Главная страница

курсовая криминология Ветошкин. История зарубежной криминологии


Скачать 84.29 Kb.
НазваниеИстория зарубежной криминологии
Дата19.10.2022
Размер84.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая криминология Ветошкин.docx
ТипРеферат
#741417
страница2 из 4
1   2   3   4
Зигмунда Фрейда (1856—1939). Взгляды этого ученого-психиатра на преступность также относятся к области биологических концепций. Однако фрейдизм внес нечто новое в теорию «прирожденного преступника». Если Ломброзо считал, что только некоторая часть людей рождается преступниками, то исходной позицией Фрейда явилось положение о том, что все без исключения люди рождаются преступниками (хотя большинство ими не становятся). Теория Фрейда основывается на том, будто сущность психики человека есть результат воздействия врожденных, архаичных половых и агрессивных инстинктивных импульсов. Контролирует эти инстинкты волевое образование человека. Такое образование уже выше человека, оно довлеет над ним. Однако, как утверждал Фрейд, определяющую роль играют инстинкты. Волевое же образование, иногда именуемое фрейдистами интеллектом, должно подавить, затормозить природный инстинкт. Если такового не происходит, возникает невротический конфликт, внешнее проявление которого и есть преступление. Иначе говоря, когда контролирующий фактор не способен подавить природный инстинкт, то возникает конфликт, выливающийся в преступление.

Нетрудно заметить, что данная проблема никак не увязывается с сознанием человека. Это теория сексуальности, которая является краеугольным камнем учения Фрейда. По Фрейду, человек от природы наделен разрушительными, агрессивными инстинктами. Поэтому в основе теории Фрейда лежит образ человека как части природы, а динамика человеческой психики объясняется иррациональными факторами. Для этого привлекаются явления и процессы, которые сами нуждаются в анализе с точки зрения человеческого поведения. Нетрудно увидеть родство этой теории с концепциями Ломброзо об атавизме. Фрейд пытался преодолеть вакуум в естественных науках, который в тот период восполнил И.П. Павлов, разработавший теорию рефлексов.

Фрейдизм, по существу, никак не объясняет истоки преступности. Эта теория почти полностью игнорирует роль социальных факторов, отвлекает внимание от социальных причин преступности. Собственно, теорию Фрейда нельзя назвать криминологической. Скорее, это психология повседневной, обыденной жизни. Психология же преступного поведения при этом, по существу, не объясняется. Любые поступки людей, утверждает Фрейд, увязывая свои взгляды с преступлениями, — это рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. В этом квинтэссенция теории Фрейда.

Под воздействием контраргументов фрейдисты (Сонди, Александер, Штауб, Хилли, а вслед за ними Гловер, Хилгард, Хартунг, Уайт, Болмберг) пытались утвердить свою правоту за счет различных модификаций. Именно на почве фрейдизма возникла фрустра- ционная концепция. В соответствии с этой теорией преступное поведение объясняется как агрессивная реакция, вызванная неудовлетворенностью инстинктивных желании. Данная теория получила довольно широкое распространение, однако она, как показала жизнь, отнюдь не объясняет в полной мере преступное поведение.

Давид Эмиль Дюркгейм французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»). Принципы социологии:

Общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;

Общество первично по отношению к составляющим его людям;

Изучаемые социологией социальные факты объективны и независимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна иметь свои специфические методы.

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни. Методология социологического познания (исследования) — основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.

Социология — строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала «Социологический ежегодник» (выходил в 1898-1913 и в 1925-27, деятельность школы продолжалась и после прекращения издания журнала вплоть до Второй мировой войны), в котором печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс (возглавил школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917), Л. Леви-Брюль,С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, Р. Герц , П. Фоконне, М. Хальбвакс), однако в издании журнала и в деятельности школы участвовали крупные экономисты, правоведы, этнографы, историки, лингвисты и т.д. Эта школа начала свою деятельность на рубеже XIX—XX вв., а распалась уже в 1930-х гг.

Основные положения

С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).

Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества.

Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество

Особенности французской социологической школы состояли в следующем. В теоретическом плане ее представителей сближало использование в качестве методологии социологического анализа позитивизма. Центральной, интегрирующей идеей стала концепция социальной солидарности Дюркгейма и стремление реализовать в либеральных позициях (мирное разрешение классовых противоречий, учет интересов беднейших слоев населения. Здесь же основными положениями стало: • выделение социальной действительности (как сферы бытия и деятельности) по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида); • утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера; • определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.

Основными направлениями исследований школы были: общая социология, ее теоретические проблемы, особенно социальная морфология (структура общества); социология религии; социология права; социология морали. Ее представители тесно сотрудничали с экономистами, правоведами, лингвистами, историками, культурологами и т.д. В этом нашла свое отражение реализация замысла Дюркгейма о превращении социологии в систему социальных наук. Для школы был характерен не только высокий уровень научной интеграции (хотя не все идеи Дюркгейма разделялись в полной мере участниками творческого сообщества), но и наличие дружеских связей и регулярного общения между ее представителями.

3. Социологическая школа (Эмиль Дюркгейм)

Давид Эмиль Дюркгейм французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»). Принципы социологии:

общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;

общество первично по отношению к составляющим его людям;

изучаемые социологией социальные факты объективны и независимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна иметь свои специфические методы.

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни. Методология социологического познания (исследования) — основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.

Социология — строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала «Социологический ежегодник» (выходил в 1898-1913 и в 1925-27, деятельность школы продолжалась и после прекращения издания журнала вплоть до Второй мировой войны), в котором печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс (возглавил школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917), Л. Леви-Брюль,С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, Р. Герц , П. Фоконне, М. Хальбвакс), однако в издании журнала и в деятельности школы участвовали крупные экономисты, правоведы, этнографы, историки, лингвисты и т.д. Эта школа начала свою деятельность на рубеже XIX—XX вв., а распалась уже в 1930-х гг.

Основные положения

С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).

Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества.

Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.

Особенности французской социологической школы состояли в следующем. В теоретическом плане ее представителей сближало использование в качестве методологии социологического анализа позитивизма. Центральной, интегрирующей идеей стала концепция социальной солидарности Дюркгейма и стремление реализовать в либеральных позициях (мирное разрешение классовых противоречий, учет интересов беднейших слоев населения. Здесь же основными положениями стало: • выделение социальной действительности (как сферы бытия и деятельности) по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида); • утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера; • определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.

Основными направлениями исследований школы были: общая социология, ее теоретические проблемы, особенно социальная морфология (структура общества); социология религии; социология права; социология морали. Ее представители тесно сотрудничали с экономистами, правоведами, лингвистами, историками, культурологами и т.д. В этом нашла свое отражение реализация замысла Дюркгейма о превращении социологии в систему социальных наук. Для школы был характерен не только высокий уровень научной интеграции (хотя не все идеи Дюркгейма разделялись в полной мере участниками творческого сообщества), но и наличие дружеских связей и регулярного общения между ее представителями.

Глава2. Современная зарубежная криминология

  1. Теории стигматизации и дифференциальной ассоциации (Эдвин Сатер-ленд)

Американский криминолог Эдвин Сатерленд (1883—1950) выделил факторы, которые характеризуют социальные процессы: социальные конфликты, а также физические и физиологические факторы (время года, возраст и пол преступника, физические дефекты), психопатологические факторы (включая алкоголизм и наркоманию), факторы культуры (наличие определенных социальных институтов).

Сатерленд делает вывод о многочисленных противоречиях между этими факторами и их действием. В итоге он высказал идею о существовании определенной дифференциальной ассоциации, под которой понимается принятие личностью одних ценностей и, как следствие, — отрицание других.

Данная теория базируется на идеях Г. Де Тарда о подражании как основе человеческого общения. Однако если он признавал важность физиологических предпосылок преступности, то Сатерленд объяснял преступность исходя из факторов социальной жизни.

В своем труде «Принципы криминологии» (1939) он сформулировал развернутую концепцию, которая основывалась на следующих положениях:

— преступное поведение ничем не отличается от других форм человеческой деятельности: преступник становится таковым в силу способности к обучению;

— преступное повеление включает в себя восприятие криминогенных взглядов и привычек, которые формируются в результате негативного социального влияния;

— человек обучается преступному поведению не потому, что имеет преступные задатки, а потому, что криминальные образцы чаще попадаются ему на глаза и у него устанавливается более тесная связь с такими людьми, у которых он, в свою очередь, перенимает криминогенные взгляды и умения.

Дифференцированные связи определяют воспитание ребенка. Если он поддерживает связи с лицами, склонными к совершению противоправных действий, то усваивает и определенные образцы криминального поведения.

Научное значение теории Э. Сатерленда заключается в попытке объяснить преступное поведение, основываясь на анализе жизненных ориентаций, умений и привычек людей, что, в свою очередь, послужило базой для развития целой группы теорий (теории контроля, социальных связей и др.)

Теории социального научения (бихевиористский подход)

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон понимал психологию как науку о предсказании и контролировании человеческого поведения. По мнению Уотсона, основное внимание должно быть сосредоточено на изучении взаимосвязи между стимулами и реакциями. Стимул при этом является объектом или событием, которое вызывает поведение (реакцию), любое поведение управляется внешней средой.

Идеи Уотсона развил Б. Скиннер (1904—1990). По его мнению, средовые стимулы — это независимые переменные, а вызываемые ими проявления поведения — зависимые переменные. Поведение называется зависимой переменной потому, что оно зависит от одной или нескольких независимых переменных. Устойчивые связи между независимой и зависимой переменными (стимулом и реакцией) являются научными законами. Следовательно, цель психологии — раскрыть эти научные законы для контроля над поведением.

На основании опытов И. П. Павлова был выдвинут термин «оперантное обусловливание», которое понималось как продукт научения тому, как выполнять или не выполнять определенные действия в зависимости от их последствий. Это своеобразная реакция на стимул, обеспечивающая получение заданного результата.

Исследователи, работающие в рамках этого подхода, понимали механизм формирования преступного поведения в соответствии с принципами оперантного обусловливания.

Скиннер считал, что поиски физиологических особенностей личности, которые бы определяли преступное поведение, бесполезны, так как человек формируется окружающей средой. Полностью не отрицая роль генетической составляющей, он считал ее весьма незначительной, а главную роль отводил оиерантному обусловливанию.

Л. Бандура, также работавший в рамках этого направления, экспериментально доказал, что наблюдение за моделью, которая имеет на человека большое влияние (например, за личностью, имеющей высокий статус или уровень компетентности), может привести к освоению наблюдаемого поведения, даже если это поведение не получило никакого подкрепления. В предсказании того, будет ли освоенное поведение реально осуществлено, важную роль играют осознаваемые последствия поведения модели и самого наблюдателя. Чем позитивнее для модели последствия ее агрессивного поведения, тем выше вероятность, что наблюдатель будет ее копировать. Поведение модели и его последствия, по мнению Л. Бандуры, выступают внешними стимулами, которые вызывают у наблюдателя склонность к агрессивным реакциям. Нормативные стандарты наблюдателей относительно адекватности наблюдаемого поведения, а также их мнение о собственной эффективности служат внутренними механизмами, регулирующими агрессивное поведение.

Эти положения Бандуры стали теоретической базой для изучения влияния, которое оказывает на агрессивное поведение изображение насилия в средствах массовой информации, что можно рассматривать как образец обучения через наблюдение и косвенного подкрепления.

Последователи этого направления считают, что для противодействия преступности как социальному явлению мы должны создать новое общество путем поведенческой.

2. Возникновение и развитие виктимологии

Виктимология в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. Viktima — жертва и греч. Logos — учение). Эта наука возникла как реализация идеи изучения жертв преступлений и изначально развивалась как направление в криминологии.

Виктимологические идеи можно найти в мифах (миф об Эдипе), устном народном творчестве, в религиозной (библейский сюжет о сыновьях Адама и Евы Каине и Авеле) и художественной (произведения Д. Дефо «Полковник Джек», «Моль Фландерс», Ф. Верфеля «Не убийца, а убитый виноват», Ф. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», А. Чехова «Драма на охоте») литературе, а также в древнейших памятниках рабовладельческого права (Кодекс Хаммурапи, Законы 12 таблиц, законы Ману и др.)1См.: Калашников О.Д. Виктимология: методические рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов. Н. Новгород, 2008. С. 8..

В одном из древнейших литературных памятников античной культуры — мифах об Оресте — содержится идея о том, что вина жертвы смягчает ответственность преступника. Миф говорит о том, что отец принес свою дочь в жертву богам, вследствие чего жена убивает мужа, а сын убивает мать. Отсюда берет начало виктимологическая идея Древнего мира, которая послужила основой для реализации справедливого, по мнению современников, правосудия.

Древнегреческий философ Анаксимандр (610-547 г. До н.э.) сказал: «И невиновным есть в чем раскаяться». Смысл данной фразы заключается в том, что потерпевший должен критически оценить свое поведение, которое осознанно или неосознанно привело другое лицо к совершению в отношении него преступления.

Будда (Сидтарх Гаутами Шакья-Мун, 556-476 г. До н.э.) считал, что «кто сам не делает зла, не подвержен злу». Данное положение можно рассматривать как связь между причиной и следствием, с позиций криминологии — связь между поведением жертвы и преступника. Зло, совершенное одним лицом, всегда к нему возвращается.

Развитие науки привело к изменению представления о виктимологии, возникновению различных взглядов на ее предмет и место в системе наук. В настоящее время выделяются следующие подходы к определению понятия виктимологии:

Виктимология — это отрасль криминологии, или частная криминологическая теория, и, следовательно, развивается в ее рамках;

Виктимология — это вспомогательная для уголовного права, уголовного процесса, криминалистики междисциплинарная наука о жертве преступления. Она существует и функционирует параллельное криминологией;

Виктимология — это общая теория, учение о жертве, имеющее предметом исследования жертву любого происхождения — как криминального, так и не связанного с преступлениями. Виктимология, таким образом, самостоятельная наука, принадлежность которой к юридическим дисциплинам можно признать лишь отчасти. Скорее это наука о безопасности жизнедеятельности человека2См.: Ривман Д.В. Криминальная виктимология: учебник. СПб., 2002. С. 8.;

Виктимология — это частная криминалистическая теория3См.: Винницкий Л.В., Шинкевич Н.Е. Криминалистическая виктимология. Челябинск, 2005. С. 14..

Виктимология закономерно возникла как научно-прикладное направление в рамках криминологии, так как потребовалась научная теория, позволяющая объяснить, в силу каких причин те или иные лица и социальные группы становятся жертвами чаше, чем иные, оказывающиеся в аналогичных ситуациях. Последовали исследования, позволяющие провести определенные обобщения, анализ причин, условий ситуативного плана, индикаторов повышенной уязвимости, систематизировать виктимологические причины преступности, особенно причины конкретных преступлений.

Виктимология изменила ракурс, в котором традиционно рассматривался человек, оказавшийся жертвой каких-либо криминальных или иных неблагоприятных для него обстоятельств. Она подошла к нему как к объективно значимому элементу конкретной опасной ситуации, что оправданно: многие преступления предстают как результат дуализма преступника и жертвы. Более того, виктимология причинителя вреда стала рассматривать с позиции жертвы (как потерпевшего), поскольку даже виновный человек становится таковым (и нередко) в силу мало зависящих от него обстоятельств.

Исследования, посвященные изучению свойств личности пострадавшего, объяснению преступности и ее причин, породили развитие ряда виктимологических направлений, в том числе учение о жертве преступления.

Важность виктимологического аспекта обоснованно признается представителями уголовного права, криминологии, криминалистики и уголовного процесса. Бытует мнение, что судьба человека в определенной мере зависит от него самого. Данный постулат однозначно нашел отражение в народной мудрости: «Человек — кузнец своего счастья»4См.: Берсеньева К.Г. Русские пословицы и поговорки. М., 2009. С. 77.. Вместе с тем существуют люди, которым по жизни не везет, которых еще Н. Гоголь относил к «лицам историческим»: когда бы и где бы они не появлялись, с ними всегда происходят какие-то истории.

Данные обстоятельства весьма широко учитываются в современной обстановке. Так, представители страховых компаний стараются избегать заключать договоры страхования с лицами, предрасположенными быть жертвой крайних обстоятельств. Современная система образования предусматривает курсы подготовки молодых людей к трудным жизненным ситуациям. По этому поводу еще Демокрит замечал, что при помощи правильного воспитания можно окружить стеной безопасности и самих детей, и их имущество.

В конце XIX в. Немецкий профессор Георг Клейнфеллер (1860- 1937) обнародовал результаты исследований о роли потерпевшего в механизме преступления, подчеркивая его активную позицию подстрекательского характера. Его последователь немецкий криминолог Гане фон Гентиг (1888-1974) опубликовал статью «Замечания по интеракции между преступником и жертвой» (1941 г.). Впоследствии в Бухаресте на конференции психиатров Бенджамин Мендельсон (1900-1998) сделал интересный доклад на тему: «Новые перспективы биопсихологии и социологии: виктимология», где были конкретизированы пределы перспективной области научных исследований.

Большинство ученых к числу фундаментальных трудов по виктимологии относят книгу Г. Гентига «Преступник и его жертва»5CM.: Hentig H. The Criminal and his Victim. N.Y., 1948., которая проложила путь научным исследованиям в рассматриваемой области. Цель Г. Гентига состояла в том, чтобы обеспечить двойную структуру для изучения преступления как альтернативу традиционному, одномерному (unidimensional) подходу, сосредоточенному на преступнике. До этого времени криминологические объяснения преступного поведения сосредоточились на социокультурных характеристиках, биологических отклонениях и психологическом состоянии преступника. Большинство теорий, пытаясь определять суть причинной обусловленности преступления, предлагало только статические объяснения. Однако увеличение виктимологических исследований позволило перейти от статического, одностороннего изучения качеств и признаков преступника к динамическому, ситуативному подходу, который рассматривает преступное поведение как результат динамических процессов взаимодействия.

В основу своей наиболее известной работы «Происхождение и доктрина виктимологии» Б. Мендельсон положил результаты анализа интервью с лицами, включенными в процесс рассмотрения в суде дел о различных преступлениях: преступниками, свидетелями, следователями, т.е. со всеми, кто так или иначе был осведомлен о преступлении. Для этого им была подготовлена обширная анкета, написанная на доступном языке и содержащая более 300 вопросов по проблемам, относящимся к различным сферам интереса криминологической науки. Основываясь на анализе полученных данных, Б. Мендельсон пришел к выводу, что одним из факторов преступления обычно были регулярные отношения между обидчиком и жертвой. В качестве первого шага в осмыслении результатов своего исследования он предложил свою типологию жертв.

В 1975 г. Б. Мендельсон опубликовал монографию «Общая виктимология», в которой развил свою концепцию виктимологии, связав ее с созданием «клинической» или «практической» виктимологии, в орбиту которой должны быть включены не только жертвы преступлений, но и жертвы природных катаклизмов, геноцида, этнических конфликтов и войн.

Последующие исследования показали, что личностная виктимность выступает в качестве основной продуцирующей причины преступлений.

Американский криминолог Э. Кармен, излагая свою концепцию развития виктимологии, указывает на три области основных интересов, которые в разные периоды времени были характерны для виктимологов:

Виктимология изучает причины того, почему или каким образом жертва вступила в опасную для нее ситуацию. Такого рода подход не предполагает вопроса об ответственности, тем более об ответственности жертвы. Здесь скорее исследуется динамика событий, которые привели к виктимизации индивида, и его социальное окружение;

Виктимология оценивает, каким образом полиция, прокуратура, суды, адвокаты взаимодействуют с жертвой (каким образом рассматривали жертву на каждой стадии функционирования системы правосудия);

Виктимология оценивает эффективность усилий по возмещению жертвам их потерь.

В нашей стране виктимология разрабатывалась и развивалась такими учеными, как Г.А. Аванесов, В.В. Вандышев, В.Е. Квашис, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, А.Л. Ситковский, и другими.

Виктимология нередко оценивается как альтернатива криминологии, возникшая в качестве реакции на проблемную ситуацию в последней, сложившуюся на рубеже 1940-50-х гг.: традиционные, обычные трактовки преступного поведения не только не могли объяснять, почему некоторые индивидуумы с определенными социальными и психологическими характеристиками совершают преступления, в то время как другие, имеющие те же самые характеристики, не делают этого, но они никогда не предлагали объяснение того, почему тот или иной человек совершил преступление в определенный момент, в определенной ситуации, против определенной жертвы6См.: Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе: дне…. Д-ра юрид. Наук. М., 2007. С. 23..

В 60-е и отчасти в 70-е гг. прошлого столетия приоритет в исследованиях явно отдавался прикладным аспектам виктимологии. Их теоретическое обоснование было связано:

С разработкой алгоритмов оптимального поведения в криминогенных ситуациях;

Изучением путей повышения уровня защищенности должностных лиц, чьи служебные функции сопряжены с риском подвергнуться преступному посягательству;

Сведением к минимуму виктимогенных ситуаций, предотвращением и пресечением их;

Защитой и реабилитацией потерпевших от преступлений.

Важное место в исследовании занимало выяснение того, насколько жертвы преступления сами содействовали своей виктимизации. Исследуются факторы и особенности виктимности малоимущих слоев населения.

Подъему теоретической виктимологии способствовала институционализация этой дисциплины как научного направления, зафиксированная в начале 1970-х гг., когда приобрели авторитет периодические виктимологические издания, стали регулярными международные конференции по виктимологической проблематике.

Нельзя недооценивать вклад отечественных ученых, которые не менее активно исследовали феномен виктимности. Среди них основателем советской виктимологии по праву признается Л. Франк. В 1972 г. Он издал монографию «Виктимология и виктимность: (Об одном новом направлении в теории и практике борьбы с преступностью), где были проанализированы основные понятия этой науки и намечены реальные перспективы развития отечественной виктимологии. Он впервые ввел в научный оборот термин «виктимность», в который вкладывался двоякий смысл: им обозначалось и определенное явление, и образ неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, провокационного и другого действия определенного лица.

В 1979 г. В Мюнстере на международном конгрессе было учреждено Всемирное общество виктимологии, которое направило свои усилия на координацию деятельности ученых разных стран по разработке мер виктимологической профилактики преступлений. Это обстоятельство позволило сконцентрировать внимание на виктимологической профилактике как одного из перспективных направлений предупреждения преступлений и социального контроля преступности.

Критикуя классическую дихотомию «жертва — преступник», представители новой волны виктимологии утверждают, что она не способна охватить действительную сложность феномена преступления, при том что подобные версии доминируют в обществе и в средствах массовой информации. Анализируя причины воспроизводства такого подхода, они приходят к выводу, что его влияние связано с функциями поддержания существующего общественного порядка. В стереотипах массового сознания преступник воплощает собой зло, а жертва, наоборот, представляет образец нравственной чистоты. Поскольку в реальных ситуациях не всегда можно провести настолько четкое разграничение, как в идеальном варианте, образы преступника и жертвы можно использовать как имиджевые средства для поддержания статуса легитимности общественного порядка. Эти средства становятся своего рода «социальным усилителем», который способствует разграничению и внедрению в массовое сознание моральной оценки различных социальных страт. Делается вывод, что стереотипные образы преступника и жертвы помогают поддерживать установленные социальные границы и являются необходимыми для поддержания любого общественного строя.

С 1997 г. В Нижнем Новгороде действует Виктимологическая ассоциация, которую возглавлял известный ученый-юрист В.С. Устинов (1942-2003). Ассоциация выдвигает перед собой комплекс теоретических и практических задач: изучение актуальных проблем виктимологии, проведение научных семинаров и конференций, пропаганда виктимологических знаний среди населения (включая индивидуальное консультирование), издание научных и научно-популярных работ.

Подчеркивая исходный для виктимологии статус жертвы и современное развитие научных понятий этого определения, В. Полубинский предлагает рассматривать виктимологию в качестве двух самостоятельных, но взаимосвязанных отраслей — учения о жертве несчастных случаев и учения о жертве правонарушений. Поэтому, по его мнению, следует различать виктимологию травмальную и деликтную. В деликтной виктимологии он выделяет два направления:

А) исследование жертв преступлений (криминальная виктимология);

Б) исследование жертв иных правонарушений.

Для виктимологии перспектива развития в самостоятельную науку, синтезирующую знания о жертвах любого происхождения, не исключена. По мере накопления фактологического материала и результатов его теоретического осмысления она может сформироваться в этом качестве, если станет комплексной, включающей:

Криминальную виктимологию;

Травмальную виктимологию (изучающую жертв некриминального травматизма);

Виктимологию быта и досуга (широкий спектр проблем безопасности при использовании бытовой техники, безопасности на воде, транспортной безопасности, зависящей от особенностей жертвы, и др.);

Психиатрическую виктимологию (проблемы жертв с отклонениями в психике);

Виктимологию катастроф, экологических и стихийных бедствий;

Виктимологию техники безопасности (изучающую последствия виктимного поведения, связанного с нарушением правил безопасности труда, пожарной безопасности и др.);

Виктимологию насилия (в ее рамках — виктимологию семейного насилия, сексуальных преступлений; виктимологию воинских преступлений; виктимологию терроризма, захвата заложников, похищения людей);

Виктимологию вовлечения в деструктивные культы;

Виктимологию аддиктивного поведения.

Эти направления виктимологических исследований жестко не разделены, так как, например, жертвы травмы (объекты травмальной виктимологии) могут оказаться таковыми в результате нарушений правил техники безопасности или движения транспортного средства, правил обращения с бытовой техникой и т.д. В перспективе должны сформироваться соответствующие частные виктимологические теории (так, например, криминальная виктимология уже сформировалась в этом качестве в рамках криминологии).

Виктимологическая сторона (или составляющая) преступности, по мнению В.Н. Бурлакова и В.П. Сальникова, материализуется в причинении физического, морального, материального вреда физическим лицам. В определенной мере происходит то, что, пользуясь виктимологической терминологией, можно назвать процессом «виновного» (которого объективно можно избежать) и «невиновного» (объективно неизбежного) самопричинения вреда обществом самому себе. С этой точки зрения и общество в целом — жертва преступности. Таким образом, виктимологический аспект преступности не охватывает исключительно потерпевших — лиц, ставших жертвами преступников. В известном смысле жертвами преступности (не отдельных преступлений, а именно преступности) становятся не только потерпевшие от преступлений, но и сами преступники, которых общество в силу своего несовершенства формирует в этом их качестве. С этой точки зрения виктимологична вся преступность. Но виктимологическое качество преступности не ограничивается совокупностью преступлений, следствием которых явилось причинение вреда конкретным потерпевшим. На современном этапе мы говорим о развале экономической системы общества, падении нравственности, массовом искажении социальных ценностей.

Процесс интенсивной виктимизации населения протекает не просто симметрично криминальным процессам: меняется структура виктимности населения, трансформируется ее распределение по социальным группам. Процесс виктимизации идет по нарастающей, и нет никаких оснований рассчитывать на положительные изменения в этой динамике.

Виктимность начинает особенно резко возрастать по мере превышения среднего уровня доходов. Очень богатым соответствует высокий уровень виктимности, несмотря на значительные меры предосторожности. Несколько снижен уровень виктимности граждан с низкими доходами, поскольку обусловливает менее виктимогенные стереотипы поведения и систему социальных контактов, в которой минимизированы отношения с криминальными элементами. К. Вишневецкий полагает, что тенденция криминализации и виктимизации общества, обусловленная численным увеличением низших страт, ожидаемым в ближайшие годы, будет отчасти скомпенсирована процессами перехода в эти страты интеллигенции.

Ведомственная статистика ГИАЦ МВД России свидетельствует, что виктимогенная ситуация в Российской Федерации в течение последних 10 лет характеризовалась последовательным увеличением числа потерпевших. Если в 1997 г. Было зарегистрировано 1704,2 тысяч потерпевших от преступлений, то в 2009 г. Их число достигло 2675,1 тысяч. Наиболее объективно показывает состояние защищенности в обществе динамика числа лиц, пострадавших от тяжких насильственных преступлений. В 2009 г. За 11 месяцев тяжкий вред здоровью был причинен 51 тысяча человек, от преступных посягательств погибло 41,5 тысячи человек.

По подсчетам специалистов, количество потерпевших от преступлений с учетом латентности, близких родственников пострадавших и их иждивенцев ежегодно составляет более 10 миллионов человек. В стране существует огромное число лиц, которые являются носителями потенциальной виктимности в силу своих личностных черт, возраста, особенностей поведения либо служебной деятельности и др., в отношении которых в любое время может быть совершено преступление.

Таким образом, государство и общество до сих пор не осознают в полной мере состояние, масштабы и последствия виктимизации населения.

Международные нормы права и законодательство России провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью. Государство обязано в полной мере реализовывать гарантии неприкосновенности личности и собственности, защищать жизнь, здоровье и достоинство граждан в строгом соответствии с Конституцией РФ. Одной из важнейших обязанностей государства является обеспечение безопасности личности от противоправных посягательств.

В то же время решение задач обеспечения безопасности личности, защиты общества, государства от преступных посягательств и сокращения преступности не сводится исключительно к действиям, направленным на преступников и преступность. Их решение невозможно без направленной работы с потерпевшими от преступлений, виктимными категориями лиц, оказания воздействия на различные объективные и субъективные обстоятельства, так или иначе влияющие на возникновение преступлений, без целенаправленной деятельности государства по предупреждению нарушений и ограничений прав и свобод человека, без разработки системы опережающего противодействия. Привычная ориентация правоохранительных органов на репрессивную функцию уголовного закона и приоритетную защиту государственных интересов не способна обеспечить приоритетную защиту личных интересов и прав граждан. Необходимо активно развивать виктимологическую составляющую предупредительной деятельности органов государственного управления. Программы по борьбе с преступностью должны включать особые меры по противодействию криминальной виктимизации населения, разработанные с учетом результатов новейших криминологических исследований по проблемам жертв преступлений и направленные на повышение уровня безопасности личности, совершенствование теоретических, правовых и организационных основ виктимологической профилактики преступлений, а также на разработку соответствующей концепции деятельности органов внутренних дел.

Поиск новых методов предупреждения преступности заставляет обратиться к проблемам криминальной виктимологии. Изменения в социальной структуре общества требуют обязательного обновления научных подходов. Повышение достоверности научного прогнозирования в области предупреждения преступности невозможно без учета всего спектра виктимообразующих факторов. В последние годы существенно возросла актуальность исследования социальных факторов виктимизации населения, в центре внимания специалистов находятся не только морально-психологические, но и социальные характеристики, повышающие вероятность преступного посягательства в отношении индивида. Криминальная виктимология стремится выявить и объяснить сущность взаимосвязи, которая существует между положением личности в обществе и государстве, образом жизни и поведением конкретного человека и вероятностью совершения против него преступлений определенного вида.

Виктимологические исследования общества направлены не только на получение объективной картины виктимизации населения, понимание личности потерпевшего и его роли в механизме совершения преступления, но и на изучение состояния латентной преступности. Они позволяют более подробно и точно описать механизм преступного деяния, выявить факторы и условия, катализирующие данный процесс, характерные особенности личности потерпевшего и меры, которые ему необходимо предпринять для предупреждения совершения преступлений в дальнейшем.

Перечень возможных компонентов виктимологии, естественно, нельзя считать завершенным. Статус виктимологии в системе наук зависит от ее востребованности, а также от глубины и результативности виктимологических исисследование. иктимология в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. viktima — жертва и греч. logos — учение). Эта наука возникла как реализация идеи изучения жертв преступлений и изначально развивалась как направление в криминологии.

Виктимологические идеи можно найти в мифах (миф об Эдипе), устном народном творчестве, в религиозной (библейский сюжет о сыновьях Адама и Евы Каине и Авеле) и художественной (произведения Д. Дефо «Полковник Джек», «Моль Фландерс», Ф. Верфеля «Не убийца, а убитый виноват», Ф. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», А. Чехова «Драма на охоте») литературе, а также в древнейших памятниках рабовладельческого права (Кодекс Хаммурапи, Законы 12 таблиц, законы Ману и др.)
1   2   3   4


написать администратору сайта