Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. «Народные заступники»: Ермил Гирин и Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

  • 17. «Счастливица» Матрена (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

  • М. Е. Салтыков-Щедрин 18. Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина

  • все сочинения по литераттуре. Коллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеКоллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс
    Дата08.04.2021
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлавсе сочинения по литераттуре.pdf
    ТипСборник
    #192816
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    15. Жизнь народа – жестокое отражение
    действительности (в поэме Н. А.
    Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил тем- ные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убо- гости российской действительности:
    Мы мужики степенные,
    Из временно обязанных,
    Подтянутой губернии,
    Пустопорожней волости,
    Из смежных деревень:
    Несытова, Неелова,
    Заплатова, Дырявина,
    Горелок, Голодухино,
    Неурожайка тож.
    Некрасов показывает Россию как бы с двух сторон. Он осуждает нищую, забитую,
    голодную страну. Но, с другой стороны, у этой страны есть хозяин земли, он внутренне и духовно богат, его нельзя ни убить, ни закабалить. Это простой русский народ. В убогой и забитой стране, так же убоги и забиты и многие крестьяне, бедняки, которые привыкли жить под гнетом своих господ, терпеть унижения и оскорбления. Они даже не допускают мысли,
    что возможна другая, человеческая жизнь – без издевательства. Лакей князя Утятина – Ипат с умилением говорит:
    Приехал в отпуск князюшка,
    И, погулявши, выкупал,
    Меня, раба последнего,
    Зимою в проруби!
    Да так чудно! Две проруби:
    В одну опустит в неводе
    В другую мигом вытянет —
    И водки поднесет.
    Я князей Утятиных холоп —
    И весь тут сказ!
    Лакей князя Переметьева тоже не имеет чувства собственного достоинства. Он относит себя к счастливчикам, с гордостью говорит:
    У князя Переметьева
    Я был любимый раб
    За столом у светлейшего
    Я сорок лет стоял,
    С французским лучшим трюфелем
    Тарелки я лизал

