Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое занятие №4.

  • Практическое занятие №5.

  • Вопросы к зачету по дисциплине «Основы философии»

  • Список рекомендуемой литературы и источников

  • Приложение ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ

  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филиал ФГБОУ ВО «КГМТУ» в г. Феодосия «Допущено к защите» «Защищено с оценкой____»

  • РЕФЕРАТ по дисциплине: «Основы философии» Тема «А.С.Хомяков – «Илья Муромец» русской философии» Направления подготовки 26.02.02 «Судостроение»

  • МУ к прак. раб.. Основы философии УМКД 2016 Корнеева для СКМ. керченский государственный морской технологический университет


    Скачать 280.5 Kb.
    Названиекерченский государственный морской технологический университет
    Дата02.10.2018
    Размер280.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМУ к прак. раб.. Основы философии УМКД 2016 Корнеева для СКМ.doc
    ТипТематический план
    #52200
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Практическое занятие №3. Продолжительность занятия -2ч.
    Тема: Проблематика современной европейской философии
    Цель: Проанализировать особенности развития современной зарубежной философии, многообразие проблем и методов, основные течения и направления, философские позиции ведущих философов.
    Вопросы к семинарскому занятию:

    1. Кризис "классической философии". Особенности и основные тенденции развития современных типов философствования.

    2. Философия позитивизма

    3. Неопозитивизм и развитие аналитической философии.

    4. Становление западноевропейского иррационализма (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

    5. Философия психоанализа и ее эволюция.

    6. Экзистенциализм: основные темы и учения.

    7. Герменевтика и её роль в современной философии.

    8. Феноменология как метод социально-гуманитарного познания.

    9. Постструктурализм: основные идеи, принципы, подходы.

    10. Феномен постмодернизма в философии и современная культура.
    Тематика рефератов, сообщений и презентаций

    1. «Открытое общество» как общественный идеал К.Поппера.

    2. Структура научных революций Т.Куна.

    3. Образ сверхчеловека в философии Ф. Ницше.

    4. З. Фрейд: структура психики личности.

    5. К.Г. Юнг: архетипы коллективного бессознательного.

    6. Смысл понятий «пограничная ситуация» и «парадокс свободы» в философии экзистенциализма.

    7. Нигилизм Ф. Ницше.

    8. Свобода, выбор и ответственность человека в философии экзистенциализма.

    9. Проблема смысла жизни в философии А. Камю.

    10. Философская антропология Э. Фромма.

    11. Буддизм и философия А. Шопенгауэра: интерпретация проблемы страдания.

    12. Смысл понятия «герменевтический круг».


    Вопросы для самоконтроля

    1. Где лежат идейные истоки марксистской философии?

    2. Почему марксистская философия рассматривается как часть мировой культуры?

    3. Какова природа феномена диалектического материализма?

    4. Является ли марксизм утопией?

    5. Каковы теоретические предпосылки марксистской философии?

    6. Что означает понятие «диалектический материализм»?

    7. Покажите место и значение категории «практика» в марксистской философии.

    8. В чем заключается сущность материалистической диалектики?

    9. Как истолковывается в диалектическом материализме «основной вопрос философии»?

    10. Раскройте содержание категорий «бытие» и «сознание».

    11. Как решаются в марксистской философии проблемы материи, движения, пространства и времени?

    12.Какие основные тенденции современной западной философии?

    13. Проверяем ли принцип верификации?

    14. Каково философское содержание категории экзистенция?

    15. Является ли принцип фальсификации более философски значимым, чем принцип верификации?

    16. Является ли экзистенциальная философия гуманистической?
    Самоконтроль по тестовым заданиям:

    1. Какой из законов диалектики рассматривает преобразование сущности предмета в форме «скачка»?

    А.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

    Б. Закон единства и борьбы противоположностей;

    В. Закон отрицания отрицания;

    Г. Все перечисленные.

    2. Что характеризует закон отрицания отрицания?

    А. Источник и движущие силы развития;

    Б. Направление процесса развития;

    В. Общий механизм развития;

    Г. Все ответы верны.

    3. Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?

    А. Анархия;

    Б. Демократия;

    В. Техника;

    Г. Свобода.

    4. Социально-философские взгляды Гегеля определяются как

    А. Либерализм;

    Б. Религиозный фундаментализм;

    В. Консерватизм;

    Г. Неоконсерватизм.

    5. Высшим достижением исторического движения человечества Гегель считал:

    А. Современную ему Германию;

    Б. Будущее Европы;

    В. Строй, сложившийся в странах Востока;

    Г. Античную демократию.

    6. Представителем объективного идеализма является:

    А. И. Кант;

    Б. Г. Гегель;

    В. Л. Фейербах;

    Г. К. Маркс.

    7. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:

    А. Диалектики – науки о всеобщем развитии;

    Б. Теории прибавочной стоимости;

    В. Теории общественного договора.

    8. В чем видел Гегель основу исторического развития?

    А. Общественное распределение труда;

    Б. Конфликт между властью и индивидуальной свободой;

    В. Развитие «абсолютной идеи», «мирового духа».

    9. Какой закон диалектики называют ее ядром и сутью?

    А. Закон перехода количественных изменений в качественные;

    Б. Закон единства и борьбы противоположностей;

    В. Закон отрицания отрицания;

    Г. Все законы диалектики равновесны.

    10. В гносеологии Фейербах являлся сторонником

    А. Сенсуализма;

    Б. Рационализма;

    В. Диалектического метода;

    Г. Солипсизма.

    11. Фейербах полагал, что высшим предметом философии должен быть

    А. Вопрос об отношении сознания и материи;

    Б. Объективный мир природы;

    В. Критика религии;

    Г. Человек.

    12. Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:

    А. Самосознании человека;

    Б. Его волевых актах;

    В. Целостности его тела;

    Г. Этических представлениях.

    12. Утверждая роль коммуникации между людьми как условия становления человеческого «Я», Фейербах тем самым подчеркивал, что человек является:

    А. Родовым существом;

    Б. Биологическим существом;

    В. Неоконченным творением природы;

    Г. Детерминированным внешними силами.

    13. Анализируя сущность религии, Фейербах утверждал, что образ Бога – это образ:

    А. Вымышленного существа;

    Б. Непреодолимого рока;

    В. Отчужденной сущности человека;

    Г. Архаического патриарха.

    14. Согласно программе новой религии в учении Фейербаха, любовь к Богу должна быть заменена:

    А. Научным планированием жизни человека;

    Б. Философией построения справедливого общества;

    В. Любовью к человеку;

    Г. Любовью к природе.

    15. Укажите, что противопоставил Л.Фейербах вере в Бога:

    А. Атеизм;

    Б. Любовь к человеку;

    В. Веру в идеальные общественные отношения между людьми;

    Г. Нравственные основы общества.

    16. Назовите авторов и приверженцев философии диалектического материализма.

    А. И. Кант и Г. Гегель;

    Б. К. Маркс и Ф. Энгельс;

    В. В. Г. Плеханов и В. И. Ленин;

    Г. Все они.

    17. В основе диалектического материализма лежит диалектика –

    А. Фихте;

    Б. Гегеля;

    В. Сократа;

    Г. Гераклита.

    18. Родовой характеристикой человека у Маркса и Энгельса выступает

    А. Капитал;

    Б. Труд;

    В. Сознание;

    Г. Классовая борьба.

    19. От чего зависит образ мыслей индивидов с точки зрения Маркса и Энгельса?

    А. От принятой в обществе системы моральных норм;

    Б. От степени развития научных знаний;

    В. От вероисповедания;

    Г. От того, что и как они производят.

    20. В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс выразили

    А. Свое отношение к революционным процессам;

    Б. Диалектические закономерности природы;

    В. Схему товарно-денежного обращения;

    Г. Материалистическое понимание истории.

    21. Согласно формулировке Энгельса, диалектика – это наука о наиболее общих законах:

    А. Социально-экономических отношений;

    Б. Биологической эволюции;

    В. Всякого движения;

    Г. Мышления.

    22. Чем объясняются разные формы движения, которые выделяет Энгельс?

    А. Уровнем сложности организации материи;

    Б. Естественнонаучными закономерностями;

    В. Субъект-объектными отношениями;

    Г. Феноменом ароморфоза.

    23. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что характер общества определяет:

    А. Трудовая, производительная деятельность людей;

    Б. Духовная деятельность людей;

    В. Взаимодействие власти и личности.

    24. К. Маркс сформулировал следующие законы общественного развития:

    А. О решающей роли материального производства в жизни общества;

    Б. Об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений;

    В. О неизбежности перехода от одной общественной формации к другой;

    Г. Все перечисленные выше.

    25. К. Маркс является основоположником:

    А. Трудовой теории стоимости;

    Б. Теории классов и классовой борьбы;

    В. Материалистического понимания общества;

    Г. Теории государства и права.

    26. Как К. Маркс характеризовал сущность человека?

    А. Как абстрактное мышление;

    Б. Как совокупность общественных отношений;

    В. Как взаимоотношения человека и общества;

    Г. Как совместная деятельность нескольких индивидов.

    27. Какие из перечисленных ниже явлений относятся к общественному бытию с точки зрения материалистической модели?

    А. Производственные отношения;

    Б. Мораль;

    В. Географическая среда;

    Г. Производительные силы.

    28. Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая фармация»?

    А. М. Вебер;

    Б. Г. Гегель;

    В.К. Маркс;

    Г. П. Сорокин.

    29. Направление современной западной философии, ориентированное на религиозное мировоззрение:

    А. Экзистенциализм;

    Б. Неопозитивизм;

    В. Неотомизм;

    Г. Герменевтика.

    30. Основателем психоаналитической философии является:

    А К. Юнг;

    Б А. Адлер;

    В. З. Фрейд;

    Г. Э. Фромм.

    31. Психоанализ - это:

    А. Часть психотерапии;

    Б. Врачебный метод исследование психики человека;

    В. Современное философско-психологическое учение;

    Г. Все названное.

    32. Концепция сверхчеловека разрабатывалась в философии:

    А. К. Поппера;

    Б. Н. Бердяева;

    В. Ф. Ницше;

    Г. И. Канта.

    33. Термин «архетип» сделал основным в своей философской системе:

    А. З. Фрейд;

    Б. А. Шопенгауэр;

    В. К. Юнг;

    Г. С. Кьеркегор.

    34. Автор философского труда «Так говорил Заратустра»:

    А. В. Дильтей;

    Б. Ф. Ницше;

    В. О. Шпенглер;

    Г. А. Бергсон.

    35. Экзистенциализм преимущественно занимается исследованием:

    А. Развитием техники;

    Б. Смысла человеческого существования;

    В. Методологией научного познания;

    Г. Доказательств бытия Бога.

    36. Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:

    А. Это учение о высшем понимании мира;

    Б. Это познание причин и принципов сущего;

    В. Это теория социальной революции;

    Г. Это учение о человеческой свободе.

    37. Какое философское направление XX века сделало своей главной проблемой смысл жизни человека?

    А. Неотомизм;

    Б. Экзистенциализм;

    В. Неопозитивизм;

    Г. Прагматизм.

    38. Основателем позитивизма является:

    А. Э. Фромм;

    Б. Ж.-П. Сартр;

    В. О. Конт;

    Г. Р. Карнап.

    39. Автором книги «Структура научных революций» является:

    А. З. Фрейд;

    Б. А. Шопенгауэр;

    В. Т. Кун;

    Г. С. Кьеркегор.

    40. Эпистемологическим анархистом называют:

    А. В. Дильтея;

    Б. П. Фейерабенда;

    В. О. Шпенглера;

    Г. А. Бергсона
    Практические задания

    1. Назовите черты, отличающие постклассику от классической философии.

    2. Перечислите и проанализируйте основные направления постклассической философии.

    3. Определите, в чём заключается суть лингвистического поворота, осуществлённого аналитической философией. Назовите философов, представляющих аналитическую философскую традицию.

    4. Укажите основные принципы неопозитивизма, раскройте их содержание.

    5. Сопоставьте классическую и постмодернистскую философию по схеме: основные понятия; идеи; проблемы; направления.

    6. Феноменология сочетает рациональное и чувственное. Не является ли такое сочетание чем-то эклектичным?

    7. В чём суть отношения постмодернистов к традиционной философии? Объясните смысл задачи новой философии, сформулированной постмодернистами: не создавать новых идеалов, низвергать старые, проклятием тяготеющие над реальной жизнью.

    Литература

    1. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2,

    2. Визгин В.П. Мишель Фуко - теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. № 4.

    3. Грязнов А.Ф. Л. Витгенштейн и некоторые современные проблемы философии психологии//Вопросы философии. 1998. № 5.

    4. Грязной А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре XX в.//Вопросы философии. 1996, № 4.

    5. Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Внпросы философии. 1998. № 5.

    6. Овчинников Н.Ф. Карл Поппер - наш современник, философ XX века // Вопросы философии. 1992. № 8.

    7. Поппер К. Нищета историцизма// Вопросы философии. 1992. № 8, 9,10.

    8. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии. 1998.№3.

    9. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

    10. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

    11. Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии // Вопросы философии. 1998. №9.

    12. Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. №10.

    13. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. №10.

    14. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997 (См. Пар. 7 Феноменологический метод разыскания. С. 27-39).

    15. Хрестоматия по истории философии. М., 1997. Ч.2. С. 318-324; 336-360; 385-406; 407-419.

    16. Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. №4.

    17. Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 195 – 258.



    Практическое занятие №4. Продолжительность занятия -2ч.
    Тема: Философское осмысление бытия. Связь познания с положением человека в мире.
    Цель: Изучение интерпретации бытия в рационалистической и иррационалистической философских традициях.

    Вопросы к семинарскому занятию:

    1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.

    2. Категориальный аппарат онтологии.

    3. Диалектика как философская концепция развития (основные принципы, законы, категории).

    4. Познавательная деятельность человека.

    5. Структура и основные закономерности процесса познания.

    6. Познание как постижение истины.

    7. Научное познание и его специфика.


    Темы докладов, рефератов и презентаций

    1. Философская категория бытия, ее смысл и специфика.

    2. Основные формы бытия.

    3. Диалектика бытия.

    4. Метафизика и онтология.

    5. Бытие и небытие.

    6. Бесконечный (вечный) и конечный (временной) миры.

    7. Единство и многообразие мироздания.

    8. Мифологические, религиозные, философские концепции мироустройства.

    9. Монизм, дуализм, плюрализм.

    10. Формирование научно-философского понятия материи.

    11. Основные типы и формы движения материи.

    12. Понятие пространства и времени.

    13. Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени.

    14. Уровни организации неживой и живой природы.

    15. Формирование диалектики (Сократ, Платон, схоласты, философы эпохи Возрождения, представители немецкой классической философии, марксисты и др.).

    16. Принципы материалистической диалектики.

    17. Категории диалектики, их возникновение, развитие и классификация.
    Вопросы для самоконтроля по теме

    1. Каково соотношение понятий: бытие, небытие, онтология, сущее.

    2. Методы изучения бытия, вклад естественных и философских наук в исследование бытия;

    3. Каков современный уровень знаний о бытии и проблемы, требующие дальнейшего исследования;

    4. Каковы взаимоотношения между бытием и небытием;

    5. В чем заключается тождество и различие в понимании бытия в различных видах онтологии – мифологическая, религиозная, философская, научная, экзистенциально-личностная.

    6. Философская категория «материя» и конкретные естественнонаучные представления о ее строении.

    7. Современные научные представления о видах материи, ее строении и свойствах.

    8. Каково соотношение понятий: психика, сознание, интеллект, мышление?

    9. Методы изучения сознания, вклад медико-биологических наук в исследование сознания.

    10. Каков современный уровень знаний психологии человека и проблемы, требующие дальнейшего исследования?

    11. Каковы взаимоотношения между сознательным и бессознательным в структуре психики?

    12. В какой мере понятие «инстинкт» применимо к психике человека?

    13. В чем заключается тождество и различие психического и физиологического уровней?

    14. Что такое самосознание и какова его роль в поведении?
    Самоконтроль по тестовым заданиям

    1. Онтология – это:

    А. Учение о бытии и небытии абсолюта и человека.

    Б. Учение о хаотичности и системности Вселенной.

    В. Раздел философии, где изучается происхождение и структура мироздания.

    Г. Учение о первичности и вторичности материи или сознания.

    Д. Все перечисленное.

    2. Бытие. Что лишнее?

    А. Бытие – космос, совершенный, вечный, материальный.

    Б. Бытие – мир идей, порождающий мир чувственного Бытия.

    В. Бытие – это поле Бога, который сам есть истинное Бытие.

    Г. Бытие – это природа в целом.

    Д. Бытие – это время существования чего-либо от песчинки до Вселенной.

    Е. Бытие – это внешний по отношению к человеку мир.

    Ж. Бытие – это предметный мир, противостоящий познающему субъекту.

    З. Бытие – это целостность жизни, материальной и духовной.

    3. Метафизика – это:

    А. Учения античных мыслителей о неизменных и умопостигаемых сущностях мироздания.

    Б. Комплекс сочинений Аристотеля по «первой философии», объединенных Андроником Родосским в 1 в. до н.э. под названием «Метафизика».

    В. Термин, которым Гегель «обозначал недиалектические философские системы».

    Г. Все перечисленное.

    4. Гносеология – это:

    А. Раздел философии, где изучается происхождение и сущность сознания.

    Б. Учение о познавательных способностях человека.

    В. Учение о методологии и методах познания.

    Г. Теория об истинности и ложности знаний и об их критериях.

    Д. Все перечисленное.

    Е. Учение о познании человеком основ своей духовности.

    5. Агностицизм – это:

    А. Отрицание наличия у общих понятий (качество, форма, материя и т.д.) предмета, который бы соответствовал им в реальном мире.

    Б. Полное или частичное отрицание познаваемости мира.

    В. Учение древних и средневековых отшельников.

    Г. Учение И. Канта о «вещи в себе».

    Д. Учение об изменчивости знаний.

    Е. Все перечисленное.

    6. Материализм – это:

    А. Ограниченность человека лишь житейскими («материальными») благами: еда, жилье, одежда, деньги и т.д.

    Б. Признание материи первоосновой и первопричиной мироздания.

    В. Знание о скрытых мельчайших (физических и химических) частицах вещества и поля.

    Г. Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

    Д. Атеистическая теория, направленная против политики церкви.

    Е. Все перечисленное.

    7. Идеализм – это:

    А. Мечтательная душа, не замечающая житейской реальности.

    Б. Учение об идеалах и их роли в жизни.

    В. Философское учение о первичности сознания и вторичности материи.

    Г. Буржуазная и религиозная идеология.

    Д. Стремление сделать свою и общественную жизнь идеально истинной, доброй, красивой.

    8. Дуализм. Отметить тот пункт, который к другому отношения не имеет:

    А. Учение о первичности двух начал мироздания – духа и материи.

    Б. Учение о независимости в человеке двух субстанций – мыслящей (духа) и протяженной (материи).

    В. Учение о независимости друг от друга познающего субъекта и познаваемого объекта.

    Г. Приверженцы двоичной системы исчисления.

    Д. Концепция о равноправности любых противоположных начал: добра и зла, истины и лжи и т.д.

    9. Монизм – это:

    А. Учение о монополиях.

    Б. Учение о едином творце мира.

    В. Призыв к единению людей.

    Г. Признание, что в основе мироздания лежит какое-то единственное несотворимое и неуничтожимое начало.

    Д. Учение Лейбница о монадах.

    Е. Все перечисленное.

    10. «Трансцендентный» – означает:

    А. Сверхъестественный.

    Б. Сверхчувственный.

    В. Алогичный.

    Г. Связывающий две и более систем.

    Д. Внешний по отношению к объекту и субъекту познания.

    Е. Внеопытный.

    Ж. А-В.

    З. Г-Е.

    11. Материя – это:

    А. Совокупность всех вещей и предметов во Вселенной;

    Б. То, что первично по отношению к духовному и доступно познанию;

    В. То, из чего все возникает и во что возвращается;

    Г. Объективная реальность;

    Д. Первовещество; то, что есть во всем;

    Е. Масса вещества;

    Ж. Вещество, поле, плазма, вакуум;

    З. То, что независимо от сознания человека.

    12. Идеальное – это: (указать, что не входит в понятие этого термина) –

    А. Эталонное, абсолютно совершенное;

    Б. Мыслимое;

    В. Шедевр художественного творчества;

    Г. Производное от материального;

    Д. Противоположность реального;

    Е. Свойство предмета, отраженное в свойствах другого предмета.

    13. Субстанция – это:

    А. Внутренняя сущность, определяющая всевозможные формы материального и духовного бытия;

    Б. Средневековый термин для обозначения творца мироздания;

    Г. Логический термин для обозначения объекта, который имеет свойства, но сам свойством не является;

    Д. Все перечисленное.

    14. Атрибут – такое свойство, которое характеризуется:

    А. Неотъемлемостью;

    Б. Необходимостью;

    В. Существенностью;

    Г. Периодичностью;

    Д. Объективностью;

    Е. Причинностью;

    Ж. А-В;

    З. Г-Е.

    15. Какие понятия входят в содержание движения:

    А. Развитие;

    Б. Изменение;

    В. Филогенез;

    Г. Онтогенез;

    Д. Прогресс;

    Е. Регресс;

    Ж. Катаклизмы;

    З. Все перечисленное.

    16. Пространство – это:

    А. Характеристика элементов мироздания со стороны структурности, протяженности, сосуществования и взаимодействия;

    Б. Пустое вместилище, где находится вещество Вселенной;

    В. Априорные схемы чувственного познания;

    Г. Мыслительный конструкт для удобства пользования познавательным материалом.

    17. Время – это:

    А. Форма бытия материи, выражающая последовательность развития и длительность существования ее параметров;

    Б. Форма чувственного созерцания, упорядочивающая комплексы ощущений;

    В. Вектор мирового движения;

    Г. Неотвратимость будущего;

    Д. Все перечисленное;

    Е. Все перечисленное, кроме Б.

    18. Развитие – это изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся:

    А. Объективностью;

    Б. Необратимостью;

    В. Закономерностью;

    Г. Причинностью;

    Д. Преемственностью;

    Е. Накоплением положительного;

    Ж. Направленностью;

    З. Б, В, Ж.

    19. Виды материи:

    А. Вещество.

    Б. Произведения искусства.

    В. Электромагнитное поле.

    Г. Плазма.

    Д. Аура

    Е. Вакуум.

    Ж. Общество.

    З. А, В, Г, Е.

    20. Формы движения (отметить лишнее):

    А. Механическое;

    Б. Физическое;

    В. Химическое;

    Г. Геологическое;

    Д. Археологическое;

    Е. Растительное (фитодвижение);

    Ж. Животное (зоодвижение);

    З. Кибернетическое.

    21. Диалектика – это:

    А. Умение спорить;

    Б. Учение о всеобщей связи и взаимодействии в мироздании;

    В. Способ доказывать существование сверхъестественных явлений;

    Г. Метод познания, противоположный механистической методологии;

    Д. Б и Г;

    Е. Все перечисленное.

    22. Когда возникло диалектическое мышление:

    А. В античности;

    Б. В Средние века;

    В. В Новое время;

    Г. В философии Гегеля;

    Д. В учении К. Маркса;

    Е. Формировалось общими усилиями с античности до сегодняшних дней.
    Практические задания

    1. Покажите на примерах проявление категорий диалектики в педагогической деятельности.

    2. Покажите на примерах проявление законов диалектики в различных сферах деятельности человека.

    3. Проведите сравнительный анализ диалектики Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса.

    4. Раскройте соотношение категорий «материя» и «субстанция».

    5. Прочитайте отрывок из произведения И. Пригожина и И. Стенгерс «Порядок из хаоса» (Хрестоматия по философии. С. 492-503). Объясните сущность нового подхода к процессу развития, разработанного авторами. Назовите основные понятия, используемые И. Пригожиным и его школой.

    6. Раскройте смысл высказывания Б. Спинозы «Свобода есть осознанная необходимость». А как Вы понимаете свободу человека?

    7. Проведите сравнительный анализ форм познания действительности: мифологической, стихийно-эмпирической, художественной, религиозной, философской, научной.

    8. Составьте схему «Основные этапы разработки проблем познания в истории философии».
    Литература

    1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

    2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

    3. Законы и категории материалистической диалектики: социально-практический и прогностический аспекты. Киев, 1989.

    4. Зеленков А.И. Принцип отрицания в философии и науке. Мн., 1981.

    5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса // Хрестоматия по философии. С. 492-502.

    6. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.

    7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

    8. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10.

    9. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Раздел ІІІ. С. 394-540.

    10. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. С. 130-149.

    11. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство // Вопросы философии. 1996. № 5.

    12. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

    13. Зеленков А.И. Мировоззренческие компоненты в структуре современного образа науки // Мировоззренческие структуры в научном познании. Мн., 1993.

    14. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М., 1985. С. 24-77.

    15. Митюгов В.В. Познание и вера // Вопросы философии. 1996. № 6.

    16. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. Киев, 1997.

    17. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 238-253.

    18. Яскевич Я.С., Кузнецова Л.Ф., Барковская А.В. Ценностные ориентиры современной науки и перспективы цивилизационного развития. Мн., 1996. С. 6-29.



    Практическое занятие №5. Продолжительность занятия -2ч.

    Тема: Проблема человека во взаимодействии культуры и цивилизации.

    Цель: Изучение проблемы человека в истории философии, особенностей цивилизации как социокультурного образования

    Вопросы к семинарскому занятию:

    1. Современные концепции антропогенеза.

    2. Человек как проблема современной философской антропологии.

    3. Основополагающие феномены бытия человека (свобода, коммуникация, одиночество, игра, любовь и др.).

    4. Смысловое богатство понятия «культура».

    5. Понятие «профессиональная культура».

    6. Понятие «Культурный человек».

    7. Интеллигентность – ценность отечественной культуры.

    8. Различие культур Востока и Запада.

    Темы докладов, рефератов и презентаций

    1. Свобода и ответственность человека.

    2. Смысл существования человека в концепции Н.А. Бердяева.

    3. Одиночество и коммуникация в философии экзистенциализма.

    4. Проблема отчуждения в философских учениях Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса.

    5. Проблема человека и его свободы в философии экзистенциализма.

    6. Человек в поисках смысла жизни.

    7. Жизнь, смерть и бессмертие как феномены бытия человека.


    Вопросы для самоконтроля по теме:

    1. В чем заключается сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии?

    2. В чем заключается сущность философии как рациональной отрасли духовной культуры?

    3. Какое знание является научным? Является ли астрология (предсказание по звездам) научным знанием?

    4. Что значит поставить эксперимент «чисто»?

    5. Требуется ли при проведении эксперимента теория?

    6. Какие типы моделирования известны вам?

    7. Какова структура измерения? Рассмотрите ее на конкретном примере измерения какой-либо ценности.

    8. В каких науках широко используется аксиоматический метод?

    9. В каких науках широко используется гипотетико-дедуктивныи метод?

    10. В каких науках используются описательные методы?

    11. Как соотносятся теория и практика?

    12.Однажды Гегель на замечание, что его теории не согласуются с фактам ответил: «Тем хуже для фактов». Согласны ли вы с Гегелем!

    13. Может ли наука полностью обойтись без философии?

    14. Как соотносятся, на ваш взгляд, религия и наука?

    15. Что такое культура и чем она отличается от цивилизации?

    16. Что вы считаете красивым? Почему?

    17. Какое искусство нравится вам более других и почему?

    18. Сравните два разных философских представления о смысле красоты.

    19. Как связаны философия и смысл жизни?

    1. В чем заключается проблема будущего философии?


    Самоконтроль по тестовым заданиям

    1. Веру в безграничные возможности науки исповедовал:

    1) Шопенгауэр

    2) Ницше

    3) Конт

    4) Кьеркегор

    2. Ницше считал, что мораль — выдумка «слабых», предназначенная для осуждения «сильных». Аморализм Ницше созвучен:

    1) софистике

    2) патристике

    3) Возрождению

    4) Позиция Ницше уникальна

    3. Инструмент философии:

    1) воля

    2) интуиция

    3) разум

    4) рассудок

    4. Основной вопрос этики:

    1) что есть безусловное основание всего сущего

    2) что ведет человека к благу

    3) соотношения духа и материи

    4) соотношение истины и мнения

    5. Из созданных Аристотелем наук наибольшее влияние в последующей истории философии имела:

    1) этика

    2) физика

    3) логика

    4) риторика

    6. Основополагающий предмет философии составляют вопросы, касающиеся:

    1) государственного устройства

    2) происхождения религии

    3) основ мироздания в его целостности

    4) жизни и учения замечательных мыслителей

    7. Согласно стоикам, счастлив тот, кто:

    1) занимает высокое социальное положение

    2) выполняет свой долг

    3) лишен собственности

    4) пользуется уважением

    8. Инструмент философии:

    1) воля

    2) интуиция

    3) разум

    4) рассудок

    5) вера

    9. Предмет метафизики:

    1) предметы, лежащие за областью природы

    2) движущаяся материя

    3) числа и геометрические фигуры

    4) состояния сознания

    5) добро и зло

    10. Основной вопрос этики:

    1) что есть безусловное основание всего сущего

    2) что ведет человека к благу

    3) соотношения духа и материи

    4) единого и многого

    5) соотношение истины и мнения

    11. В центре внимания первых греческих мыслителей находится:

    1) природа

    2) человек

    3) общество

    4) религия

    12. Первостепенное значение для досократической философии имеет проблема:

    1) происхождения зла

    2) свободы

    3) соотношения духа и материи

    4) единого и многого

    13. Софистика — период греческой мысли, характеризующийся:

    1) увлечением природой

    2) ростом эзотерического знания

    3) распространением метафизики

    4) вниманием к этическим проблемам

    5) популяризацией гуманитарных знаний

    14. Базовой дисциплиной софистического образования является:

    1) онтология

    2) психология

    3) искусствоведение

    4) гносеология

    5) риторика

    15. «Антидиалектики» ратовали за:

    расширения области разума

    за невмешательство разума в область веры

    за безграничную свободу исследований

    применение опытного знания

    16. Вопрос о соотношении веры и разума решается эмпириками следующим образом:

    1) вера исключает разум

    2) разум исключает веру

    3) вера и разум тождественны по предмету

    4) вера и разум различны по предмету

    5) так же, как и у Платона

    6) по своей природе разум и вера не противоречат друг другу

    17. Представители Нового времени трактуются философию как:

    1) пропедевтику к теологии

    2) методологию научного познания

    3) способ подлинного существования

    4) обладание абсолютные знанием

    5) методологию художественного освоения действительности

    18. Представители немецкой классической философии трактуют философию как:

    1) пропедевтику к теологии

    2) методологию научного познания

    3) способ подлинного существования

    4) обладание абсолютным знанием

    5) методологию художественного освоения действительности

    19. Постклассическая философия в первую очередь характеризуется:

    1) критикой предшествующей метафизики

    2) повышенным интересом к природе

    3) вниманием к методу

    4) опорой на Откровение

    5) вопросами космологии
    Практические задания

    1. Сравните образы человека, вытекающие из принципов космоцентризма, теоцентризма, антропоцентризма, социоцентризма, природоцентризма.

    2. Раскройте суть свободы человека, рассматривая содержание следующих парных категорий: свобода и произвол, свобода и фатализм, свобода и необходимость, свобода и отчуждение, свобода и выбор, свобода и ответственность.

    3. Раскрыть отличие двух способов существования человека: обладание и бытие (См.: Фромм Э. «Иметь или быть»).

    4. Составьте структурно-логическую схему, раскрывающую эволюцию представлений о человеке в истории философской мысли.

    5. Сопоставьте рассуждения Э. Фромма, М. Хайдеггера и М. Шелера о природе и сущности человека (Мир философии. Ч. 2. С. 61-86).

    6. Объясните смысл тезиса Н. Бердяева: «Личность в человеке есть результат борьбы» (Мир философии. Ч. 2. С. 48). Согласны ли Вы с мнением автора? Как Вы думаете, человек и личность – это одно и то же?


    Литература

      1. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн., 1999.

      2. Капустин В.Г. Современность – как принуждение и как свобода // Вопросы философии. 1998. №4.

      3. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ// Вопросы философии. 1997. №1.

      4. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / О человеческом в человеке. М.. 1991.

      5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.

      6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX. М., 1995.

      7. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. 2004. №2.



    Вопросы к зачету по дисциплине «Основы философии»

    1. Особенности философского знания. Функции философии. Структура философии. 2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

    3. Философия Древней Индии: ведический период. Основные школы и религиозно-философские доктрины.

    4. Философия Древнего Китая. Классические книги китайской образованности. Конфуцианство, даосизм.

    5. Философия Древней Греции: источники, периодизация, основные проблемы.

    6. Философия Древней Греции: первые философы и проблема начала всех вещей. Мыслители Древней Греции в изображении Диогена Лаэрция.

    7. Философия Древней Греции: этический рационализм Сократа.  Апология Сократа .

    8. Философия Древней Греции: Платон и система объективного идеализма.

    9. Философия Древней Греции: система Аристотеля.

    10. Философия эпохи средневековья: основные проблемы и периодизация. Спор о природе универсалий.

    11. Философия эпохи средневековья: эпоха патристики. Августин.

    12. Философия средневековья: эпоха схоластики. Фома Аквинский.

    13. Философия эпохи Возрождения: гуманистическая мысль (Пико делла Мирандола, Л.Валла, Э.Роттердамский).

    14. Философия эпохи Возрождения: утопические проекты Т.Мора, Т.Кампанеллы, Ф.Бэкона.

    15. Философия Нового времени: научная революция 17 века и ее мировоззренческое значение.

    16. Философия Нового времени: эмпиризм Ф.Бэкона, сенсуализм Д.Локка.

    17. Философия Нового времени: рационализм и дуализм Р.Декарта.

    18. Философия Нового времени: пантеизм Б.Спинозы .

    19. Философия Нового времени: монадология Г.Лейбница.

    20. Немецкая классическая философия: И.Кант.

    21. Немецкая классическая философия: система Г.В.Ф.Гегеля.

    22. Философия Просвещения: Вольтер и Руссо.

    23. Философия Просвещения: механистический материализм Дидро, Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. 24. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.
    25. Философия иррационализма: творчество А.Шопенгауэра. 26. Философия иррационализма: Ф.Ницше и   философия жизни .

    27. Русская философия 18 века: М.В.Ломоносов и А.Н.Радищев.

    28. Русская философия рубежа 19-20 веков: учение В.Соловьева, эволюция взглядов Н.Бердяева, С.Булгакова, С.Франка.

    29. Философия экзистенциализма: М.Хайдеггер, К.Ясперс, А.Камю. Манифест Ж.-П. Сартра Экзистенциализм - это гуманизм

    30. Психоаналитическая философия: З.Фрейд, К.-Г.Юнг.

    31. Онтология как учение о бытии. Основные способы, виды и формы бытия.

    32. Понятие материи, его эволюция в истории философии и методологическое значение. Атрибуты материи.

    33. Системная организация материальных объектов. Синергетика.

    34. Движение. Основные типы и формы движения, их взаимосвязь.

    35. Пространство и время: проблема соотношения. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

    36. Категория сознания в философии. Идеалистические концепции сознания. Душа и дух.

    37. Диалектико-материалистическая концепция сознания. Теория отражения.

    38. Сознание и психика. Проблема бессознательного.

    39. Источники сознания и его структура.

    40. Общественно-историческая природа сознания: антропосоциогенз. Сознание и язык, их взаимосвязь.

    41. Проблема познания в философии. Субъект, объект и предмет познания.

    42. Познание и понимание. Роль творчества в познании.

    43. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании. Формы чувственного и рационального познания. Интуиция.

    44. Проблема истины. Формы, виды, критерии истины.

    45. Диалектика и метафизика как универсальные методы познания. Основные законы диалектики, их взаимосвязь

    46. Научное познание и его специфика. Классификация научных методов.

    47. Наука как социокультурный феномен, ее основные функции. Классификация наук. Становление и рост научного знания (смена   научных парадигм , теория  научных революций ).

    48. Понятие общества: основные подходы. Общество как саморазвивающаяся система.

    49. Духовная и материальная жизнь общества. Общественное сознание, его уровни и формы.

    50. Экономическая жизнь общества. Периодизация истории в концепциях экономического детерминизма (теория общественно-экономических формаций, индустриального общества, модернизации и др.)

    51. Личность и ее генезис. Уровни и типы развития личности.

    52. Личность и общество: модели взаимоотношения. Свобода, волюнтаризм и фатализм.

    53. Понятие ценностей, их иерархия и взаимосвязь.

    54. Проблема происхождения Вселенной и возникновения жизни: аргументы креационизма и эволюционизма.

    55. Природа и общество: этапы взаимодействия. Экологическая проблема

    56. Философское понятие культуры. Основные модели, исторические типы, функции.

    57. Смысл и направленность истории. Понятия прогресса и регресса, эволюции и революции.

    58. Принцип многовариантности общественного развития. Концепции цикличности исторического процесса (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби.

    59. Научно-технический прогресс, его сущность и противоречия. Соотношение научно-технического, социального и духовного прогресса в современную эпоху.

    60. Глобальные проблемы современности: философский аспект.


    Список рекомендуемой литературы и источников

    Основная литература:

    1. Апрышко,  П.П. Введение в философию / П.П. Апрышко, А.П. Поялков. -  М.: Республика, 2012. -  656 с.

    2. Балашов, Л. Е. Философия : учебник / Л. Е. Балашов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2013. - 640 с.

    3. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. – М.: Проспект, 2013. – 325 с.

    4. Бучило, Н.Ф.Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило,  А.Н.  Чумаков. – М.: Знание, 2008. - 314 с.

    5. Грядовой, Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: Учебное пособие / Д.И. Грядовой – М.: Щит-М, 2009 – 356 с.

    6. Канке, В.А. Основы философии. / В.А. Канке. – М.: Логос, 2013.- 288 с.

    7. Кохановский, В.П. Основы философии: учебник. / В.П Кохановский,  Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. – М.: Кнорус, 2013. – 232 с.

    8. Радугин, А.А. Хрестоматия по философии. / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2006. -  317 с.

    9. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Скрипкин. – М.: Юрайт, 2014.- 830 с.

    10. Философский словарь / под общ. ред. И.В. Фролова. - М.: Современник, 2009. - 848 с.

    11. Философский словарь / под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 576 с.-


    Дополнительная литература

    1. Аблеев С. Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие для вузов / С. Р. Аблеев. – М.: Высшая школа, 2004. – 207с.

    2. Алексеев П. В. История философии: Учебник. – М.: ТК Велби; Издательство Проспект, 2005. – 240с.

    3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. 3-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби; Издательство Проспект, 2006. – 608с

    4. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. Автор. коллектив: Фролов И. Т и др.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. – 623с.

    5. Гобин В. Д. Основы философии. Учеб. пособие. – М.: Форум, Инфра-М, 20с.

    6. Горелов А. А. Философия: Учебное пособие. – М.: Юрист–издат, 200с.

    7. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. стльева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая. – М.: Академический Проспект, 2005. – 608с.

    8. Зотов А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – 2-е изд. – испр. – М.: Высшая школа, 2005. – 781с.

    9. Канке В. А. Философия. Историч. курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – 376с.

    10. Ковалев А. М. Принципы новой философии (идеи, размышления, гипотезы) [Текст]. – М.: Современные тетради, 2006. – 327с.

    11. Миронов В. В. Философия. Ред. В. В. Миронов. – М.: Норма, 200с.

    12. Нравов Ю. В. Философия. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2001. – 269с.

    13. Основы философской науки / Под ред. проф. С. А. Лебедева: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 544с.

    Приложение
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Филиал ФГБОУ ВО «КГМТУ» в г. Феодосия
    «Допущено к защите» «Защищено с оценкой____»

    к. ист. наук, доцент к. ист. наук, доцент

    Корнеева Е.В. Корнеева Е.В.

    « »____________20_г. « »____________20_г.

    РЕФЕРАТ
    по дисциплине: «Основы философии»
    Тема «А.С.Хомяков – «Илья Муромец» русской философии»
    Направления подготовки 26.02.02 «Судостроение»-

    Студент группы 214 -СКМ
    Мокроусов М.А.
    « »________________20_г.

    Феодосия, 20__ г.
     

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта