Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание и объем практических занятий по темам Практическое занятие №1.

  • Практическое занятие №2.

  • МУ к прак. раб.. Основы философии УМКД 2016 Корнеева для СКМ. керченский государственный морской технологический университет


    Скачать 280.5 Kb.
    Названиекерченский государственный морской технологический университет
    Дата02.10.2018
    Размер280.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМУ к прак. раб.. Основы философии УМКД 2016 Корнеева для СКМ.doc
    ТипТематический план
    #52200
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    «Удовлетворительно»- выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения.

    «Неудовлетворительно»- выставляется студенту, ответ которого содержит существенные пробелы в знании основного содержания учебной программы дисциплины.


    Содержание и объем практических занятий по темам
    Практическое занятие №1.Продолжительность занятия -2ч.
    Тема: Характерные черты, ведущие школы и идейные достижения философии Древнего мира.

    Цель: Изучение проблемы человеческого существования в философии буддизма, сочетание философско-религиозных концепций в даосизме и конфуцианстве; анализ различный школ и направлений античной философии; изучение характерных черт этапов средневековой философии.
    Вопросы к семинарскому занятию:

    1. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.

    2. Рационально-практическая направленность философии Древнего Китая.

    3. Этапы развития и особенности античной философии.

    4. Основные школы и проблемы древнегреческой философии.

    5. Философские учения Платона и Аристотеля.

    6. Философия эллинизма и Древнего Рима.

    7. Характерные особенности средневековой философии.

    8. Становление и развитие патристики.

    9. Схоластика: рационализация христианского вероучения.


    Тематика рефератов, презентаций и сообщений

    1. Проблема страдания в философии буддизма.

    2. Религиозный характер философии Древнего Востока.

    3. Образ «благородного мужа» в философском учении Конфуция.

    4. Социально-этическое учение Конфуция.

    5. Специфика философского учения Сократа.

    6. Учение о душе в философии Платона.

    7. Теория идеального государства в философии Платона.

    8. Проблема соотношения материи и формы в философии Аристотеля.

    9. Эпикур о счастье и смысле жизни человека.

    10. Философия эпохи средневековья как «служанка богословия».

    11. Рациональные доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского.

    12. Проблема смысла жизни человека в средневековой философии.

    13. Новое понимание отношения веры, философии и теологии в философии Фомы Аквинского.

    14. Проблема соотношения вечности и временности в философии Августина.

    15. Диалектика всемирной истории в учении Августина.


    Вопросы для самоконтроля:

    1. Охарактеризовать особенности социально-классовой структуры Древней Индии.

    2. Раскрыть основные черты древнеиндийского мировоззрения.

    3. Дать характеристику Ведам.

    4. Социально-историческая характеристика Древнего Китая.

    5. Раскрыть основные черты древнекитайского мировоззрения.

    6. Раскройте особенности становления античной философии и выделите основные этапы ее развития.

    7. Сопоставьте мифологическое и философское мышление. В чем различие между ними?
    Самоконтроль по тестовым заданиям:

    1. Веды – это:

    А. Одно из главных философских понятий;

    Б. Мощная и влиятельная религиозно-философская система;

    В. Магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия;

    Г. Древнейшие письменные памятники индийской культуры.

    2. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций. Кастовый строй получил классическое воплощение:

    А. В Китае;

    Б. В Вавилоне;

    В. В Индии;

    Г. В Египте.

    3. Понятие «сансара» означает:

    А. Вечную череду смертей и рождений всего сущего;

    Б. Освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни;

    В. Возможность воплотиться в качестве Бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида;

    Г. Колесо, как символ формы Вселенной.

    4. Понятие «мокша» означает:

    А. Закон воздаяния за любое действие;

    Б. Необходимость тщательного исполнения обязанности своей варны;

    В. Освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни;

    Г. Внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека.

    5. В представлениях древних китайцев человек:

    А. Должен следовать естественному ходу вещей;

    Б. Тесно связан с природой;

    В. Занимает срединное положение в мире;

    Г. Находится над природой.

    6. Основателем даосизма является:

    А. Конфуций;

    Б. Мо-цзы;

    В. Лао-цзы;

    Г. Хуэй Ши.

    7. Дословно греческий термин «философия» означает:

    а) любовь к знаниям

    б) любовь к мудрости

    в) любовь к миру г) понимание смысла жизни

    8. Первая древнегреческая философская школа возникла в городе:

    а) Милете

    б) Афинах

    в) Риме

    г) Адберы

    9. Такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость, долг, ответственность, являются:

    а) эстетическими

    б) литературными

    в) этическими

    г) правовыми

    10. Назовите имя одного из современных русских православных богословов, автора книг «Сын человеческий» и «История религии»:

    а) отец А. Мень

    б) отец П. Флоренский

    в) отец С. Булгаков

    г) отец Сергий

    11. Диалектика это учение:

    а) о начале мира

    б) о вечности материи и всего нас окружающего

    в) о космосе

    г) о всеобщей связи явлений и развитии

    12. Известное высказывание: «В одну реку нельзя войти дважды» принадлежит:

    а) Пифагору

    б) Демокриту

    в) Протагору

    г) Гераклиту

    13. Именно ему приписывают введение в обиход самого слова «философия»:

    а) Пифагору

    б) Демокриту

    в) Протагору

    г) Гераклиту

    14. Известное высказывание: «Я знаю, что ничего не знаю» принадлежит:

    а) Сократу

    б) Платону

    в) Аристотелю

    г) Гераклиту

    15. Основополагающий предмет философии составляют вопросы, касающиеся:

    а) государственного устройства

    б) происхождения религии

    в) основ мироздания в его целостности

    г) актуальных проблем современности

    16. В центре внимания первых греческих мыслителей находится:

    а) природа

    б) человек

    в) общество

    г) религия

    17.Сократ противопоставил риторике:

    а) онтологию

    б) диалектику в) натурфилософию

    г) метафизику

    18. Из созданных Аристотелем наук наибольшее влияние в последующей истории философии имела:

    а) этика

    б) физика

    в) логика

    г) риторика

    19. Кто ходил днем с огнем, ища среди людей человека?

    а) Пифагор

    б) Демокрит

    в) Диоген

    г) Гераклит

    20. Известное высказывание: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит:

    а) Пифагору

    б) Демокриту

    в) Протагору

    г) Гераклиту

    21. Одной из основных заповедей киников было:

    а) сохранение устоев нравственности

    б) усмотрение общего в единичном

    в) ограничение своих потребностей

    г) добродетель состоит в знании добра

    22. Кто из известных представителей кинизма жил в бочке?

    а) Диоген

    б) Демокрит

    в) Пифагор

    г) Гераклит

    23. Кто произнес знаменитую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже »:

    а) Сократ

    б) Демокрит

    в) Диоген

    г) Аристотель
    Практические задания

    1. Объясните смысл высказывания: «Дао постоянно в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно ни сделало». Как Вы понимаете сущность понятия «недеяние»?

    2. Раскройте платоновскую типологию форм правления с позиций теории развития по кругу.

    3. Раскройте смысл тезиса Сократа «Я знаю то, что я ничего не знаю». Действительно ли философ «ничего не знает» или это специфический метод философствования?

    4. Раскройте смысл этической концепции Сократа, которая может быть представлена в виде формулы «Знание = добродетель = счастье».

    5. Проанализируйте термин «схоластика» с точки зрения философии средневековья и с позиций современного знания.


    Литература

    1. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. Ч.1. М., 1969.

    2. История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1988.

    3. Радхакришнен С. Индийская философия. М., 1993. Т. 1-2.

    4. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.,1989.

    5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

    6. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

    7. Ортега-и-Гассет Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья


    Практическое занятие №2. Продолжительность занятия -2ч.
    Тема: Особенности духовных процессов и развития философии в эпоху Возрождения и Нового времени.
    Цель: Изучение общих признаков социальных утопий эпохи Возрождения, социально-исторических и культурных предпосылок и особенностей философии Нового времени.
    Вопросы к семинарскому занятию:

    1. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

    2. Натурфилософия и пантеистическая картина мира (Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно).

    3. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения.

    4. Особенности развития европейской философии ХVII – XVIII в.в.

    5. Проблемы теории познания в философии Нового времени.

    6. Теории естественного права и общественного договора.

    7. Разработка концепции исторического прогресса в социальной философии просветителей.


    Тематика рефератов, презентаций и сообщений

    1. Связь философии эпохи Возрождения с развитием современного ей естествознания.

    2. Особенности новой космологии (Н. Коперник, Дж. Бруно).

    3. Сущность концепции «ученого незнания» Н. Кузанского.

    4. Особенности пантеистической картины мира Дж. Бруно.

    5. Образ государя в социально-политической теории Н. Макиавелли.

    6. Особенность скептицизма М. Монтеня.

    7. Критика Ф. Бэконом заблуждений разума.

    8. Принцип сомнения в философии Р. Декарта.

    9. Этика Б. Спинозы.

    10. Учение о субстанции Б. Спинозы.

    11. Учение Дж. Локка о государстве.

    12. Монадология Г. В. Лейбница.

    13. Социально-утопические идеи в романе Ф. Бэкона «Новая Атлантида».

    14. Проблема соотношения свободы и необходимости в этике Спинозы.

    15. Философия истории французских просветителей.

    16. Идея общественного прогресса в философии Просвещения.

    17. Французский материализм XVIII века.


    Вопросы для самоконтроля:

    1.Как соотносятся с античной философией представления Августина?

    2.Каковы главные направления мусульманской философии?

    3.Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?

    4.Что такое реализм и номинализм в средневековой философии?

    5.В чём отличие средневековой философии от античной?

    6.Как понимаются субъект и объект в философии Нового времени?

    7.В чём специфика новоевропейской философии?

    8.Каковы основные проблемы теории познания Нового времени?

    9.Что такое феномен и «веешь в себе» по Канту?

    10. Что такое Абсолютная идея?

    11. В чём сходство и различие между системами Гегеля и Аристотеля?

    12. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?

    13. Каковы этапы развития общества по Спенсеру?

    14. Какую роль играет бессознательное у Гартмана?

    15. В чём своеобразие учения Ницше?
    Самоконтроль по тестовым заданиям:

    1. Фундаментальной особенностью Возрождения является:

    а) интерес к природе;

    б) борьба с христианством;

    в) сосредоточенность на социально-политической тематике;

    г) возрождение античных учений;

    2. «Флорентийцы» прославились:

    а) переводами Писания;

    б) переводами сочинений Аристотеля;

    в) применением опытного знания;

    г) переводами сочинений Платона;

    3. Самым влиятельным античным учением в эпоху Возрождения была:

    а) логика Аристотеля;

    б) психология Аристотеля;

    в) логика стоиков;

    г) натурфилософия досократиков;

    4. Возникновение утопизма обусловлено:

    а) повышением внимания к природе;

    б) борьбой со схоластикой;

    в) возвращением интереса к потустороннему существованию;

    г) распространением античных учений;

    5. Сторонником политики «цель оправдывает средства» был:

    а) Мор;

    б) Кампанелла;

    в) Макиавелли;

    г) Бруно;

    6. Представители Нового времени трактуются философию как:

    а) пропедевтику к теологии;

    б) методологию научного познания;

    в) способ подлинного существования;

    г) обладание абсолютным знанием;

    7. Сторонником политики «кнута и пряника» был:

    а) Мор;

    б) Кампанелла;

    в) Макиавелли;

    г) Бруно;

    8. Первостепенное значение в эпоху Просвещения имеют вопросы:

    а) этики;

    б) теории познания;

    в) метафизики;

    г) социального устройства;

    9. Просвещение отличается от софистики:

    а) стремление к социальному преобразованию к обществу;

    б) отношением к религии;

    в) популяризацией философских знаний;

    г) трактовкой к человека как законодателя социальной жизни;

    10. «Критика чистого разума»:

    а) ограничивает разум, чтобы дать место вере;

    б) ограничивает веру, чтобы дать место разуму;

    в) утверждает, вера и разум тождественны по природе;

    г) утверждает, что вера ведет к разуму;

    11. Представители немецкой классической философии трактуют философию как:

    а) пропедевтику к теологии;

    б) методологию научного познания;

    в) способ подлинного существования;

    г) обладание абсолютным знанием;

    12. Принципиальным противником онтологического доказательства был:

    а) Кант;

    б) Фихте;

    в) Шеллинг;

    г) Гегель;

    13. По Гегелю, диалектика:

    а) венчает иерархию наук;

    б) есть умение задавать вопросы и давать на них ответы;

    в) есть учение о всеобщей связи и развитии;

    г) исследует область становления;

    14. Искусство — органон философии. Так считал:

    а) Кант;

    б) Фихте;

    в) Шеллинг;

    г) Шопенгауэр;

    15. Главным объектом критики постклассической философии является:

    а) Кант;

    б) Фихте;

    в) Шеллинг;

    г) Гегель;

    16. Постклассическая философия в первую очередь характеризуется:

    а) критикой предшествующей метафизики;

    б) повышенным интересом к природе;

    в) вниманием к методу;

    г) опорой на Откровение;

    17. Проводником восточных учений в эпоху Нового времени был:

    а) Шопенгауэр;

    б) Конт;

    в) Кьеркегор;

    г) Маркс;

    18. Ницше оценивал деятельность Сократа:

    а) отрицательно;

    б) положительно;

    в) так же, как Кьеркегор;

    г) не рассматривал данный вопрос;

    19. Веру в безграничные возможности науки исповедовал:

    а) Шопенгауэр;

    б) Ницше;

    в) Конт;

    г) Кьеркегор;

    20. «Прологом» к русской философии является:

    а) X век;

    б) XII век;

    в) XV век;

    г) XVIII век;

    21. Первым русским религиозным мыслителем является:

    а) Радищев;

    б) Ломоносов;

    в) Новиков;

    г) Сковорода;

    22. Центр рассуждений русских мыслителей лежит в области:

    а) метафизики;

    б) гносеологии;

    в) онтологии;

    г) антропологии;

    23. Наибольшее влияние на русскую философию оказала эпоха:

    а) Возрождения;

    б) Нового времени;

    в) Античности;

    г) Средневековья;

    24. Все виды доказательств существования Абсолюта Кант считал ошибочными:

    а) да;

    б) нет;

    в) эта проблема его не интересовала;

    г) в данном вопросе он занимал половинчатую позицию;

    25. Маркс видит в истории закономерную смену социально-экономических формаций. Третьей формацией является:

    а) первобытно-общинная;

    б) капитализм;

    в) рабовладение;

    г) феодализм;

    26. Кто из мыслителей Нового времени настаивал на том, что исторический процесс не является предметом философского анализа:

    а) Зенон;

    б) Шопенгауэр;

    в) Ницше;

    г) Гуссерль;

    27. Назовите имя одного из современных русских православных богословов, автора книг «Сын человеческий» и «История религии»:

    а) отец А. Мень;

    б) отец П. Флоренский;

    в) отец С. Булгаков;

    д) отец Сергий;

    28. Что такое футурология?

    а) концепция развития европейской цивилизации;

    б) учение о будущем;

    в) новое религиозное учение XX веке;

    г) наука о познании.
    Практические задания

    1. Какой принцип деятельности политика раскрывает Н. Макиавелли в работе «Государь», анализируя поступки главы государства: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши». Каково ваше отношение к этому принципу? Назовите политических деятелей, которые следовали этому принципу.

    2. «Мир одушевлен вместе с его членами», - говорит Дж. Бруно в диалоге «О причине, начале и Едином». Означает ли это, что у Дж. Бруно все природные существа, тела и предметы в равной мере обладают сознанием? Если нет, то в чем смысл данного высказывания?

    3. Что такое «макиавеллизм»? Каково соотношение между действительным учением Н. Макиавелли и «макиавеллизмом»?

    4. Объясните смысл тезиса Б. Спинозы "Свобода есть осознанная - необходимость". Какие Вы знаете другие подходы к пониманию свободы?

    5. Определите гносеологическую позицию, выраженную в высказывании французского философа ХVIII в. К. Гельвеция: «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства. Всё, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

    6. Определите гносеологическую позицию, заключённую в высказывании учёного и философа ХVIII в. Г. Лейбница: «…Все мысли и действия нашей души вытекают из её собственной сущности и не могут ей быть сообщены… чувствами».


    Литература

    1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М, 1980.

    2. Кампанелла Т. Город Солнца. М.- Л., 1947.

    3. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

    4. Монтень М. Опыты. В 3 кн. М., 1980.

    5. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1986.

    6. Момджан Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.

    7. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. М., 1976,

    8. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.

    9. Рассел Б. История западной философии. М., 1992.

    10. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVП в.в. М., 1984.

    11. Философия эпохи буржуазных революций. М., 1983.


    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта