Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель.

  • Расширение.

  • Взаимосвязи.

  • Переосмысление.

  • книга. Как научиться учиться. Как научиться


    Скачать 1.08 Mb.
    НазваниеКак научиться
    Анкоркнига
    Дата24.03.2023
    Размер1.08 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКак научиться учиться.pdf
    ТипДокументы
    #1013159
    страница2 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    Ценность. Невозможно научиться чему-то, если мы не хотим учиться, и, чтобы достичь мастерства, мы должны воспринимать навыки и знания как нечто ценное. Более того, мы должны придать им смысл. Когда мы обучаемся чему-либо, это стано- вится важным для нас.
    Цель. На ранних этапах овладения мастерством глав- ное — сосредоточенность. Мы должны осознать, чему именно хотим научиться, и установить для себя конкретные цели.
    Развитие. Некоторые формы практических заня- тий более эффективны, чем другие, и позво- ляют достичь более высокого уровня мастерства.
    На этой стадии учебы нам предстоит оттачивать навыки и предпринимать целенаправленные шаги для улучшения качества своей деятельности.
    Расширение. На этом этапе мы вырвемся за рамки основ — и применим то, что уже знаем, на прак- тике. Так мы обогатим свои знания и навыки и добьемся более углубленного понимания пред- мета.
    Взаимосвязи. Наконец мы начинаем видеть единую картину. Теперь нам уже недостаточно знаний об отдельных фактах, деталях или процедурах —

    30
    КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
    мы хотим понимать, как все они взаимодействуют между собой.
    Переосмысление. Учась чему-то, легко допустить ошибку, стать слишком самоуверенным. Поэтому нам нужно периодически анализировать свои знания, пересматривать представления и извле- кать уроки из процесса изучения.
    К некоторым из этих этапов мы будем возвращаться снова и снова. Изучение — своеобразная форма ментального дей- ствия, и чем более активно вы вовлекаетесь в процесс, тем больше будете способны усвоить. К примеру, читая новую книгу или статью, задавайте себе вопросы: «О чем этот текст?
    Что старается донести до читателя автор? Есть ли здесь что-то непонятное для вас?»
    Кроме того, процессом обучения нужно управлять. Получа- ете ли вы обратную связь? Сверяете ли свои успехи с некими контрольными показателями? Если вы готовитесь произнести речь, запишите свое выступление на видео. Если пишете эссе, попросите друга прочитать его. Если учите испанский язык, поговорите с его носителем. В обучении нужно ставить перед собой цели и точно определять, чему мы хотим научиться.
    Также обязательно размышляйте о своем мышлении. Дей- ствительно ли вы понимаете то, что изучаете? Учитываете ли неизбежное забывание? В этом отношении очень важно правильно распределить изучение во времени. Мы часто забываем какие-то факты и подробности и, по некоторым оценкам, через час не можем вспомнить примерно половину того, что только что выучили. Это значит, что вам придется повторять пройденное на протяжении дней, недель и даже месяцев. Как мы еще увидим, просто изготавливая целыми пачками карточки-напоминалки — и растягивая тем самым процесс обучения во времени, — мы улучшаем свой резуль- тат на 30%.

    31
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Огромную роль в обучении играют эмоции. Мы часто склонны считать, что учение — это нечто из области рацио- нального мышления, процесс, требующий исключительно логики и сосредоточенности, но на самом деле наш мозг работает не так. Процесс обретения мастерства затрагивает как наше сознание, так и сферу бессознательного. Поэтому мы не можем научиться чему-то, если не верим, что спо- собны на это. Подобно мотору, которому для нормальной работы нужен не только бензин, но и масло, нашему мозгу для функционирования на высоком уровне необходимы как разум, так и эмоции.
    Чтобы стать специалистом, необходимо также уметь видеть связи, и эффективное изучение нередко сводится к распо- знаванию взаимосвязей в каком-то массиве знаний. Поэтому спрашивайте себя: существует ли некая аналогия, которая могла бы помочь объяснить идею? Можно ли проследить связи с другими областями и предметами знания? Если вы изучаете определенный предмет — скажем, физику черных дыр, — попробуйте отыскать концептуальное сходство с чем-то еще. Похожи ли черные дыры на водосток? На водопад?
    На мусорное ведро?
    Короче говоря, есть лучшие, более эффективные способы изучения, и мы должны очень стараться, чтобы каждый полу- чил необходимые навыки. В современном мире наша цель — не просто быть умными или помнить много фактов. Этого уже недостаточно. Наша цель — стать эффективными учениками, способными извлечь преимущества из всех инструментов и методов, которые предлагает XXI век. Я надеюсь, что эта книга покажет вам, как именно это сделать, — и запустит цепочку важных перемен, в результате которых каждый мой читатель сможет наилучшим образом использовать свою способность овладевать новыми навыками и знаниями.

    Глава 1
    ЦЕННОСТЬ
    Джейсон Вольфсон и сам не знает, сколько скульптур из
    Lego он уже создал. Десятки его творений собраны в подвале дома — Lego-дракон, Lego-самолет, гигантский Lego-мотылек с шестидюймовыми Lego-крыльями. Еще больше конструкций прячется в коробках и пластиковых пакетиках, стоит на столе: незаконченный лунный модуль, падающая Пизанская башня, ковбой — все из Lego.
    Некоторые из скульптур Вольфсона закончены — это боль- шие искусно выполненные объекты, чем-то напоминающие работы Уорхола, то ли игрушки, то ли фантазия, переплетенная с реальностью. Другие — например, Lego-сердце — все еще ждут завершения. По всему полу, вдоль стен, громоздясь до самого потолка, складированы стройматериалы Вольфсона — сотни тысяч пластмассовых кирпичиков.
    — Посмотри, какие чудные метеоры! — говорит Вольфсон, протягивая мне на ладони маленький серый метеор, словно редкий алмаз.
    Несомненно, Вольфсон — нетипичный поклонник Lego.
    Он любит кино и ездить в отпуск во Флориду, а по выход- ным занимается кроссфитом*. Он вырос под Филадельфией, старшеклассником занимался бегом, а в колледже помогал
    * Кроссфит — специальная система физических упражнений, ставшая торговой маркой одноименной фирмы. —
    Прим. ред.

    34
    КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
    управлять студенческим братством. Сегодня он женат, работает инженером и на каждый День независимости вывешивает перед домом большой американский флаг. Волосы его слегка поредели, как у многих мужчин на пятом десятке. Он часто цитирует фильмы 1980-х. Кажется, я ни разу не видел его одетым во что-то иное, кроме голубых джинсов.
    И тем не менее увлеченность Вольфсона выглядит вполне осмысленной. Когда он проводил для меня экскурсию по своему подвалу, то постоянно рассказывал маленькие истории, объ- ясняющие появление той или иной фигурки. Демонстрируя полноразмерную копию Гонзо из Muppet-show, он объяснил, что это любимый герой его жены. Показывая синюю поли- цейскую будку, выстроенную из маленьких кирпичиков, он завел разговор о своей любви к сериалу «Доктор Кто». А вот этот похожий на дракона Бармаглот, на которого ушла не одна сотня деталей? Конечно же, Вольфсону всегда нравилась
    «Алиса в Стране чудес».
    Сначала все эти истории казались мне просто милыми байками, как будто специально предназначенными для ушей писателя, заглянувшего в подвал. Но постепенно я понял, что они — важнейшая часть увлечения Вольфсона. Именно они придают его скульптурам ценность, весомость и смысл.
    Ведь Вольфсона интересуют не сами по себе наборы малень- ких пластмассовых кирпичиков. Какая-нибудь раритетная коробка со следами собачьих зубов не вызовет у него никаких чувств. Но наборы, превращенные в сцену из любимого романа или легендарную будку из известного сериала, обладают для него невероятной притягательностью. В каком-то смысле все мы отчасти Вольфсоны. Мы можем не быть поклонниками
    «Алисы в Стране чудес», Маппетов или Lego, но наш разум всегда видит мир через призму смысла. Мы занимаемся только тем, что значимо и ценно лично для нас.
    Эта идея имеет огромное значение в контексте изучения.
    Мотивация — первый шаг в процессе приобретения того или

    35
    ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
    иного навыка. Очень трудно научиться чему-то, если не видишь в этом смысла, так что эту главу мы начнем с объяснения того, как ценность обеспечивает мотивацию.
    Но смысл важен и по другой причине — это первый шаг к пониманию. Если мы находим связи между новым материа- лом и тем, что нам уже известно, мы начинаем его осмыслять.
    Об этом мы подробнее поговорим во второй половине главы и обсудим, почему так важно раскрыть смысл того, чему мы хотим научиться.
    Ценность смысла берет начало в головном мозге, который при всей сложности своей структуры работает как рассказ- чик. Каждый человек выступает режиссером собственного фильма, постоянно создавая некую историю, некое представ- ление и некий смысл. Например, когда вы впервые входите в помещение, у вас в мозгу тут же начинает формироваться наполненная смыслом история, объясняющая назначение этого помещения. Если это большая комната с длинным полированным столом, вы говорите себе: «Это зал для сове- щаний». Если на полу лежат штанги и гантели, вы думаете:
    «Это спортзал».
    По тому же принципу работают двумерные оптические иллюзии. Один и тот же рисунок иногда кажется нам порт- ретом молодой женщины, иногда — старухи, но мы всегда видим нечто осмысленное, а не набор случайных штрихов.
    Это не просто причуда сознания, а подтверждение того, что смысл мы должны создавать сами. Люди находят в мире собственную ценность, а смысл служит для создания перспек- тивы, образа мышления, отношения, благодаря которому одна и та же вещь может быть как невероятно важной для нас, так и полностью лишенной значимости. Если говорить проще, ценность питает наше стремление к учению. Мы приобретаем мотивацию к достижению мастерства благодаря силе смысла.
    Вернемся к примеру с Lego. Эти конструкторы стали так популярны у взрослых, потому что позволяют испытать

    36
    КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
    чувство причастности к чему-то значимому, и сегодня много- численные выставки Lego-скульптур привлекают десятки тысяч посетителей, а глянцевые интернет-издания вроде
    Brick Journal рассказывают о новейших достижениях и при- емах. Существуют также специальные курсы и учебники по строительству из Lego, а в Кембридже — даже должность профессора Lego.
    Сам Вольфсон десятилетиями совершенствовал свои стро- ительные навыки именно по этой причине — он видел смысл в том, что делает. Так, он научился строить из Lego изогнутые фигуры — что вообще-то сложно, поскольку сами детали имеют прямые углы. Чтобы создать это ощущение плавно- сти, он начал делать конструкции со штифтами внутри. Для одного проекта ему даже пришлось собственноручно написать компьютерную программу — благодаря ей Lego-творение
    Вольфсона проигрывает музыку, когда кто-то проходит мимо.
    Прежде чем мы расстались, Вольфсон показал мне еще одну конструкцию — темно-синий лунный ландшафт. Дав- ным-давно, пятилетним мальчиком, он собрал ее, примо- стившись на низеньком креслице у восьмиугольного столика в бабушкиной гостиной. Пока мы разговаривали, Вольфсон аккуратно вертел конструкцию в руках, показывая мне детали. Это была ода личности Вольфсона-ребенка. Нечто по-настоящему важное.
    Смысл не приходит к нам в процессе учения. Мы должны сами раскрыть его.
    Возьмем для примера статистику. Несомненно, анализ данных — очень нужный инструмент. Сегодня во многих областях — банковском деле, медицине, спортивном менедж- менте — практически невозможно чего-то достичь, не владея хотя бы базовыми знаниями статистики.
    Однако большинство из нас не имеет врожденной склон- ности к этой дисциплине. Можете винить в этом сложную

    37
    ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
    природу линейных регрессий или сухую манеру, в которой статистика обычно преподается в университетах, факт остается фактом: перспектива день за днем анализировать статисти- ческие данные и строить гистограммы мало у кого способна вызвать прилив вдохновения.
    Крис Халлеман, профессор психологии из Вирджинского университета, прекрасно осведомлен об этом. Как иссле- дователь, он понимает, что любая научная статья требует глубокого анализа данных, и на всех его компьютерах обя- зательно установлены статистические программы, такие как
    R или STATA. При этом большинство студентов Халлемана принимаются ворчать при одном упоминании о корреляциях.
    Кто-то жалобно стонет, а кто-то расстраивается чуть ли не до слез. Всем этим юношам и девушкам статистика кажется невероятно нудным, скучным, мучительным предметом, бес- смысленным и не имеющим никакого отношения к их жизни.
    В студенческие годы Халлеман был нападающим в футболь- ной команде и до сих пор сохранил энергичное, увлеченное отношение к жизни, свойственное тем, кто много времени занимался спортивными играми. Несколько лет назад он решил попробовать справиться с вышеупомянутой проблемой и как-то разжечь в своих студентах интерес к статистике. Для этого попросил некоторых из них написать сочинение о том, какое отношение статистика имеет к их жизни.
    Халлеман с коллегами хотели помочь студентам понять, какую ценность могут для них представлять методы анализа данных, и стимулировали их мышление наводящими вопро- сами: «Подумайте, как вы могли бы использовать статистику в своей жизни. Как бы вы могли использовать статистику в карьере, если бы стали медсестрой, продавцом или менед- жером?» Студенты должны были написать одну-две страницы на эту тему.
    Результаты оказались совершенно однозначными. Когда студенты смогли установить связь между своими собствен-