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    31
    Напитки иностранные
    Из рюмок допивал.
    Он счастлив от того, что заболел той же болезнью, что и господин:
    Болезнью благородною,
    Какая только водится
    У первых лиц в империи,
    Я болен, мужичье!
    Подагрой именуется!
    Но в поэме, как и в жизни, основная масса крестьянства состоит из истинно русских мужиков, которые стремятся к свободе, к освобождению от барского гнета. Издевательства барина не может больше терпеть «холоп примерный – Яков верный». Он всю свою жизнь только и делал, что своего «барина холил, берег, ублажал». Но всему бывает предел. Яков мстит барину своей же собственной смертью, когда тот отправляет в солдаты любимого пле- мянника Якова, польстившийся на его невесту. Только таким образом Яков смог выразить свой протест. Даже среди забитых крестьян, которые ради обещанных лугов согласились подыграть сыну умирающего князя, выдавая себя за крепостных, были и такие, в ком про- будилось чувство собственного достоинства, в их словах слышится явный протест.
    Агап Петров говорит в лицо князю Утятину гневные слова:
    ...по милости
    Мужицкой нашей глупости
    Сегодня ты начальствуешь,
    А завтра мы последышу
    Пинка, и кончен бал!
    Особенно ярко отражено пробуждающееся сознание крестьянских масс в образе Якима
    Нагого. Он страстно говорит, что мужик на Руси – это настоящий богатырь. Ему приходится кормить и одевать всю страну, а самому прозябать в голоде, нищете, нужде. Он уверен, что русский мужик готов выплеснуть свою ненависть и гнев, выразить открытый протест, под- нять революционную бурю.
    У каждого крестьянина
    Душа, что туча черная —
    Гневна, грозна, – и надо бы
    Громам греметь оттудова,
    Кровавым лить дождям
    Но Яким не знает как нужно добиваться лучшей жизни, поэтому и глушит свою боль в вине. Главные виновники его страданий и страданий народа – это «три дольщика: Бог, царь и господин!» – считает он.
    К другим людям, которые побороли в себе страх перед властью господ, относятся те,
    кто борется за счастье народное. Это Ермил Гирин. Он справедливый и честный человек.
    За это его уважал и любил народ. Ермил Гирин благодаря помощи крестьян смог отстоять мельницу. Этот поступок говорит о том, что только совместная борьба крестьян может улуч- шить их существование.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    32
    Тяжелой и бесправной показана судьба русской крестьянки Матрены Тимофеевны
    Корчагиной. Она была рабой в семье своего мужа. Сколько страданий вынесла она:
    Нет косточки не ломаной,
    Нет жилочки не тянутой.
    Вечные унижения и оскорбления, угроза голода и нищеты – вот ее женская доля. И все же Матрену называют счастливой, потому что она, несмотря на рабство и произвол, сумела отстоять свое человеческое достоинство.
    Центральное место в поэме отводится Савелию – «богатырю святорусскому». Он обла- дает огромной силой, он будто создан для революционной борьбы. Савелий не смог сми- риться со своей судьбой, с вечными издевательствами, унижениями. Вместе со своим това- рищем он убивает управляющего, за что попадает на двадцать лет на каторгу. Эти годы не сломили дух русского богатыря: «Клейменый, да не раб!» Он ясно понимает, что сво- боду можно добыть не смирением, а топором. Савелий больше не верит в божью помощь и доброго царя: « высоко бог, далеко царь» – говорит он.
    Гриша Добросклонов – это народный герой, который знает, что его ждет впереди:
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника
    Чахотку и Сибирь.
    Это не пугает его, он уверен, что после тяжелой борьбы наступит освобождение, счаст- ливое время:
    В минуты унынья, о родина-мать!
    Я мыслью вперед улетаю,
    Еще суждено тебе много страдать,
    Но ты не погибнешь, я знаю.
    В своей песне «Русь»
    Добросклонов знает точно – народ встанет на борьбу за свое счастье:
    Рать поднимается
    Неисчислимая,
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая!
    Его называют настоящим счастливцем, потому что он знает, за что борется, в этом заключается смысл всей его жизни.
    Не перевелись на Руси такие люди, а это значит, скоро придет светлое будущее, которое построит для себя сам народ.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    33
    16. «Народные заступники»: Ермил Гирин
    и Гриша Добросклонов (по поэме Н. А.
    Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала одной из центральных в творчестве Н.
    А. Некрасова. Время, когда он работал над поэмой, – время больших перемен. В обще- стве кипели страсти представителей революционно-демократических течений. Лучшая часть интеллигенции поддерживала интересы «народников». Поэта всегда волновала судьба народа. Народный заступник – тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками подтверждая это. Образ такого человека – не единственный в поэме. Его черты отразились в Ермиле Гирине, Саве- лии, Грише Добросклонове, отчасти в Якиме Нагом.
    Ермил Гирин – один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Гирин показан Некрасовым как истинный защитник народных интересов: отстоял мельницу, кото- рая была нужна всем. Когда мельницу решили продать, Гирин выиграл торги, но у него не оказалось денег, чтобы внести задаток. И тогда «чудо сотворилось»: его выручили крестьяне,
    к которым он искренне, с чистыми помыслами обратился за помощью, и люди собрали ему деньги, полностью доверяя и не жалея последних копеек. Потом Ермил рассчитался со всеми. О его честности, бескорыстии говорит то, что «рубль лишний», который у него остался, он не присвоил себе, а, не найдя хозяина, отдал деньги слепым.
    Только «правдою» завоевал Гирин почет и уважение среди всей округи. Он «всему народу люб» был потому, что к нему всегда можно было обратиться за помощью и советом.
    Ермил никогда не требовал награды:
    «Где хватит силы – выручит,
    Не спросит благодарности,
    И дать так не возьмет!» Лишь единожды «покривил душой» Гирин – «повыгородил»
    из рекрутчины своего брата, вместо которого в солдаты пришлось идти другому человеку.
    Но раскаяние в этом поступке чуть не привело его к самоубийству. Только благодаря вмешательству сильного господина удалось восстановить справедливость, и вместо сына
    Ненилы Власьевны служить отправился Митрий. Только покаяние при всем народе освобо- ждает его от мук совести.
    Народным героем, любимцем можно назвать и Якима Нагого.
    «В деревне Босово
    Яким Нагой живет,
    Он до смерти работает,
    До полусмерти пьет!»
    – так определяет себя сам персонаж. В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа.
    У него простая судьба: когда-то он жил в Питере, затем попал в тюрьму. Когда Яким вернулся на родину, он стал пахарем. Некрасов рисует образ этого героя, которому присущи черты русского крестьянина:
    «Грудь впалая, как вдавленный

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    34
    Живот; у глаз, у рта
    Излучины, как трещины
    На высохшей земле…»
    Люди видели Якима совсем иначе. Для них он был особенным человеком. Когда слу- чился пожар, Яким не подумал, что надо спасать деньги, он начал спасать картинки. А соби- рал он их для сына, да и сам мог подолгу рассматривать их. Некрасов не случайно показал нам эту сцену. Поэт показал жизнь крестьянина, для которого в жизни есть и другие ценно- сти, не только работа и выпивка.
    С большой симпатией Некрасов изобразил образ Савелия, богатыря святорусского.
    Неслучайно появился этот образ – богатыри в былинах всегда были заступниками земли русской. Савелий не только физически крепкий мужик, он обладает крепкой волей, терпе- нием, упорством. Но любому терпению есть предел. Савелий попадает в Сибирь за то, что живьем закопал в землю ненавистного немца-управляющего. Двадцать лет каторги, неудач- ная попытка побега, двадцать лет поселения не поколебали в богатыре бунтарский дух. У
    него есть чувство собственного достоинства. Савелий к тому же и религиозен. Его главная молитва о народе:
    «За все страдное, русское
    Крестьянство я молюсь!»
    Еще одним представителем народного заступника можно назвать Гришу Доброскло- нова. Уже в пятнадцать лет он преисполнился решимости посвятить жизнь народу:
    «Не надо мне ни серебра, ни золота,
    А дай Господь, чтоб землякам моим
    И каждому крестьянину
    Жилось вольготно, весело
    На всей святой Руси!»
    Он собирается в Москву учиться, пока же они вместе с братом по мере сил помогают мужикам: пишут для них письма, растолковывают законы о положении крестьян, выходя- щих из крепостной зависимости, трудятся и отдыхают с крестьянами наравне. Доброскло- нов отмечен «печатью дара Божьего»; пропагандист-революционер из народной среды, по мысли Некрасова, он должен служить примером для прогрессивной интеллигенции.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    35
    17. «Счастливица» Матрена (по поэме Н. А.
    Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Запла- тово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в поэме! Вся пореформенная Русь пла- чет и стонет на страницах поэмы, но есть и много шуток и прибауток: «Сельская ярмонка»,
    «Пьяная ночь». Иначе и быть не могло. В самой жизни горе и радость идут рука об руку. В
    поэме много народных образов: Савелий, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Корчагина.
    Все они сумели отстоять свое человеческое достоинство в условиях рабства и бесправия.
    Отсюда и оптимизм поэмы:
    Сила народная,
    Сила могучая —
    Совесть спокойная,
    Правда живучая!
    Сознание этой нравственной «силы народной», предвещающей верную победу в борьбе за грядущее счастье, и было источником той радостной бодрости, которая чувству- ется даже в ритмах поэмы.
    Жизнеописанию крестьянки Матрены Корчагиной Тимофеевны посвящена третья часть поэмы. «Матрена Тимофеевна – осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла». Странников приводит к ней слава счастливицы. Матрена соглашается «душу выло- жить», когда мужики обещают помочь ей в жатве: страда в самом разгаре. Судьба Матрены во многом подсказана Некрасову автобиографией И. А. Федосеевой. Повествование стро- ится на основе ее плачей, а также других фольклорных материалов (песен, собранных П.
    Н. Рыбниковым). Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы, подчеркивают типичность судьбы Матрены: это обычная судьба русской женщины, свидетельствующая о том, что странники «затеяли не дело – между бабами счастливую искать». В родительском доме, в хорошей непьющей семье, Матрене жилось счастливо. Когда Матрена вышла замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала в настоящий ад: все родственники мужа заста- вляли ее работать на себя, как рабыню. С мужем, правда, ей повезло: лишь однажды дело дошло до побоев. Но основное время Филипп был на заработках и возвращался домой только зимой. За Матрену некому было заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей при- ходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью. Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первый сын
    Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику,
    она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка. Долгое время
    Матрена не может простить Савелию его непоправимую оплошность. Со временем у кре- стьянки появляются новые дети, «некогда думать, некогда печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее ждут новые страдания – сыну Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Очень тяжело пережи- вает Матрена неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама становится похожей на волчицу. Еще одна беда постигает Матрену. Ее мужа вне очереди забирают в солдаты. Она теряет последнюю надежду на выживание. В бреду Матрене рисуются страшные картины

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    36
    жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, чтобы найти защиту у губернатора. С мужем и новорожденным Матрена возвращается домой. После этого случая народ стал называть Матрену счастливой. Судьба и в дальнейшем не пощадила Матрену:
    «дважды погорели, Бог сибирской язвой трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки –
    заброшены, потеряны у Бога самого!» Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины,
    сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    37
    М. Е. Салтыков-Щедрин
    18. Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина
    Имя Салтыкова-Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сати- риками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали
    «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными спосо- бами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. Этих людей знали, читали их произведения и уважали за смелость. Не стал и исключением и Михаил
    Евграфович Салтыков-Щедрин.
    Само слово «сатира» означает «художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления реальной действительности». Для того чтобы в лите- ратуре страны возникло направление сатиры, необходим определенный уровень зрелости в осмыслении происходящих событий. Кроме того, писателю надо иметь твердые идеалы и колоссальный запас жизнелюбия и патриотизма.
    Михаил Евграфович не мог не замечать противоречий социального строя. Получив блестящее по тем временам образование, Салтыков-Щедрин стал работать в канцелярии военного ведомства, что тоже не могло не сказаться на ощущении несправедливости, царя- щей в обществе. Искренне волнуясь за дальнейшую судьбу своей родины, молодой автор начал громко высказывать свое мнение. Несмотря на то что восприятие писателем действи- тельности было крайне трагическим, он вошел в литературу как сатирик.
    Среди наиболее известных произведений Салтыкова-Щедрина особо следует отметить
    «История одного города», «Господа Головлевы» и сказки. В его творчестве особую роль играет язык Эзопа – иносказательный язык. Его манера письма поражает своей необычно- стью. Кроме эзопова языка, сюда входит сочетание фантастического и реального, бытового и сказочного. Именно это и создает в конечном итоге салтыковский гротеск.
    Три книги отражают разную сатирическую направленность писателя. Так, например,
    «История одного города» обличает политическое несовершенство России, неграмотность ее государственных деятелей и покорность, неразумность самого народа. «Господа Голо- влевы» стал романом «общественным», где автор показывает духовное падение героев, про- исходящее на фоне материального благополучия. Здесь не просто видна порочность обще- ственного строя, а сам дух людей нуждается в серьезном переосмыслении. Мне кажется, что этот роман намного страшнее, чем «История одного города», потому что отношения между самыми близкими людьми оказываются как бы гнилыми, с каким-то подвохом, корыстью.
    Так, Иудушка, самый любимый сын, в конечном итоге с легкостью предает свою мать. Писа- тель постепенно начинает подходить к осознанию того, что все пороки происходят из глу- бины человеческой натуры. Автор хочет показать, что внешние обстоятельства лишь свое- образный катализатор для человека. При благоприятных условиях злоба, порок расцветают.
    «Сказки» Салтыкова-Щедрина явились своеобразным итогом творчества автора. Здесь писатель показал как недостатки общества, так и изъяны самих людей, и их взаимосвязь.
    Еще одной особенностью «Сказок» является как бы двухсторонняя природа черт характера человека. Так, честность оборачивается глупостью («Самоотверженный заяц»), а в то же время выясняется, что волк жесток по своей природе и ничего не может с этим поделать.
    Несмотря на то что Салтыков-Щедрин считается сатириком, его книги, на мой взгляд,
    несут в себе истинный трагизм. Здесь писатель не просто высмеивает не нравящиеся ему черты общества, а искренне озабочен размерами тех глупостей, которые мешают жить

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    38
    людям в родной стране. Таким образом автор пытается помочь решить назревшие проблемы,
    показать людям, как нелепо и смешно выглядят пороки (а ведь больше всего человек боится выглядеть смешно и нелепо). Сатира всегда была очень действенным орудием в руках уме- лого писателя.

    К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс»
    39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта