Главная страница
Навигация по странице:

  • 20. Проблема классового неравенства на примере крестьян и помещиков в сказках Салтыкова-Щедрина

  • 21. Предмет авторской сатиры в «Истории одного города»

  • 22. Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города»

  • 23. Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова-Щедрина

  • все сочинения по литераттуре. Коллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеКоллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс
    Дата08.04.2021
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлавсе сочинения по литераттуре.pdf
    ТипСборник
    #192816
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    19. Сказки Салтыкова-Щедрина:
    сюжетные линии и образы
    Сказки Салтыкова-Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм,
    но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обраще- ние к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емко- стью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредо- точиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры сказка является практически идеальным жанром, поскольку даже эзопов язык совершенно не затрудняет прочтения и понимания «кто есть кто». Кроме того, иносказание помогает преувеличивать тот или иной порок, что ведет к ситуации гротеска. В свою оче- редь гротеск помогает взглянуть на проблему под другим углом и в увеличенном свете. Это помогает осознать всю нелепость ситуации.
    Сказка имеет несколько определенных черт. Среди них можно отметить особенность сюжетных линий и сказочных образов. В любой народной сказке присутствует противосто- яние Добра и Зла. У Салтыкова-Щедрина ярко выражена оппозиция «высшие слои обще- ства» – крестьяне или интеллигенция, «угнетатели – угнетенные», но при этом авторская симпатия не всегда на стороне бедных. Автор вообще редко отдает предпочтение какому- либо герою своих сказок. Исключением можно считать сказку «Христова ночь». Здесь под- вергаются рассмотрению христианские истины и моральные ценности – нет пощады только предателям.
    С другой стороны, не везде прослеживается и презрение к персонажам – волки злые и жадные только потому, что «конституция у них такая». Такова изначальная природа вещей,
    которую нельзя изменить. Автор выступает непредвзятым судьей, всего лишь рассказчиком,
    который не предлагает конкретного решения, а показывает реальные персонажи в сказочных декорациях.
    Еще одним отличием сказки народной от сказки Салтыкова-Щедрина можно считать правило хорошего конца. В произведениях Салтыкова-Щедрина конец далеко не всегда бла- гополучный, чаще всего он бывает трагическим. Почему писатель не пытается создать про- изведение в соответствии с канонами жанра? Мне кажется, что счастливый конец проти- воречил бы самим принципам Салтыкова-Щедрина и не выполнял бы тех задач, которые поставил перед собой автор. Цель сказок заключается в том, чтобы задуматься над собствен- ными пороками и недостатками, осознать их значительность и масштабность. Только боль- шой страх мог бы хоть каким-то образом помочь их исправить. Естественно, при счастливом конце весь смысл поставленной задачи теряется.
    Персонажи сказок Салтыкова-Щедрина делятся на животных, которые наделены чело- веческими качествами в традиции русской народной сказки; людей – представителей совре- менной писателю эпохи, былинные и библейские образы. Каждый из этих образов очень четко прорисован, автор опирается на ассоциации читателя и, более того, уверен, в правиль- ности прочтения и толкования. Такое доверие со стороны автора вызывает у меня своеобраз- ную гордость.
    Язык и стиль сказок поражают своей простотой, которая, как ни парадоксально, делает их еще более трагичными и яркими. Образы, созданные более века назад, сохраняют акту- альность и по сей день. Всегда были и будут те, кто захочет пожить за чужой счет, слабые и пассивные люди, оправдывающие свои пороки долготерпением и выставляющие недостатки достоинствами. Всегда были и будут вечно уверенные в своей правоте начальники-самод- уры, безропотные подчиненные и просто лентяи, любящие поразмышлять о судьбах чело-

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    40
    вечества, при этом ничего не делая для того, чтобы сделать жизнь прекраснее. Но в сказках есть и предостережение: не стоит забывать о том, что случается подмена общечеловече- ских моральных ценностей на те качества, которые удобнее. Намного легче пройти мимо нуждающегося человека, чем протянуть ему руку помощи. Намного легче осудить человека,
    чем попытаться его понять. В конце концов, намного легче быть волком, медведем, зайцем,
    воблой, лисицей или карасем, чем просто человеком.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    41
    20. Проблема классового неравенства на примере
    крестьян и помещиков в сказках Салтыкова-Щедрина
    Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве
    Салтыкова-Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель столкнулся еще в юном возрасте. Свое детство Салтыков-Щедрин провел в селе Спас-Угол
    Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители были достаточно богатыми людьми,
    владели землей. Таким образом, будущий писатель своими глазами видел все недостатки и противоречия крепостного права. Осознавая проблему, знакомую с малолетства, Салты- ков-Щедрин подверг ее детальному рассмотрению и анализу уже в зрелом возрасте.
    К произведениям Салтыкова-Щедрина, описывающим повседневную жизнь крестьян и помещиков, можно отнести сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Кисель», «Соседи» и др. В первую очередь очевидна двойственность вопроса «крестьяне – помещики». С одинаковой достоверностью описы- вается как быт крестьян, так и быт богатых. Чаще всего описание дается параллельно, т.
    е., например, в сказке «Коняга» одновременно представлены жизнь простого коняги-тру- женика, который является воплощением русского народа, и жизнь пустопляса-бездельника.
    Коняга воплощает собой весь простой народ России. «Что только с ним не делают – и бьют,
    и кормят одной соломой, а ничего с ним не делается. Стало быть, добродетель в нем какая- то есть, раз палка сама о него сокрушается, а его сокрушить не может». Все философские размышления пустоплясов заканчиваются, когда они захотят поесть. Тогда они и начинают подгонять конягу. Бедный коняга работает от зари до зари, но взамен не имеет ничего. Пусто- пляс ничего не делает, но живет в комфорте. Такая несправедливость угнетает, но поделать ничего нельзя.
    Другим таким примером можно считать сказку «Соседи». Здесь мы видим, насколько сильно отличается жизнь соседей, Ивана Бедного и Ивана Богатого. Ивана Богатого назы- вают «сударем», «Семенычем», а Ивана Бедного – просто Иваном, или Ивашкой. Между двумя Иванами существует пропасть, которая разделяет их. И если обладатель состояния считается человеком уважаемым и достойным, то при отсутствии такового ни о каком ува- жении соседей не идет и речи. Однако это не мешало им дружить, хотя эта дружба немного странная. Иван Бедный не считает зазорным «подработать» – «помахать лопатой, как у себя в огороде», а Иван Богатый не стесняется ему за это заплатить. Но, странное дело, вечно работающий Иван Бедный не имеет за душой ни гроша, а Иван Богатый, совершенно не прилагающий к умножению богатства никаких усилий, катается как сыр в масле. И бедняк,
    и богач озадачены таким парадоксом, однако никакие усилия не могут изменить ход вещей.
    Если Ивану Семеновичу нет необходимости работать каждый день с утра до ночи, то для его соседа ситуация прямо противоположная. Иван Бедный, сколько бы он не трудился, все равно ест щи с «пустом». Прослеживается очень интересная зависимость. В «Коняге» можно увидеть, насколько коняга необходим пустоплясам, чтобы они ели все. В «Соседях», мне кажется, все наоборот. Когда богач уезжает за границу, то Иван лишается последней возмож- ности хоть что-то заработать. По приезду Иван Семенович находит соседа в еще большей бедности.
    К сожалению, автор говорит о невозможности разрешить вопрос о классовом неравен- стве и несправедливости. Но при этом писатель совсем не оправдывает крестьян. Писатель пытался в первую очередь показать взаимозависимость крестьян и помещиков друг от друга.
    Да, простые люди голодают, в то время как помещики-пустоплясы живут припеваючи. Если убрать крестьян, то скорее всего помещики одичают, как в сказке «Дикий помещик». Дей- ствительно, они не приспособлены к самостоятельной жизни и труду. Но, с другой стороны,

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    42
    получается, что если убрать зажиточных людей, то крестьяне окажутся в полной нищете,
    если не на грани вымирания. Труд ради кого-то уже стал смыслом их жизни, средством хоть к какому бы то ни было существованию. Получается, что во имя всеобщего процветания мало просто всех уравнять в правах, обязанностях и положении, необходимо провести гло- бальную работу над менталитетом всей нации.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    43
    21. Предмет авторской сатиры
    в «Истории одного города»
    «История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салты- кова-Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя-сатирика, на дол- гое время, упрочив ее. Я считаю, что «История одного города» – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» – в удивительном сочетании реального и фантастического. Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали исто- рию «по царям», чем и воспользовался Салтыков-Щедрин.
    Автор представляет историческую хронику якобы реального города, но мы понимаем,
    что здесь скрыта вся история России. Вероятно, замысел возник после реформы 1861 г. –
    он не привела к ожидаемым результатам. Полностью разочаровавшись в своих прежних политических идеалах, Салтыков-Щедрин принимает решение написать «Историю одного города».
    Столь едкой сатиры на государственный строй Россия никогда не видела прежде.
    Ощущая всю несправедливость отношения к простым людям, автор задался целью пока- зать все недостатки политической системы России. Ему это вполне удалось. Сатира Салты- кова-Щедрина затрагивает несколько сторон, основным из которых можно считать государ- ственный строй страны. Каким же образом один город стал воплощением целой страны?
    Ответом на этот вопрос можно считать чисто щедринский прием смешения географии, исто- рических событий, фантастического и реального. Город Глупов предстает перед нами то как столица, то как провинциальный городишко, то как село. В его описании постоянно встре- чаются противоречия: то он построен на болоте, то, как «великий город Рим» – на семи хол- мах, и тут же граждане этого «великого града» пасут скот на своем выгоне. Такие противоре- чия, как ни странно, не только не путают, но помогают выстроить целостную картину. Город становится воплощением парадокса, который так свойствен русскому человеку. Смешение времени (в том случае, когда, например, историк, записывающий хроники в XVIII – начале
    XIX вв., упоминает о событиях, происходивших намного позже) тоже играет свою роль в облике Глупова. Словно автор видит свою страну квартирой, в которой бардак, где никогда ничего нельзя найти и ничего нет на своих местах.
    Другим объектом сатиры предстают градоначальники города Глупова, те, кто вершит историю. К сожалению, не было достойных правителей, способных изменить жизнь города
    Глупова в лучшую сторону. Органчик в голове, или фарш вместо мозгов – очень красно- речивые образы бездумных царей. Но и народ Глупова не вызывает симпатии. Глуповцы наблюдают за чередой сменяющихся самодуров, оставаясь, при этом практически совер- шенно пассивными. Ничто не способно заставить их изменить себя. Меняются лишь формы покорности. Создается впечатление, что сами глуповцы не достойны благородного и здра- вомыслящего правителя.
    На смену глупым, но в принципе достаточно безобидным правителям приходит жесто- кий диктатор и тиран Угрюм-Бурчеев, мечтающий превратить город в тюрьму, обнесенную высоким забором. Возможно, в этом случае и воцарится в городе долгожданный порядок, но цена за него будет непомерно высока. Обнадеживает сцена гибели Угрюм-Бурчеева, хотя и здесь не обходится без некоторой доли сожаления. Да, деспот погибает, погребенный смер- чем, разбушевавшейся стихией народного гнева, не сознательным протестом, а сметающим все на своем пути порывом. Самое ужасное, что в результате к власти приходит еще боль- ший тиран. Разрушение не порождает созидания, – предупреждает нас автор.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    44
    В своем произведении «История одного города» Салтыков-Щедрин смог ярко показать пороки политической и социальной сферы в жизни своей страны.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    45
    22. Проблема власти и политического
    несовершенства в «Истории одного города»
    В «Истории одного города» обличаются несовершенство общественной и политиче- ской жизни России. К сожалению, России редко везло на хороших правителей. Доказать это можно, открыв любой учебник истории. Салтыков-Щедрин, искренне переживая за судьбу своей родины, не мог остаться в стороне от этой проблемы. Своеобразным решением и стало произведение «История одного города». Центральным вопросом в этой книге является власть и политическое несовершенство страны, точнее одного города Глупова. Все – и исто- рия его основания, и вереница никчемных самодержцев, и сам народ Глупова – настолько нелепы, что это похоже на какой-то фарс. Это и было бы фарсом, если бы не было так похоже на реальную жизнь России. «История одного города» – не просто политическая сатира на существующий в этой стране государственный строй, но коренным образом затрагивает сам менталитет народа всей страны.
    Итак, центральная проблема произведения – мотив власти и политического несовер- шенства. В городе Глупове градоначальники сменяются один за другим. Судьбы их в какой- то степени трагичны, но при этом гротескны. Так, например, Брудастый оказался куклой с органчиком в голове, который произносил только две фразы «Не потерплю!» и «Разорю!»,
    а Фердыщенко забывает о своих обязанностях, когда дело касается еды, особенно гуся и буженины, из-за чего и умирает от обжорства. Прыщ оказывается с фаршированной голо- вой, Иванов умирает от натуги, силясь постичь смысл указа, Грустилов умирает от мелан- холии… Конец правления каждого из них печален, но смешон. Сами градоначальники не внушают уважения – кто-то непроходимо глуп, кто-то чрезмерно жесток, либеральные пра- вители – тоже не самый лучший выход, так как их нововведения являются не жизненно необ- ходимыми, а, в лучшем случае данью моде или пустой прихотью. По какой-то совершенно непонятной причине градоначальники не задумываются о народе, о том, что необходимо людям. Получается, что все правители озабочены тем, как бы изъять побольше «недоимок»,
    «откупов» и прочего, либо на месте градоначальника ублажают свое самолюбие и эгоизм.
    И что происходит в результате? Правителей много, они разные существа, но результат один
    – жизнь не становится ни лучше, ни хуже. Да и правители становятся градоначальниками больше по недоразумению, чем по необходимости. Кого только не было среди глуповских начальников – повар, брадобрей, беглый грек, мелкие армейские чины, денщик, статские советники и, наконец, прохвост Угрюм-Бурчеев. И, что самое удивительное, не было ни одного градоначальника, который имел бы представление о своих обязанностях и правах народа. Для глуповских градоначальников, я подозреваю, не существовало четкого понятия о собственных действиях. Словно от нечего делать они пересаживали березки в аллее, вво- дили гимназии и науки, упраздняли гимназии и науки, вводили в обиход прованское масло,
    горчицу и лавровый лист, взимали недоимки… и, собственно говоря, все. На этом их функ- ции ограничивались.
    Но, с другой стороны, не лучшим образом показан и народ. Как можно так долго дура- чить людей, если они этого якобы не хотят? Какие основные черты должны быть у градона- чальника, чтобы он мог угодить народу? Он должен быть приветлив, «красавчик и умница»,
    он должен «калякать», чтобы стать популярным у народа. Но ни слова нет о том, что градо- начальник должен знать свое дело, говоря современным языком, разбираться в экономике,
    маркетинге и менеджменте.
    Естественно, в конечном итоге должна возникнуть реакция на подобный беспредел,
    что и произошло. Буря все сметает на своем пути, но это не освежающая гроза, а нечто душ- ное, темное, мрачное, издающее каркающие звуки. Автор предупреждает, что в таких усло-

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    46
    виях если и возможны перемены, то только к худшему, что и происходит. Перехват-Залих- ватский въезжает в город на белом коне, и начинается новая эра, упраздняются гимназии и науки. Прав оказался Угрюм-Бурчеев, который сказал: «Придет некто за мной, который будет еще ужаснее меня». Автор говорит о том, что любое стихийное возмущение принесет только еще более жесткий режим правления, который способен остановить сам ход истории.
    Но есть и оптимистические нотки в этой книге, такие как символическая сцена обузда- ния Угрюм-Бурчеевым реки. Он остановил стихию лишь на время; немного покрутившись на месте, река смыла плотину и продолжила свое движение. Никакие самодуры не способны навеки остановить естественный прогресс. Салтыков-Щедрин искренне верит в торжество добра над злом.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    47
    23. Сатирическое изображение правящих
    кругов в сказках Салтыкова-Щедрина
    Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова-Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Нахо- дясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются «Бедный волк», «Сказка о щуке зубастой» и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет.
    Мы привыкли к определенным ролям, которые играют персонажи. Например, кре- стьяне, обычно «хорошие», а помещики – «плохие». Сказки Салтыкова-Щедрина отличает смешение четких границ. Получается, что и угнетенные, и угнетатели имеют каждый свои недостатки. Да, лисица насмехается над «здравомысленным» зайцем для того, чтобы в конечном итоге его съесть. И она, и заяц это прекрасно понимают, но ничего поделать не могут. Лисица даже не очень голодна, чтобы есть зайца, но поскольку «где же это видано,
    чтобы лисы сами свой обед отпускали», то приходится волей-неволей повиноваться закону.
    Все умные теории зайца разбиваются в пух и прах о жестокую прозу жизни. Получается,
    зайцы созданы для того, чтобы их есть, а не для того, чтобы создавать новые законы.
    Как ни странно, «угнетенные», порой не вызывают никакого сочувствия, в то время как угнетатели демонстрируют нам свои слабые стороны. Особенно трагична в этом плане сказка «Бедный волк». Оказывается, волк кровожаден и жесток не потому, что ему это нра- вится, а потому, что такова природа вещей, или, как он сам говорит, «комплекция у него каверзная». Против самой природы нельзя идти. Подтверждением этой мысли может слу- жить сказка «Карась-идеалист». Карася переполняют идеи либерализма и гуманизма. Он начинает делиться со всеми своими мыслями, и когда очередь доходит до щуки, та его просто проглатывает. Самое интересное, что щука совершенно не хотела гибели карася, она всего лишь по привычке втянула в себя воду и вместе с ней карася. Почему так получается? Да потому, что у щуки, как и у волка, «комплекция такая каверзная», и ничего с этим поделать нельзя.
    Получается, что «хозяева жизни» оказываются совсем не хозяевами сами себе, а погрязшими в пучине условностей, традиций и «законов», которые нельзя нарушать. В
    результате такой жизни получается, что и «волки голодные, и зайцев нет». Другими словами,
    редко кто остается довольным от существующего положения вещей. Нет, разумеется, нельзя обобщать и вводить это утверждение за всеобщее правило. Конечно, хищникам намного проще выживать, чем беззащитным зайцам, но от этого их жизнь вряд ли станет интерес- нее, светлее и лучше. Более того, можно сказать, что тайный расчет на милосердие и снис- хождение властей, которые хищные по своей природе не только напрасен, но и в известной степени бессмыслен.
    Если в животном мире положение вещей «хищник – жертва» являются нормой, то сейчас самое время вспомнить о том, что Салтыков-Щедрин писал о людях, прикрывая их образы масками зверей. Пользуясь сложившимися стереотипами, автор делает образы поме- щиков, крестьян, интеллигентов, чиновников и управляющих более яркими и живыми. Но всегда необходимо помнить о том, что за личинами зверей скрываются люди, а главное отли- чие человека от животного – наличие разума, понятий высокой морали и этики. Непонятно,
    что случилось с миром, если людям приходится бороться за выживание, подобно животным.
    Получается, что люди постепенно утрачивают то немногое, но принципиально важное, что отличает их от неразумных существ. То, что естественно для щуки, ненормально для чело-

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    48
    века. С другой стороны, следует признать, что эзопов язык в сочетании с гротеском стал очень удачным авторским приемом, который придал насыщенность и богатство содержания.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    49
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта