Главная страница
Навигация по странице:

  • Композиция

  • Несобственно-прямая речь

  • Первичный субъект речи

  • Подтекст

  • Поэтическое многоголосье

  • Пространственная точка зрения

  • Прямо-оценочная точка зрения

  • Содержательно-субъектная организация произведения

  • Субъект речи

  • Корман Б.О. Избранные труды. Избранные труды по теории и истории литературы


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеИзбранные труды по теории и истории литературы
    АнкорКорман Б.О. Избранные труды.doc
    Дата01.03.2017
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКорман Б.О. Избранные труды.doc
    ТипДокументы
    #3242
    КатегорияИскусство. Культура
    страница16 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Драматическая лирика («ролевая лирика») — двуродовое литературное образование, характеризующееся сочетанием лирической формально-субъектной организации и преобладающей фразеологической точки зрения. Герой ролевого стихотворения (основной субъект сознания) соотносит факты, обстоятельства, людей со своим представлением о норме, какэто обычно происходит в лирическом стихотворении, где
    176

    господствует прямо-оценочная точка зрения. Но последняя выступает здесь в форме фразеологической: герой — субъект сознания — обладает резко-характерной речевой манерой, своеобразие которой выступает на фоне литературной нормы. Эта манера позволяет соотнести образ «я» с определенной социально-бытовой и культурно-исторической средой. Ролевые стихотворения двусубъектны. Одно, более высокое сознание, обнаруживается прежде всего в заглавиях: в них определяется герой стихотворения («Косарь», «Пахарь», «Удалец» Кольцова, «Катерина», «Калистрат» Некрасова) и иногда, прямо или в иронической форме, выражается отношение к нему («Хищники на Чегеме» Грибоедова, «Нравственный человек» Некрасова). Сферой другого сознания является основная часть стихотворения, текст которой принадлежит герою. Но здесь же скрыто присутствует и более высокое сознание — как носитель речевой нормы и иного социально-бытового и культурно-исторического типа. Герой ролевого стихотворения выступает, следовательно, в двух функциях. С одной стороны, он субъект сознания; с другой стороны, он объект иного, более высокого сознания.

    Драматический эпос (по терминологии Бахтина — полифонический роман) — двуродовое литературное образование, характеризующееся сочетанием эпической формально-субъектной организации и преобладающей фразеологической точки зрения. Ведущая роль фразеологической точки зрения обнаруживается прежде всего в самом повествовании, которое организуется по преимуществу образом рассказчика или рассказчика-героя с резко-характерной речевой манерой (тогда как в чистом эпосе основной текст принадлежит повествователю или личному повествователю, чья речевая манера ориентирована на литературную норму). Порой повествовательный текст распределяется между рассказчиками или рассказчиками-героями, и произведение строится на чередовании отрывков, воссоздающих резко-индивидуальный облик разных носителей сознания. За этим изменением строя повествования, за его субъективизацией стоит убеждение в том, что никто не может претендовать на монопольное владение всей истиной и что истина в каждом конкретном своем выражении есть чья-то, то есть субъектно ограничена. Одновременно меняется текст, принадлежащий героям. Он увеличивается количественно и приобретает исповедально-философский характер. Эта перестройка типа и функции прямой речи (монологической и диалогической) была вызвана к жизни убеждением в том, что познать человека можно лишь
    177

    тогда, когда он из объекта превращается в субъект, то есть становится, как показал Бахтин, равноправным участников акта общения. Преобладание содержательно-субъектной организации над формально-субъектной, характерное вообще для реализма, обеспечивается в ДЭ. с помощью отраженного чужого слова, открытого Бахтиным, и с помощью внутренней диалогизации повествовательного текста, описанной Зунделовичем.

    Зона — совокупность возможных для данного субъект сознания однородных точек зрения. У субъекта сознания могут быть, следовательно, прямо-оценочная, пространственная, временная и фразеологическая.

    Композиция — сеть отношении между сюжетами, охватывающими в совокупности все произведение.

    Косвенно-оценочная точка зрения (в противоположность прямо-оценочной) — пространственная, временная и фразеологическая точки зрения. Каждая из них, фиксируя отношение между субъектом и объектом в определенной сфере, передает в то же время оценку объекта.

    Лирика — один из трех литературных родов. Произведение лирического рода есть такое произведение, в котором; весь текст принадлежит одному субъекту речи. Такова схема; формально-субъектной организации лирического произведения, Весь текст лирического произведения организуется субъектом сознания с обязательной прямо-оценочной точкой зрения. Такова схема субъектно-объектных отношений лирического произведения.

    Лирическая драмадвуродовое литературное образование, характеризующееся сочетанием драматической формально-субъектной организации и преобладающей прямо-оценочной точки зрения. Последняя господствует в речах (монологах и репликах) главного героя, тогда как текст, принадлежащий второстепенным героям, может быть организован фразеологической точкой зрения. ЛД широко представлена в творчестве романтиков (см. драматургию Лермонтова).

    Лирическая система — совокупность субъектных сфер, опосредующих сознание автора в лирическом творчестве поэта. Если стихотворения поэта принадлежат одной субъектной сфере, ЛС. называется одноэлементной. В противном случае говорят о многоэлементной ЛС. Изучение структуры. Л С, (сети отношений между элементами — субъектными сферами) помогает увидеть творчество поэта в его внутренних, синхронных связях.
    178

    Лирический герой — один из субъектов сознания, характерных для лирики. Он является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения. ЛГ. — это и носитель сознания и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром. Внимание читателя сосредоточено преимущественно на том, каков ЛГ., каково его отношение к миру и состояние, что с ним происходит и пр. Для облика ЛГ характерно некое единство. Прежде всего это единство внутреннее, идейно-психологическое: в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в отношении к самой себе и миру. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этой случае разные стихотворения воспроизводят эпизоды жизни некоего человека. ЛГ. обычно воспринимается как образ самого поэта — реально существующего человека: читатель отождествляет создание и создателя. Из сказанного явствует, что нельзя судить об ЛГ по одному стихотворению: его прямо-оценочная зона представлена либо во всем творчестве поэта (лирической системе), либо в каком-то цикле.

    Лирический эпос (лирическая проза) — двуродовое литературное образование, характеризующееся сочетанием эпической формально-субъектной организации и преобладающей прямо-оценочной точки зрения. При сохранении пространственной и временной точек зрения, обязательных для повествовательного текста и фразеологической, характерной для речей героев, усилена роль прямо-оценочной.

    ЛЭ. есть результат взаимодействия эпоса и лирики, происходящего на всех уровнях (рассказ Паустовского «Телеграмма»). Если самостоятельные герои исчезают и главным предметом изображения становится «я» (тот, кто рассказывает), значит, характеры вытесняются эмоциональным тоном, конфликт переносится внутрь «я», событийный сюжет резко ослабляется и прямо-оценочная точка зрения подавляет другие точки зрения. Эти изменения можно наблюдать и в малых формах лирической прозы (Тургенев «Как хороши, как свежи были розы») и в лирической повести (Бунин «Жизнь Арсеньева»),

    Литературный род — принцип построения литературного произведения, характеризующийся устойчивым сочетанием определенных типов формально-субъектной организации и определенных типов субъектно-объектных отношений, то есть толики зрения. Тип формально-субъектной организации определяется двумя моментами: во-первых, тем, используются ли в тексте и первичные и вторичные субъекты речи — или
    179

    только первичные; во-вторых, если используются и те и другие, то каково количественное соотношение текстов, им соответствующих. Тип субъектно-объектных отношений также определяется двумя моментами: во-первых, тем, какая точка зрения связывает субъект сознания и объект в тексте, принадлежащем первичному субъекту речи; во-вторых, тем, что субъект сознания и объект в тексте, принадлежащем вторичному субъекту речи, всегда связаны фразеологической точкой зрения.

    Монологический роман — по терминологии Бахтина, роман толстовского типа, противопоставляемый роману полифоническому — роману Достоевского. Это противопоставление имеет, своим реальным содержанием противопоставление романа как такового (с преобладанием эпического начала) и романа драматического.

    Несобственно-прямая речь — способ введения чужого сознания (отличного от сознания повествователя) в повествовательный текст эпического произведения. Это чужое сознание, как правило, соответствует сознанию одного из героев, НПР. есть результат включения текста, организованного преимущественно фразеологической точкой зрения, в текст, организованный преимущественно пространственной и временной точками зрения. Включение это не сопровождается сменой субъекта речи: у текстов, организованных разными субъектами сознания, — один субъект речи. НПР — одно из средств, с помощью которых обеспечивается преобладание содержательно-субъектной организации над формально-субъектной организацией в реалистической литературе.

    Отраженное чужое слово (термин Бахтина) — способ введения чужого сознания в драматический эпос (роман), близкий к несобственно-прямой речи. Общим для ОЧС. и несобственно-прямой речи является то, что в обоих случаях на основное сознание (повествователя в несобственно-прямой речи; рассказчика или героя-рассказчика в ОЧС.) накладывается дополнительное — того, о ком говорится, связанное с фразеологической точкой зрения. Различаются же они прежде всего в зависимости от выбора основного сознания; для несобственно-прямой речи оно характеризуется пространственной и временной точками зрения; для ОЧС — фразеологической. Таким образом, в ОЧС. совмещаются взаимонакладывающиеся, но субъектно различные (связанные с разными сознаниями) варианты фразеологической точки зрения. С этим различием связано и другое. В несобственно-прямой речи у чужого сознания есть свой материальный субстрат
    180

    тот микроучасток текста, в котором он локализован и который более или менее явно отличен от окружения. В ОЧС дополнительное чужое сознание такого субстрата лишено: оно базируется на том же тексте, что и основное сознание.

    ОЧС — одно из средств, с помощью которых обеспечивается преобладание содержательно-субъектной организации над формально-субъектной в реалистической литературе.

    Первичный субъект речи — такой субъект речи, который не вводится никаким другим субъектом речи.

    Повествовательсубъект сознания, характерный преимущественно для эпоса. Он связан со своими объектами пространственной и временной точками зрения и, как правило, незаметен в тексте, что создается за счет исключения фразеологической точки зрения. П., обозначенный личным местоимением первого лица единственного числа («я»), называется личным П. В лирике к пространственной и временной точкам зрения, связывающим П. с объектами, добавляется прямо-оценочная точка зрения.

    Подтекст — разновидность объектного сюжета, единицы которого тяготеют к текстуальному совпадению, являясь лексическими или семантическими парадигмами.

    Полифонический роман (термин Бахтина) — см. Драматический эпос.

    Поэтическое многоголосье — способ введения в лирическое произведение чужого сознания (то есть сознания, отличного от господствующего, в лирическом монологе). Чаще всего это последнее — сознание повествователя; реже — лирического героя или собственно автора. Чужое же сознание — обычно сознание героя. ПМ. есть результат включения текста, организованного преимущественно фразеологической точкой зрения, в текст, организованный преимущественно прямо-оценочной точкой зрения. Включение это, как и в несобственно-прямой речи, не сопровождается сменой субъекта речи: у текстов, организованных разными субъектами сознания, — один субъект речи. ПМ. — одно из средств, с помощью которых обеспечивается преобладание содержательно-субъектной организации над формально-субъектной организацией в реалистической литературе.

    Пространственная точка зрения — отношение между субъектом и объектом в пространстве. Она определяется двумя моментами: 1) расстоянием между субъектом и объектом и 2) их взаимным расположением в пространстве, то есть углом зрения. Субъект сознания может находиться ближе к описываемому или дальше от него, и в зависимости от
    181

    этого меняется общий вид картины. Он зависит также от степени привычности (непривычности) ракурса, изменение которого влияет на характер описания. ПТЗ. определяют обычно по характеру зрительных образов, по степени их четкости и яркости: чем яснее зрительный образ, тем резче контуры предмета, чем крупнее детали — тем меньше расстояние между субъектом и объектом. Порой в одной картине используются и зрительные, и звуковые образы, усиливающие друг друга (Фет «Прозвучало над ясной рекою»). Разнокачественные образы могут создавать в пределах одной картины разную перспективу. Когда мы читаем у Фета «На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, — Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем», то ощущение тепла и холода помогают воссоздать близкий план, а образ зарниц — дальний. Особо должны быть отмечены случаи, в которых разнокачественные образы относятся не к разным предметам, а к одному объекту. Благодаря этому создается впечатление, что субъект одновременно находится и далеко от объекта и вблизи от него. Случаи, в которых ПТЗ. не устанавливается однозначно, могут быть связаны и со сложной субъектной природой текста (Бунин «На Невском»).

    Прямо-оценочная точка зрения — отношение между субъектом и объектом, которое находят выражение в Прямых оценках, направленных на объект.

    Рассказчиксубъект сознания, характерный для драматического эпоса. Он, как и повествователь, связан со своими объектами пространственными и временными отношениями. В то же время он сам выступает как объект во фразеологии ческой точке зрения.

    Реализм — творческий метод, для которого характерна преимущественно познавательная установка, определяющая ориентацию на типизацию как способ художественного обобщения (Днепров) и роман как родовое начало (Бахтин). Р. присуща тенденция к преобладанию содержательно-субъектной организации над формально-субъектной: количество субъектов сознания либо равно количеству субъектов речи, либо (типичный случай) превосходит его; В отрывке текста любого размера, вплоть до отдельного слова, формально принадлежащем одному субъекту, могут сменяться, сочетаться, взаимонакладываться разные сознания. Важнейшими средствами, с помощью, которых обеспечивается количественное преобладание субъектов сознания над субъектами речи
    182

    в реалистической литературе являются несобственно-прямая речь в современном эпосе (романе), отраженное чужое слово в драматическом эпосе и поэтическое многоголосье в лирике.

    Собственно автор — один из субъектов сознания, характерных: для лирики. Он, как и лирический герой, связан со своими объектами прямо-оценочной точкой зрения. Но, в отличие от лирического героя, СА. не является своим объектом. В стихотворении с СА. для читателя на первом плане, не он сам, а какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление, пейзаж. СА. выступает здесь как человек, который видит пейзаж, изображает обстоятельства, воспроизводит ситуацию и, главное, выражает отношение ко всему описанному. При непосредственном восприятии стихотворений преимущественное внимание читателя сосредоточено не на содержании внутреннего мира СА., а на объектах и их прямых оценках. Вопрос же о том; чей это мир, кому принадлежат оценки, возникает лишь при анализе. Степень скрытости СА. в тексте может быть различной. В известной мере ее характеризует выбор личных местоимений. В одних случаях СА. вообще не выступает как «я»: его как будто нет между изображением и читателем, и все изображение выдержано в третьем лице (Тютчев «В разлуке есть высокое значенье»). В других стихотворениях носитель сознания назван: он обозначен местоимениями первого лица единственного (Лермонтов «Есть речи — значенье») или множественного числа (Некрасов «Великое чувство»). Во всех этих случаях мы узнаем о СА. не столько по прямому изображению внутреннего мира, сколько по эмоциональной окраске лирического монолога, принципам отбора, оценки и изображения жизненного материала, особому углу фения, освещению действительности.

    Содержательно-субъектная организация произведения — соотнесенность всех отрывков текста, образующих в совокупности данное, произведение с соответствующими им субъектами сознания.

    Субъект речи — тот, кому приписана речь в данном отрывке текста.

    Субъект сознания — тот, чье сознание выражено в данном отрывке текста.

    Субъектная организация произведения — соотнесенность всех отрывков текста, составляющих в совокупности данное произведение с соответствующими им субъектами речи и сознания. Различаются формально-субъектная организация и
    183

    содержательно-субъектная организация. СО. может рассматриваться, с одной стороны, в плане парадигматики. Задачей изучения становится здесь выявление и описание системы субъектов речи и сознания и соответствующих им отрывков текста — безотносительно к вопросу об их последовательности, логике их сцепления, смены и т. д. С другой стороны, возможно рассмотрение СО. в плане синтагматики. Здесь задачей изучения становится выявление и описание тех последовательностей, в которых находятся в произведении субъекты речи и сознания — последовательностей, определяющих смену, сцепление, соответствующих отрывков текста, то есть сюжет. Описание СО. в плане парадигматики выступает, следовательно, как предпосылка и условие изучения сюжета — то есть описания СО. на уровне синтагматики.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта