идею о необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысления, как главного пути открытия истин. «Наука полководец, практика – солдаты». Математику ученый считал наиболее достоверной наукой, необходимой для осмысления и обобщения опыта. Пьетро Помпонацци (1462-1525). Итальянский ученый, крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В трактате «О бессмертии души», исходя из теории 23 двойственной истины отвергал возможность рационального объяснения бессмертия души. В сочинении «О причинах естественных явлений, или о волшебстве» ученый предлагал объяснить все явления не верой в таинства природы, а естественными причинами. Хуан Луис Вивес (1492-1540). Известный испанский гуманист, педагог. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, во многом предвосхитил опытный метод Френсиса Бэкона. Вивес проложил новые пути в психологии и педагогике, считая главной задачей определение не сущности души («что есть душа?»), а индуктивное исследование ее проявлений. Так, в знаменитой книге книг «О душе и жизни» (1538) он доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно организовать процесс воспитания. Не абстрактная «сущность» души, а ее реальные проявления должны быть главным предметом научного анализа. В основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как фактор постепенного формирования личности. Вивес подчеркивает, что знание имеет смысл только тогда, когда оно применяется. Соответственно им намечаются пути усовершенствования памяти, приемы воспроизведения, правила мнемоники. Описательно- эмпирический подход (вместо традиционного схоластически-умозрительного) характерен и для его трактовки эмоциональных и мыслительных процессов. Последователь Вивеса, врач, Хуан Уарте (1530-1592) также, отвергая схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследование способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к конкретным профессиям. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой… какие виды дарования имеются в человеческом роде… какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности … по каким признакам можно узнать соответствующее дарование», Бернардино Телезио (1509-1588). Учение Б.Телезио относят к натуфилософским системам эпохи Ренессанса.Известность мыслителю принесла работа «О природе вещей в соответствии с ее началами». Эти «начала» он положил в основу деятельности созданного им близ Неаполя естественно-научного общества. Необузданная фантазия («вариации на тему Эмпедокла»), характерная для всей науки этого периода, проявилась в концепции души Б.Телезио. Весь мир, согласно его взглядам, наполнен страдательнго-пассивной материей – «полем битвы» противоположных начал: «тепла» и «холода». В этих двух началах осуществляются восприятия людей – бестелесные и одушевленные «первостихии». Поэтому и душевные явления рассматриваются ученым как функции тепла и холода. Сама же душа человека признается в двух сосуществующих разновидностях - телесно-смертной и духовно-бессмертной. Опираясь на материалистические традиции, Телезио разрабатывает теорию аффектов. Следуя всеобщей природной целесообразности сохранения достигнутого состояния, в положительных аффектах проявляется сила. Стремящаяся к сохранению души, а в отрицательных (испуг, страх, печаль…) – ее слабость. Познание, согласно его взглядам, основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Разум складывается из сравнения и связи чувственных впечатлений. Джордано Бруно (1550-1600). В своем учении развивает материалистически- пантеистические взгляды Н.Кузанского и Н.Коперника. Среди его сочинений наиболее значимыми для психологического знания явились трактаты: «О бесконечном». «О сочетании образов и представлений», «Изгнание торжествующего животного», «О монаде, числе и фигуре». В них Д.Бруно рассуждает о Вселенной как об огромном животном. Бог в его системе окончательно «переселяется» в творящую природу, которая сама по себе есть «бог в вещах». Ученый убежден во всеобщей одушевленности природы: «Мир одушевлен вместе с его членами». 24 Подчеркивая деятельный характер духовного начала, Дж.Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существовании. Человек, по его взгляду, представляет собой микрокосмос, отражение мира. Люди обладают многими средствами познания реальности. Томмазо Кампанелла (1568-1639). Исходной позицией психологических воззрений сторонника учения Б.Телезио является сенсуализм. Теория Т.Кампанеллы направлена против представлений о «формах», способностях и потенциальных сущностях. Всякое познание, утверждает ученый, имеет своим источником опыт и чувства. Мыслителем в своих трудах описывается система психологических понятий, включающая память, понимание, умозаключение, желание, влечение и т.д. Все определения выводятся из ощущений, однако чувственное познание нуждается в дополнении рассудком. Рассудок, основанный на понятии и воображении, объединяет чувственные восприятия и опыт. Общие понятия присущи нашему мышлению и являются достоверными принципами наук. Вместе с познанием ученым утверждается существование веры. Противоречий между верой и познанием нет: мир есть вторая Библия, живой кодекс природы, отражение Бога. Следуя Августину, Т.