Главная страница

книга. Как научиться учиться. Как научиться


Скачать 1.08 Mb.
НазваниеКак научиться
Анкоркнига
Дата24.03.2023
Размер1.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКак научиться учиться.pdf
ТипДокументы
#1013159
страница3 из 21
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Homo sapiens. Мы — вид искателей. Час, проведенный в пролистывании веб-страниц — «Википедия», новостные сайты, сайт
The Washington Post и т. д., и т. д., — это не просто пустая трата времени (хотя нередко так оно и есть). Это еще и источник определенного краткосрочного наслаждения.
Такой тип поиска и такого рода открытия часто оказыва- ются первым шагом к самообучению. Чтобы развить ощу- щение смысла и желание обладать определенным навыком, мы начинаем исследовать этот предмет с разных сторон и прикидывать, соответствует ли он нашим интересам и цен- ностям. Если мы хотим овладеть основами инженерного дела — к нашим услугам возможности Lego. Если хотим узнать больше о президенте Вашингтоне и битве при Трен- тоне — можем обратиться к «Википедии».
Можно сказать, что так мы получаем более полное пред- ставление о том, что именно нам нужно узнать. Мы посте- пенно формируем ощущение, что этот предмет нам нужен и важен. Говоря языком исследователей (таких, например, как Сюзанна Хиди и Кенн Бэррон), мы создаем определен- ную ситуационную мотивацию. Ее можно представить как приманку для разума, и все мы прекрасно знаем, что нужно

50
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
для того, чтобы породить это насыщенное дофамином вле- чение: яркие образы, громкие звуки, а может быть, просто пара видео с котиками.
Такая мотивация может быть очень устойчива, и мы можем потратить целое утро на то, чтобы изучить все ссылки под заголовком «40 вещей, которые заставляют вас чувствовать себя старым». Но чаще эта мотивация проходит очень быстро, точно так же, как и возникает. Наше внимание переключается на следующий громкий звонок или пронзительный свист.
В противоположность этой существует так называемая глубокая мотивация, гораздо более сильная. Если ситуа- ционную мотивацию можно назвать приманкой для ума, то глубокая — это уже настоящая ловушка. Она затраги- вает фундаментальную часть нашей природы. то есть более значимую ценность, и именно благодаря ей многие из нас десятилетиями изучают органическую химию или оттачивают мастерство фехтования.
Так как же ситуационная мотивация превращается в глу- бокую? Ответ снова кроется в идее ценности — в конечном итоге именно ощущение значимости не дает нам выбраться из мотивационной ловушки. Пограничной линией между ситуационными и глубинными мотивами является смысл, и, когда мы находим нечто значимое, наша мотивация стано- вится куда более личной.
Хиди и ее коллега Энн Реннингер показали, как это про- исходит. На первой стадии мотивации существует, как пра- вило, лишь ситуативный интерес. Представьте себе, что вы наткнулись на видео, посвященное бритве Оккама — то есть идее о том, что простейшее объяснение часто оказывается лучшим. Видео впечатляет и приковывает внимание. Вы заин- тересовались.
На второй стадии люди начинают видеть в теме некото- рую ценность. Просматривая видео, вы начинаете понимать, как принцип бритвы Оккама может помочь вам побеждать

51
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
в спорах — и решать проблемы. Теперь вы продолжаете смотреть его, потому что оно имеет для вас ценность.
На третьей и четвертой стадиях мотивация обычно стано- вится все более и более личной, и, если мы уделяем предмету достаточно внимания, интерес перерастает в более глубокую форму мотивации. Разобравшись в принципе бритвы Оккама, вы можете найти ценность в вариантах интерпретации этой идеи и заинтересоваться тем, как она применяется в различ- ных сферах, например в медицине или спорте.
Конечно, так бывает не всегда. Качества личности, жиз- ненный опыт, происхождение, культура — все это оказывает свое влияние. В то же время мы должны подпитывать нашу поисковую систему, наше стремление к знаниям. Проще говоря, это значит, что порой следует отпустить себя на про- сторы «Википедии», чтобы познакомиться с новыми идеями, уделить время просмотру документального фильма, потому что он вас заинтересовал, или просто дать себе возможность попробовать что-то новое.
При этом следует понимать, что, если нам вдруг стало тяжело учиться, необходима эмоциональная поддержка.
Иными словами, мы должны управлять своей поисковой системой, чтобы добиться желаемого. В моем личном пред- ставлении мотивация подобна огню. Чтобы разжечь ее, нужна эмоцио нальная искра, но без должного управления она быстро потухнет — или, наоборот, разгорится так, что выйдет из-под контроля.
Иными словами, если наше стремление к поиску и связанное с ним эмоциональное возбуждение слишком слабы — тяга к знаниям у нас пропадает. Если же жажда поиска слишком сильна — можно провести целый день на странице BuzzFeed
«Люди, которые понятия не имеют, как действует огонь».
Успех таких сайтов, как BuzzFeed, подсказывает нам еще один путь к созданию ценности и мотива для обучения.

52
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
Это — социальная сторона нашей натуры. По большому счету значительная часть популярности BuzzFeed — или
TMZ (популярный американский новостной сайт) — объ- ясняется нашей склонностью образовывать группы, и сайты специально стремятся предоставлять нам материал, которым нам захотелось бы поделиться с друзьями. Мы читаем статьи типа «Люди, которые понятия не имеют, как действует огонь», а затем посылаем ссылки на них родным и знакомым.
В этом смысле наши близкие способствуют созданию цен- ности. Они помогают нам увидеть смысл, особенно в том, что касается учебы. Еще одним примером может стать история человека по имени Лэнгстон Тинглин-Клеммонс. Он окончил колледж более десяти лет назад, но до сих пор вспоминает, как когда-то поднял руку на занятиях по химии в Бакнелл- ском университете.
Маленький и хрупкий Тинглин-Клеммонс сидел в те вре- мена на одном из первых рядов в аудитории. Он только что поступил в колледж и старательно демонстрировал свой отменный вкус в одежде, ему нравились зажимы для галсту- ков и носки с узорами. Его родные шутили, что он появился на свет в костюме индивидуального пошива. Даже когда он занимался спортом, части его формы идеально сочетались.
В тот день Тинглин-Клеммонс поднял руку, желая задать вопрос, и вдруг ему показалось, что абсолютно все в ауди- тории пристально смотрят на него. В Бакнеллском универси- тете тогда училось более 3000 студентов, и среди них лишь несколько сотен чернокожих. Тинглин-Клеммонс оказался единственным афроамериканцем на своем курсе. Аудитория была полна белых, и за те несколько секунд, что Тинглин-
Клеммонс дожидался ответа профессора, он успел почувство- вать себя абсолютно одиноким. Тихий голосок в его голове нашептывал: «Может, мне здесь не место?»
Через какое-то время Тинглин-Клеммонс бросил заниматься химией. И дело было не в успеваемости. Он был выпускником

53
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
одной из лучших старших школ Вашингтона, округ Колумбия.
Ему просто не хотелось чувствовать себя аутсайдером, чужа- ком, — а это во время учебы в Бакнеллском университете он ощущал очень часто. «Из-за того, что я был единственным черным, меня узнавали все в кампусе, — рассказывал мне
Тинглин-Клеммонс. — Со мной здоровались какие-то люди, а я понятия не имел, кто это такие».
Начало учебы в колледже — нелегкое испытание практи- чески для всех. Нужно заводить новых друзей, много учиться и привыкать жить вдали от родного дома. Но цветным сту- дентам приходится еще тяжелее. Часто они начинают чувство- вать себя не на своем месте и с трудом приспосабливаются к обстановке. Культура общения и поведения в колледже оказывается совсем иной, чем дома. «Иногда мне казалось, что я — какой-то остров», — говорил мне Тинглин-Клеммонс.
Несколько лет назад Дебора Биал решила заняться этой проблемой. Чтобы помочь студентам, оказавшимся в подобной непростой ситуации, и обеспечить им социальную поддержку внутри колледжа, Дебора запустила программу под названием
Posse — «Отряд». По этой программе цветные студенты, как правило из неблагополучных семей, отправляются в различные колледжи страны группами по десять человек. Это помогает молодым людям не чувствовать себя одинокими и знать, что у них есть «отряд», который их поддержит.
Тинглин-Клеммонс был одним из первых студентов, посту- пивших в Бакнеллский университет по программе Posse, и, несмотря на неприятный опыт с химией, программа дала ему возможность почувствовать себя «нормальным». Вместе с дру- гими студентами из своего «отряда» он слушал музыку и ходил обедать. Они обсуждали друг с другом неловкие ситуации, в которые попадали на занятиях, и играли в баскетбол, чтобы выпустить пар. Группа была маленькой и очень сплоченной.
Один из товарищей Тинглин-Клеммонса по Posse потом стал шафером на его свадьбе.

54
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
Такая эмоциональная поддержка смещает мотивационное равновесие, создавая ощущение ценности и смысла в учебе.
Участники программы Posse имеют больше шансов на успеш- ное окончание колледжа, чем другие цветные студенты, — дипломы получают более 90% из них. Тинглин-Клеммонс получил в Бакнеллском университете диплом по двум специ- альностям — истории и религии, а на последнем курсе стал президентом студенческого совета. Сегодня он уверен, что все это стало возможным только благодаря программе Posse.
Мы часто недооцениваем то, насколько важна эта наша потребность быть причастными к чему-либо, — как, впрочем, и многое другое, имеющее отношение к ценности и смыслу.
Причина отчасти в том, что социальные сигналы, как пра- вило, трудно заметить. Они шепчут, а не кричат, и распознать чувство общности и социальной ценности обычно удается лишь по косвенным признакам — например, интонациям или жестам.
Это означает, что незначительные изменения в социальной динамике могут иметь на удивление большой эффект. Так, в одном исследовании выяснилось, что у школьников-азиатов с характерными национальными именами (например, Лю) оценки по математике в среднем выше, чем у азиатских детей с «обычными» именами, такими как Алекс. Почему?
Потому что учителя подсознательно считают, что учащиеся с азиатскими именами воспринимают математику «более серьезно», и ждут от них большего, чем от остальных, при этом уделяя больше внимания.
Кроме того, мы обычно определяем социальную идентич- ность лишь в сравнении с другими идентичностями. Я никогда не чувствовал себя бо льшим американцем, чем во время визи- тов в Германию. Только попав в Центральную Европу, я осознал все те привычки — чрезмерную громогласность, чрезмерное дружелюбие, — которые делают меня «настоящим янки».
И действительно, должен признаться, что я гораздо громче

55
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
и радушнее, чем большинство немцев. Но верно и обратное.
Именно в Соединенных Штатах я в максимальной степени ощущаю себя немцем, и я гораздо чаще прихожу куда-либо вовремя, чем большинство моих знакомых американцев.
Несмотря на все эти нюансы, социальные факторы оказы- вают огромное влияние на наше ощущение ценности. Семья и сверстники, друзья и коллеги — все они придают учению эмоциональную значимость, и мы обращаемся к другим людям в моменты, когда страдаем, нервничаем или грустим.
Прекрасный пример — тревожность, связанная с экзаменами.
Люди, испытывающие такую тревогу, справляются с тестами лучше, если их связывают близкие отношения с друзьями.
Складывается впечатление, что поддержка близких служит эмоциональным буфером, который смягчает возникающее на экзаменах напряжение разума, помогает нам управлять чувствами.
Социальные связи также представляют собой один из типов мотивации — люди, которые чувствуют себя одинокими, оказываются менее мотивированными и, как правило, хуже справляются с учебой. Проще говоря, те, кто ходит на занятия вместе с друзьями, обычно получают более высокие оценки, чем те, у кого нет друзей в учебной группе.
Теперь становится понятно, почему так важны публичные обещания. Когда человек объявляет своим друзьям о намере- нии что-то сделать, шансы на то, что он не бросит это дело, значительно повышаются. Если мы обещаем что-то на странице в Facebook или Twittter — например: «Я собираюсь пойти учиться и получить лицензию агента по недвижимости», — то, как правило, действительно выполняем обещание. Мы хотим быть честными перед своим окружением.
В этом состоит положительная сторона давления компа- ний сверстников, команд, племен, кланов и кругов общения.
Если кто-то посвящает себя учению, те, кто находится рядом с ним, также проявляют повышенную склонность к учебе.

56
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
Мы не хотим, чтобы нас считали отщепенцами, неудачниками или лентяями, поэтому мотивация и смысл распространя- ются на всех членов группы. Люди «подцепляют» ощущение мотивированности друг от друга. Как было сказано в одном из недавних научных исследований, «мыслительные усилия заразны».
Наши социальные привычки в отношении учебы оказы- ваются куда более мощными, чем кажется на первый взгляд.
Представьте себе какое-нибудь престижное учебное заведение, например Гарвард. Вы можете считать, что престиж ему обес- печивают программы обучения. Преподаватели, программы курсов, сами аудитории и лаборатории — все должно соот- ветствовать высочайшим стандартам. Ведь именно поэтому обучение в Гарварде так дорого — по крайней мере это следует из их рекламных буклетов: школа должна оплачивать лучших работников, лучшие учебные материалы и лучшие здания.
На самом деле, как выясняется, статус учебного заведения во многом создается самими студентами. Посредством раз- нообразных видов социального давления, норм поведения и учебного взаимодействия они подталкивают друг друга к учебе. Оказывается, что в некоторых престижных школах именно это влияние дает две трети результата. Говоря совсем просто, весьма значительная часть успеха Гарварда не имеет практически никакого отношения к профессорам, програм- мам или зданиям. Она обусловлена людьми, которые туда поступают.
Здесь мы снова можем обратиться к примеру с Lego и Джей- сону Вольфсону в качестве главного персонажа. Чтобы подпи- тывать свой интерес, он раз в месяц посещает встречи Lego- клуба. Обычно друзья по увлечению собираются в местной библиотеке, и в их обществе, как и в любом другом сплоченном коллективе, присутствуют весьма строгие правила. Обедать нужно обязательно в местной закусочной. Конструкторы, выпу- скаемые под другими брендами, например Playmobil, — это

57
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
табу. Тому, кто без разрешения автора хоть пальцем тронул чью-то постройку, легко могут указать на дверь.
Когда я посетил одну из их встреч в воскресенье после обеда, мне показалось, что я вижу большую семью, в которой каждый играет свою роль. Вольфсон — один из самых общи- тельных ее членов, а Кен Райс — организатор. «Фишка» Кима
Петти — микропостройки, а если вы хотите узнать о военной истории и Lego, вам следует обратиться к Гэри Бруксу.
Вольфсон не скрывает, что и среди них случаются трения, и десять лет назад часть членов откололась от группы из-за того, что «не все разделяли их энтузиазм». Но в целом сообще- ство любителей Lego создает им мотивацию. Оно дает людям цель, и Вольфсон старается не пропускать ни одной встречи своего клуба. «Моя жена знает, что раз в месяц на выходных ей нужно придумать себе какое-нибудь другое занятие», — сказал он мне.
Выпускник Бакнеллского университета Лэнгстон Тинглин-
Клеммонс сейчас женат и растит маленькую дочку. Он рабо- тает учителем английского в городской средней школе, где подавляющее большинство учеников — чернокожие из очень бедных семей. Однажды мы встретились в баре, и он расска- зал мне, что стал применять социальные уроки программы
Posse в собственных классах.
Чтобы наладить со своими учениками более тесные соци- альные связи, Тинглин-Клеммонс ежегодно наносит визиты каждому из них. Также он старается быть наставником для полудюжины школьников, всячески поддерживая близкие отношения с ними — приглашает их пообедать, посещает их спортивные матчи. Главный его совет этим ребятам: «Найдите себе наставника. Если вы хотите остаться в школе, держитесь рядом с теми, кто останется в школе».
Прихлебывая пиво, Тинглин-Клеммонс объяснял мне: он хочет, чтобы его ученики чувствовали принадлежность к какой-то общности. Он верит, что именно такие социаль-

58
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
ные узы в конечном итоге обеспечивают мотивацию к учебе.
«Я стараюсь, — сказал он, — использовать уважение, которое заслужил среди них, чтобы помочь им поступать правильно».
Осмыслить — научиться
До сих пор мы говорили в этой главе о ценности и смысле как формах мотивации и подробно рассматривали то, как цель и значимость служат топливом для нашего стремления учиться.
Это важно. Но когда речь заходит о процессе учения, есть еще одна причина искать смысл — мы должны выяс- нить, зачем конкретно нам нужно учиться. Мы приобретаем навыки и знания для того, чтобы осознать свой опыт, чтобы объяснить окружающий мир.
Но так происходит не всегда. Не так давно один студент общественного колледжа — назовем его Джо — написал следующие ответы на математические примеры:
10 × 3 = 30 10 × 13 = 130 20 × 13 = 86 30 × 13 = 120 31 × 13 = 123 29 × 13 = 116 22 × 13 = 92
Не заметили ничего странного? Спрошу точнее: неужели
30 × 13 — это действительно 120? А 22 × 13 — и правда 92?
Короче говоря, создается впечатление, что Джо не совсем в ладах с математикой. Он не понимает смысла примеров — и не видит важных закономерностей. Скорее, он просто пытается вспомнить отдельные формулы и базовые правила, чтобы с их помощью получить ответы — и притом неверные.

59
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ
Ничего удивительного в этом нет. Естественно, факты запомнить проще, и во многих областях можно добиться действительно многого, просто как следует вызубрив мате- риал. Ведь Джо как-то удалось получить аттестат о среднем образовании — и поступить в местный колледж.
Гораздо более серьезная проблема заключается в том, что люди часто воспринимают мастерство как нечто существу ющее само по себе, своего рода «волшебную таблетку», которая име- ется у преподавателя или закодирована в книге. Поэтому они слушают лекции, изучают веб-сайты, смотрят видео и верят, что информация просто войдет в их мозг.
Согласно такой концепции, обучение — это неконтакт- ный вид спорта, суть которого в том, чтобы взять данные из некоего источника и «засунуть» их себе в мозг. Назовем такой подход к обучению «наполнительным». Мы думаем, что должны просто заполнить свой разум — алгоритмами, фактами, парой-тройкой формул, — подобно тому, как запол- няем вещами контейнеры и ящики.
Однако мозг работает не так, и, хотя его часто сравнивают с компьютером, это не совсем верно. Во-первых, в таком случае подразумевается, что мы можем стать умнее, если просто добавим немного места на «жестком диске». Во-вторых, что мозг получает и накапливает информацию пассивно.
На самом деле гораздо лучше будет представить себе мозг как сеть дорог и шоссе, улиц и путепроводов. Такая аналогия, во-первых, напоминает нам, что простой путь — например, грунтовую дорогу — проложить очень легко. Это лишь вопрос повторения стандартных действий. То же самое верно и в отношении учебы: базовыми концепциями или навыками овладеть достаточно просто.
Более того, эта аналогия подчеркивает, что для мозга достижение мастерства — это способность придавать значи- мость определенным вещам, а также видеть глубокие связи и взаимоотношения в рамках конкретной области знаний.

60
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
Другой способ осмыслить эту идею предлагает психолог
Стивен Чу. На своих занятиях он часто проводит простые эксперименты, чтобы помочь присутствующим осознать роль смысла в изучении, показать, что мастерство — это умение строить мысленные связи.
Чу показывает аудитории лист бумаги, на котором напи- сана пара десятков слов. Половина класса получает задание сосредоточиться на буквах в этих словах и посчитать, сколько раз встречается какая-либо из них — скажем,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


написать администратору сайта