Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные работы

  • Факт солидарности и норма солидарности

  • Теория государства.

  • !!!ТЕПЕРЬ ПРО ИНТСТИТУЦИОНАЛИЗМ М. ОРИУ!!! ПОЕХАЛИ!!! Ориу Морис (1856-1929)

  • Задачей государства

  • Политические правовые учения. Ж. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40


    Скачать 285.67 Kb.
    НазваниеЖ. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40
    АнкорПолитические правовые учения
    Дата11.10.2022
    Размер285.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIPPU_1-50.docx
    ТипДокументы
    #727866
    страница40 из 44
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44

    45. Общая характеристика «солидаризма» Л.Дюги и «институционализма» М. Ориу.



    Дюги Леон (1859-1928) — французский социолог, профессор права, представитель политико-правового учения солидаризма. По жизьке у него ничего интересного. Родился во Франции в семье юриста. Всю жизнь в преподом на юр.факе в университете проработал.

    Эпоха. Со второй половины XIX в. представления широких масс населения о государстве формировались под сильным воздействием теорий анархизма и марксизма. Теоретики анархизма и марксизма отрицали фундаментальную ценность института государства: анархисты не признавали значимость государства для современного общества, а марксисты — для будущего человеческого общества.

    На рубеже XIX-XX вв. западная наука о государстве разрабатывалась в рамках университетской науки, не находя отражения в сознании народа. Теории анархизма и марксизма оказали заметное влияние на развитие классической университетской науки о государстве. Защита ценности государства, которую отрицали анархисты и марксисты, нашла свое отражение в теории институционализма Мориса Ориу.

    Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного права» (1911).

    Л. Дюги испытал влияние идей О. Конта, основателя социологии как науки, автора понятия «солидарность», Э. Дюркгейма, который считал общественное разделение труда основой солидарности между классами. Дюги не признавал теорию К. Маркса. Он считал, что «учение о борьбе классов есть отвратительная доктрина»; «мы не идем к уничтожению одного класса другим, а напротив, к режиму координации и иерархии классов».

    Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это социальные существа, они связаны между собой в силу общности потребностей и общественного разделения труда, и потому объективным становится факт солидарности. Солидарность — это закон функционирования общества. Факт солидарности начинает осознаваться людьми и порождает социальную норму — норму солидарности.

    Норма солидарности стоит выше государства и позитивного законодательства, которые лишь служат для ее осуществления. Эта норма права изменчива, как и само человеческое общество. «Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности и делать все для развития этой солидарности» — таков смысл этой нормы.

    Обосновывая свою концепцию солидаризма, Дюги считает, что общество делится на классы, где каждый класс выполняет свою социальную функцию, свой долг. Между классами существует «особенно тесная взаимная зависимость» (тесная солидарность), они совершают часть работы, выпадающую на их долю согласно общественному разделению труда. Каждый класс зависит от другого (предприниматели необходимы обществу, также как пролетарии), т.е. классы должны солидарно трудиться в общественном производстве.

    Теория государства. Будущему обществу будет соответствовать новая форма государства, не похожая ни на одну из всех исторически предшествовавших. Государство в лице своих правителей будет не командовать обществом, а служить ему. Это такая форма государства, при которой наибольшая сила будет принадлежать не какому-то привилегированному классу, а действительному большинству из представителей всех классов и всех партий.

    Дюги выступал за сохранение двухпалатной структуры парламента (палата депутатов и сенат), однако предложил отказаться от всеобщего «индивидуалистического» избирательного права и заменить его «органическим» пропорциональным представительством: палата депутатов будет представительством всех существующих партий; а сенат будет представительством всех профессиональных организаций (синдикатов).

    На основе синдикатов будет переустраиваться общество. Синдикаты объединяются в федерацию, что неизбежно приведет к децентрализация политической власти. Власть распределится между синдикатами, которые будут выполнять различные социально-экономические и политические задачи, а деятельность правительства сведется лишь к контролю и надзору.

    Таким образом, в качестве важного принципа солидаризма Дюги выдвинул идею синдикализма (профессионально-корпоративное представительство в государственной власти всех слоев населения).

    Какие предложения мы имеем по итогу:

    - каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы;

    - в палате депутатов пропорционально представлены все партии;

    - сенат (высший трибунал) является собранием синдикатов, он определяет «законность закона» и состоит из равного числа представителей каждого класса;

    - власть распределяется между синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач;

    - эта синдикальная федерация обеспечивает всеобщее образование, здравоохранение, социальное обеспечение, охрану труда и т.д.

    !!!ТЕПЕРЬ ПРО ИНТСТИТУЦИОНАЛИЗМ М. ОРИУ!!!

    ПОЕХАЛИ!!!

    Ориу Морис (1856-1929)— французский правовед и государствовед, профессор и декан юр фака. Про него интересной инфы нет. Он, короче был под впечатлением от работ социолога Тарда и критически отнесся к формально-юридическому подходу к изучению государства. Что решил сам забубенить свою «более реалистическую» теорию государства.

    Основные работы: «Основы публичного права»; «Идеи Дюги. Два реализма».

    Ориу рассматривает общество как совокупность огромного числа институтов, а отличительным признаком института он считал направляющую идею.

    Ориу выделяет два типа институтов: корпоративные (государство, профсоюзы, церковь, ассоциации, торговые общества) и вещные (правовые нормы). Корпоративные Ориу рассматривал как корпоративные институты, как инструменты упрочения капиталистического строя. Задачей государства он считал направлять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, то есть нейтральной посреднической силой.

    Государство как социальный институт — это нечто целое, включающее в себя:

    - общую идею как направляющую силу (индивидуальная свобода, справедливость);

    - исторически формирующуюся национальную коллективную общность (гражданское общество);

    - суверенную власть;

    - правопорядок.

    М. Ориу затрагивает сложную проблему уважения к закону. От уважения или неуважения людей к законам, полагает Ориу, зависит, будут или не будут им подчиняться.

    В отличие от Руссо, который считал, что уважение к закону связано с выраженной в законе общей воли, Ориу полагал, что уважать закон и соответственно подчиняться ему необходимо всегда.

    М. Ориу — теоретик институциоиализма. К числу институтов, в которых есть направляющая идея, организация власти, совокупность процедур, Ориу относил не только государство, но и торговые общества, профсоюзы и т.д., заложив основы концепций плюралистической демократии (М. Дюверже и др.).

    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44


    написать администратору сайта