Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи и методы

  • Участники проекта

  • Используемая литература

  • Демонстрационные билеты по педагогике. Изобразительность и выразительность. Музыкальные средства. Ритм в изобразительном искусстве. Музыкальные тарелки (узор в круге)


    Скачать 80.63 Kb.
    НазваниеИзобразительность и выразительность. Музыкальные средства. Ритм в изобразительном искусстве. Музыкальные тарелки (узор в круге)
    АнкорДемонстрационные билеты по педагогике
    Дата18.07.2022
    Размер80.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДемонстрационные билеты по педагогике.docx
    ТипУрок
    #632505
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Билет №5


    Спланировать и организовать театрализованную деятельность с детьми дошкольного возраста с включением игровой, музыкальной деятельности. Предусмотреть элементы общения в процессе деятельности. Проанализировать выполненную деятельность.

    Восприятие музыкального искусства невозможно без субъективного и творческого принятия музыкального образа, поэтому возникает необходимость расширения содержания ознакомления дошкольников с музыкальным искусством и, прежде всего, пересмотра отношения к сенсорным эталонам, связанным с миром звуков.

    Цель :

    Основная цель – формирование у детей опыта театрализованных представлений как средства саморазвития и самовыражения.

    Также целью и основой творчества является «эмоциональное воплощение».  Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения» эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных процессов и состояний и формирования эмоционального контроля. Театрализованная деятельность для ребенка – это некое подобие, собирательный образ детской игры, где моделирование жизненных ситуаций точнее, острее и эмоциональнее, образ более завершенный, а обучающий эффект более значительный. Такая театрализованная деятельность,  сохраняющая непосредственность детской игры, основана на творческой импровизации детей – песенной, танцевальной, игровой, ориентирующейся, главным образом, на понимание смысла и эмоциональной атмосферы общей и индивидуальной деятельности.

    Театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

    Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

    Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает речь детей. Это – конкретный зримый предполагаемый результат.

    Задачи и методы:

    Создание условий для творческой активности детей и родителей.

    Последовательное знакомство детей с видами театров.

    Совершенствование артистических навыков.

    Раскрепощение ребенка.

    Работа над речью и интонацией.

    Коллективные действия (в танцах, играх).

    Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

    Принципы:

    Импровизационность.

    Гуманность.

    Систематизация занятий.

    Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

    Участники проекта:

    Воспитатель, музыкальный руководитель, дети 2 старшей группы, родители.

    Вид проекта:

    Творческий.

    Длительность проекта:

    Учебный год: сентябрь-май.

    Предполагаемые результаты:

    1.Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

    2.Пополнение и активизация словаря детей, формирование выразительности исполнения художественного образа: мимика, пластика.

    3. Формирование опыта социальных навыков поведения.

    Используемая литература:

    Основная  часть.

    План  проекта  - этапы

    Подготовительный

    1.Определение темы, цели, задачи,  проблемы.

    2.Составление плана-схемы проекта.

    3.Сбор, накопление материала.

    Основной

    Работа с сотрудниками ДОУ.

    Цель: систематизация знаний педагогов по театральной деятельности  детей дошкольного возраста  и создание  в  ДОУ условий для  их самореализации.

    1.Проведение  теоретического  семинара   для  воспитателей ДОУ  на тему: «Виды театров и их рациональное использование в ДОУ».

    2. Консультация для  воспитателей «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности».

    3. Консультация для воспитателей «Развитие театрализованной деятельности как форма проведения творческих развлечений с детьми».

    4. Смотр-конкурс театральных уголков в группах.

    5. Проведение открытых занятий   по театральной деятельности   воспитателями младших групп.

    6. Проведение педагогического совета на тему:  «Театр как  средство развития и воспитания детей  дошкольного возраста».

    Работа с родителями

    Цель: сближение  позиции ДОУ и семьи  к совместной творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.

    1.Проведение бесед, консультаций, анкетирования.

    2. Организация выставки – конкурса театральных кукол  и декораций (сделанных руками родителей).

    3.Организация совместного развлечения  с использованием элементов театральной деятельности.

    4.Викторина для родителей  «Дети и театр».

    Работа с  детьми.

    1.Проведение цикла занятий, игр.

    2.Подготовка и показ открытого занятия «Мы играем в театр».

    Заключительный

    Презентация  проекта, показ открытого занятия на КМО.

    Этапы работы

    К театрализации привлекаются и педагоги, которые, как и дети, берут на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

    Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями изготовили декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.).

    В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

    Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект  позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности

    Театрализацию в работе с детьми применяем с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности будут усложняться, дети будут инсценировать небольшие сказки, поэтические произведения.

    С малышами  уделяем внимание отражению сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используем упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.

    В целом добиваемся того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.  В работе с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяем речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе с детьми сочиняем маленькие истории, все вместе придумываем диалоги героев.

     В танцевальном творчестве внимание уделяем воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях используем различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др.

    Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и т.д.

    В процессе работы добиваемся выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнять других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

    Проект рассчитан на  год обучения, занятия строятся по принципу увеличения объёма действий детей.

    I. “Театральный букварь”, так называемая “первая ступенька”, представляют собой цикл интегрированных занятий, включающих в себя игры на развитие внимания, воображения, на развитие и дифференциацию вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации, а также музыкально-слуховых ощущений.

    Освоение театрального творчества начинается с пропедевтического этапа - специально организованного общения дошкольников в рамках театрального творчества, который постепенно вводит ребёнка в занимательнейший мир театра. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является способом адаптации ребёнка в новом коллективе; средством выработки у него целенаправленных действий по освоению окружающей реальности; условием для личностного развития и творческого роста ребёнка.

    Этот вид деятельности помогает проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации, активизирует желание детей действовать, развивает готовность к позитивному принятию позиций другого человека, способствует выработке качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.

    В процессе занятий у детей формируются:

    - навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие);

    - развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые и тактильные анализаторы и умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;

    - формируются первоначальные обобщённые представления о понятиях “художественный образ”, “средства создания художественного образа”

    - формируются конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами (пантомима, речеинтонация, тембры детских музыкальных инструментов);

    - закладываются основы сценической речи;

    - формируются вокально-хоровые навыки и навыки музыкально-ритмических движений.

    II. “Музыкальный театр”, так называемая “вторая ступенька”, представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке спектакля. Навыки, полученные в процессе занятий на “первой ступеньке”, развиваются и закрепляются детьми в продуктивной музыкально-сценической деятельности.

    Таким образом, этот этап является репродуктивно-творческим. Занятия в разделе программы “Музыкальный театр” призваны объединить все способности ребёнка и приобретённые умения и навыки для максимального использования его творческого потенциала при создании музыкального спектакля как творческого продукта большого коллектива маленьких актёров.

    Методики

    Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

    - восприятие музыки;

    - песенно-игровое творчество;

    - пластическое интонирование;

    - инструментальное музицирование;

    - художественное слово;

    - театрализованные игры;

    - сценическое действие с единым художественным замыслом.

    Наиболее эффективными, которые мы используем  при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:

    - «Послушай и расскажи»

    - «Послушай и протанцуй»

    - «Послушай и сыграй»

    - «Слушай и пой» и др.

    Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяем такому виду деятельности, как, ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок  образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

    Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

    1. Инсценировка песен;

    2. Театральные этюды;

    3. Развлечения;

    4. Фольклорные праздники;

        5. Сказки, театрализованные представления.

    На занятиях широко используем методы развивающего обучения, с помощью которых  решаем стоящую перед нами учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.

    Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные нами цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

    Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.

    Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает». Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

    Ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям выступает и метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

    Основной формой проведения занятий является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе музыкально-театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С. Станиславский, Л.А. Волков), основополагающими компонентами актёрской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.

    В работе также используем ритмопластику, которая  направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. В ритмопластике движения должны соответствовать музыке, быть доступными двигательным возможностям детей, поэтапными по содержанию игрового образа, разнообразными, нестереотипными. В современном ритмопластическом танце полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

    Выводы:

          С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

         Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

         Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

     

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта