Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Основные этапы развития философии науки. Первый позиитивизм, эмпириокритицизм

  • 3. Неопозитивизм («третий позитивизм»)

  • 4. Логический позитивизм

  • 5.Философия науки во второй половине ХХ-го столетия. Постпозитивизм

  • 6.Место и роль науки в культуре современной техногенной цивилизации

  • Кандидатский экзамен История и философия науки Предмет философии науки


    Скачать 314.98 Kb.
    НазваниеКандидатский экзамен История и философия науки Предмет философии науки
    Дата01.06.2022
    Размер314.98 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlecture_ifn.pdf
    ТипДокументы
    #562045
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    /
    Ф
    Кандидатский
    экзамен: История и философия науки
    1.Предмет философии науки
    «Философия науки» - специальная область философских исследований, не имеющий какой-то единой, общепринятой научным и философским сообществом трактовки, Это область множества представлений, концепций . в которых рассматриваются феномены науки, научного познания, научного знания в соотношении с традиционной ( классической) и современной ( неклассической) философией. В обязательном учебнике для аспирантов и соискателей (Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.,2007) приводится следующее определение: «Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте» (с.
    8.).
    Другое более развёрнутое определение:
    «Философия науки- междисциплинарная и полиструктурная область современного знания, предметом которой является общая структура науки и научного знания, закономерности их динамики и развития, философские основания и философские проблемы различных областей знания и научных дисциплин.
    Основными структурными единицами философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, логика и методология науки, социология науки, культурология науки, праксеология науки, антропология науки. С другой стороны, в философии науки существуют разделы, связанные с исследованием философской специфики разных отраслей науки: философия логики, философия математики, философия социально - гуманитарных наук, философия технонаук...»
    (Лебедев
    С.А.
    Философия науки:
    Терминологический словарь. М. 2011, с. ,211).
    «Наука
    – когнитивно
    -социальная деятельность пог производству.
    Применению и распространению научного знания» (там же. с 103.). Наука рассматривается как: инновационная деятельность; познавательная деятельность; система знания: подсистема культуры; социальный институт; форма жизнедеятельности.
    2.Основные этапы развития философии науки. Первый позиитивизм,
    эмпириокритицизм
    Вопросы взаимоотношения философии и науки фактически уходят к началу их возникновения в античном мире. Но специальное их рассмотрение, приведшее к формированию относительно автономной и самостоятельной традиции философских исследований, связано с возникновением концепции философского позитивизма, этапами развития которого стали: «первый позитивизм» ( начало Х1Хв.-конец Х1Хв.); «второй позитивизм» ( до 1920г.);

    /
    Ф
    «третий позитивизм» - неопозитивизм ( или логический позитивизм, логический эмпиризм) с 1920 г. Родоначальником позитивизма ( «первого позитвизма»). Сформулировавшим его исходные установки, был французский мыслитель Огюст Конт(1798- 1857). В работе «Позитивная философия» «дух позитивизма»- полную переориентацию всей познавательной деятельности на
    « позитивную»- научную, утверждающего идеал конкретного «позитивного знания», опирающегося на опыт. научные наблюдения и математические исчисления. Конт заявил об открытии фундаментального закона трех стадий исторического развития знаний-теологической, метафизической, позитивной
    (научной). В результате развития наук человеческий разум должен бесповоротно восторжествовать над верой, наука - над религией, положительное знание - над теологией и метафизикой ( всей «наличной» имеющейся философией. Необходимо создать новую именно позитивную, научную философию как систему наиболее общего научного знания.
    Конт считал, что позитивное знание - знание всего, что «есть на самом деле». Цель науки-открывать законы, которые носят неизменный характер.
    Знание законов позволит предвидеть события, направлять свою деятельность на изменение не только природы, но и общества. Из трех функций науки: описание, объяснение, предвидение Конт исключил объяснение, считая главной задачей науки .ответ на вопрос:: «как происходит?», а не «почему происходит?. Происходит на основе неизменных законов (в обществе -
    «социальной физики». Наука должна стать новой религией человечества. Конт выполнил большую работу по типологии и классификации наук, в которой однако не упомянута философия, ибо по его мнению, «наука - сама себе философия». Один из последователей Конта - Д.С. Миль подчеркивал, что через науки человечество достигает высшей рациональности, что научная рациональность вершина, на которую взошло человечество благодаря науке, оставляя позади как ненужные и устаревшие религиозные и метафизические формы мышления.
    Вместе с тем, само развитие наук порождало множество вопросов мировоззренческого. Теоретико - познавательного характера. Обнаруживалась недостаточность механистической
    Исключительно актуализировалась проблема обоснования фундаментальных научных законов, абстракций.
    Собственно, речь шла о том, чтобы в нарастающем многообразии научного знания найти единство, некие общие начала, исходную «данность», образующую основания всех знаний.
    «
    Второй позитивизм»
    - эмпириокритицизм (Э.Мах. Р.Авенариус) такой данностью сочли «опыт», согласно Маху -, «комлекс ощущений», согласно Авенариусу, «чистый опыт»
    - идеи . восприятие предметов, образы . суждения , оценки. Главное, чтобы опыт был свободен от всего «смутного», непредставимого, содержал
    «позитивную» информацию. А для этого необходимо «очистить» опыт от всякой метафизики (философии), прежде всего - от абсолютного противопоставления «физического» и « психического», «объективного» и

    /
    Ф
    «субьективного». От «сбоев мышления» в «бесконечные метафизические споры». Необходима «позитивная философия, которая «очистит» опыт от метафизики.
    Результатом такого
    «очищения»» оказалось признание основанием и безусловным источником всякого позитивного знания « потока ощущений». Ощущения это как раз «изначальное» , некие «нейтральные элементы», нечто «третье», предшествующее разделению целостного опыта
    «физический» и
    «психический», между которыми существует
    «принципиальная координация». При этом Мах выдвинул методологический принцип «экономии мышления», «мышления с наименьшей тратой сил»,
    «экономии опыта». «Экономия» - фактически - обобщение, увеличение
    «вместимости» мышления , их результативности, творческого потенциала.
    Можно сказать, что философия науки как дисциплина возникла в первой половине XX-го столетия в программе утверждения позитивного знания, позитивной философии без традиционной философии-метафизики. При этом в центре внимания - процесс научного познания. « Первый» и «второй позитивизм» стремились не только провести «демаркацию» («разделение философии и науки»), но и устранение традиционной философии из научного познания как некоего «сбоя мышления».
    3. Неопозитивизм («третий позитивизм»)
    Следующим после эипириокритицизма этапом формирования западной философии науки стал этап неопозитивизма. Неопозитивизм рассматривается и как одно из направлений западной философии XX -го столетия.
    Неопозитивизм, фактически, - целая система концепций, в рамках которой наиболее масштабно выделяется логический позитивизм, часто отождествляемый с неопозитивизмом, имеющим и другие названия
    (например, логический эмпиризм). Творцы - классики неопозитивизма
    Б.Рассел, Л.Витгенштейн, М.Шлик, Р.Карнап и др. Начиная с 20-х годов 20-ых годов XX-го столетия примерно 40 лет неопозитивизм имел большой резонанс в интеллектуальной жизни Европы, тщательно исследуя процесс научно - познавательной деятельности, специфику и место науки в культуре. При этом
    «дух позитивизма», стремление отстоять некую абсолютную автономию науки, стремление утвердить концепцию сциентизма остается определяющей тенденцией. Борьба с метафизикой-традиционной философией сочетается с глубоким эвристическим анализом математического и естественнонаучного познания, поиском эффективных путей преодоления «кризисов» их в общем - то мировоззренческих и познавательных оснований. Так,
    Б.Рассел, выступил с программой обоснования математики логикой, в которой однако обнаруживались парадоксы (противоречия в проведении аргументации). Рассел в фундаментальной работе (написанной совместно с
    Уайтхедом)
    «Принципы Математики» разработал такую логику, а значит и язык, которые исключают парадоксы и отвечают требованиям строгой научности и

    /
    Ф утверждал, что человечество может знать только то. что откроет наука, и что все научное знание может быть узнано выражено, высказано на языке «будут соответствовать друг другу. «Принципов Математики» и это возможно, если структура мира и логическая структура языка.
    Третий позитивизм, в отличии первого и второго приобретал таким образом свою принципиальную особенность, ставя основной задачей искомой
    «философии науки» - анализ языка науки.
    Масштабно расширил подобные исследования Л.Витгенштейн в работе
    «Логико - философский трактат», оказавшей огромное влияние на участников
    «Венского кружка» и «Берлинского философского общества». Обращает на себя внимание прежде всего упорная антиметафизическая направленность витгенштейновской программы - обосновать «настоящую философию» взамен прежней. В «настоящей философии», согласно Витгенштейну, должен быть ясный, определенный, однозначный язык. Философией, считал Витгенштйейн, должна стать специальная интеллектуальная деятельность по «прояснению мыслей», а вся «путаница» постановки и обсуждения традиционных фиософских проблем вызвана тем, что философы стремятся высказать то, что средствами языка сказать невозможно. Язык, как настоятельно подчеркивает
    Витгенштейн, может говорить только о реальных фактах, которые может обнаружить наука своими методами наблюдения, эксперимента.
    Традиционные философские утверждения научно бессодержательны, даже бессмысленны. Язык - единственная форма связи человека со своим природным и социальным окружением. «Все, что мыслимо, можно мыслить ясно. Все, что поддается высказыванию, можно высказать ясно. О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Немыслимое - область мистического считал Витгенштейн.
    4. Логический позитивизм
    Идеи Витгенштейна были обстоятельно развиты деятелями «Венского кружка» ( М.Шлик , Р.Карнап др.). в 20-30-ые годы 20-го столетия. Стремясь
    «онаучить» традиционную философию, они приходили к негативному выводу о том, что « философия - не наука» именно в силу ее предметно-языковой бессодержательности. Поэтому они считали, что все-таки необходимо создать
    «настоящую философию», главная задача которой должна состоять в логическом языке науки (отсюда название концепции - «логический позитивизм»). Логический анализ должен был в общем выявить соответствие научных утверждений требованиям математической логики. Поэтому
    «философия науки» искалась как «логика науки». И логические позитивисты провели большую исследовательскую работу по общему выяснению принципиальной специфики науки, особенностей научных высказываний, критериев научности, структуры научного знания.
    Специально рассматривались вопросы природы и специфики научной рациональности, строгого определения понятия
    «научность», была предложен т.н.

    /
    Ф
    «стандартная концепция науки». Приняв выдвинутый еще Э.Махом тезис, согласно достоверным знанием является чувственный опыт - «факты переживания», логические позитивисты выдвинули требование эмпирического обоснования науки, считая, что исходно научными являются т.н.
    «протокольные»,
    «атомарные» предложения, непосредственно фиксирующие такой опыт. Но было осознано, что за основу науки некорректно принимать только чувственный опыт. Была выдвинута концепция «физикализма», в которой базовым признается «вещный язык» - описание физических явлений внешнего мира, чувственно воспринимаемых познающим субъектом, а не его переживания. Но обнаружилось, что только из протокольных предложений невозможно построить систему научного знания, необходимо строить целостные теоретические системы. Были выдвинуты принципы верификации и редукции. Согласно принципу верификации научными являются только те утверждения, которые проверяемы в опыте, на практике. Такими являются только протокольные и редуцируемые, сводимые к ним по правилам логики утверждения. Все другие утверждения - предложения провозглашались не просто ненаучными, а неправильно, «не логично» построенными, а следовательно - к ним не применимы характеристики «истинное» и «ложное». Отсюда опять же в в «духе позитивизма» формулируется радикальный вывод: прежняя философия (метафизика) является ненаучной, поскольку она оперировала логически неправильно построенными предложениями.
    Как видно, третий позитивизм упорно стремился все-таки «устранить» метафизику вообще, а не только из науки, и именно в силу ее ненаучности.
    Выдвигаемая «научная философия» фактически оказывалась концепцией философии науки.
    5.Философия науки во второй половине ХХ-го столетия. Постпозитивизм
    Постпозитивизм возник как критическая реакция на неопозитивизм и главным образом его программы эмпирического обоснования науки.
    Виднейшие представители постпозитивизма - К.Поппер, ИЛакатос,, Т.Кун,
    П.Фейерабенд . М.Полани. Основные труды: «Логика научного открытия»,
    «Открытое общество и его враги» ( К.Поппер); «Фальсификационизм и методология научно- исследовательских программ» ( И.Лакатос); «Структура научных революций» ( Т.Кун ), «Против метода. Очерк анархистской теории познания» (П. Фейерабенд); «Личностное знание» (М.Полани).
    Постпозитивизм практически пересмотрел основные неопозитивистские способы разработки философии науки. К.Поппер в рамках выдвинутой им концепции критического рационализма сначала отказался от принципа
    «наука-сама себе философия», поскольку наука в действительности постоянно обращается к философской онтологии, к философскому мировоззрению.
    Поппер показал, что принцип верификации опирается на индуктивный метод
    (обобщения на частных локальных фактах), между тем, как некая

    /
    Ф глобальность, «сверхопытная» универсальность теоретических законов науки достигается гипотетико-дедуктивным методом . Поппер показал, что требование чисто эмпирического обоснования тоже противоречиво. ибо
    ««чисто эмпирических утверждений не бывает, «поиск фактов» всегда
    «теоретически нагружен». И само теоретическое знание имеет свою
    «полноту», не растворяясь полностью в редукции к «протокольным предложениям». Поэтому для действительной демаркации между научными и ненаучными утверждениями, для достижения подлинной научной рациональности принцип верификации не пригоден и его следует заменить другим - принципом фальсификации, вместо требования « подтверждения» ввести требование «опровержения». Научные теории, - подчеркивал Поппер,- имеют свой предмет, свои границы, потому должны быть опровергаемы.
    Тем самым обнажался глубокий изъян всей позитивистской конструкции - фактическое стремление всегда рассматривать «готовое знание», и упущения из вида фундаментальной. поистине исторической проблемы развития, изменения вырабатываемых научных знаний, их становлении в трудной конкурентной «дарвиновской» борьбе. Проблема
    «роста» научных знаний, динамика научных знаний становилась важнейшей проблемой изысканий в работах, относимых к области «философии науки».
    И. Лакатос рассматривал развитие науки как последовательную смену научно- исследовательских программ, в которой прирост эмпирического содержания оставляет все —таки неизменным «ядро», неотличимое от
    «метафизики».
    Т.Кун разделил развитие науки на два периода: «нормальная наука» и
    «научная революция». Ключевое понятие, разделяющее эти периоды, - парадигма.
    Парадигма - это определенная система знаний, идей и образцов деятельности, получивших признание научного сообщества. Период нормальной науки всегда функционирует в
    «своей» парадигме.
    Принципиально важно то, что парадигма это не просто - сугубо научные идеи, взгляды, а мировоззрение, этические нормы, идеалы , потому, как подчеркивал Кун, смена парадигмы равносильна «смене веры». С накоплением фактов - «аномалий» в действующей парадигме возникают противоречия, парадоксы, «кризис», происходит сложная научная революция, состоящая в радикальной смене парадигмы, в изменении стратегии научного поиска, научной картины мира, в формировании принципиально новой фундаментальной концепции, новых методов и образцов исследовательской деятельности.
    Анализируя развитие науки, П.Фейерабенд, ряд других исследователей пришли к выводу о том, что реальная история науки вообще не укладывается в «прокрустово ложе» ни одной конкретной методологической схемы.
    Соответственно
    - была выдвинута концепция
    «методологического плюрализма» с идеей «анархистской теории познания». Фейерабенд подверг

    /
    Ф острой критике саму идею сциентизма, присущую «духу позитивизма», стремление построить универсальное научное миропонимание, руководствуясь законами логики и правилами научного метода, некими общими нормами научной рациональности. Взамен этим постулатам выдвигаются принципы пролиферации (автономности) и несоизмеримости
    (отсутствия преемственности) теорий.
    Из истории науки, считает Фейерабенд, выясняется, что «существует лишь один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах и на всех этапах человеческого развития - «допустимо все». Наука посему не имеет особых познавательных преимуществ перед мифологией, религией, традиционной философией. Тем самым - постпозитивизм эволюционировал к специальному исследованию феномена научной рациональности, к постмодернистскому признанию плюрализма философских концепций.
    6.Место и роль науки в культуре современной техногенной цивилизации
    В отечественной философии науки рассматриваются два исторических типа цивилизации - традиционная и техногенная. Традиционное общество характеризуется медленными темпами социальных изменений, консерватизмом, низким уровнем научно-технического прогресса. «Самое главное и действительно эпохальное, всемирно - историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. В известном смысле символом техногенного общества может считаться Книга рекордов
    Гиннесса, в отличие, скажем, от семи чудес света». (В.С.Степин. с. 93).
    Техногенная цивилизация, начав свое собственное развитие в ХУ11 веке, проходит три стадии: прединдустриальную, индустриальную, постиндустриальную.
    Происходит радикальная смена мировоззренческих смыслов: понимание человека, мира, целей и предназначения человеческой жизнедеятельности.
    Доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее развития и по настоящее время становится идея материального преобразования мира, подчинения природы человеку, фактическая эксплуатация природы с целью создания материальных богатств, усиления социального неравенства. Важно отметить, что природа при этом понималась как упорядоченное целое, подчиненное законам, которые можно и надлежит познать и использовать в интересах людей. Научные знания, их применение во всех сферах общественной жизни стали мощной основой социального прогресса. Вместе с тем, само развитие техногенной цивилизации приходит к своим критическим рубежам; возникли глобальные кризисы и глобальные проблемы
    (возможность самоуничтожения при применении новейших видов оружия, нарастание экологического кризиса, «антропологический кризис» (деградация

    /
    Ф личности).
    Парадоксально и драматично то, что применение новейших фундаментальных открытий способствует усилению кризисных явлений, порождает новые и тем «надежда на спасение» сопряжена с новыми фундаментальными научными открытиями в области энергетики, материаловедения, здравоохранения.
    Нарастает масштабная критика
    «научного разума», «научной рациональности», выдвигаются требования -
    «остановить науку». Крупнейший философ XX-го столетия Э.Гуссерль считал, что «кризис европейских наук» сопряженный с ним «кризис европейского человечества» носит прежде всего мировоззренческий, философский характер, в конечном счете, - «забвения человека».
    Исключительно важно, учесть и то, что современная постнеклассическая
    «нелинейная наука» раскрывает, что «мы живем в опасном, неопределенном мире» (И. Пригожин), когда «будущее не задано» (А. Бергсон). Очевидно, будущее человечества в огромной мере зависит от места и роли науки в культурно - цивилизационном процессе, при чем речь идет о всех трех областях науки: естественных науках, социально гуманитарных, технических науках на этапах классической (Ху1 -XIX вв.), неклассической ( до 50-60ых гг.
    XX -го столетия, постнеклассической (70—е годы XX-го столетия по настоящее время).
      1   2   3   4


    написать администратору сайта