Главная страница
Навигация по странице:

  • Изменение облика городов.

  • История россии


    Скачать 5.27 Mb.
    НазваниеИстория россии
    АнкорDanilov_Kosulina_Istoria_Rossii_19_vek_8_kla.doc
    Дата02.02.2017
    Размер5.27 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDanilov_Kosulina_Istoria_Rossii_19_vek_8_kla.doc
    ТипДокументы
    #1837
    страница25 из 26
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

    Документ

    Ф. И. Шаляпин о русских композиторах (из книги

    «Маска и душа»)

    Мусоргский был скромен: о том, что Европа может ин­тересоваться его музыкой, он и не думал. Музыкой он был одержим. Он писал потому, что не мог не писать. Писал всегда, всюду. В петербургском кабачке «Малый Яросла­вец», что на Морской, один в отдельном кабинете пьет водку и пишет музыку. На салфетках, на счетах, на заса­ленных бумажках...

    ...Мусоргского обыкновенно определяют как великого реалиста в музыке... Но на мое простое чувство певца, воспринимающего музыку душою, это определение для Мусоргского узко и ни в какой мере не обнимает всего его величия. Есть такие творческие высоты, на которых все формальные эпитеты теряют смысл или приобретают только второстепенное значение. Мусоргский, конечно, реалист, но ведь сила его не в том, что его музыка — реалистична, а в том, что его реализм — музыка в самом потрясающем смысле слова. За его реализмом, как за за­весой, целый мир проникновений и чувств, которые в ре­алистический план никак не войдут...

    ...Сплошь и рядом композитор поет мне какого-нибудь своего персонажа, а в музыке, которая сама по себе хоро­ша, этого персонажа нет, а если и есть, то представлен он только внешним образом. Действие одно, а музыка — дру­гое. Если на сцене драка, то в оркестре много шуму, а драки нет, нет атмосферы драки, не рассказано музыкой, почему герой решился на такую крайнюю меру, как дра­ка...

    Мусоргский же как композитор так видит и слышит все запахи данного сада, данной корчмы и так сильно и убедительно о них рассказывает, что и публика начинает эти запахи слышать и чувствовать...

    В Римском-Корсакове как композиторе поражает, прежде всего, художественный аристократизм. Богатей­ший лирик, он благородно сдержан в выражении чувств, и это качество придает такую тонкую прелесть его творе­ниям. Свою мысль я лучше всего смогу выразить приме­ром. Замечательный русский композитор, всем нам доро­гой П. И. Чайковский, когда говорил в музыке грустно, всегда высказывал какую-то персональную жалобу, будет ли это в романсе или в симфонической поэме. (Оставляю в стороне нейтральные произведения — «Евгений Оне­гин», балеты.) Вот, друзья мои, жизнь тяжела, любовь умерла, листья поблекли, болезни, старость пришла. Ко­нечно, печаль законная, человечная. Но все же музыку это мельчит... Взять у Чайковского хотя бы Шестую сим­фонию — прекрасная, но в ней чувствуется личная слеза композитора... Тяжело ложится эта искренняя, соленая слеза на душу слушателя...

    Иная грусть у Римского-Корсакова — она ложится на душу радостным чувством. В этой печали не чувствуется ничего личного — высоко, в лазурных высотах грустит Римский-Корсаков. Его знаменитый романс на слова Пуш­кина «На холмах Грузии» имеет для композитора смысл почти эпиграфа ко всем его творениям:

    Мне грустно и легко: печаль моя светла...

    ...Унынья моего

    Ничто не мучит, не тревожит...

    Вопросы к документу: 1. О каких особенностях творчест­ва М. П. Мусоргского вы узнали, прочитав отрывок из книги Ф. И. Шаляпина? 2. За что Ф. И. Шаляпин особенно ценил му­зыку Н. А. Римского-Корсакова?

    § 39. Быт: новые черты в жизни города и деревни

    Рост населения. Отмена крепостного права и последо­вавшие вслед за этим положительные сдвиги в экономике вызвали значительный рост населения. Несмотря на вы­сокую детскую смертность, русско-турецкую войну и го­лод начала 90-х гг., население увеличилось с 74 млн в 1860 г. до 126 млн в 1897 г. И хотя Россия оставалась страной деревенской — в сельской местности проживало почти 87% ее граждан, городское население за это время почти удвоилось. В 1863 г. в России было только 3 горо­да с населением свыше 100 тыс. человек (Петербург, Москва, Одесса), в 1897 г. их было уже 14, причем чис­ло жителей Петербурга и Москвы превысило миллион человек. Таким образом, в стране активно шел процесс урбанизации.

    Изменение облика городов. В городах строились вокза­лы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Ускорились темпы строительства жилых домов. Новые здания обычно были в четыре-пять этажей. В цен­тральной части крупных городов строились здания госу­дарственных учреждений и органов местного самоуправле­ния, деловые центры. В то же время появлялись новые го­родские усадьбы, бульвары, пруды и фонтаны. Крупные магазины стали теснить торговые ряды и мелкие лавочки. Новым для всех городов было появление больших рабочих окраин, где возводились промышленные предприятия и селились рабочие.




    Утро на Невском проспекте. С картины художника А. К. Бег- грова




    Преобразовывалось городское коммунальное хозяйст­во. Улицы мостились булыжником и брусчаткой, появи­лись асфальтовые тротуары. Улучшилось освещение улиц. В 60-х гг. появились керосиновые фонари, которые, в свою очередь, постепенно вытеснялись газовыми. А в кон­це 70-х гг. в Петербурге загорелись электрические лампы. В 1886 г. в Москве была построена большая электричес­кая станция. С этого времени электричеством стали осве­щать и богатые дома.

    До 1861 г. водопроводом пользовались только жители Москвы, Вильно, Саратова, Ставрополя и Торжка, уездно­го городка Тверской губернии. В 60-х гг. водопровод был построен в Петербурге, Владимире, Костроме, Ревеле, Рос- тове-на-Дону, Твери, Ярославле, а в 70-х гг. — в Казани, Киеве, Минске, Одессе, Харькове и в некоторых малень­ких городках. К концу века водопровод появился еще в 30 городах. Появилась и канализация.

    Связь и городской транспорт. Рост деловой жизни при­вел к бурному развитию средств связи. Если в 1856 г. бы­ло отправлено 40 млн писем, то в 1888 г. — уже 355 млн. В 1852 г. существовала только одна телеграфная линия общественного пользования, соединявшая Москву и Пе­тербург, а к началу 70-х гг. телеграфной сетью были охвачены практически все губернские и даже уездные го­рода. Телеграфная линия, самая протяженная в мире, до­шла до Владивостока.

    В 1882 г. были открыты телефонные линии в Петер­бурге, Москве, Одессе и Риге и первая междугородная те­лефонная линия Петербург — Гатчина. В конце 80-х гг. начала действовать одна из длиннейших телефонных ли­ний того времени Москва — Петербург. К началу XX в. телефонная сеть связывала также города Одессу и Нико­лаев, Ростов-на-Дону и Таганрог.

    Улучшался внутригородской транспорт. В начале 60-х гг. была проложена первая конно-железная дорога — «конка» в Петербурге. В 70-х гг. она появилась в Москве и Одессе, а в 80-х — в Риге, Ревеле, Харькове, в 90-х гг. — в Астрахани, Вильно, Киеве, Минске, Саратове, Ташкен­те. В 1892 г. по улицам Киева прошел первый трамвай. Затем трамвайные линии появились в Казани и Нижнем Новгороде. К концу 90-х гг. трамваи уже ходили по ули­цам Москвы, Екатеринодара, Курска, Кременчуга, Нико­лаева, Севастополя, Тифлиса.

    Жизнь и быт городских «верхов». В городе каждое со­словие проживало в особой его части. В центре столичных




    Железнодорожный вокзал. Рисунок из журнала конца XIX в.




    и крупных губернских городов располагались большие барские особняки — дворцы в стиле ампир. Здесь же на главных улицах и в примыкающих к ним переулках бы­ло много небольших, по большей части деревянных дво­рянских особняков. Они напоминали собой такие же бар­ские дома в деревенских помещичьих усадьбах.

    К дворянским кварталам примыкали купеческие. Они тянулись, как правило, по берегу реки. Здесь, в глубине просторных яблоневых садов, стояли крепкие двух-, ино­гда и трехэтажные особняки. Первый этаж обычно зани­мала прислуга. На втором этаже размещались нежилые, парадные комнаты. По будням в них никто не входил. Шторы на окнах были спущены, мебель стояла в чехлах. Обстановка в жилых комнатах была весьма однообразна: кровать, покрытая белым покрывалом; мраморный умы­вальник; шкаф для белья; письменный стол и этажерка для книг.

    В этой части города еще царили старинные нравы и долго держался твердый семейный уклад. Когда глава се­мьи — «сам», или тятенька, возвращался домой из своей лавки, он требовал, чтобы вся семья собиралась на ран­ний ужин. Тятенька восседал во главе стола. Пища была добротной и сытной: мясные наваристые щи, жареный гусь или утка с кашей, рыба (белуга, осетрина, навага). Пили много чая с собственным вареньем разных сортов, калачами, пирогами и пряниками.

    С 90-х гг. богатое столичное купечество постепенно пе­ребирается в бывшие барские усадьбы, строит затейливые особняки по проектам знаменитых архитекторов, щеголя­ет породистыми рысаками. По своему внешнему облику оно ничем не отличается от богатого барства. Купеческие жены выписывали свои туалеты из Парижа, ездили отды­хать на модные курорты за рубеж.

    Часто устраивали званые обеды: в центре внимания был огромный стол, накрытый белоснежной скатертью и украшенный живыми цветами. Он ломился от изыскан­ных закусок и графинов с разноцветными водками и ви­нами. Посередине стола на серебряных длинных блюдах лежали семга и лососина, сбоку — сверкающий хрусталь­ный жбан со свежей икрой. На другом конце стола стоя­ли блюда с огромным окороком и красными лангустами. В каждом купеческом доме были свои фирменные блюда. Например, А. В. Морозов, собиратель русского фарфора, угощал гостей бесподобной стерлядью в шампанском. Для обслуживания гостей приглашались повара и официанты из самых дорогих ресторанов, знаменитые оркестры; цве­ты для дам выписывались из Ниццы.

    Верхушка городской интеллигенции — университет­ские профессора, богатые адвокаты и врачи, известные ар­тисты и т. д., а также крупные и средние чиновники, как правило, собственных домов не имели. Они покупали или арендовали на длительный срок хорошие многокомнатные квартиры в престижных городских кварталах. По обста­новке такие квартиры практически не отличались от бо­гатых дворянских покоев. Но центрами такого типа жи­лищ являлись не парадные комнаты, а просторные рабо­чие кабинеты и библиотеки.

    Жители городов окончательно перешли на одежду ев­ропейского покроя, которая отвечала требованиям удобст­ва и практичности, выдвинутым новым временем. С сере­дины 50-х гг. обязательной частью мужской одежды ста­ла «визитка» — разновидность длинного приталенного сюртука. Ее носили с брюками из черной ткани в серую полоску. С 60-х гг. в моду вошел прямой пиджак, скры­вающий фигуру.

    Пиджак, жилет и брюки из добротной шерстяной тка­ни темных тонов стали классическим сочетанием мужско­го костюма. Они изготавливались по индивидуальным за­казам. Головными уборами были шляпа или «котелок» с небольшими полями, вытеснившие цилиндр, а летом со­ломенная шляпа — канотье.

    Женская одежда была более подвержена капризам мо­ды. В 50-х гг. в моду вошли юбки на жестком каркасе — кринолине. С 1870 г. российские дамы были вынуждены полностью поменять свои туалеты. Парижские модельеры предложили костюм: гладкий длинный верх сочетался с почти прямой юбкой и драпированным тюником (декора­тивной короткой юбкой). Чуть пониже спины помещалась небольшая подушечка — турнюр. Завершалось это соору­жение пышным бантом на спине по линии талии. Однако активное вовлечение женщин в деловую и общественную жизнь приводит к упрощению женского костюма. Он на­чинает вбирать в себя черты мужской моды — крахмаль­ные воротники, манжеты, галстуки, тяготеет к темным тонам.

    Жизнь и быт городских окраин. По окраинам губерн­ских городов селилось мелкое купечество, мещане, бедные чиновники и т. д. Они жили в деревянных одноэтажных строениях с двором и садиком. Улицы русских уездных городов почти сплошь состояли из таких домов. Внутрен­няя обстановка жилищ была непритязательна и однооб­разна: занавески и горшки с геранью на окнах; иконы с теплящимися лампадками в переднем углу; комод, покры­тый белой вязаной салфеткой; шкафчик, где за стеклом стояла незатейливая посуда.

    В университетских центрах проживало большое коли­чество студентов. Многие жители примыкающих к уни­верситету улиц сдавали студентам комнаты или квартиры. Эти районы, в подражание Парижу, получали название Латинских кварталов. Они приспосабливались к студенче­ским потребностям. Здесь располагались небольшие пив­ные и дешевые ресторанчики. По вечерам и до поздней ночи улицы оглашались веселыми студенческими пес­нями.

    В 70-х гг. студенты носили длинные волосы, широко­полые шляпы; плечи окутывал шерстяной плед, воспол­нявший недостаток тепла от носимого зимой осеннего пальто. Рядом со студентами, что было раньше совершен­но невиданным зрелищем, появились стриженые девицы в синих очках и коротких, до середины голени, платьях темного цвета.

    В 80-х и 90-х гг., когда с университетскими вольнос­тями было покончено, студентов одели в форменные сюр­туки, тужурки и фуражки с синими околышами. Девуш­ки носили строгие темные платья с белыми воротничка­ми, гладко зачесанные волосы.




    Трактир. Рисунок из журнала конца XIX в.




    В пригородах — слободах — жили извозчики, мелкие ремесленники, огородники. В слободах сохранялся ста­ринный уклад жизни. Вставали очень рано: мужчины шли пить чай в трактир, а женщины завтракали дома. Обедали тоже рано, в двенадцать часов. Потом все остав­шиеся дома ложились спать, а часа в два снова начина­лась жизнь. Ужинали часов в восемь и зимой тотчас же ложились спать; летом спать ложились около одиннадца­ти. По субботам ходили в баню.

    В праздники пекли пироги. Обязательным было посе­щение церковной службы в дни храмовых праздников. К обедне шли всей семьей. Мужчины — в поддевках и длиннополых сюртуках, в добротных сапогах, намазав во­лосы коровьим маслом. Жены — в косыночках на головах и в красочных шалях на плечах. Дочки щеголяли в шел­ковых платьях, в шляпках с белыми перышками, в высо­ких ботинках на каблучках.

    На рабочих окраинах была своя жизнь. Уровень дохо­дов рабочих был таков, что они, как правило, не могли подражать средним слоям общества. В одежде рабочих со­четались городские и деревенские черты. Мужчины по­верх деревенской рубахи носили пиджаки. Головным убо­ром чаще всего был картуз с лаковым козырьком. На сме­ну сапогам пришли ботинки. Женщины отдавали предпо­чтение ярким ситцевым платьям с узким верхом, ворот­ничком-стойкой и широкой юбкой. На ногах носили ко­жаные ботинки.

    Нередко рабочие были на «харчах» у своего хозяина. Ели из общей деревянной чашки деревянными ложками. За едой следил специальный староста по столу. Он распре­делял по мискам мясо и давал сигнал, когда можно было начинать еду. Поглощение пищи происходило по принци­пу «кто смел, тот два съел». Рабочие редко могли позво­лить себе пообедать в трактире или в специальной столо­вой, где за 10—15 копеек можно было съесть сайку или калач с горячей ветчиной или сосисками, а в посты — бе­лугу или осетрину с хреном.

    В местах скопления мастерового люда сновали лоточ­ники, торговавшие дешевой снедью — горячими кишка­ми, начиненными гречневой кашей и обжаренными в бараньем сале. В посты торговцы выходили с гороховым киселем, застывшим в лотках. С лотков продавались и гречневики, выпекавшиеся из гречневой муки в особых глиняных формочках — столбиках. На копейку торговец отпускал пару гречневиков. Он разрезал их вдоль и из бу­тылочки с постным маслом, заткнутой пробкой, сквозь ко­торую было пропущено гусиное перо, поливал внутрен­ность гречневика маслом и посыпал солыо. В посты было много торговцев блинами. Их выносили из пекарни горя­чими, наложенными стопками на небольшие ручные ло­точки.

    В крупных городах существовали районы, в которых ютилась самая беспросветная беднота. В Москве это была Хитровка. Здесь в многочисленных притонах и ночлеж­ных домах обитали «лишние люди», неудачники, преступ­ники и пропойцы. Питались здешние обитатели кухонны­ми отбросами, распаренными в кипятке.

    Досуг горожан. В 70-х гг. в обычай горожан даже сред­него достатка стали входить завтраки и обеды в тракти­рах и ресторанах. Там же проводились деловые встречи, совершались сделки. Особенно славилась трактирами Москва. В московских трактирах подавали только русские блюда: заливных поросят, суточные щи с кашей, уху, рас­сольники, отбивные телячьи котлеты, осетрину, пожар- ские котлеты, блины, гурьевскую кашу, расстегаи, подо­вые пироги. Трактирные порции были огромных разме­ров при очень умеренной цене. По вечерам состоятельная публика посещала рестораны. Там процветала изыс­канная французская кухня, гостей развлекали цыганские хоры.




    У трактира на рабочей окраине




    К числу публичных увеселений относились маскарады. Зимними вечерами горожане посещали театры. Знать и богатое купечество откупали в театрах постоянные ложи. Дамы одевались в театр очень парадно, сопровождавшие их кавалеры были во фраках. На балконе собиралась пуб­лика попроще, а галерку занимали обычно студенты, ко­торые громкими криками и бурными аплодисментами поддерживали любимых артистов. Популярностью пользо­вались скачки и бега.

    У простого люда были свои развлечения. В дни храмо­вых праздников устраивались увеселения. Особенно весе­лыми были неделя на Масленицу и пасхальные дни. На свободных городских пространствах строились временные дощатые балаганы, тут же раскидывались торговые палат­ки с пряниками, орехами, блинами и пирогами, сооружа­лись карусели, гремели духовые оркестры, наигрывали шарманщики.

    Не забыты были и старинные игры: орлянка, городки и хороводы. Женщины, пока мужчины сидели в тракти­рах, собирали дома посиделки и вечеринки. На фабрич­ных окраинах устраивались кулачные бои. Обычно стенка

    на стенку сходились между собой рабочие двух фабрик. Стенка планировалась заранее. Ее ход и состав участни­ков обсуждались в фабричном трактире на «военном сове­те». В некоторых городах устраивались петушиные бои.

    Изменения в деревенской жизни. Несмотря на огром­ные перемены, произошедшие в русской деревне, быт крестьян менялся крайне медленно. Жили они в деревян­ных избах, крытых соломой, носили привычную одежду: поддевки, чуйки, армяки, длиннополые сюртуки, полу­шубки и тулупы. По-прежнему самой ходовой обувью бы­ли лапти, а у более зажиточных крестьян — сапоги.

    Тем не менее усиливающиеся контакты с городом и наличие денег постепенно меняли деревенскую жизнь. Ушла в прошлое курная изба. Керосиновое освещение и свечи вытеснили лучину. В повседневный сельский быт все больше внедрялись промышленные товары. Крестьяне стали пользоваться глиняной посудой вместо деревянной, покупали ситец и шелк на рубахи и платья, пили чай с сахаром, стали есть больше мяса. Их дома стали выгля­деть опрятней, по своему внешнему виду напоминая дома на городских окраинах. В зажиточных семьях появляют­ся часы, книги, гармонь. Все большее значение стала при­обретать мода. По праздникам парни надевали алые атлас­ные рубахи и пиджаки, модные пальто; меняли лапти и валенки на сапоги и галоши. Женщины вместо сарафанов и домотканых рубах одевались в шерстяные или шелко­вые платья. Под влиянием городской моды в деревне в конце XIX столетия широко распространяется костюм «парочка» в виде юбки и кофты, сшитых из одной ткани.

    И хотя земледельческий труд занимал у крестьян слишком много времени, молодежь собиралась летними вечерами за околицей, а зимой в избе у какой-нибудь мо­лодой вдовы. Пели песни, задорные частушки, водили хо­роводы, на Рождество и Крещение девушки гадали, на Рождество устраивали колядки. Осенью игрались веселые свадьбы.

    Под влиянием перемен в экономике и общественном уст­ройстве в пореформенной России произошли значительные изменения в образе жизни населения. Активно шла урбани­зация, внедрение в жизнь различных технических дости­жений. В быту — в одежде, домашнем хозяйстве — перепле­тались вековые традиции и новшества индустриального общества.

    Вопросы и задания

    vA'f 11. Какие изменения произошли в русских городах во вто­рой половине XIX в.? С чем были связаны эти изменения? 2. Что нового появилось в жизни и быте горожан? 3. Какие ста­ринные черты жизни и быта сохранились? 4. Составьте рассказ или напишите сочинение на тему «Городские контрасты второй половины XIX в.». 5. Какие изменения происходят в жизни и быте крестьян? 6. Почему крестьянская жизнь менялась несрав­ненно медленнее, нежели городская?
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


    написать администратору сайта