Главная страница
Навигация по странице:

  • 50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

  • 51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

  • А. П. Чехов 52. «Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей

  • 53. Каково отношение А. П. Чехова к формуле: «среда заела» (на примере рассказа «Ионыч»)

  • все сочинения по литераттуре. Коллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеКоллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс
    Дата08.04.2021
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлавсе сочинения по литераттуре.pdf
    ТипСборник
    #192816
    страница11 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М.
    Достоевского «Преступление и наказание»
    В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию лично- сти, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни,
    создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольни- кова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки
    Мармеладовой.
    Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук Раскольни- кова, которые он испытал после убийства старухи-процентщицы и Лизаветы. Именно Соня была постоянно рядом с Раскольниковым, помогая ему разобраться в себе и прийти к тем вечным ценностям, которые олицетворяла в своем характере бедная и безропотная девушка.
    Смыслом жизни Сонечки является сочувствие к человеку, сострадание ко всем живу- щим. Она не делит людей на добрых и злых. Для нее любой человек является хорошим.
    Соня обладает великой силой сострадания, и эта сила заставляет ее идти по всем кругам ада,
    толкает ее к таким же «униженным и оскорбленным» людям, как и она сама. Раскольников называет таких людей, как Соня, «бедными и кроткими», которые «все отдают, глядят кротко и тихо». Но именно это качество и делает Соню способной на сильные поступки, которые требуют от человека большого нравственного мужества.
    Не о себе думает Соня. Все ее мысли направлены на ее спившегося отца, больную мачеху и маленьких детей. Страх за них, за их будущее толкает Соню на путь проститутки.
    Если не было этих несчастных, она не позволила бы себе опуститься так низко, скорее всего она покончила бы с собой. Но она всегда помнит о своей семье.
    Если страдание Раскольникова ведет его к разъединению с людьми, то страдание Сони
    – к единению с человечеством. Поэтому для Раскольникова Соня становится символом веч- ной жертвенности, символом души, попранной этим жестоким миром. Но Соня верит в некий глубинный смысл жизни, исконный смысл человеческого бытия вообще. Пойдя на убийство, Раскольников подавил в себе ощущение полноты жизни, задавил в себе желание жить. А Соня живет этим ощущением постоянно, хотя сама находится в ужасном поруган- ном положении проститутки.
    Раскольников идет на бунт против беспощадного и жестокого мира, хочет избавиться от насилия, совершив другое насилие, и это приводит к подавлению человека, его лично- сти (неслучайно вместе со старухой он убивает Лизавету, такую же несчастную и забитую душу, как и Соня). Соня же не всегда может понять великий смысл бытия, но она ощущает его своим сердцем, склоняется перед ним и интуитивно следует вечным христианским и человеческим законам. Она отрицает право человека вершить самосуд, поэтому ей кажется кощунственной сама идея о делении людей на два разряда.
    Раскольников часто пытается отождествить Сонечку с собой. По его мнению, она тоже переступила через человеческие законы, пойдя на улицу. Есть существенное различие между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим людям и добровольным,
    естественным самопожертвованием, совершенным во имя любви к ближнему. В понимании
    Сони человек не может переступить через другого человека, только через себя, через свое страдание.
    Но самоотверженность Сони далека от смирения, она носит активный характер и направлена по помощь близким. Это очень религиозная девушка, но ее религиозность далека от обрядовой стороны христианской веры. Она не служит молебном, не спрашивает совета у священников, не обращается к чудодейственным иконам. Она просто верит. В лице Сони

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    96
    Достоевский показал народный вариант религиозного мироощущения, который намного искреннее и идет от самого сердца.
    Сонино человеколюбие свободно от каких-либо теоретических обоснований, это ее естественное состояние. Она любит людей потому, что так подсказывает ей ее сердце. Соня
    Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Поэтому она одерживает победу над Раскольниковым, окончательно развенчивает его теорию. Соня едет за ним на каторгу, где до конца помогает Родиону ступить на путь раскаяния и очищения, обращает его к истинной вере, к человеколюбию без насилия.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    97
    50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М.
    Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту кра- соту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заклю- чена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю кра- соту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно пре- красного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала
    Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа.
    Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится насто- ящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.
    Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадатель- ной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искрен- няя вера в бога и в доброе начало во всех людях.
    Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы выры- вается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент-философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только пред- стоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к еди- нению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого-то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой-то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.
    Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. «Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют...»
    Самоотречение Сони приобретает форму «бесконечного унижения». Но, по мнению
    Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек,
    который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом.
    Именно таким человеком и является Соня.
    Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совер- шенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет,
    который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет «грязь обстановки убогой». Поэтому она не станет добиваться добра через зло,
    только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.
    В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал,

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    98
    что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    99
    51. Признание Раскольникова в преступлении
    (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф.
    М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в поли- цейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому?
    Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?
    Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал пре- ступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента,
    постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.
    Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистиче- ского бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь,
    чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по-прежнему ненавидит людей,
    толпу, в которой ему приходится идти. Он по-прежнему чувствует, что он намного выше их,
    он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.
    В конечном итоге он все-таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из-за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и осо- бенно последних часов. Он захотел испытать что-то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подсту- пило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...»
    Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова при- знания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он,
    возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью рас- крыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться
    «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.
    Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по-преж- нему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие-то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха,
    который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    100
    Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими забо- тами. Он и хочет признаться, но в то же время что-то постоянно тормозит его.
    Последней каплей, заставившей Раскольникова все-то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. Он никак не мог предположить, что этот человек сможет решиться на такой поступок. «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило». Он думал, что Свидригайлова не мучает совесть, что он совершенно не раскаивается в тех злодеяниях, которые совершил в своей жизни. И тут вдруг самоубий- ство. Эта новость настолько поразила Раскольникова, что он поспешно ушел из участка,
    и возможно, не вернулся бы туда, а тоже решился на отчаянный шаг, если бы на улице не встретил Соню, на лице которой отпечаталось что-то больное и измученное. Помня о всех тех словах, которые говорила ему Соня, Раскольников вернулся в участок и признался в пре- ступлении.
    Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников при- ходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    101
    А. П. Чехов
    52. «Чехов – странный писатель, бросает слова
    как будто некстати, а между тем все у него живет и
    сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей,
    всякая или нужна, или прекрасна». (Л. Н. Толстой)
    А. П. Чехов по праву считается мастером малого жанра – короткого рассказа, новеллы- миниатюры. Как никто другой, он умеет вложить в минимум текста максимум информации и нравственный урок для своих читателей. Так как в небольшом по объему рассказе невоз- можны пространные описания, портретные характеристики и внутренние монологи, то на первый план в его произведениях выступает план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку: буквально одна черта во внешности или поведении героя может сказать нам все о человеке. По отдельной детали писатель воссоздает целое.
    Рассмотрим роль художественной детали в рассказе «Смерть чиновника». Его глав- ный герой – мелкий чиновник Червяков. В театре, случайно чихнув, он обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это так поразило Червякова, благоговевшего и одновременно тряс- шегося от страха перед высоким чином, что он несколько раз подходил извиняться перед
    Бризжаловым. Тот сначала благосклонно принимал извинения Червякова, но в итоге, дове- денный до исступления его назойливостью, выгнал чиновника вон. Червяков думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. Его убивает страх перед вышестоящим чином.
    Одна деталь в последней фразе рассказа дает нам полную характеристику героя: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер». Автор замечает, что герой умирает, не сняв вицмундира: эта чиновничья униформа как будто приросла к нему.
    Одним штрихом к портрету своего героя гениальному писателю удается обличить рабскую психологию, страсть к пресмыкательству перед вышестоящим чином.
    В рассказе «Дама с собачкой» деталь образно демонстрирует нам изменения в состоя- нии главной героини, Анны Сергеевны. Она приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа – человека, которого она не любила и не уважала. Там она познакомилась с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того мира, откуда пытается бежать героиня, является лор- нетка. Не случайно перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее: она готова изменить свою жизнь, это начало попытки ее «бегства» от мужа – «лакея», от беспросветной тоскливой жизни в провинциальном городе. Но позже в театре города С. Дмитрий Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках: ее попытка «бегства» не удалась.
    Характер Беликова, «человека в футляре», полностью определяется теми предметами,
    которыми он себя окружил: все вещи у него были упакованы в чехлах и футлярчиках. Он и сам стремился окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от всего неиз- вестного, нового и неопределенного, что скрывала в себе жизнь. Беликов всю жизнь чего- то опасался, его пугала сама жизнь, и счастливым он стал только после смерти: он попал в футляр, из которого ему больше никогда не надо будет выходить.
    Вицмундир Червякова, лорнетка Анны Сергеевны, зонт и калоши Беликова говорят нам о характерах и психологическом состоянии героев рассказов Чехова точнее и образнее,

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    102
    чем этого можно было достичь с помощью пространных описаний их поведения, внешности и образа мысли.
    В драматургии Чехова, так же как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали,
    хотя его пьесы и кажутся на первый взгляд странными, перегруженными мелочами. Любая реплика, авторская ремарка, помимо прямого значения, служит для создания общего под- текста.
    Например, героиня пьесы «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в крас- ном платье с зеленым пояском. Эта деталь свидетельствует о полном отсутствии вкуса и одновременно о душевных качествах героини. Огромную смысловую нагрузку детали несут и в пьесе «Вишневый сад». Звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада,
    стук топоров в конце пьесы важны как для раскрытия характеров персонажей, так и для раз- вития действия пьесы.
    Чехов, великий художник слова, гениальный писатель и драматург, считал, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в последнем действии оно обязательно должно выстрелить.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    103
    53. Каково отношение А. П. Чехова к формуле:
    «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч»)
    А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существо- вания». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности.
    В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстриро- вал постепенный процесс духовной деградации человека, – рассказ «Ионыч». Проанализи- ровав его, можно попытаться ответить на вопрос: что же приводит человека к нравственному опустошению и погружению в мир пошлости и обывательщины? Среда, которая окружает человека и давит на него, или же его личные качества?
    Перед нами – четыре этапа жизни героя. На первом этапе Старцев еще полон сил и энергии, увлечен работой, чуток к простым людям, которых лечит. В город он ходил «пеш- ком, не спеша (своих лошадей у него еще не было) и все время напевал». На втором этапе
    Старцев охладел к своей деятельности, перестал вкладывать в нее всю свою душу и силы. У
    него уже нет того энтузиазма и бескорыстия в работе, он располнел, «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». На третьем этапе его внимание поглощает большая частная практика, приносящая материальное удовлетворение. «Выез- жал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами». На четвертом этапе жизнь Стар- цева окончательно опустошена и обеднена. Высокие идеалы молодости исчезли в никуда,
    их место заняла страсть к приобретательству и накоплению. Интерес к людям, стремление приносить им пользу выродились в полную бесчувственность и крайний эгоизм. «Когда он,
    пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки… то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Нереали- зованные идеи о служении высоким идеалам заменились успешным служением «золотому тельцу». Тягостное впечатление от этого удваивается у читателя благодаря разительному сходству кучера со своим хозяином: мы видим не одну, а сразу две «мертвые души», жертвы духовной деградации личности.
    С человеком, ограничившим свои потребности только достижением материальных благ, происходит процесс постепенного обнищания души, ослабления воли, потери жиз- ненной позиции и здоровой человеческой активности. Чехов негодует и протестует против такого назначения человека. Просто быть сытым – этого человеку мало для счастья. Должна же быть какая-то высшая цель. Человек должен оправдывать свое предназначение, а не бес- цельно прозябать, пеняя на окружающий мир.
    Не «среда заела», говорит нам писатель, а человек не пытается бороться с ее влиянием!
    Рассказом «Ионыч» Чехов как будто обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать свои идеалы и любовь, беречь в себе человека.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    104
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта