Главная страница
Навигация по странице:

  • 11. Богатство художественного смысла в поэзии Ф. И. Тютчева

  • 12. Философская лирика Ф. И. Тютчева

  • Н. А. Некрасов 13. Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»

  • 14. Поэтический мир Николая Некрасова

  • все сочинения по литераттуре. Коллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеКоллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс
    Дата08.04.2021
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлавсе сочинения по литераттуре.pdf
    ТипСборник
    #192816
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    10. Любовная лирика Ф. И. Тютчева
    В 1850—1860-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потря- сающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев
    – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвя- щенных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть,
    несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе»
    и о своих чувствах: любовь к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством.
    Но он утверждает, что важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, бояться совершить опрометчивые поступки в отношениях с любимым:
    О, не тревожь меня укорой справедливой!
    Поверь, из нас двоих завидней часть твоя:
    Ты любишь искренно и пламенно, а я —
    Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.
    В этом стихотворении можно увидеть терзания поэта из-за этой «незаконной» любви.
    Поэта мучает опустошенность собственной души. Тютчев считал эгоизм болезнью века, он боялся его проявлений. В этом стихотворении женщина любит «искренно и пламенно», а мужчина признает себя лишь «безжизненным кумиром» ее души:
    Чему молилась ты с любовью,
    Что, как святыню берегла,
    Судьба людскому суесловью
    На поруганье предала.
    Толпа вошла, толпа вломилась
    В святилище души твоей и ты невольно постыдилась
    И тайн и жертв, доступных ей…
    В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости кра- соты со злом бытия.
    Вместе с любовью поэт переживал тоску, безысходность положения, предчувствие смерти.
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    Следуя пушкинским традициям, Тютчев передавал простые, правдивые чувства, про- никнутые напевностью и мелодичностью стиха:
    Я знал ее еще тогда,
    В те баснословные года,
    Как перед утренним лучом
    Первоначальных дней звезда
    Уж тонет в небе голубом…

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    21
    Любовь у Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии.
    Любовь для него – борьба, мучение, безнадежность.
    Тютчева больше всего интересует не проявление любви, а ее тайна: «Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней – мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет ее очей…»
    Он изображает любовь как стихию, ведь недаром у его героини «сердце, жаждущее бурь». В любовной лирике Тютчев придает большое значение ночи. Ночь для него – это время открытия правды, признания в любви:
    В толпе людей, в нескромном шуме дня
    Порой мой взор, движенья, чувства, речи
    Твоей не смеют радоваться встрече
    Душа моя! О, не вини меня!..
    Смотри, как днем туманисто-бело
    Чуть брезжит в небе месяц светозарный,
    Наступит ночь – и в чистое стекло
    Вольет елей, душистый и янтарный.
    На склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство –
    любовь к Е. А. Денисьевой. Именно с этой «последней любовью» связаны стихи, такие как:
    «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Утихла бриза... легче дышит...» и др. Взятые все вместе, эти стихи образуют так называемый дени- сьевский цикл, которые по своему трагизму, передаче чувств не имеют аналогов не только в русской, но и в мировой любовной лирике.
    Одно из самых лучших стихотворений «денисьевского цикла» – «Последняя любовь».
    Это настоящий шедевр русской лирики:
    О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней.
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!
    В нем чувствуется волнение живой души, ощущается «нарушенное дыхание», неудер- жимое чувство. Само слово «безнадежность» звучит как беда, как боль. Тютчев глубоко переживал болезнь своей любимой женщины. Его скорбь, горькая безнадежность, разлука нашли отражение в стихотворении «Весь день она лежала в забытьи…»:
    Любила ты, и так, как ты, любить —
    Нет, никому не удавалось!
    О Господи!.. и это пережить…
    И сердце на клочки не разорвалось…
    Любовная лирика Тютчева замечательна тем, что в ней поэт отражает свои пережитые чувства. Каждый раз, читая стихи Тютчева, мы открываем для себя что-то свое. Его лирика рождает напряжение чувств и мысли.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    22
    11. Богатство художественного
    смысла в поэзии Ф. И. Тютчева
    Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и миро- вой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богат- ство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Предельно малый «объем» поэтического наследия Тют- чева стал исходной причиной его позднего признания. Несмотря на то что уже сто лет назад
    Афанасий Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений: «Вот эта книжка небольшая, томов премногих тяжелей», – мы и поныне далеко не всегда со всей осязаемостью воспринимаем эту безмерную «тяжесть» поэтического мира Тютчева. Можно даже утверждать, что лишь в наше время начинается подлинное открытие поэта, особенно если иметь в виду широкие читательские круги. Основная тема его лирики – красота при- роды и любовь. Жизнь полна противоречий, и поэзия Тютчева говорит нам о них мелодично,
    необычайно красиво и правдиво:
    Вдали от солнца и природы,
    Вдали от света и искусства,
    Вдали от жизни и любви
    Мелькнут твои младые годы,…
    Человек приходит в этот мир быть счастливым, жить в гармонии с природой, с окру- жающим и с самим собой. Но в действительности оказывается все наоборот: грусть, тоска,
    безвременный уход и угрызения совести у оставшихся и не захотевших сделать любимого счастливым:
    Весь день она лежала в забытьи,
    И всю ее уж тени покрывали.
    Лил теплый летний дождь – его струи
    По листьям весело звучали…
    Человеку не дано постичь высшую истину, ему можно лишь приблизиться к ее реше- нию. Эта мысль тоже отражена в поэзии Тютчева. С одной стороны, величие человека, а с другой – его бессилие в решении простейших житейских проблем:
    Нам не дано предугадать
    Как слово наше отзовется.
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать.
    Ранняя и поздняя лирика Тютчева очень сильно отличаются друг от друга, будто они находятся в различных поэтических мирах. Раннее творчество поэта проникнуто мировым,
    космическим, вселенским духом, а в поздний период на первый план выходят стихии чело- вечности и народности, хотя в то же время тютчевская поэзия вовсе не утрачивает своей всемирности. Поэзия Тютчева вся была празднична, даже и в ее самых драматических, тра- гедийных проявлениях:
    Как жадно мир души ночной

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    23
    Внимает повести любимой!
    Из смертной рвется он груди,
    Он с беспредельным жаждет слиться!
    Раннее творчество поэта – это праздничное величие человека, открыто соотнесенного с целой Вселенной:
    По высям творенья, как бог, я шагал…
    И легко может показаться, что в поздней тютчевской поэзии человек решительно све- ден с этих высей. Он предстает в ней как явно не всесильный, как заведомо смертный.
    Отсюда можно сделать вывод, что жизнь сломила поэта, он уже не в состоянии причаститься
    «животворному океану» Вселенной, не может гордо и радостно возгласить:
    Счастлив, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые!
    Его призвали всеблагие
    Как собственника на пир.
    Тютчев был современником Пушкина, чье творчество оказывало влияние на поэта.
    Но в отличие от Пушкина, которого называли «солнцем русской поэзии», Тютчева считали ночным поэтом. Его стихи о природе, пейзажная лирика не преследуют цель изображения,
    а осмысление природы – философская лирика, жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Чувствуются постоянная неясная тревога, ощущение приближения все- общего конца. Природа у Тютчева зачастую катастрофична и восприятие ее трагедийно.
    Это видно в стихах «Бессонница», «Видение», « Как океан объемлет шар земной». Ночью поэт ясно видит хаос, катастрофы и катаклизмы, несмотря на внешнее спокойствие природы днем.
    Он считает, что жизнь человека на земле есть призрак, сон, он чувствует приближение всеобщего последнего часа:
    И наша жизнь стоит пред нами,
    Как призрак, на краю земли.
    Читая стихи Тютчева постигаешь мир прекрасного – автор открывает перед читате- лями новые горизонты. Его поэзия не потеряла своей прелести и таинственности и в наше время. Она околдовывает, зачаровывает, заставляет обращаться к ней снова и снова.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    24
    12. Философская лирика Ф. И. Тютчева
    Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50
    переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных.
    Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Как поэт Тютчев сло- жился на рубеже 1820—1830-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бес- сонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Весенние воды», «Осенний вечер» и др. Проникнутая страстной,
    напряженной мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Тютчева художественно выразила сложность и противоречивость действительности. Философские взгляды Тютчева формировались под воздействием натурфилософских взглядов Ф. Шел- линга. Лирика Тютчева пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречен на «безнадежный»,
    «неравный» бой, «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим собой. Особое тяготение про- являет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них национально-русским коло- ритом. Тютчев наряду с Е. А. Баратынским – крупнейший представитель русской философ- ской лирики XIX в. Художественный метод Тютчева отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Дарование Тютчева, который охотно обращался к сти- хийным основам бытия, само имело нечто стихийное. Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Наимень- шее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захваты- вающими произведениями, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду». Пре- делы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я»,
    слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви – таковы господствующие мотивы философской поэ- зии Тютчева. Но есть еще один мотив – это мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единствен- ным, то, наверное, самым сильным во всей поэтической литературе». В этом мотиве отра- жается вся поэзия Тютчева. Стихотворения «Святая ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной»,
    «О, вещая душа моя», «Как океан объемлет шар земной», «Ночные голоса», «Ночное небо»,
    «День и ночь», «Безумие» и другие представляют собой единственную в своем роде лириче- скую философию хаоса, стихийного безобразия и безумия. И описания природы, и отзвуки любви проникнуты у Тютчева этим сознанием: за всем этим скрывается их роковая сущ- ность, таинственная, отрицательная и страшная. Поэтому его философское раздумье все- гда пронизано грустью, тоскливым сознанием своей ограниченности и преклонением пред неустранимым роком. Лишь политическая поэзия Тютчева запечатлена бодростью, силой и надеждами, которые иногда обманывали поэта. Политические стихотворения Тютчева усту- пают его философской лирике. Чтобы быть настоящим поэтом того направления, в котором писал Тютчев, надо было любить искренне Россию, знать ее, верить в нее. Этого, по соб- ственным признаниям Тютчева, у него не было. Пробыв с 18 до 40 лет за границей, поэт не знал родины и в целом ряде стихотворений («На возвратном пути», «Вновь твои я вижу очи»,
    «Итак, опять увидел я», «Глядел я, стоя над Невой») признавался, что родина ему не мила и не была «для души его родимым краем». Значение Тютчева в развитии русской лирической поэзии определяется его историческим положением: он, ученик Пушкина, стал учителем лириков послепушкинского периода. Его оценили раньше других Некрасов и Тургенев. Как и предсказывал Тургенев, Тютчев остался до сих пор поэтом немногих ценителей; волна

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    25
    общественной реакции лишь временно расширяла его известность, представляя его певцом своих настроений. Тютчев вошел в историю русской литературы как могучий, бессмертный представитель философской лирики, учитель поэзии для поэтов.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    26
    Н. А. Некрасов
    13. Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»
    Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 г., откры- валось программой, творческим манифестом – «Поэт и гражданин». Не только первое место к книге, но и особый шрифт призваны были подчеркнуть значение этого произведения. Здесь новый поэт предстает перед нами как реальность «во плоти и крови», со своим мироощу- щением и характером. Он вступает в диалог, который, как подчеркивает Некрасов, происхо- дит в трудное и бурное время, в «годину горя». Гражданин напоминает Поэту о суровости и ответственности момента и призывает его к активному общественному действию:
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди и гибни безупречно.
    Умрешь недаром: дело прочно,
    Когда под ним струится кровь…
    Поэт отвечает Гражданину исповедью. У него характерная биография интелле- гента-демократа. Это художник передовых убеждений, страстный гуманист:
    Без отвращенья, без боязни
    Я шел в тюрьму и к месту казни,
    В суды, в больницы я входил.
    Не повторю, что там я видел…
    Клянусь, я честно ненавидел!
    Клянусь, я искренно любил!
    Однако Поэт ощущает мучительное бессилие, глубокое недовольство собой. Он обви- няет себя в трусости, мелкости поэтических «обличений». У него вырывается стон:
    Когда бы знали жизнь мою,
    Мою любовь, мои волненья…
    Угрюм и полон озлобленья,
    У двери гроба я стою…
    Гражданин полон решимости побороть «хандру» Поэта, он требует бескомпромиссно- сти, подчинения интересам общества поэтического дара:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    В этой чеканной формуле выразилось знамение времени. Крепостническая система в России терпела внутренний крах. Наступал период переоценки ценностей, выбора пози- ции, окончательного размежевания между демократами и либералами. Недалек был час пер- вой революционной ситуации в России. И понятно, почему Гражданин настойчиво предо- стерегает Поэта от опасности стать болтуном, развлекающим праздных ленивцев. В новых

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    27
    условиях даже приверженность к традиционным, «вечным» лирическим темам (таким как природа, любовь) кажется трусливым бегством от подлинных требований и нужд действи- тельности:
    Еще стыднее в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать…
    Такими неуместными становятся теперь умиление, восторг, светлая грусть. Их вытес- няют «озлобленность», «мрачность», «угрюмство». Любовь и ненависть образуют в некра- совской поэзии противоречивое единство – одно не мыслится без другого. Гражданин близок
    Поэту. Это как бы его «второе Я», его внутренний голос, звучащий требовательно и беспо- щадно. Но несомненно и то, что Поэт не может перестать быть поэтом. «Поэт и гражданин»
    обрывается на высокой ноте драматической исповеди. Это не столько спор двух персонажей,
    сколько внутренний диалог, с самим собой, который продолжается и потом – на протяжении всей деятельности Некрасова. Тот, кому при жизни была дарована слава величайшего поэта,
    завершал свой путь неожиданным признанием:
    Я умру – моя померкнет слава,
    Не дивись – и не тужи о ней!
    Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
    Не гореть на имени моем:
    Мне борьба мешала быть поэтом,
    Песни мне мешали быть бойцом…

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    28
    14. Поэтический мир Николая Некрасова
    Н. А. Некрасов создал целую эпоху в поэзии. Не одно поколение лучших людей России воспитывалось на произведениях поэта. С детских лет входят в наше сознание некрасовские образы, неповторимые звуки его стихотворной речи. В лице Некрасова, чутко уловившего требование времени, поэзия стремилась раздвинуть свои пределы. Поэт исповедуется перед обществом, считает себя ответственным перед ним. С высочайших нравственных позиций судит он свои несовершенства, казнит себя за малейшие колебания и слабости. Его поли- тическое слово участвует в общественной борьбе, в деле народного освобождения. Стано- вление Некрасова-поэта отмечено особыми чертами. Чтобы стать самим собой, ему надо творчески преодолеть себя. Чтобы стать подлинным поэтом, надо быть личностью со своей судьбой, необходимо пройти жизненную школу. Она оказалась суровой. В первых некрасов- ских стихотворениях слышатся прежде всего две интонации: сатирически разоблачающая и скорбно-поэтическая.
    Будешь ты чиновник с виду
    И подлец душой,
    Провожать тебя я выйду —
    И махну рукой!
    В день привыкнешь ты картинно
    Спину гнуть свою…
    Спи, пострел, пока невинный!
    Баюшки-баю.
    («Колыбельная песня»)
    А вот совсем другой сюжет и другие ритмы:
    Еду ли ночью по улице темной,
    Бури заслушаюсь в пасмурный день —
    Друг беззащитный, больной и бездомный,
    Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
    Некрасовский поэтический мир – это мир социальных противоречий, жестокой борьбы; мир тружеников, неимущих и угнетенных, с их насущными нуждами и интересами;
    мир нищеты, одиночества, промозглой сырости и пронзительного ветра. Сюжеты Некра- сова – обычно истории неблагополучные: смерть ребенка, неравный брак, проводы рекрута.
    Некрасов ввел в поэзию великое многообразие лиц всех сословий и положений; собствен- ными голосами заговорили у него городская улица, сельская сходка и ярмарка. В его произ- ведениях с яркой характерностью и непринужденностью «высказываются» самые разные, не похожие друг на друга герои – от «убогого странника» до княгини Болконской, от провинци- ального чиновника до поэта Пушкина. Автор при этом выступает в особой роли. Он – свиде- тель, слушатель, собеседник, соучастник. Многие некрасовские стихотворения строятся как рассказ на увиденном и услышанном, как живой диалог автора с героем. Порой автору было достаточно лишь глянуть в окно, чтобы окружающая жизнь начала раскрываться в сценах и эпизодах. Так возникло знаменитое стихотворение «Размышление у парадного подъезда».
    Среди городской сутолоки появляется группа крестьян, пришедших к «парадному подъезду»
    издалека с просьбой. Это «правдоискатели», ходоки по делам крестьянского мира. Из-за житейской забитости, убогости, выступают одухотворенность, стойкость. Автор выступает в

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    29
    роли трибуна, обращенный к народу с вопросом – «Ты проснешься ль, исполненный сил?..»
    Характерное некрасовское мироощущение с особой силой проявилось в стихах о любви –
    они полны беспокойного напряжения, «мятежной страсти». По традиции «она» являлась герою из какого-то таинственного мира. Чаще всего любящие у Некрасова – союзники в жизненной борьбе, трогательно и бескорыстно поддерживающие друг друга, причем в геро- ине порой даже больше душевных сил, какого-то веселого сопротивления невзгодам:
    Ты всегда хороша несравненно,
    Но когда я уныл и угрюм, оживляется так вдохновенно
    Твой веселый, насмешливый ум…
    В поэзии Некрасова выразилась тесная, кровная связь поэта с родиной, с ее прошлым и настоящим. Вне России он не мыслит ни жизни, ни творчества.
    В Европе удобно, но родины ласки
    Ни с чем несравнимы…
    Материнская любовь олицетворяет для Некрасова высшее духовное, нравственное начало. Отношение поэта к Родине – всегда глубокое сыновнее чувство. Оно пронизывает лирику и мощно отзывается в поэмах:
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка-Русь!
    С Некрасовым в литературу, в поэзию вошло нечто такое, что не устарело с годами, а развивалось, росло. Это – новый уровень народности и гражданственности, накал лириче- ского чувства, новые поэтические открытия.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    30
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта