Ц1. История психологии. История психологии. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе
Скачать 1.29 Mb.
|
Джон Локк (1632-1704 гг.) – английский философ-просветитель, врач, педагог. Выступал против врожденных идей (если бы идеи были врожденны, они были бы доступны детям, идиотам, дикарям). Наблюдал за детьми, больными - идеи бога, зла, справедливости ими не сознаются. Учение Локка о внешнем и внутреннем опыте (рефлексия). Внешний – то, что дает природа, внутренний – «опыт об опыте». Учение о первичных и вторичных качествах (способность вещей вызывать в душе идеи) Учение о простых и сложных идеях. Учение о границах и уровнях познания (интуитивный, демонстративный, чувственный). 4. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в XVIII веке В XVIII веке в Западной Европе нарастал процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Произошла индустриальная революция, которая превратила 30 Англию в могущественную державу. Глубокие экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли, в противовес клерикализму, всесилию церкви, новые идеологические подходы. Расширялось и крепло движение, названное Просвещением. Ассоциативная психология как одно из основных направлений психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциаций, имеет многовековые традиции. Сам термин «ассоциация» (от познелат. Соединение) означает связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Понятие ассоциации было введено Аристотелем, термин – Локком, но подход к ассоциации как универсальному механизму психической жизни был сформулирован впервые Девидом Гартли. В XVIII векеознаменованном завершением построения динамико-механистической картины мира, возникают направления ассоциативной психологии: естественно-научное:(Д.Гартли и Д.Пристли связывали возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды) и идеалистическое (Дж.Беркли и Д.Юм рассматривали ассоциации как связь феноменов внутри сознания субъекта). Благодаря научной деятельности представителей этих направлений к концу XVIII века утвердилось воззрение, согласно которому: а) психика построена из элементов – ощущений, которые первичны; б) сложные психические образования (представления, чувства, мысли) вторичны и возникают посредством ассоциаций; в) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; г) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения в опыте. Джорж Беркли (1685 -1753). Английский философ-идеалист. В основе его теоретической концепции – отрицание «великого механического начала». Беркли принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. По Дж.Беркли, опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные и др. Вещи есть комбинация ощущений или идей. Пространство, согласно Беркли, - продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (напр. зрительные) связаны с другими (напр. осязательными), и весь этот комплекс ощущений люди считают вещью, данной им независимо от сознания Ученый делает выводы: а) человек воспринимает только свои, единичные идеи (ощущения); б) существование вещей состоит из воспринимаемости; в) идеи усваиваются бестелесной субстанцией (человеческой душой; г) душа обладает: разумом – способностью воспринимать идеи и волей – способностью в определенных пределах вызывать или воздействовать на них. В теории зрительного восприятия пространства Дж.Беркли высказал несколько ценных идей: а) удаленность, положение и величина предметов воспринимаются первоначально только осязанием (собственно глаз ничего, в том числе трехмерное пространство, не воспринимает); б) в опыте происходит соединение зрения и осязания, в результате собственно осязаемые качества (расстояние, величина, фигура) начинают восприниматься зрительно (также и слух); в) эта связь в опыте обеспечивает правильное поведение человека – пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц; г) зрительные образы связаны с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание зрительного опыта. Дэвид Юм (1711-1776) – английский философ, историк экономист, публицист. Он оказался создателем оригинальной скептической науки, фундаментом которой являются: а) радикальный феноменолизм – субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов, б) агностицизм и в) как важнейшая основа – психологизм теории познания. 31 Принцип ассоциаций и виды ассоциативных связей описываются психологическим механизмом. Выделяют типы ассоциаций: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинности, по контрасту. Принцип ассоциаций Юм возводит в ранг объяснительного принципа (по аналогии с законом гравитации Ньютона), но причины «притяжения» в человеческом мире, как и телесном, непознаваемы. Познание, по Юму, - это ассоциация различных идей. Знание отношений причинности в окружающем человека мире устанавливается в опыте. Поясняя это положение, он приводил такой пример: если хлеб однажды насытил вас, то рождается уверенность, что подобные объекты будут вызывать те же действия. Д. Гартли(1705-1757 гг.) – английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Стремился объяснить психические процессы на основе принципов И.Ньютона. Гартли представил психический мир человека продуктом работы организма как вибраторной машины. Вибрации служат физиологической основой психических процессов: ощущений, восприятия, мышления; основой эмоциональных состояний; произвольных и непроизвольных движений. Различия протекания психических процессов объясняются различием вибраций (физиологически: по силе, частоте, месту воздействия, по направлению проникновения в мозг). Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» этих вибраций – от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Механизм ассоциаций включает следующие этапы: вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации вещества нервов и мозга; этим вибрациям соответствуют определенные психические явления; между вибрациями устанавливается определенная связь; в последующем вызов одной вибрации привлечет за собой и вызов другой; это соответствует процессу вызывания одной идеи при помощи другой 5. Развитие эмпирического направления в психологии XVIII века XVIII век вошел в историю как век Просвещения и эпоха великой французской революции. Наиболее существенные черты французской эмпирической психологии. Отличающие ее от английской, - внимание к проблеме активности человеческого сознания, указание на его обусловленность факторами общественного развития. Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступили французские мыслители. Они объединились вокруг семнадцати книг «Энциклопедии» , освещавших новейшие достижения науки, техники и искусства (поэтому их принято называть «энциклопедистами»). Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) – выдающийся французский материалист, физик, медик, экспериментатор. Ламетри предложил образ «человека-машины». Он считал, что приписывать человеку душу столь же бессмысленно, как искать ее в действиях машины. Ученый делает вывод о том, что: 1) человек – машина «особого рода», способная «чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла…»; 2) «человеческое тело – это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения»; 3) в отличие от часовых механизмов человеческое тело действует после «поломки» нескольких «пружин» и «колес». Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) – пропагандист опытного знания, критик метафизики и схоластики. Кондильяк утверждал, что вся деятельность души – это измененные ощущения, а обязательными эмоциональными спутниками ощущений являются удовольствие или неудовольствие. Из сравнения ощущений возникает потребно сть – внутренняя неудовлетворенность, стремление получить удовольствие или избежать неудовольствия. Они (потребности) есть результат познания. На основе потребностей возникает воображение – как образ, отвечающий потребности. Коренным образом душевную жизнь меняет осязание – когда 32 собственные внутренние состояния начинают проецироваться на внешний предмет. Мышление представляет само ощущение в различных его превращениях. Удовольствие и неудовольствие – обязательные эмоциональные спутники ощущений. Клод Андриан Гельвеций (1715-1771) – французский философ-материалист, идеолог французской буржуазии 18 века. Содержание психологической концепции ученого реализовалось в следующих положениях: из ощущения формируются интеллектуальные способности; все умственные операции сводятся к ощущениям; «выносить ощущения – значит рассуждать». Выполнять умственные операции, сравнивать идеи можно при наличии внимания. Внимание предполагает усилие. Делать усилие побуждает интерес. Интерес предполагает стремление к счастью. Интересы бывают трех видов: индивидов (личные, частные); социальных групп внутри общества (сообществ); общественный интерес. Счастье – физическое удовольствие, в котором начало поступков, действий, мысли и т.д. Интеллектуально-нравственные качества человека, как считал Гельвеций, не являются врожденными, а создаются обстоятельствами его жизни, к которым относятся: разное положение людей в обществе; стремление к славе как замаскированная жажда наслаждений и др. Исходя из этого, воспитательное воздействие он возвел в степень силы, способной лепить из людей что угодно: неравенство умов объяснить воспитанием, воспитание делает нас тем, чем мы являемся. К.Гельвеций делает важный для обоснования материалистического антропогенеза вывод: становление человеческого сознания как родовой способности происходило не только в процессе общения, но и в ходе трудовой деятельности: без производства различных средств и орудий люди «все еще бродили бы в лесах пугливыми стадами». Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808) – французский материалист, врач, экспериментатор. Активно сотрудничал с французскими энциклопедистами. Проблематика научных изысканий Кабаниса очень обширна. Это отношения между умственной организацией и умственными, нравственными способностями; физическое исследование ощущений; влияние возраста на характер представлений и нравственных побуждений; влияние полов на представления и побуждения; влияние темпераментов на представления и побуждения. П.Кабанису принадлежит формула: мышление – функция мозга. Этот вывод он подкреплял наблюдениями, подсказанными кровавым опытом революции. Ему было поручено выяснить, осознает ли человек, которому отсекают голову на гильотине, свои страдания (о чем могут, например, говорить конвульсии). П.Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно. Выводы, к которым пришел ученый, сводятся к следующим положениям: 1) только обладающий головным мозгом человек способен мыслить; 2) движения обезглавленного тела носят рефлекторный характер и не осознаются; 3) сознание – это функция мозга; 4) понятие о функции, выработанное физиологией применительно к различным органам распространялось на работу головного мозга: мышление такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени; 5) к внешним продуктам мозговой деятельности Кабанис относил выражение мысли в словах и жестах; 6) за самой мыслью скрыт неизвестный нервный процесс; 7) медицина является главным средством совершенствования человеческого рода: воздействуя на тело, можно добиться изменения духа. 6. Зарождение и развитие культурно-исторического направления в психологии XVIII века В XVIII веке начинают зарождаться и утверждаться идеи историзма, которые резко отличают психологическую мысль этого периода от господства строгого механицизма этой эпохи. 33 Во-первых, эти идеи проникают в объяснения природы, как неорганической, так и живой. Во-вторых, если прежняя картина мира являлась геометро-механистической, то отныне многие мыслители разделяют гипотезу об эволюции природы, ее переходах от одной эпохи к другой. В – третьих, вершиной этих превращений считался «естественный человек», независимо от того, к какому сословию он принадлежал. В-четвертых, в эпоху восходящего капитализма его идеологи представляли общество как продукт интересов и потребностей отдельных индивидов. Джамбаттиста Вико (1668-1744) – итальянский мыслитель Просвещения, автор идеи «исторического круговорота». В трактате «Основания новой науки об общей природе вещей» выдвинул идею о том. что каждое общество проходит последовательно через три эпохи: богов, героев и людей. Предполагалось, что развитие происходит в силу собственных внутренних причин, а не игры случая или предопределений божества. В частности, появление абстрактного мышления связано с развитием торговли и политической жизни. Таким образом, во-первых, на место культа отдельной личности был поставлен культ народного духа; во-вторых, Дж.Вико открыл новый аспект в проблеме детерминации психического: приоритет исторически развивающихся духовных сил общества по отношению к деятельности отдельной личности. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – выдающийся французский просветитель, ученый. При формировании гражданских законов Монтескье важную роль отводил этническим особенностям населения, характеру народа, «физическим свойствам страны»: климату, почве, образу жизни народа, нравам, обычаям и т.д. Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794) – французский просветитель. Историческое развитие, по мнению ученого, происходит в виде бесконечного прогресса (десяти стадий), обусловленного как внешней природой, культурными достижениями (открытия, изобретения), так и взаимодействием людей. М.Кондорсе не отрицал роли внутренних побуждений человека, но в качестве двигателя истории у него выступали не отдельные личности, а массы. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – немецкий мыслитель, выдающийся просветитель. В «Идеях к философии истории человечества» утверждает мысль о том, что общественные явления изменяются закономерно; данные изменения есть необходимые ступени в общем становлении народной жизни; определяющее начало есть развитие не одного только разума, но широко понятой гуманности, человечности, достигнутой благодаря взаимному влиянию людей друг на друга; духовная активность, отличающая человека от животного, проявляется прежде всего в языке. В «Исследовании о происхождении языка» И.Гердер пытался развить исторический взгляд на языковое творчество и вместе с тем связать его с психологией мышления. Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – выдающийся отечественный просветитель, ученый. За его знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В ссылке он написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Само название трактата соотносило его с приобретшим в ту эпоху популярность произведением Гельвеция «О человеке». Но если Гельвеций выдвигал на передний план культ чувственности и интересы индивида, то Радищев же подчеркивал, что в ряде вопросов его мысль «разнствует от гельвециевой»: а) французский энциклопедист не показал, что «человек паче всех есть существо соучаствующее», т.е. социальное; б) Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни: «Человек рожден для общежития». Итоги эпохи Просвещения Попытки объяснить поведение людских масс естественным и закономерным ходом истории, устремленным к новым прогрессивным формам жизни, независимым от власти правителей, вызвали ярость реакционных кругов. Многие мыслители эпохи Просвещения жестко преследовались. Их сочинения сжигались. Но идея прогрессивного исторического развития народа 34 и его культуры как факторов, определяющих сознание отдельных индивидов, укрепилось и обогатилась в следующую эпоху, оказав глубокое влияние на искания и в области психологии. Век Просвещения подготовил два направления в разработке проблем психологического познания: а) изучение психики как функции высокоорганизованной материи – головного мозга. Это способствовало экспериментальному исследованию тех явлений, которые считались порождением бестелесной, соединяющей человека с Богом души; б) направление, согласно которому индивидуальная психика коренится в социальных формах, нравах, обычаях, духе народа, движимого собственной энергией культурного творчества, а не божественным промыслом. Оно вело к позитивному изучению фактов, запечатлевших психологическое своеобразие исторического бытия этого народа (в языке, мифологии, быте и др.). 7. Психологические идеи в немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) – выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист явиля родоначальником немецкой классической философии К основным сочинениям относятся «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика собственности суждения» (1790). Научное знание, согласно Канту, начинается с воздействия внешних объектов на нашу способность восприятия. Но сами объекты – это «вещи в себе». Они не познаваемы. Он назвал их ноуменами – умопостигаемыми сущностями, в отличие от феноменов как чувственно созерцаемых явлений. Эти явления осознаются субъектом благодаря тому, что он обладает от рождения особыми орудиями – априорными (предшествующими всякому опыту и независимыми от него) формами мышления, способами организации знания, категориями. Помыслить о чем бы то ни было - значит обобщить, синтезировать чувственные представления посредством категорий (таких, как причинность, время, пространство). Они фильтруют и структурируют данные нашего опыта, который без этих категорий был бы бессмысленным хаосом. Т.о., проблематика научной деятельности И.Канта очень обширна и включает обоснование всеобщности и необходимости научного знания и познания, развитие учения о пространстве и времени как априорных формах чувственности, исследование вопросов рассудка и разума, явления и «вещи в себе», природе и свободе. Все эти проблемы вплетены в психологическую концепцию великого ученого. Учение канта, доказывая априорную целостность, интегральность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кантова идея о том, что сознание изначально организовано, изначально обладает структурой и способами построения своего материала, прочно вошла во многие психологические концепции XX столетия. |