Ц1. История психологии. История психологии. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе
Скачать 1.29 Mb.
|
Аль-Кинди (800-860/879). Родоначальник перипатетических традиций мусульманского Востока, «философ арабов», продолжил аристотелевское учение. В проблеме отношения природы и души Аль-Кинди придерживался детерминистских взглядов, утверждая, что бог – лишь отдаленная причина. Душа, по его взгляду, «делится на две части, а именно: на разум и чувство. Аль-Кинди принадлежит приоритете в создании «концепции четырех видов интеллекта», в соответствии с которой разум выступает в четырех формах: «актуальный» (как совокупность универсалий); «потенциальный» (как способность восприятия универсалий); «приобретенный» (как нахождение универсалий в душе); «проявляющийся» (реализация во вне). Ар-Рази – Разес (864 -925). Иранский ученый-энциклопедист, рационалист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. В основе его мировоззренческой концепции лежит учение о пяти вечных началах: «творце». «душе», «материи», «пространстве», «времени». Материя с ее атрибутами, по его взгляду, есть равноценное с богом начало. В своей «Книге всеобъемлющей» ученый советует не следовать слепо Гиппократу и Галену, а строить врачебную науку на результатах наблюдений и опытов. Особую роль в своей научной деятельности Ар-Рази отводил решению психофизиологической проблемы. В этой связи он экспериментально обосновывал тесную связь души и тела. Аль-Фараби (870-950). Научное наследие «второго учителя» (после Аристотеля) велико и разнообразно. Из написанных им Более ста работ выделяются труды по классификации наук, философии, логике, политике. Ряд трактатов посвящены проблемам психологии «О душе», «О силе души», «Разум и понятие», «О многом и единственном», «О разуме», «Существо вопросов». Все явления мира ученый объясняет, исходя из признания естественных закономерностей. Поэтому, решая психофизическую проблему, он пишет, что «субстанция души существует отрешенно от материи», но «дарователь форм создает ее тогда, когда появляется нечто» - тело. Аль-Фараби придерживался концепции деятельного человеческого разума, согласно которой люди обладают здравым смыслом и используют свой ум для решения нравственных проблем. 18 Ибн-Сина Авиценна (980-1037). Врач, естествоиспытатель, философ, энциклопедист. Его популярность и авторитет выразились в почтительном прозвище «Староста и Глава». Ибн-Синой написано 456 работ на арабском языке и 23 сочинения на языке фарси. Его «Канон врачебной науки» - медицинская энциклопедия в пяти частях (объемом 200 п.л.), итог опыта греческих, римских. Индийских и азиатских врачей, выдержала только в 15-17 веках около 30 латинских изданий в Европе. Рассмотрев сущность процесса абстрагирования, он выделил следующие ступени: 1) ощущение (появление образа); 2) представление (различение образа и материи); 3) воображение (возникновение идей и понятий); 4) всеобщие понятия и категории (высшая форма абстракции). В решении психофизиологической проблемы Авиценной делается заключение о том, что источником психики человека является мозг. Наблюдения за нарушениями, вызванными ранениями мозга, позволили мыслителю дать более точное определение его связи с процессами ощущения и мышления. На этом основании был сделан вывод о том, что духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в конкретном телесном органе. Авиценной описывается первый в истории случай психодиагностики – поиска эмоционального комплекса по изменениям в вегетативной сфере 9учащению пульса при реакции на различные внешние факторы). Им же проведены первые опыты по психологии эмоций – зачатки экспериментальной психофизиологии аффективных состояний (кормление баранов одинаковой пищей, но одного рядом с волком) Исследованиями Авиценны начинается возрастная психофизиология. В процессе развития людей от рождения до зрелого возраста имеется не только физиологический рост, но и изменения психических особенностей человека. Важное значение при этом отводилось воспитанию, посредством которого осуществляется, как он считал, воздействие психического на структуру развивающегося организма. Вызывая у ребенка определенные аффекты, взрослые формируют его физиологические качества. Ибн – аль-Хайсам – Альгазен (965-1039). Выдающийся естествоиспытатель средневековья известен не только как комментатор учений Аристотеля, Евклида, Галена, но и конкретной разработкой одного из механизмов психической жизни – зрительного ощущения (бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст). Ученый впервые обращает внимание на длительность психических актов, объясняемую временем, необходимым для передачи возбуждения по нервным проводникам от «чувствующего аппарата». По критерию длительности зрительного восприятия время объявляется одним из основных факторов ощущения. поэтому при кратковременном предъявлении м.б. правильно восприняты лишь знакомые объекты. Абу-Хамид Газали (1059-1111). С его именем связывают начало упадка свободомыслия и «оживления религиозных наук». – подчинения арабской средневековой мысли религиозным догматам. «Опровержение» - направлено против перипатетиков Востока. В психологическом учении Газали нб. ценным представляются мысли о природе слова. «Об именах спорить нельзя, ибо мы сами дали их вещам лишь с позволения божественного закона. Но, здесь для нас важно не само слово, а его значение». Газали подробно описал этапы «божественной эволюции» человека: первое, что сотворяется в человеке – это чувство осязания, затем в человеке сотворяется чувство зрения, далее он наделяется слухом, потом чувством вкуса, и так до тех пор, пока человек не переступает границу мира чувственных предметов. К 7-летнему возрасту у человека «создается различающая способность», последняя фаза «божественного творчества» - наделение человека «пророческим даром». Ибн Рушд – Аверроэс (1126-1198). Современники говорили, что Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля. В психологическом учении Аверроэс дал материалистическое по своей направленности объяснение проблемы соотношения души и тела. Психика, 19 индивидуальная душа, как продукт чувственности формируется в процессе жизни на основе связи с окружающим миром. Источником психики является чувственность, контакт. Понимание души как продукта чувственности говорит о ее уничтожимости после прекращения связи с окружающим миром. Отсюда отрицание бессмертия индивидуальной души. Аверроэс сделал упор на разделении души и разума. Под душой понимались функции, которые неотделимы от организма (прежде всего чувственность). Что же касается самого разума, то он является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно как солнце посылает лучи органу зрения. Аверроэс высказал мысль о том, что по своим возможностям человеческая психика совершенна, чем утвердил идею богоподобия человека в процессе познания. Частям души он противопоставил универсальный для всех божественный разум, который лишь инициирует в человеке движение. Это предполагало равенство людей по интеллектуальным способностям. В то же время, Аверроэс высказывает мысль о различиях в способностях людей : «риторики» (со способностью всех к суждению); «диалектики» (со способностью к диалектическому толкованию «по природе и по навыку»); «аподейктики» (со способностью толкования «по природе и по философской науке»). Аверроэс опроверг принадлежность чувственной части зрения хрусталику, обосновав выполнение этой функции сетчаткой глаза. 2.2. Эволюция психологического знания феодальной Европы. Утвердившееся к средним векам в Европе христианство устанавливало «свои» - теологические – формы мировоззрения. Вместе с ненавистью к противоречащему священному писанию и основанному на опыте и разуме знанию, как «дело, угодное Богу», утверждается душевный самоанализ, связанный с христианской добродетелью смирения и покаяния. Устанавливаются церковно-обрядовые формы такого самоанализа: проповедь, исповедь, аскетизм, молитва. Следует однако отметить образование в VIII веке монашеского движения (позднее орденов) с многочисленными монастырями, выполнявшими в тот период функции научных центров (обучение молодежи, переводы античных и восточных текстов, накопление и сохранение научных знаний) В 1150г. основывается Парижский, а в 1167 – Оксфордский университеты. В 1445 г. Иоганн Гуттенберг издает первую печатную книгу. Воцарилась схоластика, основное направление – комментирование текстов: адаптация под католическую церковь. Это привело к созданию новых методов анализа психических процессов и явлений сознания – умственному эксперименту, к конкретным и занчимым для науки о душе результатам, выразившимся в психологических конструкциях мыслителей данной эпохи. Святой Августин (354-430), Августин блаженный – один из «отцов церкви», Основные труды: «Исповедь», «О граде Божием», «Монологи», «Против академиков». Августин стал инициатором учения волюнтаризма. Он писал, что все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Августин выступает против механистической (а точнее – атомистической) трактовки души, за ее целостное понимание. Все знание, по его взгляду, заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. «Самое достоверное знание, что я существую и мыслю». В этой связи ценным для совершенствования психологического знания представляется выделение Августином внутреннего опыта как способа понимания психики и сознания. 20 В тесной связи с проблемой эволюции человека Августином описывается структура его души, содержащая 7 ступеней: от растительной до созерцания истины и поглощения души Богом. Августин отрицает всякое насилие (от школьного до государственного), трактуемое как следствие греховной испорченности людей. Однако оправдывает религиозное насилие. Пьер Абеляр (1079-1142). Основные сочинения: «История моих бедствий», «Диалог между философом, иудеем и христианином», «Да и Нет». Среди психологических идей Абеляра выделяется определение чувственного восприятия в качестве основы знания. Но в акте чувственного созерцания, по его мнению, человеку дается только единичное. Способность абстрагирования вытекает из возможности воспринимать множество предметов некоторого вида, а также схватывать форму вещи отдельно от материи. Предпосылкой логического рассуждения является опытная наука – физика. Вера, согласно Абеляру, должна основываться на разумном понимании. Разум становится предварительным условием веры: «Понимаю, чтобы верить», а не наоборот. Цель знания есть истина. Слово, согласно Абеляру, - есть выражение мыслей – понятие. Само по себе оно не присуще вещи, а становится обозначением по «Установлению», т.е. оно вторично по отношению к обозначаемому. Предпосылка применения слов – это знание предметов. Фома Аквинский (1225-1274) – «ангельский доктор», видный схоластик, основатель томизма. Фома Аквинский решал задачу обоснования религиозного мировоззрения, утверждая вечность и в то же время земное происхождение Бога. Душа определяется Аквинским как единственная субстанция, которая первична и не зависит от человека. Единственная способность души – сознавание. Она одна обладает бытием и является источником движения. Субстанции души – это чувственные образы. Поэтому психическая жизнь трактуется Аквинским как продукт души. Отсюда ее виды: простейшие, человеческие, божественные. Формы душевной жизни размещаются в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду: каждое явление имеет свое место и между ними обозначены четкие грани. Осознавая, что «душа есть не тело, но акт тела», Фомой также в строго определенном порядке располагаются разумно-волевая, животная и растительные виды души. Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты: общее чувство, воображение, способность суждения, способность памяти. Роджер Бэкон (1214-1292) Английский философ и естествоиспытатель. Образование получил в Оксфордском университете, где впоследствии преподавал, а затем был отстранен от педагогической деятельности. В критике нравов своей эпохи никого не щадил, включая Папу. Главным условие построения новой научной системы Р.Бэкон считал преодоление схоластических предрассудков. Целью всех наук Р.Бэкон считал увеличение власти человека над природой. Его метод, направленный против схоластики, заключается в формуле: «опыт – эксперимент – математика» как инструменты качественно-количественного анализа исследуемых факторов. Р.Бэкон исследовал зрительные ощущения. Объяснительной основой зрительных ощущений у него выступает оптико-механическое обоснование образов – моделей. Р.Бэкон выводит данный процесс из теории распространения, преломления и отражения света. В этой связи он заключает, что движение светового луча первично по отношению к органам восприятия. Из проведенных экспериментов делается вывод, что внешние воздействия формируют внутренний мир человека. В теории познания Р.Бэкон непоследователен. Основные средства и источники знания, по его взгляду, - это опыт, логическое рассуждение и авторитет. Истинность рассуждений удостоверяется опытом, который из всех источников знания имеет ценность сам по себе. Вместе с тем опыт дает возможность познать тело, но бессилен познать душу. Для познания души необходимо просветление, позволяющее постигать то, чего не может чувственное восприятие. 21 Психологические идеи Р.Бэкона, его научный метод - исходить из «свойств опыта» и «исчисления» - явились этапным событием в эволюции знаний о человеке. После него схоластика в науке о душе исчезает. Выдающийся ученый доказал, что общие понятия – не реальность и не существуют вне конкретных вещей. Этим он снискал себе неблагодарную для того времени роль ярого противника мистических построений, сторонника материалистического детерминизма. Дунс Скотт (1265-1303) – «тонкий доктор», получил образование в Оксфорде, где впоследствии преподавал, выезжая в Париж для получения новых степеней. Его научные воззрения оформились в полемике как с представителями религиозной ортодоксии, так и с виднейшими схоластиками средневековья. Религиозные догмы, утверждал он, логически недоказуемы. Важнейшее произведение – «Оксфордское сочинение». Психологические воззрения Д.