Главная страница

Грантхавали. Кабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание)


Скачать 1.45 Mb.
НазваниеКабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание)
АнкорГрантхавали
Дата19.04.2023
Размер1.45 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГрантхавали.doc
ТипДокументы
#1073895
страница40 из 47
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   47

Иметь – это значит гореть

* * *

Мы жить хотим легко... Но что это “легко”?
Искать значение не будем далеко:

Коль от имущества, что даже велико,
легко откажемся, – вот это есть “легко”!
* * *

Зачем вы, люди, жаждете наживы,
гнушаясь правды, что блестит светло?

Зачем вы жемчуг топчете красивый,
но цените дешёвое стекло?
* * *

Как только ложь и наглый лжец сойдутся,
они тотчас переплетутся,

А если с правдой этот лжец сойдётся,
их связь мгновенно распадётся.
* * *

Кабир, нет у тебя товарища в беде,
одна корысть царит везде.

Холодные сердца твой плач не потревожит,
и сердце верить им не может.
* * *

Кабир говорит, что богатство – блудница, –
весь мир уловить в свои сети стремится,

В силках оказались и старцы и дети,
один лишь Кабир разорвал эти сети.
* * *

Потаскухой себялюбья каждый хочет насладиться,
но не одному, а сразу всем принадлежит блудница,

Проведёт с одним мгновенье, чтоб с другим уйти тотчас,
и страдает мир-стяжатель, с этой тварью разлучась.
* * *

Кабир говорит, что корысть – маслодел:
весь мир выжимает, как масло из семени.

Спасётся лишь тот, кто расстаться посмел
с богатством и ложью – с пороками времени.
* * *

Грязный дождь корысти не замочит
тех, кто под дождём стоять не хочет,

Но промокнет тот, кто под дождём.
В дом вбежит он? Влага хлынет в дом!
* * *

Корысть сказала: “Встань передо мной,
Кабир, не повернись ко мне спиной!”

Но я решил, что подлую покину,
и, рассердясь, я показал ей спину,
* * *

Корысть – большая цапля – возжаждала питья.
Пьёт воду, оскверняя источник бытия.

И люди пьют, к дурному источнику прильнув,
и только лебединый остался чистым клюв.
* * *

“От мира я уйду, я святость изберу”, –
сказал, а сам лежишь в объятиях подруги.

Ни разу ты ещё не послужил добру,
но служат у тебя ученики, как слуги.
* * *

Легко святошей стать, красив удел аскета,
Но трудно стать рабом любви, добра и света.
* * *

С кружкой нищего святоша по земле блуждает втуне:
О добре забыл он ради этой кружки из латуни!
* * *

В сей страшный век позор и срам – скитальцев набожных деянья:
они проходят по дворам, выпрашивая подаянья.

Они походят на коров, что тычутся в чужой приют,
но лишь тогда они уйдут, когда по морде их побьют!
* * *

В сей страшный век удел аскетов прост:
они добро отвергли, мысль живую.

Корыстные, ссужают деньги в рост,
записывая в книгу долговую.
* * *

Спросил Кабир, взглянув на мир корыстный, старый:
“Где истинный святой, что стал добру оплотом?”

Кругом одни шуты, кругом одни фигляры,
и все они, увы, окружены почётом...
* * *

Вот жизни океан. И говорит Кабир:
“О, сколько, сколько раз я вразумлял сей мир:

“Корысть – баран!” Но мир держась за хвост барана,
желает переплыть просторы океана.
* * *

Глупца святошу обуяла спесь:
“Как много добрых дел свершил я здесь!”

Согнулся он под грузом разных дел, –
корысти среди них не разглядел.
* * *

Связан мир, как жертвенный козёл,
путами корысти... Нас гнетут

О семье заботы: сколько зол
мы познали из-за этих пут!
* * *

Муха в патоку попала, крылышками бьёт неловко,
лапками перебирает, вертит, бедная, головкой.

Так и ты погибнешь, если, путь избрав корыстный, лживый,
задохнёшься в этой тёрпкой, в сладкой патоке наживы.
* * *

Корысть и жадность – воры и враги:
Свой дом от лиходеев береги.

Но если в доме нет земных даров,
то нечего бояться и воров!
* * *

Что их твоих мы слышим уст?
“Я голоден. Горшок мой пуст”.

Но твой горшок наполнит тот,
кто сотворил горшок-живот.
* * *

Иметь – это значит гореть.
Скорей откажись от имущества, –

Не будешь ты мучиться впредь,
как Индра, достигнешь могущества.
* * *

Хозяин мой – торговец; он ведёт
свой честный торг из года в год.

Смотри: весь мир он взвешивает наш
без коромысла и без чаш.
* * *

Вот я свой дом поджёг...
Чтоб я тебе помог, –

Со мной, со мной пойдём,
я подожгу твой дом!
* * *

Лишь тот герой, кто сам с собой
ведёт суровый, долгий бой.

Ты станешь сильным, одолев
страсть, жадность, пьянство, злобу, гнев.
* * *

Душа, к богатству ты стремиться не должна,
к безделью, себялюбью, суесловью:

Когда распутницей становится жена,
супруг не смотрит на неё с любовью.
* * *

Находится мускус в пупке у оленя,
а тот его ищет в далёких лесах.

Пред Богом напрасны корыстных моленья:
находится Бог в человечьих сердцах.
* * *

Корысть растёт средь нас, но, лишь уйдя отсюда,
придёшь к её плодам, – и это ли не чудо?

Как чудо – молоко коровы без быка
или мать бесплодная мальца-озорника.
* * *

Что вижу я кругом? Дурным страстям в угоду
Мошенник пахтает не молоко, а воду,

Осёл питается лозою винограда,
И умирает он, как бы вкусивши яда,

Потомство буйволиц рождается безглавым
И пожирает всех, кто чист и кроток нравом,

Из книг священных пьёт баран всё то, что сладко...
Ясна ль тебе, Кабир, всех этих дел разгадка?

Отрёкся я от зла, корысти и гордыни,
И мира скрытый смысл открылся мне отныне.
* * *

Ты посмотри, как дерево порока
уже изъела трещина глубоко,

И дух зловонный от него пошёл...
Но берегись: окрепнуть может ствол!
* * *

Крадёт людей корысть, к наживе страсть
и продаёт их на базаре,

И лишь меня не удалось украсть
презренной этой твари.
* * *

Господь одел господ в шелка, одел в дерюгу нищих слуг,
Одним – кокосовый орех, другим он дал горчайший лук.

Зачем ты хочешь пить и есть, о неразумная душа?
Ты делай благо, – только так жить можно в мире, не греша.

Разнообразные тела из глины вылепил гончар,
Украсил жемчугом одних, другим болезни дал он в дар.

Скупого он обогатил. “Моё, моё!” – кричит скупец,
Ударит смерть его, тогда рассудок обретёт глупец.

Тот стал счастливым, кто постиг, что счастье – в правде и любви,
Он душу телу не отдаст, его ты мудрым назови.

“Послушайте! – сказал Кабир, – обман и зло – “моё”, “моё”,
На вас лохмотья лжи и зла, но время разорвёт тряпьё,

И душу вырвет из тряпья, и унесёт в урочный час,
И мы увидим в первый раз души сверкающий алмаз”.
* * *

К тому, у кого сто раз семьдесят ратных вождей,
Сто тысяч пророков, которые учат людей,

Сто тысяч мильонов священников шумных и праздных,
Почти что шестьсот миллионов правителей разных,

К тому, кто с престола взирает на мир свысока,
Дойдёт ли молитва такого, как я, бедняка?

Не то, что к престолу, который сияет вельможам, –
Приблизиться даже к воротам дворца мы не можем!

Помимо правителей – мощного царства столпов –
Имеет он триста и тридцать мильонов рабов.

Но есть милосердный, который ведёт нас ко благу,
Он чист, и Адаму свою доказал он отвагу,

А тот, кто избрал сладострастье, корысть и обман,
Творит сатанинское дело, имея Коран.

Сей мир, что посеял, порочный, деяние злое,
Теперь пожинает плоды, – это видишь ты, Лои?

Мы – нищие, а милосердный дарует нам свет.
Где силы возьму, чтобы дать ему верный ответ?

Кабир прибегает к нему, просит верной защиты, –
Да вниду я в рай, для безгрешного сердца открытый.
* * *

Твердыней тела овладеть ты можешь ли, мой брат?
Двойные стены у неё, тройные рвы у врат.

В ней пять укрытий, и тебе я назову их разом:
Дыханье, пища, и покой, и зрение, и разум.

Одной стеной стоит корысть, а злость – другой стеной.
Где силы взять, чтоб овладеть твердыней крепостной?

Бойницы – страсти, а тоска и радость – часовые.
Одни врата – добро и свет, а зло и тьма – другие.

Над крепостью начальник – гнев, а блуд – бойцов глава.
Начальник так вооружён: гордыня – булава,

Щит – наслажденье, а обман и жадность – лук и стрелы,
Шлем – себялюбье... Биться с ним решится ль воин смелый?

Как можно стражей крепостных свирепость победить?
Но способ изобрёл Кабир, чтоб крепость захватить!

Любовь я сделал фитилём, я пушкой сделал душу,
Я знанье превратил в ядро, – теперь я зло разрушу!

Внезапный залп – и крепость вся охвачена огнём.
Я правды обнажаю меч. Теперь мы бой начнём!

Достигнув крепостных ворот, сорвал я двери с петель,
Тогда склонились предо мной порок и добродетель!

Обрёл я свет и стал сильней укрытий, рвов и стен,
Начальник крепости тогда тотчас мне сдался в плен.

Я путы разорвал свои – страх перед смертью ложный,
И в крепость я вступил, и путь обрёл я непреложный.
* * *

С барабаном на плече Кабир
обошёл весь этот жалкий мир.

Приглядевшись, понял: ничего
нет ни у кого, ни у кого!
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   47


написать администратору сайта