Главная страница

Кафедра новейшей истории России Вопросы для подготовки к сдаче государственного экзамена Перестройка


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеКафедра новейшей истории России Вопросы для подготовки к сдаче государственного экзамена Перестройка
Дата27.09.2022
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаOtvety_na_GAK (1).docx
ТипДокументы
#701489
страница28 из 29
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

Основные этапы и направления развития советской культуры. «Социалистический реализм».



Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетиеНачало этого периода (1918-1921) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.К особенностям культуры того времени можно отнести следующие: утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма; активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. "Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда".Коренные изменения коснулись системы школьного образования Усиливается влияние идеологии на искусство, художественное творчество. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский с упрощенной системой развода. Шаг за шагом ликвидировались независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Основной задачей пролетарского искусства считалась не стилизация под прошлое, а созидание будущего.

Отечественная культура в период тоталитаризмаСоветская национальная культура 30-х гг. сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм и псевдооптимизм; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу.

Под жесткий идеологический контроль была поставлена наука. Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. В изобразительном искусстве утверждению социалистического реализма способствовало объединение художников в Ассоциацию художников революционной России. Таким образом, вторая половина 30-х гг. - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. Культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма. В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма.

Великая Отечественная война в истории отечественной культурыНа первом этапе войны предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким как радио, кинематография, печать. Более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. В годы войны советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.С.Шагинян и Ф.В.Гладкова. Во время войны были опубликованы первые главы романа А.Фадеева "Молодая гвардия". Огромной популярностью пользовалась поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин". Начало Великой Отечественной войны возродили русскую патриотическую тему в кинематографе. Для культурного обслуживания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры. Таким образом, перед лицом трагедии из подлинной культуры уходит идеологизированная лексика и на первый план выдвигаются вечные, глубинные, подлинно народные ценности. Отсюда поразительное единство культуры тех лет, стремление людей к защите своей Земли, ее традиций.

Послевоенная культура РоссииПереход от войны к миру создавал благоприятные условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно возрастали. В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. Но надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и идеологии в послевоенные годы не суждено было осуществиться. Литература и искусство по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс. В кино такая политика привела к резкому сокращению числа новых фильмов. В сложном положении оказались театры. В большинстве театров на сцене возобладал бытовой жанр.В целом послевоенная идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной для развития культуры и науки. Распространение получили догматизм, цитатничество. Крупные открытия зарубежных ученых в области квантовой механики, кибернетики объявлялись враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились.

Советская культура в период "Оттепели"Разоблачение культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы: Какова роль советской интеллигенции в обществе? Каковы ее взаимоотношения с партией? Как следует оценивать культурное прошлое СССР?Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма).В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов и демократов. Журналу "Новый мир", главным редактором которого был А.Т.Твардовский, принадлежит особая роль в духовной культуре этого времени. Своеобразными центрами инакомыслия стала деятельность театральных коллективов "Современника" и "Таганки". Их постановки, всегда воспринимавшиеся с определенным подтекстом, были своего рода протестом против надвигавшегося неосталинизма. Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца 50-х гг. означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена.

Культурная политика периода "Застоя"Более 20 лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов. Существенной особенностью социокультурной модели "застоя" было начало возрождения национальных традиций "снизу". Процесс "очищения" ядра русской культуры происходит через развитие городской культуры, объективно направленной на возрождение традиционных обрядов и ценностей, и через художественное творчество "деревенщиков", показавших самобытность и жизнеспособность русского села.Усиление административного нажима можно проследить в различных сферах культурной жизни. Росло число талантливых произведений, не укладывавшихся в установленные каноны и потому не дошедших до читателя или зрителя. Политическая неблагонадежность была достаточным основанием, чтобы ученый, писатель или художник лишался возможности заниматься творчеством. Некоторые творческие деятели из-за невыносимых условий работы покинули Родину. Все это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил советского общества. В целях регулирования тематики художественных произведений с середины 70-х гг. была введена система государственных заказов, прежде всего в области кинематографии. Возросло влияние цензурного пресса.Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х гг. отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества. 70-е гг. были временем подъема советского театрального искусства.. Центром музыкальной жизни оставался Академический Большой театр в Москве. В эти годы началась так называемая "магнитофонная революция". Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Повсеместно возникали молодежные клубы самодеятельной песни. Выделились два пласта в художественной культуре - официальный и неофициальный, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. Своеобразным феноменом неофициальной культуры стали "кухонные" диспуты московской интеллигенции, а также возобновление споров западников и славянофилов.

Отечественная культура и "перестройка" В ходе "перестройки" (1985-1991) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Нормализация отношений с Русским зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники". Граница между подцензурной литературой и "самиздатом" размывалась. На экраны возвращались "полочные" (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы. Началась реабилитация диссидентов.Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.
Советская культура - сложнейшее и неоднозначное явление. С одной стороны, она всегда определяла тенденции социокультурного процесса в мире, с другой - оказывалась под влиянием западной культуры в широком смысле этого слова. На всех этих этапах проявилась большая роль государства в развитии культуры, относительная пассивность населения, большой разрыв между культурой масс и ее наиболее выдающихся представителей.

Социалистический реализм — художественный метод, распространенный в искусстве СССР и других социалистических стран. Был одобрен на партийном съезде 1932 года как инструмент для укрепления авторитета партии и продвижения государственных идей.

Власти заметили влияние искусства на общественное мнение и решили использовать эту силу во благо развития социализма — так родился новый творческий метод.
Узнать творение соцреализма несложно. Типичные сюжеты: заводские труженики за работой, счастливые колхозники на фоне целины, первомайские марши, радостные пионеры, люди на субботниках, вожди на встрече с населением и все в этом духе. Художники будто рисовали кадры, типичные для советских фильмов, восхваляли труд — не за деньги, а за грамоты и места на досках почета. Картины реалистичны, в них нет метафор или абстракций. Цветовая гамма на полотнах светлая, пастельная.
Классический пример соцреализма — памятник Рабочему и колхознице, «идеал советской эпохи».

Перед публичной демонстрацией творчество нужно было согласовывать с идеями марксизма-ленинизма. Одобренные картины отвечали трем принципам:
— народность: понятность для людей без специального образования, простота.
— идейность: изображение ежедневных трудовых подвигов, которые люди совершали для построения светлого будущего.
— конкретность: cоцреализм не терпел метафор — только прямолинейность без образности и символов.

___

10. Культура во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

Литература. В культуре еще сохранялось какое-то время вольнодумство хрущёвской эпохи (был опубликован роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), но постепенно оно придавливалось властями. Вновь набрало силу искажение истины в угоду властям.

В период застоя развитие литературного творчества сопровождалось активным распространением всевозможной печатной продукции, что существенно увеличивало образованность населения. СССР стал одной из самых читающих стран мира. Большинство советских семей имели свои личные библиотеки.

Любимым жанром властей был производственный роман, где описывались будни советской экономики, когда возникающие проблемы решаются мудрым партийным руководством. Был объявлен крупным писателем Брежнев, за которого были написаны его мемуары. Те, кто не был членом Союза писателей, почти не могли издаваться. И все же литература продолжала развиваться. В. Г. Распутин, Б. А. Можаев, B. И. Белов, В. П. Астафьев талантливо и правдиво описывали жизнь советской деревни, страдающей от чиновничьего диктата и нарастающей бездуховности – деревенская проза.

По возможности доносили до читателей правду о войне В. В. Быков, Б. Л. Васильев, В. Л. Кондратьев. Особым направлением в литературе стала военная проза. Произведения Ю. В. Бондарева («Горячий снег»), К. Д. Воробьёва («Убиты под Москвой»), Б. Л. Васильева («А зори здесь тихие…»), В.О.Богомолова («В августе сорок четвёртого») были посвящены так называемой «окопной правде» Великой Отечественной войны.

Выходила литература, отражавшая национальные особенности различных народов, населявших СССР. Произведения Ф. А. Искандера, Р. Г. Гамзатова и других авторов стали важной частью советского культурного наследия.

Традиции классической русской поэзии продолжал развивать в своей поэзии И. Бродский. В 1964 г. его осудили за тунеядство и направили из Ленинграда в ссылку в Архангельскую область. Через год Бродский был освобождён и вернулся в Ленинград. Тем не менее большинство его стихотворений не публиковали в СССР, зато издавали на Западе, где поэт обрёл огромную популярность. В 1972 г. представители КГБ предъявили Бродскому ультиматум — или он покидает СССР, или к нему будут применены жёсткие меры. Это вынудило поэта эмигрировать из Советского Союза.

Окрепло движение поэтов-бардов (Окуджава, Высоцкий, Визбор), воспевавших общечеловеческие ценности — дружбу, любовь, верность, милосердие, а не советский строй, а А. Галич едко высмеивал его пороки.

В. С. Пикуль стал автором множества остросюжетных исторических романов («Пером и шпагой», «Слово и дело»). Среди фантастов особой любовью читателей пользовались братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие («Трудно быть богом», «Обитаемый остров»).

Кинематограф. Достиг расцвета кинематограф (комедии Э. Рязанова и Л. Гайдая, философские картины А. Тарковского, детские фильмы), театр (режиссеры Г. А. Товстоногов, А. В. Эфрос, Ю. П. Любимов). Но многим деятелям искусства пришлось уехать за рубеж (Тарковский, Любимов, Бродский, Галич, Солженицын (в 1970 г. за роман «Архипелаг ГУЛАГ», вышедший на Западе, присудили Нобелевскую премию по литературе)).

Вышли в свет фильмы-экранизации известных литературных произведений: «Война и мир» режиссёра С. Ф. Бондарчука (1920–1994), «Братья Карамазовы» И. А. Пырьева, «Преступление и наказание» Л. А. Кулиджанова. В связи с особым почитанием подвига советских солдат в Великой Отечественной войне снимались фильмы, посвящённые военной тематике: «А зори здесь тихие» С. И. Ростоцкого, киноэпопея Ю. Н. Озерова «Освобождение», «Они сражались за Родину» С. Ф. Бондарчука, «В бой идут одни старики» Л. Ф. Быкова.

Большую популярность у зрителей имели первые отечественные сериалы «Щит и меч» В. П. Басова, «Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина.

Неотъемлемой частью советской культуры стало так называемое авторское кино. Его появлению способствовали режиссёры, нарушавшие установленные привычные каноны кинематографа и демонстрировавшие в кинокартинах авторское видение сюжета. В этом направлении работал знаменитый А. А. Тарковский (1932–1996), создавший множество картин, ставших впоследствии культовыми. «Солярис», «Андрей Рублёв», «Сталкер», «Иваново детство» считаются лучшими работами Тарковского. Однако в советский прокат фильмы выходили с цензурными купюрами и не имели большой известности во времена застоя. 

Выходили также картины, в которых была показана повседневная жизнь советских людей. Это фильмы «Начало» Г. А. Панфилова, «Калина красная» В. М. Шукшина, «У озера» С. А. Герасимова. Фильм В. М. Меньшова «Москва слезам не верит» в 1981 г. был удостоен престижнейшей мировой кинопремии «Оскар».

Широкую известность получили кинофильмы, снятые театральными режиссёрами, одним из которых был М. А. Захаров (1933–2019). Его фильмы «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен» по праву считаются классикой советского кинематографа.

Особой любовью у советских зрителей пользовались кинокомедии. Фильмы Л. И. Гайдая (1923–1993) — «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» — и в наши дни имеют немало поклонников. Режиссёры Г. Н. Данелия (1930–2019) («Мимино», «Осенний марафон») и Э.А. Рязанов (1927–2015) («Гараж», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!») использовали в своих картинах разные выразительные средства от лирического юмора до тонких насмешек над отдельными героями и ситуациями, в которых те оказывались. Среди наиболее известных и талантливых актёров 1970-х — начала 1980-х гг. выделялись О. П. Табаков (1935–2018), Ф. Г. Раневская (1896–1984), Е.А.Евстигнеев (1926–1992), Е. П. Леонов (1926–1984).

На советском телевидении стали появляться юмористические программы. Широко известной стала программа КВН («Клуб весёлых и находчивых»), которая породила целое движение КВН по всей стране. Несмотря на то, что в 1972 г. программа была закрыта, многие подростки и даже взрослые продолжали организовывать импровизированные игры, где состязались в юморе.

Неоф. культура. Параллельно развивалась неофициальная культура — творчество, которое не вписывалось в официальные рамки, а зачастую было направлено против устоявшейся в советском обществе идеологии и цензуры. Одной из форм такой культуры стала бардовская песня, её главные черты — приоритет текстов песен над музыкой и явная гражданская позиция автора. Наиболее яркими представителями жанра стали В. С. Высоцкий (1938–1980), Б. Ш. Окуджава (1924–1997), А. А. Галич (1918–1977), А. М. Городницкий. Поклонники подобной музыки создавали неофициальные клубы самодеятельной (бардовской) песни, ставшие значительным явлением в советской культуре.

К неофициальной культуре относились и советские рок-группы, которые зачастую устраивали нелегальные концерты («квартирники») и не были представлены на телеэкранах или радио. Самыми известными рок-группами 1970-х — начала 1980-х гг. стали ДДТ, «Аквариум», «Машина Времени».

Изобразительное искусство и скульптура. В сфере живописи и скульптуры произошло чёткое размежевание на официальное искусство и альтернативные художественные направления — «другое искусство». Художники, бывшие членами Академии художеств СССР, работали в реалистической манере и придерживались жанра социалистического реализма. Яркими представителями этого направления были Т. Т. Салахов, П. П. Оссовский, Б. С. Угаров, А. А. Мыльников. Неофициальное искусство находилось на полулегальном положении. Ярким представителем такого рода творчества был художник Э. М. Белютин, по стилю близкий к абстрактному искусству.

15 сентября 1974 г. советские власти при помощи бульдозеров разгромили выставку картин, организованную на московском пустыре (тн бульдозерная выставка).

В среде «другого искусства» родилось новое направление, которое назвали московским концептуализмом (И. И. Кабаков, Э. В. Булатов). Отличительной особенностью этого направления стало создание инсталляций — пространственных композиций из различных объектов, текста и визуальной информации. Главной идеей творчества этого художественного направления была идея человеческой свободы. Создавая свои произведения, художники использовали текст и узнаваемые символы времени. Широкую известность получили работы В. А. Комара и А. Д. Меламида, работавших в жанре соц-арт. Отличительной особенностью этого жанра было использование различных пропагандистских материалов и предметов советского быта. Не имея возможности организовывать выставки собственных картин, многие представители этого направления эмигрировали из СССР.

В скульптуре неформального направления большое значение имели работы Э. И. Неизвестного (1925–2016) и В. А. Сидура.

Наука. В середине 1960-х гг. продолжалось активное изучение космоса. В 1965 г. советский космонавт А.А. Леонов (1934–2019) первым в мире совершил выход в открытый космос. В конце 1960-х начинается советская лунная программа, которая была одним из элементов противостояния с США в борьбе за первенство в исследовании естественного спутника Земли. СССР так и не удалось отправить пилотируемый корабль на Луну. В 1969 г. первыми на поверхность Луны ступили американские астронавты Н. Армстронг и Б. Олдрин. Однако советские учёные не прекратили космические исследования. В 1984 г. С.Е. Савицкая (род. 1948 г.) стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Под руководством В.Н. Челомея (1914–1984) были созданы ракеты-носители «Протон» и орбитальная станция «Салют».

Архитектура брежневской эпохи. В строительстве зданий всё чаще используются железобетонные блоки и стекло, что становится характерным признаком нового стиля — советского архитектурного модернизма. Архитекторы М. В. Посохин и А. А. Мндоянц построили впечатляющее здание СЭВ, созданное в форме книги. Останкинская телевизионная башня, возведение которой было завершено в 1967 г., показывает рост технических возможностей советской строительной отрасли. Впечатляющим становится строительство здания Верховного Совета РСФСР, где сейчас располагается Правительство Российской Федерации. Сооружение, созданное по проекту архитекторов Д. Н. Чечулина и П. П. Штеллера, в народе стали называть «Белым домом».

Образование. В 1975 г. было введено обязательное 8-летнее образование. Слабой была специализация в школе, зарплата учителей — низкой. Попытки обучить школьников производственным профессиям имели малый успех. Но в целом уровень образования, как высшего, так и среднего, был высоким по мировым стандартам.

В 1980 г. в Москве состоялись XXII летние Олимпийские игры, которые проходили в условиях обострения отношений между СССР и странами Запада, вызванного началом войны в Афганистане.


20-е годы:

Образование:

Задачи Наркомпроса РСФСР:

1) утверждение марксистской идеологии;

2) ликвидация неграмотности (1917 - 75%);

Декабрь 1919 г., СНК - декрет о ликвидации безграмотности. Обязательное обучение чтению и письму.

1920 г. - Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез). Школы грамоты, пункты ликбеза при библиотеках, клубах и т.д.

1923 г. - Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность!" (ОДН)

1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29


написать администратору сайта