Грантхавали. Кабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание)
Скачать 1.45 Mb.
|
34. Глава о наставлении34.1. Хари джи дает такое наставление: "О Кабир, слагай стихи, [чтобы помочь людям]!" Много людей [обитают] в океане бытия, но редкие достигают берега. 34.2. Век Кали скор [на воздаяния], не совершай дурных поступков. В левой [руке] зерно, в правой – серп; что посеешь, то и пожнешь (1). 34.3. Кабир: Человек затрудняется ответить на вопрос и объяснить, Куда исчезает [душа], которая только что произносила разные слова? 34.4. Кабир: Удали сомнения, рождение, смерть, заблуждения, И тогда пять элементов (2), [из которых состоит твое тело], растворятся в Истине, [и] душа достигнет спасения. 34.5. Если [ты] домохозяин, то [тебя] одолевают хлопоты; если отшельник, то [приходится] просить милостыню. Человек оказался в тисках [бытия]; о сант, [только] наставления [гуру] избавят тебя от [такого] состояния. 34.6. Отшельнику следует быть равнодушным [к бытию], домохозяину – великодушным. [Если] оба лишатся своих свойств, то существование их будет бессмысленно. 34.7. Как появляются плоды на дереве, так и ты веди себя. Собирая пайсу к пайсе (3), в конце концов соберешь тысячи и миллионы [благих деяний]. 34.8. Кабир: [если бхакт] навсегда возлюбит имя Хари, То уста [его] будут источать жемчуг [и] бесчисленное количество алмазов. 34.9. Говори такие слова, смирыв гордыню в душе, Которые охладят твое тело [от жара мирских страстей и] принесут счастье другим. 34.10. Бхакту следует быть осмотрительным и осторожным, Так хранить посуду и одежду, чтобы воры (4) не похитили [их]. Комментарий(1) Аллегорический образ сеятеля; "зерно" – благие дела, "серп" – дурные поступки. (2) См. примеч. 16 (13.30). (3) пайса – медная монета. (4) См. примеч. 20 (5.19). «Мирские люди обладают таким знанием различия между реальным и ложным, которое равно незнанию. Но истинное знание учит единству бытия. Незнание говорит: это золото, а это медь. Истинное знание говорит все золото. Всякое различение исчезает, когда является истинное знание» Рамакришна 35. Глава о вере35.1. Сначала Хари создал тело из семени. [Затем] сотворил уши, руки, ноги, душу, вложил в уста язык. Вверху – ноги, внизу – голова, в таком состоянии [Всевышний] держал [человека] девять месяцев (1). [В желудке] горит пища и вода, но ребенок не чувствует этого огня. 35.1. [Пребывая] в таком страшном месте, [эмбрион] никогда не остается в пустоте. Говорит Кабир: "О милосердный Кришна! (2) Почему ты покровительствуешь [человеку]?" 35.2. Почему люди постоянно кричат: "Голоден!", "Голоден!" [Неужели] тот, кто вылепил [этот] глиняный горшок и содеял рот, не способен наполнить его? 35.3. [О человек], признавай Творца! Почему просишь еды? Войдя в храм [своего] сердца, [где обитает Господь], стань беззаботным и засни счастливым сном. 35.4. Посей имя Рамы, [потому что] это семя – плодородное. Ороси поле – и, даже если потом земля засохнет, все равно это зерно даст урожай. 35.5. В душе пребывает драгоценная жемчужина, поминай [же ее] в [своем] сознании. Действуй, не суетясь. Господь позаботится [о тебе]. 35.6. Кабир: почему ты суетишься напрасно? К чему твои хлопоты? Хари джи исполнит все, не хлопочи напрасно. 35.7. Судьбу, предопределенную Всемилостивым, уже не изменишь (3). Судьбу не изменишь ни на йоту, хоть примени сотки тысяч [различных] средств. 35.8. Что [Всевышний] уготовил, то и будет. Судьбу не изменишь на на йоту, сколько ни бейся головой. 35.9. Не суетись, будь спокоен – Господин всемогущ. [Кроме людей] на свете существуют животные, птицы и другая живность. Как можно сосчитать, [сколько их]? 35.10. Святые не собирают богатств, им нужно лишь немного еды. Что просят, то [Всевышний] им [и] дает. 35.11. [Я] соединился с именем Рамы в своем сердце, и Яма потерпел урон. Я [полностью] доверился Всевышнему – [Его] слуга не отправится в ад. 35.12. Кабир: Почему тебя одолевает страх? [Ведь] Хари покровительствует тебе. Взобравшись на слона, не бойся, хоть тысяча собак будут лаять [на тебя]. 35.13. Сладка, как патока, еда подаяний, хлеб всех видов. Ни у кого [к тебе] нет претензий – велик владыка без владений (4). 35.14 Основное в душе – сок любви; гордость и нежность – свойства тела. Все исчезнет, когда произнесешь: "Подай мне". 35.15. Просящий [подаяние], словно смерть (5), редок [тот], кто спасается от нее. Я говорю Рагхунатху (6): "Не заставляй меня просить". 35.16. Это тело – цветок розы, душа – пчела, [которая обожает ее необыкновенный [аромат]. Имя Рамы орошает их амритой, и появляются плоды веры. 35.17. Исчезла привязанность [к мирскому бытию], обрел веру в Брахму. Теперь у меня [ничего] другого нет – только надежда на Тебя. 35.18. Почему страдает тот человек, в сердце которого поселился Хари, [Ведь одна лишь [волна] Океана Хари смывает страдания и бедность. 35.19. Поглощен пением гимнов, [но в душе] не разорвал тенет сомнений. Все [в мире] – пустое без веры в Единственного. 35.20. Как в песне присутствует рыдание, а в рыдании – рага (7), Так и в байраги (8) может обитать [душа] домохозяина, а в домохозяине [душа] байраги. 35.21. Пением [религиозных гимнов] не смогли обрести [Всевышнего], [потому что] находились вдалеке от [Него]. [Но] тот, кто пел [с верой в Раму], полностью в Нем растворился. Комментарий(1) Первые два двустишия в оригинале идут без нумерации. (2) Кришна (букв. "черный") – самый почитаемый герой в индийской мифологии и самое популярное божество индийского пантеона (обычно его изображают окрашенным в синий цвет из-за темного цвета кожи), у Кабира – имя Всевышнего. (3) В двустишии Кабир декларирует неотвратимый характер судьбы, детерминированный волей Всевышнего. (4) Велик владыка без владений – Кабир оправдывает "нищенство" такого рода как путь к духовной и материальной свободе ("ни у кого к тебе нет претензий – велик владыка без владений"). (5) В данном случае Кабир порицает аскета, получающего подаяние от мирян, сравнивая его со смертью. (6) Рагхунатх – защитник царского рода (рагху, букв. "защитник", "опора рода"); у Кабира – одно из имен Всевышнего. (7) См. примеч. 5 (12.4). (8) Байраги – отшельник, аскет преимущественно вишнуитского толка. «Поверить, что в дровах содержится огонь – это вера. Но другое дело – извлечь этот огонь из дров, сварить что-нибудь на этом огне, съесть и достигнуть затем мира и счастья. Таким образом верить, что Бог существует в мире и поймать отдаленный проблеск Его – это одна вещь; но вступить в непосредственное сношение с Ним, наслаждаться Его сообществом и вкусить духовного блаженства – другое дело» Рамакришна |