Политические правовые учения. Ж. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40
Скачать 285.67 Kb.
|
47. Политико-правовые аспекты идеологии национал-социализма.В начале 20-х гг. текущего столетия в Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, обремененной множеством экономических и социальных трудностей, политических и идеологических конфликтов, возникло национал-социалистическое движение. Оно явилось своеобразным выражением того глубокого общественного кризиса, который охватил в ту пору одну из крупнейших стран Европы. Национал-социалистическое движение выступило с собственной программой преодоления трудного кризиса и развернуло борьбу за переустройство Германии на принципах национал-социализма. Экономические неурядицы, имевшие место в Германии 20-х–начала 30-х гг., дряблость тогдашних государственных структур, ожесточавшиеся политические конфликты и идеологические противоборства – все подобного рода вещи, вместе взятые, порождали в массовом мировосприятии ощущение наступившей смуты, крайне дискомфортное ощущение зыбкости социального бытия. Неодинаковыми виделись экономическая стабильность, авторитетное и твердое политическое руководство, гарантии от общественных потрясений в разных группах германского общества. Однако у многих стремление к спокойствию, устойчивости и порядку трансформировалось в требование создать «сильное государство», избавленное от таких «пороков», как «демократизм», «парламентаризм», «плюрализм» и т.п. Особое раздражение и протесты вызывал тот факт, проистекавший из итогов Первой мировой войны, что оказались оскорбленными и униженными величие и честь Германии. Веймарский режим клеймился как «преступно бездеятельный», ничего существенного не предпринимающий для национального самоутверждения немцев, для возрождения «великой Германии». Заметное место в тогдашнем массовом мировосприятии занимали надежды на установление «справедливости», упования на «справедливую социальную политику». Понималось, правда, «справедливое» весьма различно. Разорившиеся рантье, например, желали возвращения былого богатства, поглощенного пучиной инфляции. Ремесленники и мелкие торговцы со «справедливостью» связывали защиту от банков, трестов, универмагов. Разорившиеся крестьяне– дешевые кредиты, протекционистские пошлины и высокие цены на сельскохозяйственные продукты. Для бывших буржуа, ставших рабочими, «справедливым» являлось бы возвращение к их прежнему социальному статусу. Для бывших военнослужащих – повышение пенсий и проч. Ущемленные жизнью люди жаждали благодетеля, который бы принес им «справедливость», т.е. заботливо опекал их, оберегал от ударов судьбы, не давал в обиду. Спекулируя на жажде такой «справедливости», обещая ее, национал-социалистические, фашистские демагоги заработали изрядный политический капитал – доверие миллионов и миллионов немцев. Его они сумели обрести, в частности, путем настойчивого внедрения в общественное сознание духовных ценностей, которые страшно понижали политико-правовую культуру, нравственный и интеллектуальный уровень немецкого народа. У этих ценностей были свои соответствующие истоки. Рассмотрим 3 основные. Немецкий национализм. Он включал в себя как признание этнического (охотнее и чаще даже расового, т.е. прежде всего биологического) начала решающим фактором общественно-исторического процесса, так и идею (а равно чувство) превосходства немецкой нации над остальными нациями, народами. Этот национализм был насквозь пропитан антисемитизмом. Концепцию исконного неравенства рас, их деления на «полноценные» и «неполноценные», идею борьбы «благородных» рас против «неполноценных» как содержания всемирной истории первым соединил с «германством» Хьюстон С. Чемберлен (1855–1927). Второй идеологический источник немецкого национал-социализма – вся доморощенная доктрина национального социализма. В 1919 г. вышла в свет книга Освальда Шпенглера (1880–1936) «Пруссачество и социализм». Шпенглер утверждал: «Старопрусский дух и социалистический образ мыслей, ненавидящие сегодня друг друга братской ненавистью, есть фактически одно и то же». Отличительная черта немецкого, «прусского социализма»– торжество принципа чиновничества, согласно которому буквально каждый член немецкой народной общности независимо от рода его занятий обретает и реализует статус чиновника, находящегося на службе у государства; частнособственнический уклад жизни остается неколебимым, но производство и обращение организуются посредством государства. В нем царит порядок, базирующийся на казарменной дисциплине и строгой иерархической субординации. Третий идеологический источник национал-социалистических воззрений – традиция антилиберализма, издавна бытовавшая в Германии. Либеральное направление в политике и идейной жизни подвергалось там беспрерывным нападкам на протяжении всего XIX в. Идейное ядро этих национал-социалистических представлений — проект тоталитарной политической власти. Данная власть есть институциональная система, которая берет под свой абсолютный и непререкаемый идеологический, политический (а по возможности и экономический) контроль как все общество в целом, так и важнейшие сферы его жизнедеятельности. По их убеждению, государство должно быть одним из элементов германской политической общности, которая имеет три составляющие: 1) «движение» (т. е. Национал-социалистическая немецкая рабочая партия); 2) «государство» (государственный аппарат); 3) «народ» (т. е. немцы, организованные в различные непартийные и негосударственные объединения). В структуре германской политической общности приоритетом обладала одна партия – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП). Чтобы туда войти не обязательно быть из хорошего рода, главное – ты должен быть готов на все ради достижения общей цели. Чего хотела нац-соц партия? Установить фашистскую однопартийную политическую систему (устранить с социальной арены всех политические партии и общественные группировки), превратить фашистскую партию в монопольного обладателя публично-властных прерогатив и в институт, осуществляющий монопольное идеологическое господство, а также установить безраздельный контроль фашистской партии над государством и лишить последнее роли самостоятельного политического фактора. Диктат нацистской партии над государством предлагалось обеспечить с помощью ряда средств: - Назначение на все мало-мальски заметные государственные посты исключительно членов нацистской партии; - Сосредоточение на самом верху политической пирамиды государственной и центральной партийной власти в одних и тех же руках; - Узаконение самим государством повсеместного партийного контроля над всеми государственными органами, их кадрами и деятельностью; - Передача государственных функций органам нацистской партии; - Слияние родственных, «однопрофильных» государственных и партийных формирований; - Установление государственной платы (подобно жалованью чиновникам) партийным функционерам, которые занимаются собственно партийно-организационной и агитационно-разъяснительной работой. В идеале должно было получиться государство, где покончено с демократией, преодолены индивидуализм и раздробленность буржуазного общества. Такое государство должно было сложиться на расовой основе и структурироваться по сословиям, сотрудничающим во имя высших интересов нации. В нем нет места гражданам, там все – подданные, которые обязаны служить государству и исполнять его приказы. В этом государстве торжествует постулат: решения (веления) сверху вниз, ответственность снизу вверх. Руководство таким государством должно было осуществляться исключительно вождем (фюрером) – Гитлером . Субстратом государственности выступает «народ», «народная общность». Нацисты уверяли, будто «народ» для них — основополагающая ценность. немецкий народ есть общность людей, объединенных главным образом одной кровью. Постоянство, неизменность этой крови обеспечивает континуитет и вечность немецкого народа. Сохранение биологической чистоты крови («арийской», «нордической» и т. п.) составляет едва ли не наивысшую национальную цель. Народ становился неким боготворимым сверх-Я, инстанцией, которая определяет человеческое существование вообще, детерминирует все деяния людей. Дабы покончить со свободной автономной личностью, растворить гражданина в безликой унифицированной массе «народной общности», пропагандировалось то мнение, что отдельно взятый человек принадлежит в первую очередь не самому себе, а своему народу, ибо от него он получает жизнь и место в социальной жизни (примечание автора: АЖ ЗИГУ КНУТЬ ЗАХОТЕЛОСЬ. ОТ СЕРДЦА К СОЛНЦУ, ТАК СКАЗАТЬ). В чем же все-таки заключается специфика национал-социалистического правопонимания? Признание правообразующим фактором, почвой права расы, национального духа. Нацистские правоведы, взявшие на вооружение «фюрер-принцип», видели в вожде единоличного творца права. По их мнению, фюрер, вынося соответствующие решения относительно права, формулирует «народные законы жизни», которые не подчиняются каким-либо абстрактным правовым постулатам. «Все, что полезно народу, есть право; все, что ему вредит, — не право». Здесь отчетливо выражена Еще одна характерная черта нацистской трактовки права — прямая постановка его на службу политической конъюнктуре, политической целесообразности. Судебная власть лишалась подобающей ей самостоятельности, независимости. Имперское министерство юстиции установило полный контроль за деятельностью судов, связанной с вынесением решений и приговоров. Фюрер присвоил себе прерогативы не только верховного судьи. Фашистские идеологи выдвигали тезис, согласно которому преступное поведение, даже не подпадающее под признаки указанных в законе преступлений, должно наказываться, коль скоро будет сочтено оно «наказуемым в соответствии со здравым смыслом народа». Судьям предписывалось при принятия решений «в меньшей степени исходить из закона и в большей из принципиальной идеи, что правонарушитель должен быть удален из общества». ХВАЛА НЕБЕСАМ, ПОТОК ВОДЫ ОСТАНОВЛЕН. ПЕРЕХОДИМ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ. ГОСПОДИБОЖЕ, ДАЙ ВСЕМ НАМ СИЛ |