    38
    КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
    ными интересами и статистикой, у них появилось больше мотивации к ее изучению. Некоторые смогли улучшить свои оценки на целый балл — со средних троек до средних четверок. Иными словами, после объяснений того, в чем заключается ценность статистики для будущих карьер, увле- чений и семейной жизни, качество их обучения значительно повысилось.
    С тех пор Халлеман не раз проводил подобные экспе- рименты в различных условиях. Например, он предлагает ученикам старших классов написать о том, какое значение в их жизни может иметь естествознание. Совместно с Джудит
    Харацкевич Халлеман также распространяет среди родителей материалы, помогающие беседовать с детьми о важности науки для будущей карьеры, благодаря чему дети начинают более осмысленно подходить к подготовке школьных иссле- довательских проектов.
    Разумеется, пара-тройка участников не сможет удержаться от язвительных ремарок. «Чувак, перестань тратить мое время!» — написал один из школьников в приступе отрицания. Но боль- шинство реально вовлекаются в процесс. Студенты пишут о том, как им пригодится математика, когда они получат ту или иную работу. Другие рассуждают о том, как те или иные навыки могут помочь им в личной жизни. Многие отмечают, что овладение чем-то новым само по себе ценно.
    Во время одной из наших бесед Халлеман говорил мне, что создать ощущение смысла можно разными способами.
    Вознаграждение, чувство новизны, особая обстановка — все это помогает людям почувствовать значение чего-либо лично для себя. В этом отношении внутренняя мотивация — или интерес — сама по себе может считаться ценностью. Мы делаем что-то потому, что хотим это делать. Но в конечном итоге, утверждает Халлеман, чтобы захотеть изучать тот или иной предмет, человек должен осознать его актуальность для соб- ственной жизни.

    39
    ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
    Психолог Кенн Баррон, работающий с Халлеманом, предла- гает другой путь к пониманию этой идеи. Не так давно Баррон вывел своего рода психологическую формулу. «Я попытался свести 40 лет исследований к итогу, который уместился бы на салфетке», — пояснил он. Получившаяся формула выглядит так: мотивация равна сочетанию затрат (или усилий, затра- ченных на выполнение задания), чувства предвкушения (или понятия самоэффективности, о которой мы поговорим в сле- дующей главе) и ощущения ценности или смысла. Последняя переменная, по мнению Баррона, часто оказывается самой важной, и это как раз связано с вопросом «Хочу ли я этим заниматься?».
    Замечу, что эта последняя составляющая выглядит очень знакомо. У каждого из нас наверняка были учителя, которые заявляли: «Это важно». Мои родители, говоря о моей учебе в школе, все время прибавляли: «Рано или поздно тебе это обязательно понадобится». Сейчас я слышу почти то же самое от отдела по работе с персоналом моей компании:
    «Пенсионные накопления — важнейший элемент вашего будущего».
    Но суть данного направления исследований совсем в другом.
    В двух словах — недостаточно просто сказать: «Это важно».
    Халлеман обнаружил, что, если просто сообщить кому-либо о том, что определенная информация обладает ценностью, это может возыметь противоположный эффект. Когда нам указывают, что мы должны думать или чувствовать, мы вос- принимаем это как угрозу или манипулирование.
    Так что мы должны находить смысл в деятельности само- стоятельно. Иными словами, ценность формируется в направ- лении от человека к материалу, от личности к знаниям или навыкам. «Все дело в осознании связи между тем, чему человек учится, и тем, что происходит в его жизни, — сказал мне
    Халлеман. — Ценность — это механизм. Для человека вопрос стоит так: “Понимаю ли я, почему это так важно для меня?”»

    40
    КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
    Выдающиеся ораторы часто используют этот подход, и хоро- ший лектор обязательно будет стремиться к тому, чтобы мате- риал казался аудитории значимым. Бывший президент Билл
    Клинтон был известен таким воздействием на слушателей. Если предметом обсуждения являлись, к примеру, Мальдивы, он старался выяснить, посещал ли кто-нибудь эти острова. Если разговор шел о военных действиях, он спрашивал, есть ли у кого-нибудь из аудитории родственники в вооруженных силах. Рассказываете о скучном IT-инструменте? Пусть люди на минуту задумаются о своих собственных компьютерах.
    Теперь становится понятно, почему мы проявляем гораздо больше мотивации к изучению чего-либо, если у нас уже есть — или предполагается в будущем — определенный опыт взаимодействия с данным предметом. Обучаясь, мы стремимся разобраться в окружающем нас мире. Мы хотим заполнить пробелы в знаниях и увидеть скрытый там смысл.
    Следовательно, смысл может поддерживать сам себя. Чем больше мы знаем о статистике, тем больше нам хочется узнать о чем-то, связанном со статистикой.
    Если, скажем, мне известно, что Венера — самая горячая планета Солнечной системы, я наверняка захочу узнать об этом еще что-нибудь — например, почему на Венере так жарко? Или, если я знаком с принципами анализа данных, мне, скорее всего, будет интересно разобраться в парадоксе
    Симпсона — когда при усреднении данных двух разных групп выявленный тренд меняется на противоположный.
    На примере Lego эта идея проявляется невероятно четко.
    По крайней мере, для меня все стало очевидно, когда по совету
    Джейсона Вольфсона я приехал на конференцию любителей
    Lego под названием BrickFair. Организаторы позиционируют ее как «самый крупный съезд поклонников и выставку Lego в Америке». Чем дольше я ходил вдоль рядов экспозиции, тем яснее видел, что авторы старались изобразить то, что важно и ценно для них.

    41
    ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
    Один паренек рассказал, что ему как-то довелось постре- лять из штурмовой винтовки M4A1, поэтому он сделал для выставки ее модель. Другой человек по имени Брет Харрис служил в морской пехоте, поэтому все его творения были на военную тему. А как вы думаете, кто построил модель
    Ватикана размером со столик для пикника, включающую даже двух ангелов с распростертыми крыльями, держащих часы на соборе Святого Петра? Католический священник из
    Скрэнтона, штат Пенсильвания.
    Бродя по ярмарке Lego, я наткнулся на Брайана Мелика.
    Этот невысокий мужчина с горящими глазами и громким голосом был полон несокрушимого энтузиазма. Во время нашей беседы проходивший мимо человек в шутку спросил у дочери Брайана: «А что, твой папа всегда такой угрюмый и застенчивый?»
    Мелик играет на ударных, и его давно привлекает идея объяснять ученикам, что такое перкуссия, на примере так называемых «естественных объектов». Поэтому на занятиях, которые он проводит в местных школах, музеях и библио- теках, Мелик в первую очередь говорит о принципах игры на ударных, таких как сотрясение или трение, и предлагает ученикам использовать любые предметы — тарелки, трубы, даже палки — для извлечения звуков путем сотрясения или трения. Эти занятия помогают «установить связь с окружа- ющей нас средой», сказал мне Мелик.
    Я проникся его подходом и в итоге провел на конференции фанатов Lego целый день. Я наблюдал, как люди взаимодей- ствуют с конструктором, превращая наборы кирпичиков в нечто ценное для себя. После обеда была лекция о том, как придать
    Lego-фигуркам индивидуальные черты. Также я наблюдал за регатой Lego-яхт — целеустремленные морские волки запускали свои суда в бассейне отеля. Была даже специальная комната под названием «Останься поиграть», где любой желающий мог построить что-нибудь, имеющее для него значение.

    42
    КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
    Сила такого глубоко личного подхода к мотивации рас- пространяется далеко за пределы Lego, и, пожалуй, самое удивительное здесь то, насколько легко недооценить эту силу. По самым разным причинам мы забываем, что людям нужен смысл — и что они должны находить этот смысл сами.
    Разумеется, мы знаем, что смысл важен. Просто забываем о том, что в некотором роде его можно сравнить с рекой — это нечто мощное, изменчивое, но всегда текущее лишь в одном направлении.
    КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 2
    Правда ли, что люди, у которых лучше развито правое полу- шарие мозга, более мотивированы к учебе?
    Еще одним прекрасным примером может служить ком- пьютерная игра Minecraft. Когда программист Маркус Перссон выпустил эту игру, мало кто верил, что ее ждет успех. В ней не было драматических автомобильных гонок или риско- ванных миссий, не было даже счета, по которому можно установить победителя.
    Вместо всех этих привлекательных особенностей в Minecraft есть лишь строительные блоки, из которых вы можете созда- вать в своем онлайн-мире все что угодно. Можно сооружать из кирпичиков огромные крепости. Если вам нравится Эйфе- лева башня и вы хотите создать ее копию — это игра для вас. Но, как отмечали биографы Перссона, ни один банкир не хотел вкладываться в эту игровую технологию, потому что она «совершенно противоречила всему, чего, по общему мнению, хотят люди» от компьютерной игры.
    Однако, несмотря на это общепринятое мнение — и огром- ный рынок игр-«стрелялок», — Minecraft стала одной из самых популярных игр в истории. Сейчас у нее более 100 млн пользователей по всему миру, она обошла по продажам такие

    43
    ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
    бестселлеры, как Tetris, Super Mario Brothers и даже Call of
    Duty. Почему? Потому что в этой программе легко создать что-то важное лично для себя, найти свой собственный смысл.
    Как сказал Перссон в одном из своих интервью, с помощью
    Minecraft «можно построить все, что вам когда-либо хотелось построить самому».
    Некоторое время назад профессор из Йеля Эми Вржес- невски провела опрос среди уборщиков в больнице. Вначале она получила именно те результаты, которых ожидал бы любой, — казалось, что команду больничных уборщиков интересуют исключительно деньги. Они каждый день прихо- дили на работу и драили туалеты, чтобы иметь возможность платить за жилье. Иными словами, именно деньги служили для них мотивом подметать, мыть и чистить.
    Однако со временем Вржесневски обнаружила, что многие уборщики также считали себя очень важной частью больницы.
    Некоторые из них следили за тем, чтобы у определенных пациентов каждый день было достаточно посетителей. Другие размещали в палатах и коридорах произведения искусства, чтобы поднять настроение больным. Одна из уборщиц сказала
    Вржесневски: «Я — представитель этой больницы». Другая назвала себя «целительницей».
    Такие увлеченные уборщики получали гораздо большее удовлетворение от работы, чем их коллеги. А кроме того — что еще более важно, они были гораздо счастливее в жизни в целом. «Дело не в том, что они лучше чувствовали себя на той же самой работе, — объясняла Вржесневски писателю
    Дэвиду Заксу. — Для них это была другая работа». Проще говоря, уборщики видели больше ценности и смысла в своих повседневных обязанностях и благодаря этому получали больше удовлетворения.
    После этого Вржесневски начала изучать материал более глубоко, и выяснилось, что смысл — один из самых главных

    44
    КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
    факторов удовлетворения. Ценность нужна людям в жизни больше, чем счастье и выгода, и те, кто считает, что в их жизни больше смысла, оказываются менее обеспокоенными, более здоровыми и удовлетворенными.
    Чтобы помочь людям воспользоваться преимуществами такого образа мышления, Вржесневски с коллегами начали распространять карьерную методику, которую назвали «созда- ние работы для себя». Главное послание этого метода таково: измените свою работу так, чтобы она соответствовала вашим интересам. Если вы экстраверт, но работаете в библиотеке, попробуйте водить по ней экскурсии. Любите цифры, но тру- дитесь в некоммерческой организации? Как насчет помощи маркетологам в проведении анализа трендов, чтобы увеличить приток средств?
    Джастин Берг, прежде чем стать профессором бизнеса в университете Стэнфорда, работал с Вржесневски. Часть его обязанностей состояла в проведении опросов среди работни- ков сферы образования, использовавших методику «создания работы для себя». Один из учителей втайне мечтал стать рок-звездой, поэтому начал включать в свои уроки элементы представления в духе Rolling Stones, иногда даже разгуливая по столам, как Мик Джаггер. Еще одна учительница очень любила компьютеры, поэтому взяла на себя роль техниче- ского специалиста в школе. «Все начинается с менталитета, с отношения к работе, — сказал мне Берг. — Можете ли вы найти способ повысить ее значимость?»
    Эта аналогия важна для нас, так как мотивация к учебе часто требует чего-то подобного. Давайте задумаемся над тем, как «организовать самообучение». Главное — сделать то, чему мы хотим научиться, более значимым для нашей собственной жизни. Это способ найти смысл — и, следо- вательно, мотивацию — в навыках, которые мы стремимся обрести.

    45
    ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
    Для этого требуется посмотреть на процесс учебы под другим углом. Допустим, вы пытаетесь овладеть какими-то техническими навыками, например веб-дизайном, но техника никогда не была вашей сильной стороной. Тогда постарайтесь понять, как эти навыки могут применяться в той области, кото- рая вас действительно привлекает, будь то создание модной одежды или игра в бадминтон. Изучаете какое-то финансовое понятие, например банкротство, но терпеть не можете раз- говоров о деньгах? Постарайтесь привязать эту тему к тому, что для вас важно, и подумайте, как ваши знания о процедуре банкротства могут помочь вашему дядюшке, оказавшемуся под угрозой неплатежеспособности.
    Эта идея основана на глубокой и совершенно очевидной истине: все люди разные. У них разные интересы, мотивы и свойства личности, а также увлечения, заботы и жизнен- ный опыт. Однако мы всегда можем выбрать, чему хотим научиться. Иногда нам приходится овладевать статистиче- скими методами. Иногда — учиться водить машину или настраивать корпоративные компьютеры.
    Решением будет организация самообучения, или поиск смысла в тех обязанностях, которые вам поручены. На прак- тике это выглядит как ряд вопросов к самому себе: какой ценностью обладает для меня этот материал? Как я могу связать его со своей жизнью? Как я буду использовать эти знания?
    Кроме того, теперь мы можем объяснить, почему обу- чающиеся должны иметь определенную свободу. В поисках смысла мы часто нуждаемся в свободном пространстве. Очень многие исследования говорят о том, что полезно позволять ученикам самим контролировать то, как они изучают предмет.
    Так, например, в одном из экспериментов группе учеников старших классов предложили самим выбирать, как готовиться к урокам. Другой группе выбора не предоставили. Результаты оказались однозначными: те ученики, которые имели больше

    46
    КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
    свободы действий, проявили большую мотивированность — и достигли больших успехов в обучении.
    Некоторые школы и образовательные центры уже приме- няют такой подход к методикам обучения, хотя и называют его по-разному. В Епископальной школе святого Андрея в при- городе Вашингтона, округ Колумбия, ученикам часто предла- гают самостоятельно выбирать форму проверки знаний — от стандартного экзамена до создания видеофильма.
    Директор школьного Центра по трансформации препо- давания и обучения Гленн Уитмен говорит, что многие под- ростки предпочитают создавать независимые проекты для демонстрации своих знаний и навыков, пусть даже работать над ними приходится в три-четыре раза больше, чем при подготовке к традиционной контрольной. «Они видят в этом гораздо больше смысла, связи с их собственной жизнью и личной заинтересованности», — пояснил Уитмен.
    Этот подход хорошо работает даже с развлечениями — например, такими, как Lego. Однажды я побывал в лагере
    Ассоциации юных любителей конструкторов Кэма Мейера, где существует одно главное правило: никаких инструкций. Иначе говоря, никаких буклетов Lego или заранее скомпонованных наборов. Ученики сами должны решать, что строить — и как.
    Интересно, что сама компания Lego вовсе не так подходит к продажам своих конструкторов. Практически любой набор сопровождается подробным описанием того, что и как нужно делать. Но Мейер использует иной метод, и в то утро, когда я пришел в его класс, он перво-наперво объявил ученикам, что здесь они не получат никаких указаний и в творчестве должны полагаться только на самих себя.
    Ученикам — преимущественно десятилетним ребятам — понадобилось некоторое время на то, чтобы осмыслить эту идею, и некоторые из них вздохнули с откровенным разо- чарованием. По словам Мейера, раньше бывало, что кто-то даже пускал слезу. Но очень скоро ученики успокоились

    47
    ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
    и принялись создавать каких-то своих существ. В комнате стоял тихий гул голосов. Одна девочка сделала динозавра с хищной мордой. Другой мальчик — фантастическое живот- ное из видеоигры. Было очевидно, что они увлечены гораздо больше, чем если бы просто выполняли инструкции.
    — Ты бы хотел получить инструкцию для сборки? — спросил я мальчика в синей футболке.
    Он отрицательно потряс головой:
    — Нет, так интереснее.
    — Я хочу вообще выбросить все инструкции, чтобы даже мама не могла догадаться, что в наборе, — добавила сидящая рядом с ним девочка.
    Во всем этом есть важный нюанс. Будь то Lego или юриди- ческий факультет — без инструкций не обойтись. Мы учимся наиболее эффективно, если массив знаний разбит на отдельные части — об этом мы еще поговорим. Но чтобы сохранить увлеченность и мотивацию, нам также необходима возмож- ность выбора. Мы должны сами приложить руку к процессу и организовать самообучение. Когда я беседовал с Джастином
    Бергом, коллегой Вржесневски, он сказал: «Многие из нас серьезно выиграют, если не будут наступать на горло своему призванию». Берг говорил о работе, но это столь же верно и для самообучения. В приобретении навыков и знаний мы также не должны наступать на горло своему призванию.
    Есть еще один важный вопрос, который мы пока не рас- смотрели, а именно — почему вообще нам нужно ощущение смысла. Ответ связан с отличительными особенностями чело- века как вида, и можно сказать, что стремление к смыслу — во многом стремление к открытиям. Часто мы испытываем мотивацию к учению потому, что нам хочется учиться. Стрем- ление найти ценность заложено в нас процессом эволюции.
    Если задумаетесь об этом, вы поймете, что это действи- тельно так. Каждый раз, заходя в интернет, я сам поража-

    48
    КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
    юсь своей тяге к исследованиям. Как раз сегодня я щелкнул в BuzzFeed на заголовок «21 фото, которые вернут вам веру в человечество». Я прекрасно понимал, что не надо этого делать, и быстро пролистывал картинки. Двое мужчин спа- сают тонущую овцу. Кошка в кислородной маске. Бездомная девочка примеряет новую пару туфель…
    И тут мой взгляд упал на еще один заголовок: «16 вершин для начинающего альпиниста» — и очень скоро я оказался в совершенно другом уголке интернета. Я уже забыл, через какую кроличью нору сюда провалился, — может быть, это был канал в YouTube, или страница в «Википедии», или анимированная картинка со змеей, поедающей аллигатора…
    Психолог Яак Панксепп называет такой поиск «дедушкой систем» и утверждает, что мы запрограммированы на него.
    По мнению Панксеппа, стремление к поиску подпитывает наши эмоции, поэтому чувства часто служат нам своего рода компасом, который показывает, насколько мы продвинулись на этом пути открытий.
    Панксепп считает, что именно этим можно объяснить, почему мы ощущаем прилив счастья, когда пробуем что-то новое. Уровень дофамина в человеческом организме резко повышается, когда мы видим нечто оригинальное. Верно и обратное: депрессия часто сводится к ощущению тоталь- ной бессмысленности, что обычно проявляется в отсутствии поискового поведения.
    В этом смысле поиск подобен пище и сну, сексу и любви — этот тип поведения встроен в нашу ДНК. Несомненно, наше подталкиваемое эмоциями стремление к открытиям имеет долгую эволюционную историю. В конце концов, нечто новое потенциально может оказаться самым опасным — и самым ценным. Новые идеи, новые люди, новые животные — все они могут либо помочь нам, либо убить. Со временем все новое начинает обладать для нас особой, только ему при- сущей ценностью.

    49
    ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
    Наша жизнь не так уж сильно изменилась с древних времен, и эмоциональный акт открытия до сих пор лежит в основе того, что мы делаем каждый день. Утром вы только встаете с кровати, протирая глаза, а вас уже волнуют два вопроса:
    «Какие новости?» и «Где моя одежда?». Затем вы привычно начинаете искать в кухне продукты для завтрака: «Куда опять запропастилась коробка с хлопьями?»
    Следом вы ощущаете необходимость отыскать ключи от машины — в общем, к тому моменту, как покидаете дом, вы уже инстинктивно поискали, пожалуй, не один десяток самых разных вещей.
    Мораль здесь проста: мотивация — или ценность — может быть столь же часто эмоциональной, сколь и рассудочной, а мы постоянно что-то ищем, потому что такова наша при- рода как
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта