Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные работы

  • «Чистые» типы легитимности (оправданности) господства.

  • Понятие современного государства.

  • Характеристики государственной бюрократии.

  • Концепция патримониального (patrimonial) государства

  • Исторические типы права.

  • Политические правовые учения. Ж. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40


    Скачать 285.67 Kb.
    НазваниеЖ. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40
    АнкорПолитические правовые учения
    Дата11.10.2022
    Размер285.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIPPU_1-50.docx
    ТипДокументы
    #727866
    страница43 из 44
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44

    48. Теория политической власти М. Вебера.



    Макс Вебер (1864—1920) – немецкий социолог, историк, экономист и юрист, видный общественный и политический деятель. Родился в Германии, в обеспеченной семье. Батя был известным гос. служащим, членом национал-либеральной партии. С юности интересовался политикой. Учился на юр.факе, но его интересы не ограничивались лишь этой областью знаний: в студенческие годы он также занимался политэкономией и экономической историей. Уже к 30 годам стал профессором в универе. По своей политической ориентации Вебер был буржуазным либералом, и его взгляды имели характерный для немецкого либерализма XIX в. научно-политический оттенок.

    Эпоха. Бурное развитие естественных наук и технологий. Для политической ситуации последней четверти XIX в. в Германии была характерна борьба немецкого юнкерства и буржуазии. 1914 г. — начало Первой мировой войны, Октябрьская революция в России 1917 г., через год — революция в Германии, капитуляция Германии в 1918 г., Веймарская республика.

    На его взгляды повлияли французский историк и социолог Токвиль (1805-1859), немецкий философ Гегеля и др. критически относился к материалистическому взгляду на историю К. Маркса.

    Основные работы: «Хозяйство и право» (1922); «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913); «Политика как призвание и профессия» (1918).

    Содержание политико-правового учения. Социологическое понятие современного государства. М. Вебер использовал социологический и исторический подходы к пониманию современного государства. Любое государство, как факт наблюдаемый, невозможно определить, анализируя лишь разнообразную деятельность государства в различные исторические эпохи.

    Вебер полагал, что, с одной стороны, нет таких задач, которые те или иные государства не стремились бы решать, а с другой — трудно назвать исключительные задачи, которые могло бы решать только государство.

    Но если невозможно назвать эти исключительные задачи (экономические, политические и др.) и на основе этих задач дать определение государства, то средство решения этих задач назвать можно — это легитимное физическое насилие. Для определения современных государств (а также государств, им предшествующих) Вебер называет это насилие специфическим средством, которое государства могут использовать для выполнения этих задач: «Государство есть то человеческое общество, которое внутри определенной области — "область" включается в признак! — претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия».

    «Чистые» типы легитимности (оправданности) господства. Вебер различал три «идеальных» типа легитимности (оправданности) такого рода господства:

    1) традиционный;

    2) харизматический;

    3) легально-рациональный.

    Традиционный тип легитимности позволяет людям оправдать власть, которой обладают патриархи и патримониальные князья. В этом случае основанием легитимности выступает уважение к сложившейся традиции, т.е. «авторитет нравов, освященных искомой значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение».

    Харизматический тип легитимности позволяет людям оправдать власть, которой обладают над ними: пророк, «избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь». В этом случае основанием легитимности выступает уважение к внеобыденному личному дару (харизме) какого-либо человека, которому можно полностью и слепо довериться и который становится для народа вождем-героем.

    Легально-рациональный тип легитимности позволяет людям оправдать власть современных «государственных служащих». В этом случае основанием легитимности выступает уважение к законам — рационально созданным правилам, которыми строго определена компетенция государственных служащих.

    Понятие современного государства. М. Вебер определил современное государство как осуществление тенденции возрастающей интеллектуальной рационализации западного капиталистического общества.

    Современное государство — отрицание политических образований, существовавших на Западе в феодальную эпоху. Тогда сеньор осуществлял свое господство с помощью самостоятельной «аристократии» (вассалов), разделяя с нею господство. Современное же государство возникает лишь тогда, когда кто-то (государь) все функции управления берет «под собственный контроль, назначает оплачиваемых чиновников и таким образом осуществляет «отделение» должностных лиц от орудий их деятельности».

    «Современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех сословных функционеров с их полномочиями, которые раньше распоряжались этим по собственному произволу, экспроприировал и сам занял вместо них самые высшие позиции».

    Характеристики государственной бюрократии. М. Вебер вывел закон роста бюрократии, т.е. роста числа должностей и «спроса на такие должности как формы специфически гарантированного обеспечения», во всех человеческих обществах.

    Вебер сформулировал шесть признаков современной бюрократии (власти чиновников), включая и государственную бюрократию:

    1) каждый чиновник обладает соответствующей компетенцией, зафиксированной в законах и инструкциях, — «рационально установленных», «корректно сформулированных» и «обнародованных» нормах, поэтому деятельность чиновников всегда носит оффициальный характер; осуществляется на постоянной основе в целях эффективного управления; опирается на четкие правила, регулирующие в случае необходимости применение принуждения — физического или иного; осуществляется лицами, которые обладают «качествами, которые от них требуются»;

    2) существует иерархия чиновников, которая позволяет осуществлять контроль нижестоящих служащих вышестоящими;

    3) управление осуществляется на основе письменной документации (дела, архивы), которая «сохраняется в своей первоначальной форме»;

    4) управленческие функции выполняют профессионально подготовленные лица;

    5) управление требует полной занятости, а не так, как было раньше, когда «административная работа выполнялась как второстепенная»;

    6) управление основывается на общих правилах, более или менее стабильных, полных, которые могут быть заучены.

    Концепция патримониального (patrimonial) государства.

    До Вебера такого термина «патримониальное господство» не было. Томас Гоббс указывал на существование патримониальной монархии, а Иммануил Кант писал о «патерналистском государстве» (imperium paternale), приравняв его к деспотии.

    В XX в. М. Вебер выделил особый вид патерналистского господства — патримониальное господство: «Патриархальному (и патримониальному — как его разновидности) господству свойственно то, что наряду с системой непреложных, абсолютно священных норм, нарушение которых влечет за собой дурные магические или религиозные последствия, действуют своеобразный произвол и милость господина, основанные в принципе на чисто "личных", а не "объективных" отношениях, и потому "иррациональные"».

    Патримониальное господство предполагает существование неограниченной личной власти, основанной на традиции. При патримониальном господстве нет граждан, за которыми признаются личные и политические права, а есть лишь подданные, и государство понимается как собственность правителя. При патримониальном господстве государство представляет собой «гигантское поместье». Крайней формой патримониального господства для Вебера являлась «султанская деспотия», при которой султан не только является собственником всей земли, но и обладает полным господством над людьми, проживающими на этой земле.

    Исторические типы права.

    Тип права

    Источник возникновения права

    Примитивное

    Иррациональное сознание «живых оракулов»

    Прецедентное и каутелярное

    Судейский опыт

    Октроированное

    Дар теократических и светских властей

    Профессиональное (по форме) и рациональное (по содержанию)

    Профессиональное правотворчество и правосудие


    Вебер считал, что развитие права на Западе обусловлено не только изменениями в сфере экономики, но также значительное влияние оказали политические факторы: соотношение светской и теократической властей; правовой персонал, который играл «решающую роль в формировании права, что в сильной степени определяется стечением политических обстоятельств»; и др.


    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44


    написать администратору сайта