все сочинения по литераттуре. Коллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс
Скачать 0.53 Mb.
|
44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот») Ф. М. Достоевский был настоящим писателем-гуманистом. Боль за человека и чело- вечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, нахо- дясь в других условиях. Очень часто героям Достоевского приходится идти на компромисс со своей совестью, своими желаниями, переступать через себя и свою честь. Многие из них вынуждены совершать ужасные поступки или страшные преступления. Но Достоевский показывает, что в людях присутствует добро, в них еще не умерли человеческие качества, и даже самый униженный и забитый человек может поступать так, как подсказывает ему совесть. Вот почему в романах Достоевского большое внимание уделяется человеческим поступкам. Герои романа «Преступление и наказание» живут в Петербурге. Этот город предста- влен Достоевским как жестокий, холодный, страшный город, в котором царят безысходность и порок. Именно в этом городе живут «униженные и оскорбленные», не знающие порой, куда им идти и у кого просить помощи. Именно в этом городе происходят страшные престу- пления и творятся гадкие дела. Вот и Раскольников, движимый своей идеей, идет на престу- пление, поправ все человеческие законы бытия. Но Достоевский показывает, что даже под гнетом этого ужасного города с его бес- человечными порядками люди способны на красивые и благородные поступки. Порой эти поступки граничат с самопожертвованием, когда герои готовы отказаться от самих себя, при- нести себя в жертву, чтобы спасти своих близких. На такой поступок идет сестра Раскольни- кова Дуня. Она жертвует собой, собираясь замуж за нелюбимого и подлого человека Лужина. Дуня готова пойти на это, потому что хочет помочь своему брату закончить институт, а без денег сделать это невозможно. Кроме того, она помнит о своей матери, которая не в состоя- нии содержать дочь. Вот и приходится девушке согласиться на этот шаг. Красота поступка Дуни состоит в том, что она выходит замуж не по расчету, не потому, что охотится за день- гами будущего мужа, а чтобы спасти семью. Жизнь другой героини, Сонечки Мармеладовой, страшна и безвыходна. Она выну- ждена пойти на панель, чтобы избавить семью от нищеты, в которой они оказались из-за пьянства Мармеладова. Соня переступила через свою честь, но сделала это опять же не для себя, она попросту принесла себя в жертву, чтобы другим было легче жить. Многие в романе осуждали ее за такой поступок. Но, по мнению Достоевского, поступок Сони красив с нрав- ственной стороны, так как показывает, на что способна душа девушки, на какие жертвы она идет во имя своей семьи. Совесть и чувство справедливости живут во многих героях романа «Преступление и наказание». Одним из таких примеров может служить поступок Лебезятникова. Когда Лужин стал обвинять Соню в воровстве денег, которое она не совершала, Лебезятников не побоялся пойти против подлого дельца и рассказал всем, что Лужин сам подложил деньги Соне. До этого момента Лужин думал, что ему сойдет все с рук, что он все сможет уладить при помощи денег. Но, увидев, как после его разоблачение против него ополчились все люди, он понял, что и на него найдется управа, и поспешил покинуть Петербург. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 86 Способен на красивые и благородные поступки и главный герой романа. Несмотря на то что Раскольников считает людей «тварями дрожащими», его душа болит за поруган- ное человеческое достоинство, ему больно смотреть на страдания бедных и несчастных. Он всеми силами старается помочь им. Отдать последнее для героя – это не значит совер- шить некий высокий поступок. Он идет на это не задумываясь, потому что так, по его мне- нию, должен поступать каждый человек. Поэтому Раскольников, сам нищий, отдает послед- ние деньги на похороны отца своего приятеля, делится деньгами с семьей Мармеладовых. Он совершает еще много подобных поступков, каждый из которых по своей красоте и силе затмевает его страшное преступление. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 87 45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, просто- душную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замеча- тельного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». Его поступки, высказывания, переживания выдают в нем высокое чувство чело- веческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Родион воспри- нимает чужую боль немного острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, он дает деньги на похо- роны Мармеладова, которого едва знает. С презрением он относится к тем, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Разумихин – предан- ный друг Раскольникова, и Соня – несчастная жертва гниющего общества – восхищаются им. Даже его преступление не может поколебать эти чувства. С уважением относится к нему следователь Порфирий Петрович, человек умный, раньше других догадавшийся о его пре- ступлении. Как же могло так случиться, что такой человек совершает чудовищное злодеяние? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «унижен- ных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», которая была рождена социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Сам раскольников находится в нищенском состоянии, на каждом своем шагу он видит нищету и унижение близких ему людей, таких же «униженных и оскорбленных», как и он сам. Условия жизни, в которых приходится существовать молодому человеку, и породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление. Сама идея «убийства по совести» родилась у Раскольникова уже давно. Он расска- зывает, что ее принципы изложены им в статье, которую опубликовал некоторое время назад. От простой теории до ее осуществления на практике Родиону пришлось сделать всего несколько шагов. В последние три дня перед преступлением он сталкивается с тремя чело- веческими трагедиями, которые и толкают его на преступную тропу. В отвратительном, грязном трактире, под крики пьяных, слушает раскольников испо- ведь Мармеладова о своей жизни, о том, как он опустился на дно, пропил все, что у него было, обрек на нищенское существование свою семью. И теперь старшая дочь Сонечка вынуждена работать на улице, чтобы хоть как-то помочь семье. Этот рассказ производит на Родиона большое впечатление. Его бунтующая душа не может смириться с такими трагеди- ями. По его мнению, человек не должен смиряться и терпеть, а должен выйти за преграды, переступить их. Еще одним ударом стало письмо матери, сообщившей, что сестра Дуня готова выйти за нелюбимого и противного ей человека. Подобно Соне, она готова пожертвовать собой ради своего брата и матери. Встреча с Соней становится для него последним толчком, после которого он и идет на убийство старухи, которая воспринимается им как воплощение жесто- кости окружающего мира. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 88 Для Раскольникова убийство старухи становится своего рода проверкой. Сможет ли он выдержать испытание кровью? Вошь ли он, как все, или же человек? Поэтому для Расколь- никова человеком становится только тот, кто может переступить через кровь, а все осталь- ные приравниваются к «тварям дрожащим». Но чем больше Родион анализирует свое преступление и те нравственные мучения, происходящие в нем после него, тем больше понимает, что он «не переступил, на этой сто- роне остался». Он не выдержал испытания на «необыкновенного» человека. Достоевский, как настоящий психолог, с такой силой раскрыл трагедию Раскольни- кова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убежда- ется: эти муки совести для героя – наказание намного сильнее, чем наказания каторгой. Читатель не может не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 89 46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот») Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведе- ниях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь вос- крешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание». Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болез- ненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Раз- мышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих-либо страданий, человече- ских жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», кото- рые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами исто- рии, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольни- ков мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта анти- христианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода. Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвы- сить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой-то мере они становятся отправным пунк- том на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольни- ков так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик. Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позво- ляет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по-другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория рас- ходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении. Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее зако- нов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 90 Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому рас- каянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духов- ное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его анти- гуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 91 47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любо- вью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозву- чала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писа- тель перед нами картины беспросветной нищеты. Вот бросается с моста женщина, «с желтым, продолговатым испитым лицом и впав- шими глазами». Вот идет по улице пьяная обесчещенная девочка, а за ней следует жирный франт, который явно охотится за нею. Спивается и кончает с собой бывший чиновник Мар- меладов, которому «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена, Екатерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом. Достоевский подчеркивает власть среды над человеком. Бытовые мелочи становятся у писателя целой системой характеристик. Стоит только вспомнить, в каких условиях прихо- дится обитать «маленьким людям», и становится понятно, почему они такие забитые и уни- женные. Раскольников живет в комнатке с пятью углами, похожей на гроб. Жилище Сони – одинокая комната со странным острым углом. Грязны и ужасны трактиры, в которых под крики пьяных можно услышать страшные признания обездоленных людей. Кроме того, Достоевский не просто изображает бедствия «маленького человека», но и вскрывает противоречивость его внутреннего мира. Достоевский был первым, кто вызвал такую жалость к «униженным и оскорбленным» и кто безжалостно показал соединение в этих людях добра и зла. Очень характерен в этом отношении образ Мармеладова. С одной стороны, нельзя не испытывать сочувствия к этому бедному и измученному человеку, зада- вленному нуждой. Но Достоевский не ограничивается умильным сочувствием к «малень- кому человеку». Сам Мармеладов признается, что его пьянство окончательно погубило его семью, что старшая дочь вынуждена, была пойти на панель и что семья кормится, а он пьет именно на эти «грязные» деньги. Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. Она старательно хранит вос- поминания о благополучном детстве, о своей учебе в гимназии, где танцевала на балу. Она вся отдалась стремлению не допустить окончательного падения, но неродную дочь все же послала заниматься проституцией и тоже принимает эти деньги. Екатерина Ивановна своей гордыней стремиться укрыться от очевидной истины: ее дом разорен, а младшие дети, воз- можно, повторят судьбу Сонечки. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, служит гувернанткой у циника Свидригайлова и готова выйти замуж за богача Лужина, к которому испытывает чувство отвращения. Мечется по безумному городу герой Достоевского Раскольников и видит только грязь, горе и слезы. Этот город настолько бесчеловечен, что кажется даже бредом безумца, а не реальной столицей России. Поэтому не случаен и сон Раскольникова перед преступлением: пьяный парень под хохот толпы насмерть забивает маленькую, тощую клячонку. Этот мир страшен и жесток, в нем царят нищета и порок. Именно эта клячонка становится символом всех «униженных и оскорбленных», всех «маленький людей» на страницах, над которыми глумятся и потешаются сильные мира сего – Свидригайлов, Лужин и им подобные. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 92 Но Достоевский не ограничивается этим утверждением. Он отмечает, что именно в головах униженных и оскорбленных рождаются мучительные мысли о своем положении. Среди этих «бедных людей» Достоевский находит противоречивые, глубокие и сильные лич- ности, которые в силу некоторых обстоятельств жизни запутались в себе и в людях. Без- условно, наиболее разработанным из них является характер самого Раскольникова, чье вос- паленное сознание создало противоречащую христианским законам теорию. Характерно, что одна из самых «униженных и оскорбленных» – Соня Мармеладова – находит выход из, казалось бы, абсолютного тупика жизни. Не изучая книг по философии, а просто по зову сердца она находит ответ на те вопросы, которые мучают философа-студента Раскольникова. Ф. М. Достоевский создал яркое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя. Пристально вглядываясь в душу «маленького человека», он открыл в ней залежи душевной щедрости и красоты, не сломленные тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и в мировой литературе. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 93 48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Рас- кольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как-то помочь беднякам, но вме- сте с тем понимает, что изменить что-либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные люди должны жить в послушании и не имеют прав переступать закона. «Необыкновенный» человек сам имеет право разрешить своей совести переметнуть через препятствия, через человеческие жизни в том только случае, если того потребует исполнение его идеи, которая может оказаться спа- сительной для всего человечества. Он считал, что «необыкновенные» люди рождены для того, чтобы сказать новое слово, чтобы сделать мир другим, возможно, лучшим, чем он есть сейчас. Но если на пути таких людей стоят препятствия в виде человеческих жизней, то этими жизнями можно запросто пожертвовать для достижения своей цели, потому что это жизни «обыкновенных» людей, «тварей дрожащих», которые не способны ни на что. Люди, которые способные сказать что-нибудь новое, должны по природе своей быть непременно преступниками. Иначе им «трудно было бы выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться опять-таки по природе своей». Раскольников начинает проповедовать свою теорию, старается жить по ней, и хочет понять, к какой же категории людей относится он сам. Для этого он идет на преступление, но после него его одолевают муки совести, и он понимает, что его теория не так совершенна, что в ней есть противоречия. Согласно своей теории Раскольников хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измучен- ный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти два противоречивых и сложных характера считают, что человеку, обладающему силой и властью, «все дозволено». «Мы одного поля ягоды...» – говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули через кровь». Противоречие теории Раскольникова усиливается и потому, что эта теория должна была вывести его из тупика, а завела его в самый безвыходный из всех возможных тупиков. Герой сознает это, поэтому страдает и мучается, после убийства он почувствовал полный разрыв с миром людей: он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, не может нормально общаться с Соней и Разумихиным. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмыслен- ности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольни- кова. Он понимает несостоятельность своей теории «сильного человека», видит ее противо- речия, она не выдержала проверки реальной жизнью, в которой любит людей, названных согласно его теории «тварями дрожащими». Герой терпит крах, как всякий человек, связав- ший себя с ложной идеей. И в этом есть трагедия Раскольникова. В конце романа Раскольников понимает, что «сверхчеловеком» можно быть только в том случае, если не испытываешь таких человеческих чувств, как страдание, муки сове- сти, любовь к окружающим тебя людям. Но такие «необыкновенные» люди становятся про- К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 94 стыми негодяями и заканчивают свою жизнь подобно Свидригайлову. Раскольников не мог пойти по такому пути, поэтому он полностью раскаялся и отказался от своей неверной тео- рии, которая отдалила его от общества и людей. |