Главная страница
Навигация по странице:

  • 55. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова

  • 56. Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

  • 57. Человек и среда в рассказах А. П. Чехова Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький

  • 58. Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

  • все сочинения по литераттуре. Коллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеКоллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс
    Дата08.04.2021
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлавсе сочинения по литераттуре.pdf
    ТипСборник
    #192816
    страница12 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    54. Образы «футлярных»
    людей в рассказах А. П. Чехова
    В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека».
    Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкну- лись в мирке, который сами себе создали.
    Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890-х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О
    любви».
    Герой первого рассказа – учитель греческого языка Беликов. Это закрытый в своем
    «футляре» человек с мелочными, ничтожными стремлениями. Он боится жизни и стремится спрятаться от нее в свой закрытый от постороннего глаза мирок. Он прячет в футляр не только свои вещи, но и самого себя, свои мысли и чувства, постоянно повторяя: «Как бы чего не вышло». Беликов никак не пытается изменить ход своей жизни, потому что в любой воз- можности многообразия, чего-то нового и не ограниченного жесткими рамками, скрывалась для него неопределенность. Это вызывало у него непреодолимое желание окружить себя
    «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от окружающего его мира. Всю свою жизнь
    Беликов чего-то опасался сам и наводил страх на окружающих, под его влиянием замерла жизнь в городе. Поэтому только после смерти его лицо приняло простое, приятное, крот- кое выражение: наконец-то он обрел вечный футляр, из которого больше не надо выходить.
    Смерть примиряет его с окружающей действительностью, но уже не может избавить город от беликовщины. «Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось,
    сколько их еще будет!» – пишет Чехов.
    Образ человека в футляре дан Чеховым в гротескной форме. Имя Беликова стало нари- цательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и сме- лым, подавление всего человеческого.
    Та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «Крыжовник». Его герой,
    Николай Иванович Чимша-Гималайский, все понятия о счастье свел к одному – собствен- ному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потра- тил все свои силы, всю жизнь. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. Он мог унижаться из-за каждой копейки, но вот, наконец,
    мечта его осуществилась – он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «Но разве это счастье?» – восклицаем мы вместе с автором. Разве для этого живет человек? Крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, под- чиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик Беликова в рассказе «Человек в футляре».
    Последний рассказ трилогии – «О любви» – повествует о том, как помещик Алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее.
    Это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков. И здесь Чехов вскрывает еще одну причину, порождающую пошлость и бездуховность общества – неумение чувствовать, любить. Любовь призвана воз- вышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.
    Тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распростра- нение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    105
    55. Тема духовного перерождения
    человека в рассказах А. П. Чехова
    Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.
    Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обыва- телей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение.
    Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию среды, в которой он ведет свое существование. Писателя беспокоит то, что люди с хорошими внутренними задатками, чистым сердцем и доброй душой, те люди, которые призваны вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым показательным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч».
    Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, умный и интересный человек, попадает в глухой, серый губернский город С. Он полностью отдает себя работе, живет отшельником.
    Старцев презирает обывателей, с которыми не о чем поговорить, так как их интересы сво- дятся только к еде, вину, картам и сплетням. Старцев редко разговаривал со своими паци- ентами, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Они не способны думать и говорить ни о чем, что не касается еды или их мелких житейских интересов. Когда Старцев пытался говорить с ними о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Для жителей города Старцев был чужой, обыватели его назы- вали «поляк надутый», чувствуя его отстраненность от них.
    Но проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как они.
    Герой изменился под влиянием течения времени, которому он мало сопротивлялся. Он уже не сострадает ближним, становится жадным, равнодушным. Больница, на которую раньше уходили все его силы и время, больше уже не интересует Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость обывательской жизни захлестнула его. Ему ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги и играть в карты в клубе.
    Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Чехов продемонстрировал нам процесс превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, кото- рого все зовут теперь просто Ионычем, тем самым подчеркивая, что он стал «свой» в их городишке.
    Даже воспоминания о былой любви его к Екатерине Туркиной не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Он устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Старцев духовно мертв. От этого создается еще более тягостное впечатление, потому что он вполне осознает, в какое болото он погружается, но никак не пытается с этим бороться. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни своих несбывшихся надежд. Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число.
    Своим рассказом Антон Павлович Чехов предупреждает нас: «Не поддавайтесь губи- тельному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    106
    56. Образ доктора Старцева в
    рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассу- ждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отли- чался от жителей города, которые раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он понял, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить с ними «о чем-нибудь несъе- добном, например о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
    В городе С. он познакомился с семьей Туркиных, «самой образованной и талантли- вой», по мнению остальных обывателей. Иван Петрович Туркин играл в любительских спек- таклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести «о том, чего никогда не бывает в жизни», и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую все по-домашнему звали Котик, играла на рояле и мечтала о блестящем будущем пианистки. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован этим милым семейством. Он влюбился в Екатерину.
    Казалось, что ради своей любви он был готов на многое. Но после отказа Котика выйти за него замуж он страдал ровно три дня, а потом успокоился и зажил по-прежнему, и, вспо- миная о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях о чувствах, он только лениво говорил:
    «Сколько хлопот, однако!» Старцев не выдержал испытания чувством, он просто оказался неспособным к настоящей, сильной любви. Он восхищался Котиком, но в то же время раз- мышлял про себя: «А приданного они дадут, должно быть, немало».
    Старцев – человек, всем своим внутренним миром отвергавший мелкие обыватель- ские интересы, – в итоге из-за стремления к спокойной и удобной жизни стал таким же раз- вращенным и мелочным, как все жители города С. Он привык к пошлой и бессмысленной обывательской жизни и втянулся в нее. Со временем охладел и его пыл в работе. И теперь он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт. Котик вернулась домой, избавившись от заблуждений по поводу своего таланта, теперь уже она живет надеждой на любовь Старцева,
    но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на клад- бище. Он сам понимает, что обленился и опустился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он думает: «Хорошо, что я тогда не женился». В результате его одолевает только жадность и страсть к приобретению капитала (у него есть усадьба, два дома в городе,
    и он присматривает третий). Он стал «своим» среди обывателей, которые раньше держались с ним отчужденно и называли «поляк надутый». Теперь доктора зовут просто Ионычем. Он растерял все лучшее, что было в нем, и больше ничем не выделяется среди обывателей,
    ведущих сытое, самодовольное существование. Его жизнь так же пуста и бессмысленна.
    Если мы обратим внимание на пейзаж в рассказе, то заметим, что любовь Дмитрия
    Старцева и Екатерины Туркиной сопровождает мотив увядания природы: «Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось». Было темно и шел дождь, когда Старцев провожал Котика в клуб, собираясь сделать ей предложение. Было темно, когда они встретились через четыре года и Екатерина говорила Старцеву о своих чувствах. И в душе Старцева было темно так же, как и вокруг.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    107
    Чехов считает, что только благородные устремления, труд и любовь могут победить пошлость и противостоять пагубному влиянию среды. Утрата этих высоких целей при- вела Старцева к духовному падению, деградации личности. Над этим должно задуматься наше поколение, чтобы сохранить в себе человечность, доброту, способность любить и быть любимыми.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    108
    57. Человек и среда в рассказах А. П. Чехова
    Его врагом была пошлость,
    и он всю жизнь боролся с ней.
    М. Горький
    В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убива- ющие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и неже- лание человека противостоять ее пагубному влиянию.
    Многие рассказы Чехова – это рассказы о том, как происходит деградация человече- ской личности под влиянием среды, которая ее окружает. Герои собственноручно лишают себя полноценной жизни, возможности любить и быть счастливыми. Главное в жизни про- ходит мимо них, потонув в житейских мелочах.
    Когда у человека нет высокой жизненной цели, все его стремления сводятся к мелким страстям: жадности, стяжательству и накопительству, физической и духовной лени. Таков герой рассказа «Ионыч», молодой земский врач. В начале он был полон сил, надежд и бла- городных порывов, стремился принести пользу обществу, но затем опустился и стал таким же, как и другие обыватели, которых он когда-то презирал. Работа, больница, люди уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы. Пошлость и обыденность захлестнули его. Теперь ему ничего больше в жизни не остается, как только есть, пить, копить деньги.
    Та же тема – стремление человека к сытости, покою и благополучию – звучит в рассказе
    «Крыжовник». Его герой, Николай Иванович Чимша-Гималайский, всю свою жизнь копил и экономил каждую копейку, во всем себе отказывал ради осуществления своей единствен- ной мечты – собственной усадьбы с кустами крыжовника в палисаднике. Его жизнь была просто унизительной и жалкой, но вот, наконец, мечта его осуществилась, он был счастлив.
    И таких, как он, – счастливых, довольных жизнью – множество. Но к такому ли счастью должен стремиться человек? Чехов восклицает устами другого героя рассказа: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все и особенности своего свободного духа».
    Испытание героя бытом – это излюбленный прием Чехова, который писатель исполь- зует во многих своих произведениях. Чехову не нужно пространное повествование о проис- ходящем с его героями. Для автора главное не события, а настроение персонажей, их отно- шение к окружающей действительности и той среде, в которой он вынужден жить.
    Чехов считает, что многое зависит от самого человека. Я восхищаюсь его героями, име- ющими достаточно воли, чтобы противостоять обстоятельствам. Такова героиня рассказа
    «Невеста», Надя, нашедшая в себе силы вырваться из «порочного круга» обыденной жизни и уехать учиться в столицу. Таков доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья», который самоот- верженно предан своей работе, черпает в ней вдохновение и поэтому не подчиняется празд- ной жизни, которую ведет его жена. Он умирает, спасая больного ребенка, и только тогда его жена понимает всю пустоту своей жизни и высокое благородство мужа.
    Горький писал: «Чехов обнаруживает трагическую сторону в самой обыденной пошлой действительности». Но я считаю, что он великолепно чувствовал не трагизм мелоч- ной жизни, но и благородство и величие души тех людей, которые не смиряются с пустотой бесцельной жизни, которых не засосала и не подчинила себе среда.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    109
    58. Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия
    Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении
    Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно.
    Что же стало причиной того, что герой расстается со своими нравственными идеалами,
    погружается в пошлую обывательскую жизнь? В чем причина болезни, имя которой – дегра- дация человеческой личности? В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов наиболее ярко показал про- цесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет, он первым вскрыл социальные причины этой болезни.
    В первую очередь писатель обращает наше внимание на общество губернского города
    С. Он косвенно характеризует, избегая прямых оценок, на примере семьи Туркиных – «самой образованной и талантливой», по мнению местных жителей. Постепенно знакомясь с Тур- киными, мы понимаем, как они бездарны и скучны в действительности. Весь талант Ивана
    Петровича заключается в том, что он говорит на своем необыкновенном языке: «большин- ский», «недурственно», «покорчило вас благодарю». Его жена, Вера Иосифовна, пишет романы о том, чего нет и не может быть в действительности. Дочь, Екатерина Ивановна,
    которую домашние зовут Котик, собирается быть пианисткой и уверена, что ее ожидает великое будущее. Мы понимаем, что это не настоящая жизнь, а ее имитация: искренний,
    живущий полноценной духовной жизнью человек не будет манерно кокетничать, как Вера
    Иосифовна, и улыбаться одними глазами, как Иван Петрович. Пустоту ее дополняет и соби- рательный портрет остальных жителей города: с ними можно говорить только о чем-нибудь съедобном. А. П. Чехов, показывая «лучшую» семью города, вынуждает нас вслед за Стар- цевым сделать вывод: «Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?» Еще примитивнее, чем Туркины, потому что в этом семействе еще остались при- знаки образованности и интеллигентности.
    И в эту жизнь губернского города С. судьба заносит молодого врача Дмитрия Ионыча
    Старцева. Он полон сил, увлечен своей работой, в его душе звучит музыка. Он живет, ожидая счастья, любви, всего того, что свойственно молодости. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он все свое время отдает работе земского врача, которая и составляет смысл его жизни.
    Он редко бывает в городе, почти ни с кем не общается. Обыватели раздражают его своей нескрываемой глупостью и ограниченностью. О чем бы он ни говорил, все восприни- мается ими как личная обида: каждый чувствовал в его словах упрек себе, а все, о чем ведут разговоры они, «неинтересно, несправедливо, глупо».
    Но проходит четыре года его жизни, и перед нами предстает уже совершенно иной доктор Старцев. Он охладевает к работе, деятельности земского врача предпочитает хорошо оплачиваемую частную практику. Увлечения молодости – как любовь, так и желание прино- сить общественную пользу – вырождаются в эгоистические хлопоты и полную нечувстви- тельность к людям
    Испытание бытом и временем оказывается для героя самым тяжелым. Противостоя- ние Старцева окружающему миру пошлости было временным, внешним, поверхностным.
    Чехов не показывает нам смены чувств своего героя, почти не использует внутренний моно- лог. Изменения характера Старцева показаны с помощью одной повторяющейся детали – это средство передвижения доктора. Первое время он ходил в город пешком, напевая романс,

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    110
    «своих лошадей у него еще не было». Через год у него уже появилась своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке, а через четыре года – тройка с бубенчиками,
    признак роскоши в губернском городе С. Меняется вместе со своим хозяином и кучер Пан- телеймон, что усиливает отрицательное впечатление от эволюции образа Старцева. Прежде обывателям чувствовалось в Старцеве что-то «чужое», теперь же его по-свойски называют
    «Ионыч». Такими же «свойскими» стали его интересы: он играет в карты, придя домой, с удовольствием считает полученные деньги, у него появилось два дома в городе, и он при- сматривает третий… Вот итог его жизни: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».
    Ответственность за то, что так сложилась судьба Старцева, лежит как на нем самом, так и на той среде, которая оказала на него тлетворное воздействие. Добрые задатки человека не смогут прорасти на почве пошлости и обывательщины, если человек не будет противостоять влиянию среды при помощи своих твердых убеждений и внутренней прочности.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта