Законы. Конспект лекций проф. Винограя Э. Г. по курсу История и философия науки для аспирантов и соискателей Кемтипп, сдающих кандидатский экзамен конспект изложен в записях аспиранта Е. Е. Петушковой
Скачать 0.74 Mb.
|
1 Конспект лекций проф. Винограя Э.Г. по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей КемТИПП, сдающих кандидатский экзамен /конспект изложен в записях аспиранта Е.Е. Петушковой/ Уточненная версия конспекта Содержание курса Раздел I. История науки и ее философские основания Введение. Предмет философии науки Тема 1. Зарождение науки и основные этапы ее развития Накопление преднаучных форм знания на Древнем Востоке. Формирование прообраза европейской науки в трудах античных мыслителей. «Аристотелевский» образ науки и научного исследования. Становление образования и новых форм развития знаний в эпохи Средневе- ковья и Возрождения (Ренессанса). Развитие новоевропейского («Галилеевского») образа науки в XVII – XIX в.в. 1.4.1.Вклад Ф Бэкона и Р. Декарта в развитие новоевропейской науки Современный образ естественнонаучного познания Этапы становления современной науки. Классическая, неклассическая и по- стнеклассическая наука. Специфика социогуманитарных наук. Развитие технического знания и формирование технических наук . 1.8.1.Исторические этапы становления технического знания. 1.8.2.Социально – экономические предпосылки и причины развития техниче- ских наук. 1.8.3.Специфика технических наук, их взаимодействие с естественными и гу- манитарными науками. Методологические подходы к объяснению движущих сил и характера разви- тия науки. Интернализм и экстернализм. 1.9.1.Социокультурные факторы возникновения и развития науки Тема 2. Философский базис современной науки. Диалектика и теория по- знания. 1 Становление диалектики в истории науки. Развитие диалектических идей в учениях Гераклита, Сократа, Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Формирование системной диалектики как современной формы развития диалектического мышления. 1 Материал данной темы изложен в учебном пособии: Э.Г. Винограй. Философия. Система- тический курс. Ч.I. Кемерово: Азия. 2003. Темы 3, 5. 2 Диалектика как методологическое ядро науки. Основные принципы диалек- тики. Исторические формы искажений диалектики, их методологические причины. Картина мира с позиций диалектики и с позиций метафизики. Диалектический принцип всеобщей связи. Алгоритм исследования связей объекта. Эклектика и софистика как метафизические искажения связей дей- ствительности. Диалектический принцип развития, его значимость в научном познании. Ал- горитм познания объекта в развитии. Диалектический принцип системности, его мировоззренческое значение и основные ориентиры в научном познании. Системный подход как методоло- гическая стратегия современной науки. Истинность и обоснованность научного знания. Многообразие критериев истины, их соотношение и взаимосвязь в познании. Условия достоверного обоснования научного знания. Формы научного познания, их взаимосвязь в исследовательском процессе. Алгоритмическая структура процесса познания. Общенаучные методы познания. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, моделирования, сравнения, абстрагирования и конкретизации в со- временном научном познании. Логические основы научного мышления. Законы и требования формальной логики. Диалектика процесса познания. Принципы диалектической логики, их при- менение в научном познании. Тема 3. Закономерности развития науки. Закономерная взаимосвязь философии и конкретных наук. Историче- ская обусловленность и научная ограниченность натурфилософской и позитивистской концепций соотношения философии и науки. Аккумуляции знания, научные революции и конкуренция научно- исследовательских программ как закономерности развития науки. Тема 4. Научная теория. Структура и функции научной теории. Принципы построения и обоснования научных теорий. Понятие научной теории. Виды научных теорий, их концептуальные особенности. Функции научных теорий. Структурные инварианты научных теорий, их методологический ана- лиз Регулятивные принципы построения научных теорий. Идеалы построения научных теорий. Проблема демаркации науки и не – науки. Критерии верификации и фальсификации научных теорий. Причины и формы заблуждений в научном познании. 3 Раздел II. Методология науки. Основы современного системного анализа. Тема 1. Введение в проблематику системного анализа Проблемное пространство системного анализа. Научная и практиче- ская ценность системной методологии. Основные уровни системной теории и методологии. Большие системы в современном мире. Эмерджентность, «антиинтуи- тивность», эффекты отчуждения в больших системах. Примеры боль- ших систем и системных эффектов. Определение системного анализа (СА). Основные черты СА. Пробле- мы, решаемые с помощью СА. Краткий исторический очерк развития системных идей. Тема 2. Теретические основы системного подхода и системного анализа. Понятие системы. Сущностные уровни сложных систем и параметри- ческие базисы их описания. Системное представление сложного объ- екта. Диалектический принцип системности: теоретическое содержание и методологические ориентации. Системные закономерности сложных объектов. Интегральные системные качества. Тема 3. Методологический аппарат современного системного подхода. Методологическая конструкция аппарата системного подхода: систем- ный алгоритм и системные принципы, их взаимосвязь в исследовании и проектировании. Методологический алгоритм системного подхода. Основные принципы системного подхода. Опыт развития и прикладного применения конкретно-научных вариан- тов системного подхода. Тема 4. Прикладной системный анализ: основные версии. Раздел III. Методология научного и инженерного творчества Тема 1. Феномен творчества (креативности). Природа и закономерности креативных процессов. Понятие творчества. Креативные явления в природе и обществе. Универсальные закономерности креативных процессов. Тема 2. Практические методики активизации творческого потенциала. «Мозговой штурм» Синектика ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. 4 Раздел I. История науки и ее философские основания Введение. Предмет философии науки Тема 1. Зарождение науки и основные этапы ее развития Накопление преднаучных форм знания на Древнем Востоке. Формирование прообраза европейской науки в трудах античных мыслителей. «Аристотелевский» образ науки и научного исследования. Становление образования и новых форм развития знаний в эпохи Средневе- ковья и Возрождения (Ренессанса). Развитие новоевропейского («Галилеевского») образа науки в XVII – XIX в.в. 1.4.1.Вклад Ф Бэкона и Р. Декарта в развитие новоевропейской науки Современный образ естественнонаучного познания Этапы становления современной науки. Классическая, неклассическая и по- стнеклассическая наука. Специфика социогуманитарных наук. Развитие технического знания и формирование технических наук . 1.8.1.Исторические этапы становления технического знания. 1.8.2.Социально – экономические предпосылки и причины развития техниче- ских наук. 1.8.3.Специфика технических наук, их взаимодействие с естественными и гу- манитарными науками. Методологические подходы к объяснению движущих сил и характера разви- тия науки. Интернализм и экстернализм. 1.9.1.Социокультурные факторы возникновения и развития науки Введение. Предмет философии науки Философия науки - область философии, имеющая своим предметом при- роду и историю научного знания, формы и методы его построения и развития. Философия науки, как самостоятельная область знания, начала складываться в середине XIX в. У истоков современной философии науки стояли такие мысли- тели как У. Уэвелл, Дж. Стюарт Милль, Огюст Конт и др. Современная наука начала складываться в XVII - XVIII в.в. Вначале наука развивалась при дворах монархов, в монастырях и т.п. Она начиналась как по- лулюбительская, разрозненная деятельность одиночек. С XVII в. возникают на- циональные научные организации («Академия опыта» во Флоренции (1657), Английское королевское общество (1662), Парижская Академия наук (1666), Берлинская Академия (1672), Российская Академия наук и художеств (1725) в Петербурге и др.). С середины XIX в. наука становится самостоятельной сферой обществен- ной жизни. К этому времени возникают научные лаборатории при университе- тах, на предприятиях, создаются государственные и частные научные центры. Наука становится социальным институтом, появляется потребность в осмысле- 5 нии ее истории, закономерностей, форм организации, развитии методологии научных исследований, т.е. появляется философия науки. Тема 1. Зарождение науки и основные этапы ее развития Ключом к пониманию сути и тенденций развития современной науки яв- ляется ее история. В историческом процессе развития науки можно выделить следующие основные этапы: Накопление преднаучных элементов знания в цивилизациях Древнего Востока. Зарождение прообраза европейской науки в трудах античных мыслите- лей. Становление образования и новых форм развития знаний в эпоху Сред- невековья и Возрождения. Формирование в XVII – XIX в.в. современного («новоевропейского») образа науки. 1.1. Накопление преднаучных форм знания на Древнем Востоке Формированию феномена науки предшествовал длительный, многотыся- челетний этап накопления простейших, преднаучных форм знания. Возникно- вение древнейших цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай), выразившееся в появлении государств, городов, письменности и др., способст- вовало накоплению значительных запасов медицинского, астрономического, математического, сельскохозяйственного, гидротехнического, строительного знания. Потребности мореплавания (морской навигации) стимулировали разви- тие астрономических наблюдений, потребности лечения людей и животных – древней медицины и ветеринарии, потребности торговли, мореплавания, вос- становления земельных участков после разливов рек – развития математиче- ских знаний и т.п. Зачаточным формам научного знания, накопленным на Древнем Востоке, были присущи следующие качества: Они носили разрозненный, рецептурный, утилитарно-прикладной характер (т.е. являлись конкретными предписаниями (рецептами) решения на- сущных практических проблем (определение местоположения и курса корабля в море, составление календарей, регулирование разлива рек, приручение и се- лекция животных, строительство зданий и сооружений и т.п.). Этим знаниям был также присущ сакральный характер. Они имели вид религиозных таинств, которые создавались и хранились жрецами, переда- вались не всем, а только избранным и служили средством власти и господства над народом. 1.2. Формирование прообраза европейской науки в трудах антич- ных мыслителей 6 Возникновение античного (древнего греко-римского) мира явилось гран- диозной культурно-цивилизационной мутацией в мировой истории. Именно здесь зародились такие характерные для цивилизации Запада феномены как ча- стная собственность, рыночные отношения, политическая демократия, свобода граждан и активная общественная жизнь, что разительно отличало античную цивилизацию от древних восточных деспотий. В эпоху античности усилиями таких мыслителей как Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Демокрит, Аристо- тель, Птолемей, Гиппократ, Гален, Эвклид, Архимед, Герон и др. был вырабо- тан прообраз будущей европейской науки. Следует отметить, что мыслители античного мира с большим уважением относились к знаниям, накопленным на Древнем Востоке (характерное изречение той эпохи – «Свет с Востока»). Они подолгу путешествовали и учились у восточных жрецов и магов. Однако под- ход к науке и учения, разработанные в античном мире, отличались принципи- альной новизной: Во-первых, в отличие от разрозненных наблюдений и утилитарных рецеп- тов, характерных для преднауки Древнего Востока, античные мыслители стремились к построению логически связных, внутренне согласованных, до- казательных систем знания – научных теорий. Во-вторых, эти теории не носили узко-практический, рецептурный харак- тер. Основным мотивом античных мыслителей было стремление понять коренные первоначала и принципы мироздания. Согласно Аристотелю теория – это такое знание, которое ищут ради него самого, а не для чисто утилитарных целей. Тем самым была осознана самоценность знания и ценность приобще- ния человека к знанию.Знаменитое высказывание Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже»весьма яркохарактеризует высокий статус науки, зна- ния, поиска истины в шкале ценностей мыслителей античного мира. В-третьих, процесс добывания и передачи знаний приобрел демократи- ческий характер. Научное знание разрабатывали и хранили уже не жрецы, а ученые, философы. Это знание уже не носило сакральный характер, ему могли обучаться все желающие и способные к этому люди. В эпоху античности были созданы первые научные школы: школа Платона (Академия), школа Аристоте- ля (Ликей), Александрийский «храм муз» (Мусейон) с большой библиотекой, где создавали свои математические и инженерные творения Евклид, Архимед, Герон и другие мыслители. Благодаря новому пониманию науки и качественно новым подходам к ее развитию античные мыслители сумели создать выдающиеся философские и ма- тематические теории, построить оригинальные космологические системы, за- ложить основы естествознания и ряда гуманитарных наук. Античное («аристо- телевское») понимание науки и ряд теорий этой эпохи пользовались непрере- каемым авторитетом многие столетия. И только начиная с эпохи Возрождения, стали предприниматься попытки выработать новое понимание науки и новые методы исследования, отвечающие потребностям зарождающегося капитализ- ма. Первым философом науки по праву можно назвать Аристотеля. Его роль в истории античной науки уникальна. Его учение пользовалось огромным авто- 7 ритетом не только в античном мире, но и в эпоху средневековья, и в после- дующие эпохи. Аристотель систематизировал и развил основные научные представления древности и античности, разработал методологию и логику научного исследо- вания, создал значительную научную школу. Он выработал представление о том, как правильно строить научное исследование. Согласно этому пред- ставлению работа ученого над предметом исследования должна состоять из следующих основных этапов: 1. Изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое критикой то- чек зрения и решений, предложенных предшественниками. 2. На основе историко-критического анализа должна быть дана четкая постановка проблемы, которую необходимо решить в исследовании. 3. Выдвижение собственной гипотезы, то есть способа решения проблемы. 4. Развитие предложенной гипотезы и ее обоснование с помощью логиче- ских аргументов и данных наблюдений. 5. Демонстрация преимуществ предложенного решения перед предшест- вующими. Аристотель также выработал представление о том, как должно выглядеть всесторонне обоснованное научное объяснение какого-либо явления или собы- тия. Развивая идею Демокрита о том, что каждое явление совершается с необ- ходимостью, по какой-либо причине (основанию), Аристотель разработал ти- пологию причин, которые необходимо выяснять в научном исследовании. Согласно этой типологии каждое явление обусловлено четырьмя видами причин: 1. Формальные - объясняющие структуру, форму, явления; 2. Материальные - обусловливающие субстрат, вещество, из которого состоит объект; 3. Движущие - причины возникновения данного явления или причины изменений, которые в нем происходят; 4. Целевые - зачем существует данное явление. Все эти достижения создали основу для последующего развития европей- ской науки и европейского способа мышления. Основные ограниченности античного («аристотелевского») образа нау- ки: 1. Науке античного мира был присущ геоцентризм. Она описывала мир как замкнутый, шарообразный Космос (Парменид), центром которого является Земля (Птолемей). 2. Несмотря на значительные успехи математики, большинство объектов естествознания изучались качественными методами. Область применения ма- тематики ограничивалась Аристотелем расчетами движения небесных тел (ас- трономия). Земные явления, считал он, познаются только качественными, нема- тематическими методами. По мнению Аристотеля «математика пригодна для предметов, у которых нет материи, а поскольку природа почти во всех случаях связана с материей, то математика не подходит для науки о природе». 8 3. Античной науке был присущ созерцательный характер. Ей была чужда идея научного эксперимента. Согласно Аристотелю научные теории должны строиться на наблюдении вещей в их естественном состоянии с помощью есте- ственных органов чувств. Аристотель считал, что «эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание». 1.3. Становление образования и новых форм развития знаний в эпохи Средневековья и Возрождения (Ренессанса) Эпоха Средневековья (V – XV в.в.), наступившая после крушения антич- ного (греко – римского) мира, характеризуется резким упадком цивилизации и духовной культуры. После гибели Западной Римской империи в 476 г. в резуль- тате нашествий варваров, доминирующую роль во всех сферах духовной жизни европейских государств начинает играть религия (христианство). Собирание и систематизация уцелевших достижений античной учености начались в средневековых монастырях. Начиная с VI в. при монастырях начали возникать школы, осуществлявшие образовательную подготовку священнослу- жителей и дававшие также некоторые урезанные элементы светского образова- ния, необходимые для богослужебной практики (изучение латинского языка, элементов риторики и т.п.) В IX в. под началом епископа Льва Математика была открыта высшая школа, где собирались хранившиеся в разных монастырях старинные книги и осуществлялось изучение математики и механики. Начиная с XI в. из монастырских школ |