Кампанелла устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую. Всякое познание сводится к познанию самого себя. 3. Философские направления в психологии Нового времени (XVII столетия) Интенсивное развитие капиталистических отношений в XVI-XVII вв. повлекло за собой бурный расцвет многих наук, прежде всего естествознания. Развивались «механические искусства» (создание наземных механизмов, техники, машин и т.д.). Все это подрывало средневековую богословскую фантастику. Требовалось формирование нового взгляда на природу в целом и место человека в ней. Общее выступление против церковной гегемонии, борьба за освобождение разума человека от религиозного гнета, борьба за светский характер науки – является отличительной чертой психологии Нового времени. Методология и методы познания Эмпиризм Рационализм - источник всех знаний – чувственный опыт; - о б щ и е п о н я т и я и м е ю т о п ы т н о е происхождение Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк; - ведущий научный метод – индукция (от частного к общему) - источник знаний – разум; - общие понятия выводятся из самого ума и в р о ж д е н н ы х и н т е л л е к т у а л ь н ы х способностей Р.Декарт, Г.Лейбниц, Спиноза; - ведущий научный метод – дедукция (от общего к частному) Психофизическая проблема Природа познавательных способностей человека, их отношение с одной стороны, к внешнему физическому миру, с другой – к организму человека. Материализм Идеализм Дуализм Спиноза, Бэкон, Гоббс Лейбниц, Беркен Декарт 25 Из философии в область психологии переносятся механистические принципы, и все психические явления, поведение и сознание человека трактуется и описывается по образу механических процессов. Значение психологии Нового времени Были сформулированы основные теоретико-методологические принципы будущей экспериментальной психологии. Недостаток: непоследовательность, половинчатость, колебания философско- психологических систем (переход от феодализма к капитализму) Ф.Бэкон (1561-1626гг.) – основатель английского материализма и эмпирического направления в психологии. Передовые позиции в XVII в. занимала Англия Книга Бэкона «Новый органон». Он не смог преодолеть влияния богословских идей. По его мнению человек наделен 2 душами: чувствующей и разумной. Чувствующая душа представлялась ему как невидимое глазу телесное вещество, пульсирующее по всему телу и проявляющее себя в ощущениях и восприятиях. Все ощущения между собой связаны и зависят от внешних раздражителей. Восприятие считается более главной формой, чем ощущения. Весь чувственный материал обрабатывается разумной душой, которая проявляется в памяти, воображении, мышлении. Бэкон считал. Что по степени развитости памяти, воображения и мышления можно классифицировать людей, их род занятий (память – история, воображение – поэзия, искусство, рассудок – наука) Все человеческие недостатки сведены к 4 видам: призраки Рода, Пещеры (обусловлены природными свойствами человека и его психики), Рынка, Театра (особенности совместной жизни людей) Призраки Рода – человек искажает природу вещей, например, человеческому глазу недоступно атомарное строение вещей, следовательно, наши ощущение и восприятие обманывают нас (в помощь – микроскоп) Призраки Пещеры – связаны с индивидуальными особенностями каждого человека (привычки, дальтонизм) приводят к субъективным искажениям процесса познания. Призраки Рынка – проистекают из особенностей социальной сферы, заключаются в подверженности людей общераспространенным оценкам, взглядам, суждениям, неправильном толковании слов, понятий при обмене мыслями. Призраки Театра - их причина в искажающем воздействии ложных теорий и учений, возникают при принятии чужих взглядов, идей без собственного опыта, слепое преклонение перед авторитетами, которые подобно актерам в театре подчинили себе умы зрителей. Разработал методологию познания: специальный метод научного поиска, который позволял от отдельных фактов придти к общему выводу (индукция), любой эксперимент должен подчиняться правилам. 3 типа упорядочивающих таблиц: Таблица наличия Таблица отсутствия Таблица степени С л у ч а й , гд е и зу ч а е м о е явление обнаруживается П р и м е р ы , г д е о н и н е проявляются С л у ч а и , о т р а ж а ю щ и е усиление или ослабление исследуемого явления 26 Бэкон не имел возможности применить свой индуктивно-эмпирический метод в психологии, однако положил начало изучения психических явлений на основе опытов и наблюдений. Ф.Бэкон дает классификацию учений о человеке. К наукам о теле отнесены атлетика, медицина, косметика, учение о наслаждениях. Науки о душе включают учения о «боговдохновенной душе», о «чувствующей душе», учение «о субстанции и способностях души». В своей концепции двух видов души Ф.Бэкон следовал перипатетической традиции: растительная и животные души человека совмещаются и взаимодействуют с телом, определяя нормальное отправление жизненных функций. Растительная душа – невидимая жидкость, разжиженная теплотой, движется по трубкам – нервам и воздействует на все члены организма. Что касается разумной (мыслящей) души, то ученый не смог отчетливо провести границу между «царствами» Бога и человека. В общем учении о природе и состоянии человека Ф.