Главная страница
Навигация по странице:

  • Все сочинения по литературе за 10 класс А. Н. Островский 1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

  • 2. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

  • 3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

  • все сочинения по литераттуре. Коллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеКоллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс
    Дата08.04.2021
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлавсе сочинения по литераттуре.pdf
    ТипСборник
    #192816
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    Коллектив Авторов
    Все сочинения по литературе за 10 класс
    Текст предоставлен правообладателем.http://www.litres.ru
    Аннотация
    Сборник содержит сочинения по русской литературе XIX века на темы, связанные с творчеством А.Н. Островского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-
    Щедрина. И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.
    Пособие предназначено родителям, чьи дети испытывают трудности в написании сочинений, а также учащимся 10-х классов, занимающихся по любому из действующих учебников по литературе.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    3
    Содержание
    А. Н. Островский
    6 1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского
    «Гроза»)
    6 2. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
    8 3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
    10 4. «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе А. Н.
    Островского «Бесприданница»)
    11 5. Трагедия героини пьесы А. Н. Островского
    «Бесприданница»
    12
    А. А. Фет
    13 6. Анализ стихотворение А. А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...»
    13 7. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»
    14 8. Любовная лирика Афанасия Фета
    16
    Ф. И. Тютчев
    18 9. Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева
    18 10. Любовная лирика Ф. И. Тютчева
    20 11. Богатство художественного смысла в поэзии Ф. И. Тютчева
    22 12. Философская лирика Ф. И. Тютчева
    24
    Н. А. Некрасов
    26 13. Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»
    26 14. Поэтический мир Николая Некрасова
    28 15. Жизнь народа – жестокое отражение действительности (в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    30 16. «Народные заступники»: Ермил Гирин и Гриша
    Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    33 17. «Счастливица» Матрена (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    35
    М. Е. Салтыков-Щедрин
    37 18. Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина
    37 19. Сказки Салтыкова-Щедрина: сюжетные линии и образы
    39 20. Проблема классового неравенства на примере крестьян и помещиков в сказках Салтыкова-Щедрина
    41 21. Предмет авторской сатиры в «Истории одного города»
    43 22. Проблема власти и политического несовершенства в
    «Истории одного города»
    45 23. Сатирическое изображение правящих кругов в сказках
    Салтыкова-Щедрина
    47
    И. А. Гончаров «Обломов»
    49 24. Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману
    И. А. Гончарова «Обломов»)
    49 25. Любовь для Обломова (по роману И. А. Гончарова
    «Обломов»)
    51

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    4 26. Андрей Штольц – антипод Обломова (по роману И. А.
    Гончарова «Обломов»)
    53 27. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    55
    И. С. Тургенев
    57 28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    57 29. Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева
    «Отцы и дети»
    59 30. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети»
    61 31. Трагедия Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    62 32. Базаров и Павел Петрович. Доказательства правоты каждого из них (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    64
    Л. Н. Толстой
    66 33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)
    66 34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное
    (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)
    68 35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого
    «Война и мир»
    70 36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
    72 37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
    73 38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
    74 39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
    76 40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
    78 41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого
    «Война и мир»
    80 42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
    82
    Ф. М. Достоевский
    83 43. «Достоевский – художник... бездны человеческой,
    человеческой бездонности» (Н. А. Бердяев)
    83 44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф.
    М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»)
    85 45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману
    Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    87 46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов:
    «Преступление и наказание» или «Идиот»)
    89 47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского
    «Преступление и наказание»
    91 48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М.
    Достоевского «Преступление и наказание»)
    93 49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского
    «Преступление и наказание»
    95 50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского
    (по роману «Преступление и наказание»)
    97 51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    99

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    5
    А. П. Чехов
    101 52. «Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна». (Л. Н. Толстой)
    101 53. Каково отношение А. П. Чехова к формуле: «среда заела»?
    (на примере рассказа «Ионыч»)
    103 54. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова
    104 55. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П.
    Чехова
    105 56. Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    106 57. Человек и среда в рассказах А. П. Чехова
    108 58. Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    109

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    6
    Все сочинения по
    литературе за 10 класс
    А. Н. Островский
    1. «Темное царство» и его жертвы
    (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
    «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «пред- грозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоре- чиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.
    «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.
    «Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изме- няться… – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полней- шем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настой- чиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса,
    ужасная в своей наивности и искренности».
    Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни. В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную сво- боду прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, «самодуры» жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их,
    которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…
    Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: «И хуже этого, милая, будет», и в ответ на слова странницы: «Нам бы только не дожить до этого». Кабаниха веско бросает: «Может, и доживем». Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.
    Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.
    Образ Катерины – важнейшее открытие Островского – открытие рожденного патриар- хальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отно- шения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    7
    конфликта. В душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю».
    Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь а Борису, она изо всех сил про- тивится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть греш- ной страсти. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле,
    неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А
    уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь,
    в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
    Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овла- девает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение,
    и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий:
    «Все равно уж душу свою погубила». Полная невозможность примирить свою любовь с тре- бованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Кате- рину.
    Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страда- ниях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор,
    потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    8
    2. Трагедия Катерины (по пьесе
    А. Н. Островского «Гроза»)
    Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка
    Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством»,
    царством самодуров, деспотов и невежд.
    Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно,
    поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов
    Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патри- архальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не всту- павшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограни- чен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой,
    ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармо- ния патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме
    Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона)
    удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», –
    роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.
    Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почи- тать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она
    Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой.
    Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине,
    несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.
    Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир,
    полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.
    Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настро- ения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответ- ствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные запо- веди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами.
    Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается тер- петь, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но
    Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    9
    жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.
    Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сде- латься беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее осво- бождение.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    10
    3. «Трагедия совести» (по пьесе
    А. Н. Островского «Гроза»)
    В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрас- ные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманы- вать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
    Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи,
    нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи,
    «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной осно- вой семейных отношений, а не любовь и уважение.
    Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против
    Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Кате- рины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи».
    В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на реши- тельные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хва- тает смелости и характера вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Кате- рину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раски- нув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешни- цей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
    Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она пони- мает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравствен- ная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами».
    И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние,
    говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения,
    которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла
    Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
    «Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Кате- рины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта