Главная страница
Навигация по странице:

  • (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

  • 25. Любовь для Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

  • 26. Андрей Штольц – антипод Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

  • 27. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

  • И. С. Тургенев 28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

  • все сочинения по литераттуре. Коллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеКоллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс
    Дата08.04.2021
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлавсе сочинения по литераттуре.pdf
    ТипСборник
    #192816
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    И. А. Гончаров «Обломов»
    24. Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова
    (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи
    Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская,
    неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает вни- мание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом поклонения, но поскольку судьба сводит людей непохожих, то время все расста- вляет на свои места. Природа вещей такова, что эти люди просто неспособны существо- вать вместе. Говорят, что противоположности притягиваются, и в этом высказывании есть доля истины. Но, как правило, забывают добавить, что для сосуществования мало просто любить друг друга. Истинная любовь подразумевает снисхождение, уважение и терпимость к маленьким слабостям друг друга, а вовсе не стремление переделать другого человека под свой шаблон. Ольга Ильинская полюбила свою мечту, а не реального человека. Обломов был для нее Галатеей, человеком, для которого она должна была стать Пигмалионом, творцом и созидателем.
    Сам Обломов – личность уже сложившаяся, по-своему цельная и вполне самодостаточ- ная. Да, Ольга привлекла его внимание своей яркостью, необычностью, образованностью,
    живостью. Она была для него порывом свежего ветра в душной комнате. Но Ольга не могла полюбить Обломова таким, какой он есть, что в конечном итоге и привело к печальному разрыву.
    До появления Ольги Обломов жил своей размеренной и спокойной жизнью. У него была некая стабильность, своеобразная патриархальность, которую он не собирался ни на что менять. Ольга поставила перед собой цель разбудить Илью Ильича от спячки, в которой,
    по ее мнению, тот пребывал. Так часто случается в жизни – друзья и родители, обуреваемые самыми лучшими стремлениями, считают, что знают о том, что необходимо для их друга или ребенка. Но, к сожалению, они не всегда правы. То же произошло и с Обломовым – Ольга и Андрей, будучи в полной уверенности, что «так будет лучше», не пытаются понять, какие мотивы движут их другом, а просто хотят перекроить его на свой лад. Они не понимают,
    как можно жить в таком бездействии. Я думаю, что и сам Илья Ильич не до конца осознает причины своего поведения, на первый взгляд пассивного и апатичного, но в действительно- сти оказывающегося глубинным подсознательным протестом против мира меркантильности и мещанства. Обломов противопоставляет бездушной деятельности духовность и человеч- ность, именно те качества, которые и сегодня могут смело посчитаться «лишними» чертами характера, усложняющими жизнь.
    Пари со Штольцем подстегивает Ольгу, она всеми силами пытается навязать Обло- мову систему своих ценностей, которые в большинстве своем представляют материальный комфорт и «образованность». Все это подразумевает так называемую жизнь рассудка, но не души. Ольга полюбила в Обломове себя как «создателя», ведь всегда приятно смотреть на результат своих трудов и видеть в нем продолжение себя, и скорее всего даже не заме- тила нежной, трогательной, глубокой и искренней влюбленности Ильи Ильича, которая при минимальной тактичности и уважении, возможно, и могла бы преобразить его. Настойчи-

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    50
    вое давление на Обломова, которому подвергла несчастного Ольга, возникшее чувство без- отчетного сопротивления заставили Обломова едва ли не бежать.
    Воистину, любовь великая созидательная сила, но это верно, только если любовь искреннее и чистое чувство, а не попытка воспитать. Ольга не виновата в том, что у нее не получилось так изменить Обломова, как бы ей этого хотелось. Она во многом сильно от него отличается, потому как является человеком своей эпохи, идет в ногу со временем, а время таково, что духовные ценности «обмельчали», стали все чаще пересекаться с матери- альными интересами.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    51
    25. Любовь для Обломова (по
    роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой-то причине они читают его едва ли не ущербным по сравне- нию с ними. Именно это и составляло задачу Ольги Ильинской – разбудить Обломова, заста- вить его проявить себя как человека деятельного. Девушка считала, что любовь подвигнет его на великие свершения. Но она глубоко ошибалась. Невозможно разбудить в человеке то, чего у него нет. Из-за этого недоразумения разбились сердца людей, герои страдали и тяжело переживали разрыв. В чем же заключалась ошибка Ольги? Неужели Обломов ока- зался неспособен любить и быть любимым?
    Ольга встретила Обломова в своей жизни в тот момент, когда была уверена в себе,
    своих силах и своей правоте. Она была уверена и в том, что ее образ жизни является един- ственно верным, и, соответственно, любой другой уважающий себя современный человек должен вести такой же образ жизни и так же, как она мыслить. В чем-то она, безусловно,
    права. В Илье Ильиче она увидела не только вызов ее привычкам, но и нечто необычное,
    что и привлекло ее.
    Обломов в свою очередь тоже увидел в Ольге нечто поражающее воображение. Эта девушка первой проявила к нему повышенный интерес, иначе, будучи человеком довольно пассивным, вряд ли Илья Ильич осмелился бы подойти к такой яркой женщине. Ольга сама взяла инициативу в свои руки, понимая, что от Ильи Ильича долго пришлось бы ждать пер- вого шага. Первый этап влюбленности у них длился так, как, наверное, он проходит у боль- шинства молодых людей – взаимное очарование, интерес, восторг. Но что дальше? Ольга и Обломов – два совершенно разных человека, волей судьбы оказавшиеся рядом. Почему не сложилось взаимное чувство, как оно могло бы сложиться, – вопреки логике и здравому смыслу?
    Обломов – человек не действия, а «диванной» философии. При этом его апатия не вызывает у читателя презрения или усмешки. Автор показывает нам, насколько Обломов достойный человек, хоть и непонятый своими друзьями. Все в душе Ильи Ильича восстает против того образа жизни, который ведут все его знакомые – суета, сплетни, лицемерие,
    погоня за призрачным счастьем, выгодной женитьбой.… Все это претит по-детски чистой душе Обломова. Он не понимает смысла этой беготни. Для Гончарова Обломов – прежде всего гармоничная и цельная личность, не способная на подлость, предательство и двули- чие. Обломов полюбил Ольгу чистой и бескорыстной любовью, хотя в свою очередь любовь
    Ольги бескорыстной назвать нельзя. Она полюбила в Обломове свое творение.
    Обломов первый понял несостоятельность их взаимоотношений, хотя именно Ольга их разорвала, будучи более активным и решительным человеком. Даже она не смогла пре- льстить Обломова и заставить сменить его горячо любимый образ жизни на светскую суету.
    Не потому ли так случилось, что корни Обломова сильны и глубоки? Его корни – это деревня,
    где прошло его детство – Обломовка. Он не просто вырос в Обломовке, а сама Обломовка до сих пор жива в нем. Его любовь – это та самая природа Обломовки, где пейзаж не терпит резких линий, где нет места, суете и мелочным лживым интересам. Обломовка так прочно впиталась в него, что кажется, они неразделимы. Отвергая неторопливость, размеренность и нравственную чистоту Обломовки, Ольга, сама того не желая, отвергает самого Илью
    Ильича.
    Обломов находит свой идеал жизни под кровом Пшеницыной Агафьи. Та же неторо- пливость, размеренность жизни, где его приняли таким, какой он есть. В своей тоске по утраченному раю – Обломовке Илья Ильич обретает свою мечту, но уже слишком поздно.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    52
    Трагедия Обломова заключается в том, что он не только не нашел в жизни достойного места,
    но оказался последним звеном между жизнью патриархальной и «новой», быстрой, полной перемен. Будет точнее сказать, что в этой новой жизни не нашлось места Обломову. Поэтому он и умирает, ничего не оставив после себя, как умер старый уклад размеренного жития.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    53
    26. Андрей Штольц – антипод Обломова
    (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими раз- ными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность.
    Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто невозможно. Штольц настолько погряз в рутинной суете жизни, что выбраться из нее уж не смог. Андрей – человек действия, он не в состоянии остановиться и созерцать, подобно Обломову, ему необходимо постоянное движение впе- ред. Жизнь для Штольца – это жизнь разума, преобладающего над сердцем. Ольга Ильин- ская намного ближе Штольцу, чем Обломову. Она тоже живет рассудком, не задерживаясь долго на одном месте. Штольц для Обломова – своеобразный демон-искуситель, который пытается затащить Обломова в искрящийся суетливый мир, а Илья Ильич этому отчаянно сопротивляется. Такое положение вещей ничуть не омрачает их дружбу, напротив, Штольц –
    единственный человек, которому Обломов доверяет свои самые сокровенные мысли и чув- ства. Именно ему Илья Ильич говорит о своих переживаниях, откуда мы узнаем, что он далеко не однозначная натура, что его, подобно всякому живому человеку, тоже обуревают страхи, сомнения, противоречия. Мы узнаем, что Обломов пытался «жить и гореть, но огонь его двенадцать лет томился, сжигая свою темницу, и, наконец, погас». Обломов долгие годы томился на службе, так и не сделал карьеру, потому, как не захотел, а точнее, не смог опу- ститься до мелких интриг, которые претили его природе.
    Образ Обломова неразрывно связан с миром его вещей. Автор мастерски использует литературный прием, когда по описанию предмета мы узнаем много интересного о его обла- дателе. Так, например, туфли и халат Обломова (широкие, мягкие) словно отражают широ- кий и мягкий нрав их хозяина, его покладистый и добродушный характер. Не потому ли так любят бывать у Обломова его друзья? Пусть в его квартире не царит идеальный порядок,
    пусть сам хозяин встречает их в старом халате и потрепанных туфлях, но зато это едва ли не единственное место, где можно отдохнуть душой от всеобщей суеты и духовного холода в этом мире, где царит разум.
    В отличие от Обломова Штольц личность вполне одиозная, ему не мешают жить «лиш- ние» мысли о своем предназначении, месте в жизни и прочие философские изыски. Он точно знает, что, когда и как сделать, чтобы было так, как надо. Как ни странно, в читателе такая цельность не вызывает симпатии. Я не могу сказать, что в Штольце нет положительных черт характера. Напротив, этим человеком можно восторгаться, но он никогда не будет нам так близок, как Обломов. Скорее его положительные черты затвердели в этой суматохе, когда нет времени задуматься о верности идеалам, да и самих-то идеалов, кроме неких меркантиль- ных интересов, почти не осталось. Он твердо знает, чего хочет от жизни и каким образом достичь поставленной задачи. Так зачем же останавливаться и задумываться о своей судьбе.
    Ему вполне достаточно мелкого бюргерского счастья, когда «дом – полная чаша», прекло- нение друзей, уважение врагов, красивая жена с богатым приданым, хорошие связи – чего еще может желать человек? Но нет. Именно такие люди в конце жизни часто думают, что что-то упущено, чего уже не вернешь, когда вроде все есть, а чего-то не хватает. Осознание,
    что они просто забыли жить, наслаждаться каждым моментом бытия, приходит не ко всем.
    До самого конца Штольц не оставляет попыток встряхнуть Обломова, «вернуть его к жизни», но ему это не удается. Да, Обломов умирает, его огонь давно погас, но он жил в

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    54
    согласии с собой, добросовестно храня свои идеалы и не отступая от своих принципов ни на йоту. Штольц – представитель уже нового времени, когда традиции и обычаи не несут такого значения, как в патриархальном обществе. Но это время, когда утрачивается сама суть русского духа, без которого уже нет той Руси, которой гордился Гончаров.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    55
    27. Женские образы в романе
    И. А. Гончарова «Обломов»
    Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставле- ний и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга
    Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противопо- ложности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся –
    они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет – это Илья
    Ильич Обломов.
    Ольга Ильинская – это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки,
    но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку – постоянно в движении. Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бес- смыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова. Обло- мов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окру- жения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками. Кто-то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто-то, напротив,
    винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга
    – это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова. В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здра- вомыслящий человек, как и она сама.
    Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем иной образ. Это тип настоящей русской жен- щины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не при- дет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отста- ивать свои права. Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека.
    Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.
    Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына.
    Гончаров искренне верил, что надо описывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас.
    Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе. Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хоро- шими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим.
    Ольга молода, привлекательна, умна. Агафья в свою очередь умудренная жизнью женщина,
    ее желания сходны с идеалами Обломова. Она хочет простого женского счастья и иметь воз-

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    56
    можность заботиться о ком-то. Обломов же хочет испытать тот уют, по которому он истоско- вался. А у Ольги другие представления о счастье, и в данном случае нельзя никого судить.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    57
    И. С. Тургенев
    28. Конфликт теории и жизни в
    романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколе- ний, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя.
    Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персо- наж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные проблемы. Дело в там, что дочь писателя Полина порой вызывала у того отчаяние – до такой степени отец и дочь перестали понимать друг друга.
    Тургенев осознавал, что современная молодежь пытается построить новую жизнь, «жить своим умом». Извечный конфликт поколений автор испытал на себе. Очень часто молодые люди относятся к ценностям, авторитетам и традициям не очень бережно, не так, как хоте- лось бы их родителям. Они зачастую не желают слушать осторожных и мудрых «стариков»,
    не считаясь с их мнением. Таков был и Базаров.
    Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическое влечение, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существо- вало авторитетов, он аргументированно и веско доказывал свою точку зрения до тех пор,
    пока жизнь не расставила все по своим местам.
    Внутренний конфликт Базарова начинается с того момента, когда он встречает Анну
    Сергеевну Одинцову. С этого момента его жизнь кардинально меняется. Обычный «орган зрения» теперь вызывает в его душе волнение и трепет. То, к чему раньше он относился с презрением, теперь настигло его самого. Любовь, в существование которой он не верил,
    пришла и к нему. Но это было лишь началом крушения стройной базаровской концепции мира. Если он презирал простого русского мужика, то в конце он осознает свою неправоту.
    Если Базаров был упорным в доказывании своей точки зрения, то сама жизнь с неменьшим упорством разбивает его иллюзии и учит героя прислушиваться к своему сердцу. Если в начале романа Базаров – человек значительный, уважаемый, торжествующий и уверенный в своих силах и правоте, то к концу произведения он утрачивает свою уверенность, хоть и остается сильным, но это уже сила иного рода. Эта сила человека, познавшего горечь утраты,
    крушения иллюзий, другими словами, познавшего чувства, «жизнь сердца».
    Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь ско- рее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того,
    что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии, хотя следует признать, что он привлекает ее. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изне- женностью, то отказ Фенечки, простой женщины, уже говорит о том, что уже в самой жен- ской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота.
    Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение. Но испытание любовью – не последний этап муче- ний Базарова. Попадая в мировоззренческий кризис, герой начинает понимать загадку соб- ственной души и окружающего мира. Он начинает понимать, что не на все вопросы наука

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    58
    может дать ответы. Такое положение вещей злит молодого нигилиста, и, хотя он отрицает
    «романтика» в себе, и любовь, и поэзия заняли прочное место в его душе.
    Теория терпит поражение в схватке с реальной жизнью. Конечно, жить согласно теории намного легче и удобней, чем испытывать любовное томление, сомнения, робость, злость,
    обиду. Но, оберегая себя от переживаний, человек лишает себя права на настоящую, полно- ценную жизнь. Разумеется, можно навсегда запереться в тесной и душной комнате, чтобы уберечься от несчастного случая, но стоит ли вообще тогда жить на белом свете, если не узнать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассвет и закат, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями?

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    59
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта