Главная страница

Женщина высшего пилотажа. Женщина высшего пилотажа вероника Хацкевичженщина высшего пилотажа редактор Марина ГолубеваКорректор Ольга АнасьеваХацкевич В


Скачать 2.06 Mb.
НазваниеЖенщина высшего пилотажа вероника Хацкевичженщина высшего пилотажа редактор Марина ГолубеваКорректор Ольга АнасьеваХацкевич В
Дата14.11.2022
Размер2.06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЖенщина высшего пилотажа.pdf
ТипКнига
#788270
страница14 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
Вероника Хацкевич
АРХЕТИП И НАСЛЕДОВАНИЕ
Задумайтесь на мгновение, какая вы женщина. По душе ли вам карьерный рост или вы домоседка и души не чаете в детях? А мо- жет, семья не кажется вам столь уж важной, но вот без мужчины вы себя женщиной не мыслите? Все это говорят архетипы — от- части мы получаем представление о самих себе, свои склонности и предпочтения именно из бессознательной сферы нашей личности.
Можно утверждать, что архетипы соответствуют женским возрастам или определенному историческому периоду. Скажем, женщина в юном возрасте воспринимается окружающими как воз- любленная, а более зрелая женщина — как мать, пожилая — как мудрая и опытная наставница.
Темные века требовали от женщин покорности, а эпоха Ренес- санса, напротив, приветствовала просвещение и любовь, наконец, война породила поколение мужеподобных женщин, освободила в женщине мужское начало, дала возможность ему развернуться, и женщины заполонили мужские сферы деятельности.
ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПА — ЧЕТЫРЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЖЕНЩИНЫ
Архетипы женщины — это ее опора на жизненном пути.
Впрочем, если в вашей жизни не повстречалась ни одна достойная представительница женского пола, то и опора ваша будет слабой.
У вас не будет четкого представления о том, какой должна быть женщина, или будет представление неверное, которое не поможет вам разрешить трудную жизненную ситуацию, разомкнуть круг, в котором вы вертитесь, возможно, не один год.
Как построить отношения с партнером, как стать женщиной, которую любят и которая нужна, к которой обращаются за советом, которую не бросают, с которой готовы идти рука об руку на протя- жении всей жизни? Как найти партнера себе под стать?
Попробуйте разобраться в себе как в женщине. Четыре архе- типа могут стать путеводными звездами на этом нелегком пути.

141
Женщина высшего пилотажа
ИНСТИНКТЫ И ИНТЕЛЛЕКТ
В женщине испокон веков видят сочетание добродетели и ко- варства. «Мужчина хочет сделать из женщины грешницу или ан- гела. Грешницу — чтобы с ней развлекаться, ангела — чтобы быть им любимым с нерушимой преданностью. Но истинная женщина ломает его планы, ибо для нее нет ни греха, ни святости...» — на- писали во всемирно известном романе супруги Анн и Серж Голон.
Так какая она, истинная женщина?
Женщина, как считал Юнг, сочетает в себе четыре главных качества:
• Добродетель — Марию;
• Интеллектуальность или мудрость — Софию;
• Импульсивность — Еву;
• Эмоциональность — Елену.
Нетрудно догадаться, что Ева и Елена относились психологом к области инстинктивного, эмоционального, а Мария и София оли- цетворяли собой высшую добродетель и разумное начало.
ЕВА, ЕЛЕНА, МАРИЯ, СОФИЯ
Ева — архетип земной женщины. Она способна зачать, вы- носить и родить здоровое дитя. Во всем полагается на мужа. Евой руководят установки прагматичности и плотской любви. Ева стре- мится к защищенности, а взамен отдает мужчине себя. Темная сторона женщины Евы — разнузданная сексуальность, несдержан- ность и крайняя импульсивность.
Елена — архетип страстной женщины. Она убеждена, что все на земле достойны любви и сопереживания. Будучи быстро увле- кающейся особой, Елена эмоциональна, но довольно поверхност- на, ведь ее желания и стремления меняются порой с быстротой не- мыслимой. Темный аспект Елены — коварство. Она с легкостью льстит, обманывает, манипулирует, если считает, что цель оправ-

142
Вероника Хацкевич
дывает средства. А считает она так каждый раз, когда что-то или кто-то увлекает ее по-настоящему. Но беда только в том, что ка- ждое сильное увлечение Елены — настоящее.
Мария — добродетельная женщина. Ее главная установка — безусловная любовь к детям, поддержка мужа, порой безоговороч- ная, не поддающаяся логике. Мария лояльная жена, она никогда не изменит мужу. Это с нею можно идти хоть на край света, мож- но покорять неведомые земли, она стерпит нужду и лишения, если любит. Однако безусловная любовь может быть тем добрым наме- рением, которое становится частью дороги, сами знаете, куда. Де- структивная сторона архетипа проявляется в слепой уверенности, что только она знает, как правильно и как будет лучше для ее детей.
София — рассудительная женщина. Она стремится передать потомкам весь свой конструктивный опыт, научить моральному поведению. София не только дает жизнь, она хочет сохранить ее, поэтому передает детям навыки адаптации к реальности, в которой им предстоит жить. Если София при всей своей мудрости и выдер- жанности уверена, что только ее мудрость — единственно верный путь, то из мудрой, мягкой наставницы она может превратиться в монстра, безапелляционно диктующего другим, как им надо жить.
РАВНОВЕСИЕ ЧЕТЫРЕХ АРХЕТИПОВ
Сочетать в себе эти четыре архетипа: низменные порывы, ветреность, непоследовательность с разумом и добродетелью — совсем непросто. Кроме того, большинство женщин почему-то предпочитают проявлять только одну свою сторону, демонстриру- ют себя в роли роковых соблазнительниц или интеллектуальных добропорядочных матрон, забывая о том, что как бы мы ни стре- мились скрыть свои инстинкты и отрицательные эмоции, они все равно возьмут вверх, проявив себя в виде нервных расстройств.
Найти равновесие — значит понять свои порывы, научиться доверять внутреннему голосу, сохраняя при этом трезвость ума и уважение к собственной чести. Согласитесь, на «Евах», может

143
Женщина высшего пилотажа
быть, и женятся, но бегают к «Еленам», а отдыхают душой с «Со- фиями» и «Мариями».
А ведь семья и жизнь в отношениях подразумевает все четыре аспекта: партнеры должны хранить верность, поддерживать друг друга, но уметь друг друга развлечь и удивить как в физическом, так и в духовном плане.
Ева идеально готовит борщ, Елене нет равной в плотских уте- хах, Мария хранит верность, а София является идеальным собесед- ником и превосходным слушателем.
СОЗДАЙ СВОЙ АРХЕТИП
Пусть в жизни вы не встречали женщины, которой бы хоте- лось подражать — сильной, любящей, мудрой, умеющей постоять за себя и свою семью, и вам не с кого взять пример. Но вы можете создать образ этой женщины, опираясь на четыре архетипа, четы- ре аспекта женского начала, и начать следовать ему, а не советам подруг или вашей мамы, которая хоть и печется о вашем благе, все же не всегда дает мудрые наставления.
Отыщите в себе своих «Еву», «Елену», «Марию» и «Софию».
Будьте игривы и в то же время строги, умны, но и не бойтесь пока- заться глупой. Пусть ваша внутренняя сила не мешает обращаться за помощью к мужчине, ведь в слабости нет ничего зазорного.
Создайте в себе собирательный образ, объединив и примирив все четыре архетипа, взаимодействие которых непременно выльет- ся в нечто замечательное, например, долгосрочные отношения, ка- рьерный рост, крепкую, счастливую семью.
Таким образом, вы не только обзаведетесь четким внутренним представлением о мире и самой себе, но и без труда сможете де- монстрировать все свои ипостаси, особенности и грани, не опаса- ясь, что вас принизят.
Архетипы женщины — это ее опора на жизненном пути.

144
ГЛАВА 3.
ОСНОВНЫЕ АРХЕТИПЫ
И ИХ РОЛИ В ОТНОШЕНИЯХ
НА ЧЕМ СТОИТ ЖЕНЩИНА
Ж
енские архетипы — это столпы, на которых зиждется об- раз исключительной женщины. Исключительность ее со- стоит в умении сочетать уникальные качества, контроли- руя при этом теневые аспекты личности. Речь идет не о подавлении боли, агрессии, раздражения. Юнг, который много внимания уде- лял Тени как личностной составляющей, призывал к познанию са- мого себя, включая осознание теневых качеств, которые принято скрывать под маской и подавлять, не разрешая себе ни малейшего проявления негатива.
В этом женщины преуспели гораздо больше мужчин, ведь общество привыкло к агрессивному мужскому образу, но вот для женщины агрессивность считается неприемлемой, и социум осу- ждает негативные качества женщины, такие как раздражитель- ность, злость, ворчливость, обидчивость, мстительность. Но что же делать женщине, которая хочет быть успешной, исключитель- ной, но осознает, что если скрывать за улыбкой раздражение слиш- ком долго, то оно все равно прорвется, и тогда улыбка рискует пре- вратиться в оскал.
Как строить отношения, как встречать мужа, как общаться с коллегами, как не повышать голос на детей? Как готовить вкус- ные ужины, собирать родных за столом, быть нежной, любящей,

145
Женщина высшего пилотажа
понимающей и не перегореть, не устать от «женского счастья», не сбежать от него на край света? И как наслаждаться женским своим бытием, сознанием того, что вы женщина? Как не приесться друг другу, не примелькаться, пребывая в отношениях или в браке долгое время, относиться друг к другу так же трепетно, как в пер- вые месяцы дружбы? Как сохранить то, что уже создано, отноше- ния, которые уже построены и продолжают расти, развиваться?
Можно следовать стандартам, которые навязывает общество.
Пожалуй, вы знакомы с самым знаменитым, который гласит: «Де- вочки не сердятся». Это в отделе детской одежды девчачьи вещи пестрят единорогами, маффинами, цветами, кошечками, коронами.
Сложно представить взрослую женщину, которая привыкла управ- ляться своей жизнью при помощи заезженного стереотипа, майки с единорогом и плитки шоколада, необходимой, чтобы заесть раз- дражение, которое нельзя показывать.
В самом деле, стереотипы, призывающие скрывать свое ис- тинное лицо, оказывают людям плохую услугу, потому что лич- ность из многогранной становится упрощенной, неким подобием себя. Это требует усилий, поэтому все остальное женщина будет делать, скрывая раздражение и другие, часто неосознанные нега- тивные эмоции. Юнг говорил, что исключительной женщину де- лает отнюдь не сокрытие чувств, но открытие всех аспектов своей личности. Женщине, чтобы быть счастливой и успешной, надобно опираться на четыре качества, или основы, которые и представля- ют четыре основных женских архетипа. Речь идет об эмоциональ- ности, хозяйственности, дружелюбии, таинственности. С первого взгляда вам может показаться, что вышеозначенные качества про- тиворечат друг другу и эмоциональность, спонтанность исключает хозяйственность и домовитость, которые ассоциируются скорее с педантичностью, любовью к порядку, расчетливостью. Как это близкий человек, друг, может остаться непостижимым и таин- ственным? Ответы на вопросы можно найти, углубившись немного в эти качества, олицетворенные в женских архетипах, на которых
Юнг воздвиг образ идеальной женщины.

146
Вероника Хацкевич
Греческие боги вдохнули некогда жизнь в прекрасную Гала- тею, и пусть вы проживаете далеко от волшебных мест, где про- изошли эти удивительные события, но вы вполне можете упо- добиться Пигмалиону и поработать — нет, не над статуей, а над собой, над каждым из качеств. Ведь не только вашему партнеру нужна та самая юнговская Галатея, но и вы сами нужны себе такой, что умеет быть игривой и ласковой, деловитой, дружелюбной и та- инственной. Потому что каждое из этих качеств уникально, а собра- ние их в одном человеке превращает его личность в нечто большее, чем просто удивительное сочетание черт характера. Такой эффект носит название синергии, когда множество качеств вдруг «обрета- ют цвет и звук, и плоть, и страсть», становятся цельной личностью, женщиной, перед которой невозможно устоять.
Женщина, которая сочетает в себе качества четырех основных архетипов, в которой живут одновременно Елена, Ева, Мария, Со- фия, — это уникальная личность, способная играть роль пылкой любовницы, доброй матери, верной спутницы и непостижимой музы в жизни мужчины.
Я не буду говорить о самих архетипах, я буду говорить о важ- ных качествах отношений, пользуясь этой моделью.
ЕВА
Прародительница всех людей Ева — это мать, которая забо- тится об уюте, тепле, следит, чтобы все были сыты, одеты, обуты.
Она дарует материнское тепло и поддерживает огонь в очаге.
Евой — земным началом — владеет инстинкт. Она олицетво- ряет спокойствие и отдохновение души, потому что не может быть жизни на вулкане. Ведь вы же знаете историю: первые города были воздвигнуты на берегах рек, в плодородных долинах. Ева — это плодородная долина, в которой не страшно возделывать урожай.
С такой женщиной партнер чувствует себя в безопасности, кроме того, он уверен в своей мужской силе, способности защи- тить отношения, потому что Ева твердо знает, что ее сфера — это

147
Женщина высшего пилотажа
уютный дом, любимые дети и муж, о котором она неустанно забо- тится, гладит рубашки и стирает носки.
Ева — это все то, против чего ныне восстают женщины, стре- мящиеся к равноправию. Действительно, в этом нет ничего пло- хого, ибо безопасная, сытая жизнь пресна и для женщины, и для ее партнера. Такие отношения стабильны, но не удивляют, не вдох- новляют, а значит, развитие их в нечто большее, чем просто со- вместное комфортное проживание с целью воспитания достойных потомков, невозможно.
Хозяйка и мать — две роли, которые испокон веков навязыва- ло общество женщине. И женщина прекрасно с ними справляется, но часто она в своем старании переходит границы и становится ма- терью не только своим детям, но и... мужу, партнеру.
Мать — это нечто большее, чем просто хозяйственная жена.
Такая не только рубашку отгладит, но и удостоверится, что все пуговицы застегнуты правильно, воротничок отложен, а муж еще и шапку надел, если на улице морозец. Смешно, не так ли?
Но в таком грубом ниспровержении чужого права носить ру- башку сикось-накось нет ничего смешного.
НАРУШЕНИЕ ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ
Гротескный образ такой гиперопекающей женщины давно пе- рестал удивлять. Сколько раз вы слышали изречение, что мужчи- ны — это большие дети?
Гоните его прочь. Вместе с ним гоните всех тех, кто стре- мится вас в этом убедить. Ибо каждый имеет право быть ребен- ком в чем-то, но тот, кому в этом праве отказано, люто ненавидит детскость, игривость и стремится призвать всех к порядку. Детей он хочет сделать похожими на маленьких взрослых, а взрослых и вовсе обратить в некий эталон, идеал, загоняя образ любимого в жесткие рамки. Отсюда страсть к порядку, глаженым рубашкам, шапкам в мороз и сладостям только после супа. Возможно, ребенок стерпит такое отношение. Но взрослый мужчина, который всегда

148
Вероника Хацкевич
немного мальчик, а значит, бунтарь по природе своей, не станет терпеть. Возможно, некоторое время он будет наслаждаться забо- той, позволит вам напялить на него шапку, повязать шарф, назва- нивать на работу, контролируя каждый его шаг, но все это будет длиться до поры до времени. Наступит момент, когда ваша гипе- ропека встанет поперек горла, и тогда даже самый вкусный борщ не сможет удержать его дома, а ваши слезы из-за десяти пропущен- ных звонков будут лишь поводом холодно бросить вам что-то вро- де «истеричка» и снова хлопнуть дверью.
Вы не мать своему партнеру. Никогда не были ею и не стане- те. У вас нет права вторгаться в личное пространство вашего спут- ника, сколь благими бы ни были ваши намерения.
Абсолютным табу в отношениях, даже если вы живете вместе, растите детей, ужинаете за одним столом и принимаете душ вме- сте, являются проверка карманов партнера, просмотр его почты, обыск его рабочего стола, даже вмешательство в его личные дела, например, в рабочие отношения.
Возможно, вы привыкли к такому обращению и не видите ни- чего особенного в том, чтобы вскрыть чужое письмо или порыться в чужом столе, ведь для вас, живущей в отношениях, не существует понятие «чужого», так же как его не существовало для родителей, когда речь заходила о приватности, личной жизни. Вашу почту си- стематически проверяли, искали в карманах сигареты или презер- вативы, вашим друзьям давали наставления по поводу отношений, хоть вы о том и не просили.
Сопротивлялись ли вы такому обращению? Ведь сколько бы лет вам ни было, согласитесь, вы все же на всех возрастных этапах являетесь личностью, которая имеет право на приватность.
Или же смирились, но подросли и сами теперь выступаете в роли мамочки? Только не для детей, а следите за партнером, кон- тролируете каждый его шаг и называете это заботой и любовью.
Заботой можно прикрывать и более мягкое нарушение гра- ниц, когда вы вроде бы интересуетесь чужим мнением, но все рав- но делаете так, как считаете нужным в том, что касается другого

149
Женщина высшего пилотажа
человека. Вот пришел муж с работы, вы спрашиваете его, будет ли он ужинать. А человек не в настроении, может быть, переку- сил по пути, потому что задержался, может, устал и недомогает, он вам отвечает: «Нет, спасибо», а вы все равно решаете его накор- мить, разогреваете котлеты или стейк, шинкуете салат, завариваете чай. Что происходит? Вы вроде бы проявили участие к ближнему, но дальше слов не пошли, вас интересовало только соблюдение ри- туала, а в вечерний ритуал муж с больной головой и отсутствием аппетита не вписывается, да и вы не знаете, куда себя приткнуть, если не займетесь приготовлением ужина.
Непрошеная забота — это контроль. То же самое касается на- вязчивой заботы, отвергающей какие-либо отклонения от «един- ственно верного сценария», который, конечно, знаете только вы.
Возможно, иногда такой человек в отношениях удобен. Дей- ствительно, дома всегда царит порядок, можно не вмешиваться со своим представлением и до поры до времени не конфликтовать.
Однако к такому положению очень легко привыкнуть, особен- но если партнер склонен к созависимым отношениям, в которых не существует равенства, но всегда присутствует перетягивание каната или ведомый и проводник. Сын авторитарной матери будет искать себе женщину-мать, чтобы быть ведомым, но человека, вос- питанного в уважении к другому, такие отношения вряд ли устроят надолго. Кроме того, женщина, выступающая для своего партнера в роли матери, теряет сексуальную привлекательность, ибо мать — это объект асексуальный, ею можно восхищаться, ее можно лю- бить, носить на руках, дарить цветы, но вот желать ее в обществе не принято и стыдно. Поэтому влечение к женщине, претендую- щей на роль матери, контролирующей жизнь человека от «а» до
«я», гаснет, уступая место либо поклонению и повиновению, если партнер — человек зависимый, либо бунту и, в конце концов, раз- рыву отношений, расставанию, разводу.
Такие женщины рано старятся, брюзгливы, привередливы, а то и мужеподобны, поскольку на место сексуальности, чувствен- ности приходит неподвижность, утрачивается природная гибкость,

150
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта