все сочинения по литераттуре. Коллектив АвторовВсе сочинения по литературе за 10 класс
Скачать 0.53 Mb.
|
39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколых- нувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых тру- дах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, парки, артиллерию… со всех сторон, позади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательство солдат, денщиков и офи- церов…Солдаты, утопая по колено в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры…» Читая описание, мы чувствуем огромное напряжение человеческих сил, тяжесть труда, доходящую до предела усталость. А вот сложная и многокрасочная картина Шенграбенского сражения: «Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами…» Ощущается хаотичность побега русской армии, «… но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад… и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина… Бегущие возвра- тились, батальоны собрались, и французы были… оттеснены». В другом месте «дерзко стреляли четыре никем не защищенные пушки» под коман- дованием штабс-капитана Тушина. Здесь было перебито значительное число солдат, убит офицер, разбиты две пушки, билась лошадь с перебитой ногой, а артиллеристы, забыв вся- кий страх, били французов и поджигали занятую ими деревню. В этом бою, так же как и в атаке роты Тимохина, ничего не было особенно эффективного и ничего показного, люди здесь просто выполняли свой долг, не помышляя о том, что они герои. После боя «в темноте как будто текла невидимая мрачная река… В общем гуле из-за всех других звуков яснее всех были слышны стоны и голоса раненых… Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же». Война несет людям страдание и смерть. Начатая с агрессивными целями, она ненавистна и отвратительна Толстому. Справедливая же война может быть вызвана только безусловной необходимостью. Шенграбенское сражение нужно было для спасения попав- шей в тяжелое положение русской армии. Со стороны русских Отечественная война 1812 г. была справедливой. Неприятель вступил в пределы России и продвигался к Москве. Неиз- вестный солдат, выражая общее мнение русских, сказал Пьеру, что они на врага «всем наро- дом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Величайшим проявлением русского патриотизма была Бородинская битва, в которой русское войско одержало победу над французами: «русские держатся на своих местах и про- изводят адский огонь, от которого тает французское войско». «Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят», – доносили адъютанты Наполеону. И Наполеон чувствовал, «как страшный размах руки падал волшебно-бессильно». В эпизодах романа, посвященных борьбе народа за свою национальную независимость, нет места теа- тральным эффектам и красивым фразам. «Со времени пожара Смоленска, – пишет Толстой, – началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 77 сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война – все это были отступления от правил». Многие из этих глав можно отнести и к Отечественной войне, не менее, а даже и более жестоко отступавшей от правил. Но, как и в войне 1812 г., так и в Великой Отечественной войне русский народ выстоял, «дубина народной войны» уничтожила нашествие. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 78 40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение нацио- нальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в кото- рой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого-писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации. «Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изо- бражает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семей- ной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественная война 1812 г. В романе «Война и мир» описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Бол- конских и Курагиных. Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контак- тами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную». В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влю- бляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хле- босольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей. Именно потому их тянет к семье Болконских, несу- щих в себе нравственные и духовные ценности. В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания. Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практич- ный, образованный, в меру чувствительный. Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притяги- вает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоеди- няется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому. Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошло- К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 79 сти, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Тол- стому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Кураги- ными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз – «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами. Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физиче- ски и нравственно. Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что буду- щее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искрен- ность чувств и высокую духовность. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 80 41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявле- ние своих чувств. В образе главы семьи, старого князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он – представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вель- можи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и заканчивая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявлений каких- то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу». В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дво- рянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены Лизы, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у «божьих людей», и многих других людей, с которыми он сталки- вается в жизни. Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Антитезой семье Болконских является семья Курагиных: князь Василий, его трое детей: бездушная кукла Элен, «покойный дурак» Ипполит и «беспокойный дурак» Ана- толь. Князь Василий – расчетливый и холодный интриган, и честолюбец, претендующий на наследство Кирилла Безухова, не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно благосостояние и положение в обществе. Дочь князя Василия Элен – типичная светская красавица, с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей «мраморной» красотой, т. е. красотой холодной, лишенной чувств и души, красотой статуи. Единственно, что занимает Элен, – это ее салон и светские приемы. Внешняя красота Элен заменяет собой духовную. Элен, по мысли Тол- стого, пустоцвет, именно поэтому она умирает. Она высмеивает желание Пьера иметь детей: не хочет обременять себя лишними заботами и портить свою фигуру. Дети в ее понимании – обуза, мешающая жить. Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страш- ным для женщины. Он писал, что самое главное предназначение женщины – стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержа- тельность жизни Элен. Не выполнив своего предназначения женщины, Элен умирает. Сыновья князя Василия, по его мнению, оба «дураки». Отцу удалось пристроиться на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль при- чиняет всем окружающим много хлопот, и с целью его успокоить князь Василий хочет его К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 81 женить на богатой наследнице Княжне Марье. Брак этот не состоялся, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам: он с легкостью разрушает счастье Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Но судьба наказывает его: на войне Анатоль теряет ногу. Конец жизни Толстой дает додумать читателям: либо Анатоль-инвалид одиноко доживает свою жизнь, никем не любимый, либо опускается до разврата, убитый горем, либо погибает от гангрены, что очень возможно, учитывая состояние тогдашней медицины. Примечательно, что никто из Курагиных не оставляет после себя наследников. Ста- ринный же род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который продолжит род. Здесь ясна идея Толстого: будущее за семьей Болкон- ских. Такие же семьи, как семья Курагиных, не имеют будущего. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 82 42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни пресле- довали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из-за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями. Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Тол- стого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захват- чиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были пар- тизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и кон- ные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожден- ным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвра- щаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага. Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен мед- ведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сраже- нии, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтова- ние продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…» Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народ- ной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает пар- тизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захват- чиками. К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 83 Ф. М. Достоевский 43. «Достоевский – художник... бездны человеческой, человеческой бездонности» (Н. А. Бердяев) В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобыт- ность Достоевского выразилась прежде всего в том, что писатель продемонстрировал уди- вительное умение войти в глубину психологии героя. У его предшественников было много быта и мало живого человека. У Достоевского же живой человек явился из среды «унижен- ных и оскорбленных», и каждый из этих людей был целой вселенной со своим миром чувств, мыслей. Каждый герой произведений Достоевского настолько индивидуален, что его не спу- таешь ни с кем. Все герои Достоевского удивительно сложны и противоречивы. И все они живут как бы с содранной кожей, абсолютно незащищенные от жестокого внешнего мира, Достоевский как настоящий психолог проникает в самую бездну человеческого сознания, людской пси- хологии, вскрывает противоречивую душу каждого своего героя. Писатель по-другому, не так, как его предшественники, смотрит на проблемы героя. Он показывает, насколько инте- ресен и необычен может быть каждый отдельно взятый человек, пусть это даже «маленький человек», нищий и задавленный жизнью. Идя по стопам Гоголя, Достоевский в своих произведениях раскрывает тему малень- кого человека. Но опять же он раскрывает ее с точки зрения глубинной психологии каждого человека. Если Гоголь смотрит на своего героя Акакия Акакиевича как бы со стороны, под- мечает в нем черты униженности и забитости и взывает к гуманным чувствам читателя, то Достоевский подходит к этой теме с новых, более радикальных позиций. Он меняет точку зрения, поэтому зачастую уже не автор, а сам герой, «маленький человек», обретает голос, начинает судить и себя, и окружающую его среду. Это помогает автору глубже проникнуть в души героев, посмотреть на них изнутри, показать их самосознание. Известный исследова- тель поэтики романов Достоевского М. М. Бахтин пишет по этому поводу следующее: «Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя. То, что выявлял автор, выполняет теперь герой, освещая себя со всех возможных точек зрения». Особенно сильно это качество проявилось в первом романе Достоевского «Бедные люди», главный герой которого, Макар Девушкин, пускается в описание своих чувств, рас- суждает о литературе и обнажает перед читателем свою душу. В. Н. Майков писал, что Достоевский – поэт по преимуществу психологический, потому что для него становится более важной душа человека, то, как она изменяется под воздействием окружающих ее фактов, окружающей среды. И оказывается, что герои Досто- евского кажутся забитыми и бессловесными только со стороны. А на самом деле их душа сложна и противоречива, и прежде всего потому, что они обладают обостренным чувством своего Я. Герои Достоевского – это люди глубоко страдающие, остро переживающие социаль- ные и психологические катастрофы. Они чутко откликаются на любое унижение своего достоинства. Многие исследователи отмечали, что Достоевский создает своих героев с открытой, обнаженной душой. Но чем больше вглядываешься в душу, тем больше понима- ешь, что она сильно изранена жизненными обстоятельствами, которые помутили ее чистоту и искренность. Поэтому так много в душах героев противоречий. С одной стороны, они К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 10 класс» 84 добры и искренни, но с другой – порой их больная душа заставляет их быть эгоистами. Это качество особенно заметно в героях романа «Идиот», и больше всего в образе героини Настасьи Филипповны. Это человек, который с юношеских лет был предан поруганию и затаил злобу на всех людей. Эта душевная рана постоянно болит у Настасьи Филипповны и порождает противо- речивый комплекс чувств. С одной стороны, в ее душе присутствует доверчивость и про- стодушие, а с другой – сознание оскорбленной гордости, тайный стыд за незаслуженное, но совершившееся нравственное падение. Поэтому на людях на поверхности души героини бушуют чувства, которые порой доводят ее до цинических поступков. А в глубине души у нее таится чуткое сердце, жаждущее любви и прощения. Достоевский не просто вскрыл душевные противоречия героев своих романов, не про- сто проник в бездны их души, но и показал, что в них таятся душевная щедрость и красота, которые не могут быть сломлены даже самыми тяжелыми условиями жизни. |