Скотта характеризуются сенсуалистической и эмпирической направленностью. Душа, согласно его учению, всего лишь форма человеческого тела, она создается Богом при рождении человека и во время его жизни неотделима от тела. Душа изначально активна, едина и бессмертна. Выдающейся заслугой ученого явилось утверждение понятий «дух» и «душа» избыточными объяснительными принципами «лишними» категориями в объяснении сущности и содержания психики человека. Это была своего рода революция в науке о душе, т.к. психическое провозглашалось как свойство, присущее материи. Т.о., носителем психических явлений выступало материальное. Тем самым ученый поставил центральный вопрос развивающегося психологического знания: «Является ли мышление свойством материи?» Познавательный процесс Д.Скотт определил как творческую способность разума. Деятельность интеллекта, по его словам, превращает чувственные образы в познание. Рассудок не только воспринимает чувственные впечатления, но и видоизменяет их. Поэтому и познание имеет деятельный, волевой характер. Уильям Оккам (1285-1349) . Английский философ, церковно-политический деятель, представитель номинализма и поздней схоластики. Учился и преподавал в Оксфорде. Выступая против Папы, отстаивал принцип евангельской бедности, чем предвосхитил идеи Реформации. После обвинения в ереси был осужден и заточен на четыре года в Авиньон, откуда спасся бегством. Проблематика сочинений: политика, философия, богословие, логика, физика. Основные произведения: «Распорядок», «Свод всей логики», «Об истолковании», «Избранное». К выдающимся научным достижениям ученого, в первую очередь, относят его «бритву» или «Лезвие Оккама» - методологический принцип экономии и оптимальности мышления: «Бесполезно делать посредством много то, что можно сделать посредством меньшего». Иначе говоря, не нужно прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами и средствами, когда можно обойтись их меньшим числом. (зачем приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого уровня). Оккам выделяет два вида познания: интуитивное (опытное) и абстрактное. Интуитивное познание первично, «превосходит» абстрактное и включает чувственность (внешнее восприятие) и самонаблюдение (интроспекцию). Познание объективного мира начинается с опыта и идет через ощущения. Поэтому только чувственное, наглядное знание, обозначаемое интуицией, относится к фактам и может подтвердить реальность существующего. Учение о чувственной интуиции и опыте в процессе познания связано с требованием простоты объяснения (принципом экономии) и положением реальности существующего единичного. Общее (универсалии) существует только в уме. В самих вещах нет ни общего, ни частного – все это присуще нашему способу познания. Переход в мысли к общему происходит благодаря «интенции» - направленности мысли в логических или психологических актах. Поэтому все общие понятия, категории – всего лишь знаки, логически обозначающие объекты. 22 Оккам подчеркивал, что каждый предмет есть «имя». Но «имя» относится ко многим явлениям, благодаря чему появилась и стала возможной речь как продукт соотношения человека с предметным миром. Поэтому Оккам не соглашается с утверждение Ветхого завета – «сначала было слово», заявляя, что сначала был предметный мир, затем – обобщение, после всего появилась речь. Речь определяется им как движение мысли, а слово – знак, средство общения, опыта. 2.3. Психологическая мысль в эпоху Возрождения Эпоха Ренессанса – Возрождения (термин ввел в XVI веке Джорджо Вазари) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Возникновение машинного производства, совершенствование орудий и продолжающееся разделение мануфактурного труда, распространение книгопечатания, географические открытия – все это изменило представления человека о мире и о самом себе. В гуманистическом мировоззрении людей утверждается жизнерадостное свободомыслие. В науках возобладает интерес к судьбе и возможностям человека. А в этических концепциях обосновывается его право на счастье. Новое мироощущение отразилось в стремлении по-новому взглянуть на душу – центральное звено любой научной системы о человеке. В университетах того времени студенты просили преподавателей: «Скажи о душе», - что являлось своего рода лакмусовой бумагой, характеристикой мировоззренческих, научных и педагогических потенций учителя. |