Бэкон выделяет учение о связи души и тела, включающее учение о впечатлениях и учение об указаниях (физиогномику и истолкование снов). Р.Декарт (1596-1650 гг.) – французский математик, философ, естествоиспытатель. Чувства и опыт считал ошибкой, только интеллект способен осознать истину («Если я мыслю = я существую») чувства память воображение Интуиция – «состояние умственной самоочевидности» Рационализм Р.Декарта основывается на применении следующих методов познания: математического (попытке всеобщей математизации научного знания); дедукции (действии ума от предпосылок к следствию, от общего к частному); интеллектуальной интуиции (представление в уме фундаментальных истин, не вызывающих сомнений). Мыслитель формулирует правила своего метода: 1) очевидности: истинно то, что воспринимается отчетливо, не дает повода к какому-либо сомнению, 2) дедукции: сложное дели на более простые составляющие, 3) индукции: познание от простейшего к более сложному, трудному, 4) энумерации: полного перечисления образов, классификации. Декарт ввел понятие о машинообразном характере поведения людей и животных. А также строения тела и психофизиологических функций (ощущения, память и т.д.) – все они работают как часы. Создал схему рефлекторной природы поведения человека (трубки, «животные духи») Начиная с Декарта психология перестала существовать как наука о душе, а стала выступать как наука о сознании. Дуализм Декарта – в наличии двух независимых методов познания: экспериментальный – для анализа механики тела, интроспекция (самонаблюдение) – для познания души. Душа и тело существуют самостоятельно, но могут взаимодействовать, следовательно, страсти (трактовались неоднозначно). 27 Ряд врожденных идей (понятие о Боге, идеи, числа, свободной воли и интуиция мышление 1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень Предлагал 2 способа умерения страстей и аффектов 1) – переход к другому виду деятельности 2) – рациональный путь (рассуждения о причинах аффектов) Душевные акты мышление воля эмоции движения действия поведение ощущения восприятие 28 телесное Шишковидная железа душа Безусловно рефлекторны е акты страсти память Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель. Установил единство эмпирического и рационального познания. В основе всего лежит материя. Нет ни духов, ни врожденных идей, ни бестелесных душ. Психическое – это особое внутреннее состояние движущейся материи. призраки образы вещей мысли образы 1-го вида представления (слабе- ющие ощущения) простые сложные нервная (1предмет) (собиратель- система ные образы) раздра познавательные процессы житель нервная система отвращение и притя- жение призраки удовольствие, неудовольствие образы 2-го страсти рода аффекты эмоции Гоббс выдвинул догадку об ассоциативном механизме, но самого термина «ассоциация» - не ввел (предвестник будущей ассоциативной психологии) Важная роль в познавательных процессах – у речи: 1 функция – орудие мысли; 2 функция – средство общения. 29 Мозг В н у т р е н н и е противотоки ощущения восприятие Сердце Внутренние противотоки познавательны отвращение притяжение воля Мотивы побуждения потребност и Произвольные движения и регуляция человеком своего Знания и представления о вещах и возможных способах удовлетворения потребностей Идеи Гоббса ускорили преобразование психологии из науки о душе в науку о психических явлениях. Затронул изучение высших проявлений человеческой психики – воли и мышления. Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) – голландский философ. За религиозное свободомыслие отлучен от еврейской общины. В основе учения Спинозы – пантеизм. Представил Природу как единую субстанцию. Эта субстанция имеет частные состояния и видоизменения (модусы). Человек выступает с одной стороны как модус тела, с другой – как модус мышления. Со стороны телесной организации человек представляет собой множество разнородных структур («индивидуумов»), состоящих из элементов: жидких, мягких и твердых компонентов. Тело взаимодействует с внешними предметами. Эти взаимодействия фиксируются в душевных состояниях, следовательно, тело выводится из-под власти души и наоборот, влияет на душу. Учение о страстях и аффектах («Этика») Аффекты – состояния побуждающие человека к действию. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: а) влечение, которое относясь и к душе, и к телу, есть «не что иное, как самая сущность человека», б) радость и в) печаль. Доказывалось, что из этих фундаметальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.) – немецкий философ, математик, физик, историк, юрист. Истинными атомами природы он называл душеподобные единицы – монады, из бесчисленного множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы, вечны. Монада – это единство души и тела. Развитие монад проходит стадии: 1) Чистые монады – неживая, но вечнодвижущаяся материя» 2) Монады-души - на уровне растений и животных 3) Монады-духи – свойственны человеку 4) Монады ангела и Бога 5) Сторонник психофизического параллелизма: психическое и физическое существует параллельно, но в одинаковых состояниях. Впервые показал активную природу сознания и его изменчивость. Учение перцепции (досознательные процессы) и апперцепции (осознаваемые процессы). Лейбниц – предвестник учения о порогах сознания. |